РАБОТА В НАПРАВЛЕНИИ БАНКРОТСТВА

Попытки минземимущества (государство - основной собственник фабрики) во главе с новым директором ОАО «ПП «Швейник» Ренатом Миннуллиным спасти старое советское предприятие легпрома не увенчались успехом. На днях вступило в силу решение Арбитражного суда о введении начальной процедуры банкротства на фабрике – наблюдения. Временным управляющим утвержден опытный арбитражник Ильфар Сабиров - член НП «СРО «ГАУ».

Напомним, что «Швейник» стал героем одного из громких скандалов конца прошлого года. Тогда, в конце декабря 2011 года, работницы фабрики пригрозили забастовкой и рассказали о том, что долги по зарплате достигли в общей сложности более 3 млн. рублей.

Спустя несколько дней на предприятии сменился директор. Миннуллин оказался здесь седьмым руководителем за последние три года. Он опытный арбитражный управляющий (на его счету сопровождение банкротств ряда предприятий группы "Нур"). В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, в каком плачевном состоянии находится предприятие, а также о том, как прежние управленцы забрали в счет долгов по зарплате оргтехнику и что основные активы - недвижимость в залоге у банка "БТА-Казань".

«Не может быть так, чтобы предприятие с таким именем, таким количеством хороших специалистов так сильно ушло в долги. Единственный вариант - работа или не велась, или велась в другом направлении», - размышлял Миннуллин и обещал найти причину проблем предприятия.

АНАЛИЗЫ ВСЕ РЕШАТ

Но в итоге 5 марта татарстанский арбитраж выносит решение признать ОАО «ПП «Швейник» банкротом. Миннуллин, столкнувшись с суровой реальностью, не смог (скорее, не захотел) комментировать произошедшее. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» пытались узнать об официальной позиции стороны всю прошлую неделю, но безуспешно. Электронная почта «Швейника» не работала, девушка в приемной на протяжении всех этих дней говорила о том, что руководства нет на месте. А на запрос по факсу ответа на момент публикации материала наше издание так и не получило.

Минземимущества РТ, хранившее молчание несколько дней, в итоге прислало следующий ответ (приводим его текст полностью):

«В отношении ОАО «ПП «Швейник» определением Арбитражного суда РТ от 11.03.12 №А65-3173/2012 введена процедура наблюдения. Данным определением утвержден временный управляющий ОАО «ПП «Швейник» Сабиров Ильфар Каримович.

В настоящее время внешним управляющим Сабировым И.К. с целью обеспечения сохранности имущества предприятия проводится анализ финансового состояния предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия проводится в целях определения достаточности принадлежащего предприятию имущества для покрытия судебных и иных расходов, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия.

Проведение такого анализа дает возможность предложить конкретные меры по восстановлению платежеспособности предприятия либо сделать однозначный вывод о невозможности ее восстановления.

Рассмотрение отчета внешнего управляющего ОАО «ПП «Швейник» Сабирова И.К. назначено Арбитражным судом РТ на 20.08.2012.»

Как известно, после вхождения предприятия в процедуру банкротства бодрящая формулировка «восстановление платежеспособности» практически ничего не значит. Недаром даже первый президент РТ, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев констатировал, что процедура несостоятельности - это последний гвоздь в крышку гроба предприятия. Похожие мысли высказывал и нынешний глава республики.

ВСЕ ПОЙДЕТ С МОЛОТКА

Последнюю точку в вопросе поставил глава минземимущества РТ Азат Хамаев, который в минувшую пятницу беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» признал, что предприятие решено ликвидировать, а имущество выставить на торги.

«Банкротство - это вынужденная мера. У предприятия много долгов. Ситуация со «Швейником» длится лет пять. Сразу с моим приходом в минземумущество мне дали поручение разобраться с проблемами предприятия - сначала Минтимер Шарипович, потом Рустам Нургалиевич. Сейчас мы выплатили все долги по зарплате. Единственные, кому мы остались должны, - это уволенные главный бухгалтер и директор. Сейчас на предприятии работает около 50 человек. Они все поставлены в известность, и все будут уволены до 1 июня. Затем последует полностью ликвидация предприятия, - рассказал министр. - Площади предприятия продаем для погашения долгов. Причина ликвидации проста - предприятие выпускает неконкурентоспособную продукцию. Предприятия «Швейник» больше не будет. Если появятся инициативные люди и захотят приобрести оборудование, то на торгах это можно будет сделать. К нам уже обратилась служба исполнения наказаний, она просит швейное оборудование. Сооружения и здание не пропадут. Будут проданы. Но там предстоят серьезные вложения в капремонт. Так, например, крыша течет».

Отметим, что у «Швейника», помимо устаревшего оборудования, есть по-настоящему ценный актив – это здание площадью 5,4 тыс. кв. м в центре Казани, на улице Парижской Коммуны, 25. В ходе разгоравшегося минувшей зимой скандала эксперты и источники «БИЗНЕС Online», знакомые с ситуацией, выдвигали версии, что, возможно, некие силы умышленно ведут предприятие к банкротству для последующей продажи здания. И вот версия с продажей здания подтвердилась. Подобное здание, по экспертным оценкам, может стоить от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.

DSC02609.jpg
Банкротство «Швейника» предугадывалось давно, еще пять лет назад, но минземимущества оказалось неэффективным собственником

«ПОКА ДЕЛА ИДУТ ПЛОХО…»

Согласно базе данных Арбитражного суда РТ, инициатором банкротства стало само предприятие. В определении суда говорится, что «сумма требований кредиторов должника по денежным обязательствам составляет 52 332 000 рублей, остаточная стоимость имущества должника, находящегося под арестом по исполнительному производству, составляет сумму 50 878 000 рублей». В итоге суд констатировал, что «удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами».

Назначенный на заседании суда временный управляющий предприятия Ильфар Сабиров корреспонденту «БИЗНЕС Online» пояснил, что кредиторы претензии к предприятию пока еще не предъявили. «У них на это есть время до 23 апреля, потом судья будет решать, что дальше: внешнее управление, финансовое управление или конкурсное производство, – сказал Сабиров. - На сегодняшний день из кредиторов пока никто не обратился. Насколько мне известно, все долги по зарплате предприятие выплатило. Моя главная задача сегодня – сделать подробный финансовый анализ, но к работе полноценной можно будет приступить, когда будет ясно, сколько кредиторов, какая точно сумма долга у «Швейника». Пока дела идут плохо, несмотря на то, что новое руководство по максимуму принимает меры по спасению предприятия».

«МИНЗЕМИМУЩЕСТВО ОКАЗАЛОСЬ НЕЭФФЕКТИВНЫМ СОБСТВЕННИКОМ»

Ситуацию со «Швейником» газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты. Они, с одной стороны, отметили, что фабрика действительно полностью зависела от госзаказа минобороны РФ, а с другой - видят и вину минземимущества, которое за пять лет так не приняло кардинальных шагов по переориентированию предприятия на рынок и его модернизацию.

Татьяна Федорова - председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Татарстана:

- Банкротство «Швейника» предугадывалось очень давно. Еще пять лет назад было понятно, что все к этому идет. 100 процентов акций было у государства, а оно в лице минземимущества оказалось неэффективным собственником. Только за последние два года сменились пять исполнительных директоров на этом предприятии, которые ничего не понимали в швейной промышленности и не могли стратегически грамотно выстроить работу на предприятии. Тем более что это предприятие особенное. Оно всегда работало по оборонному госзаказу. На рынок они работали десять лет назад, а потом с рынка ушли, так как был такой период в моде, когда пальто востребованы не были. Тогда они перешли только на бартерный заказ. А это чревато большими опасностями, потому что сегодня заказ есть, а завтра его нет. Проблемы, в частности, указанные мною выше, копились постепенно и привели к такому результату. Те же, кто работает на рынок, более поворотливы, так как перестраиваются под нужды рынка. Для того чтобы ситуация не повторилась с другими производителями одежды, нужны федеральные налоговые льготы. Как минимум все предприятия надо перевести на упрощенную систему налогообложения.

Екатерина Кожевникова – представитель швейного объединения «Бросско» (Набережные Челны):

- К сожалению, ситуация со «Швейникам» была вполне прогнозируема. Сегодня производить одежду на рынке Татарстана вообще не выгодно. Никаких льгот нет, а потребитель покупает импортное: выходит дешевле. Ну если льготы не вводить, государство могло хотя бы мониторить рынок, чтобы понять, что нужно потребителю. А при малейших изменениях - тут же реагировать. Ведь очень много сегодня поставщиков. Складывается ощущение, что Татарстану вообще не надо шить. Впрочем, так и есть. Предприятию сегодня, чтобы выжить, приходится отслеживать все модные новинки, быть в курсе всего, иначе покупатель уйдет. «Швейник» не учел всех этих нюансов, так как с рынка ушел. И это при том, что у него была господдержка. Сегодня предприятиям без нее очень сложно.

Справка

ОАО «Производственное предприятие «Швейник»

Генеральный директор – Ренат Миннуллин.
Численность персонала – 101 человек (до момента банкротства).
В 2010 году выручка от реализации продукции составила 16,8 млн. рублей. Убыток - 21,7 млн. рублей.
100% акций принадлежат минземимущества РТ.

В 1931 году в бывшем здании типографии, по улице Парижской Коммуны, была создана фабрика индивидуального пошива №4. В то время фабрика состояла из трех ателье с общим количеством работающих 150 человек. В августе 1941 года в этом же здании разместилась швейная фабрика №3 по пошиву военных шинелей, гимнастерок, парашютов, шапок-ушанок, сумок для противогазов, телогреек для военных, организованная на базе ранее ликвидированной фабрики №6. Чуть позже обе эти фабрики объединились, и образовалась единая фабрика №3. Через двадцать лет создалось объединение из фабрик №3, 4, 8. Фабрика №8 специализировалась полностью на одежде для военнослужащих, это были куртки, брюки и шинели.

В 1975 году образовалось новое большое предприятие – Татарское производственное швейное объединение по выпуску верхней одежды, в которое и вошли швейные фабрики №3, 8, фабрика головных уборов №12 и Кукморская швейная фабрика, численностью 5600 человек. В 1993 году создается объединение «Киемнэр» численностью 11,5 тыс. человек, включающее в себя фабрики: №3 по пошиву верхней одежды, №8 по пошиву военной продукции, №9 по пошиву костюмов, №10 по пошиву детской одежды и постельного белья, фабрику головных уборов №12 и Кукморскую, Чистопольскую, Зеленодольскую швейные фабрики (всего - 11 фабрик).

В октябре 1996 года АО «Киемнэр» признается банкротом, и в 1997 году создается ГУП «Киемнэр-Данлы» на базе имущества АО «Киемнэр». В 2003 году предприятие было преобразовано путем приватизации в открытое акционерное общество «Производственное предприятие «Швейник», 100% владельцем акций и единственным учредителем которого является государство в лице министерства земельных и имущественных отношений РТ.