«Двадцатка» хорошо показала, что в мире сейчас образовались две явственные сверхдержавы, которые будут пытаться каким-то образом урегулировать свои отношения. Так или иначе. А все остальное — в некотором смысле антураж. Включая и Россию, и нашу специальную военную операцию», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» начавшийся в Индонезии саммит «Группы двадцати» (G20). Форум официально открылся ночью, но, пожалуй, главные события уже произошли: Байден и Си Цзиньпин провели первые переговоры, а мировые лидеры осудили Москву и договаривались, как усадить неприехавшего Владимира Путина за стол переговоров. По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, все больше стран убеждается в том, что боевые действия спровоцировал Запад.
Согласно программе, лидеры G20 должны обсудить вопросы продовольственной и энергетической безопасности. Ожидаемо эти вопросы ушли на второй план, и саммит свелся к двум ключевым трекам — встреча Си Цзиньпина и Джо Байдена и все, что связано со спецоперацией на Украине
Си и Байден ищут «правильный курс», а Шольц «переиграл» Макрона
Формально двухдневный саммит «Группы двадцати» (G20) начался в Индонезии минувшей ночью, однако события начали разворачиваться еще накануне. Сначала российскую аудиторию встревожили вбросы западных информагентств, которые лично «госпитализировали» руководителя российской делегации, министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Вскоре появилось видео с опровержением, на котором министр советует иностранным журналистам «быть все-таки почестнее, чем они есть», и благодарит россиян за поддержку внешней политики, которую определяет президент России.
Владимир Путин не поехал на остров Бали, поскольку в данных обстоятельствах приоритет — нахождение главы государства в Российской Федерации, накануне объяснил Кремль. Мировые лидеры, как показалось, даже немного расстроились из-за отсутствия Путина. «Было бы хорошо, если бы президент Путин поехал на саммит G20… Но тогда ему пришлось бы столкнуться со всеми вопросами и всей критикой, которая была сформулирована многими странами мира. Наверное, поэтому он и не поедет», — предположил канцлер ФРГ Олаф Шольц. «Я бы хотела, чтобы президент Путин был здесь, чтобы мы могли поговорить с ним лицом к лицу», — призналась накануне в интервью Bloomberg глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Другой вопрос, нужен ли такой разговор Путину и что обсуждать. Вероятно, Кремль посчитал, что говорить пока не о чем.
Согласно программе, в первый день лидеры G20 должны обсудить вопросы продовольственной и энергетической безопасности, а также глобальную архитектуру здравоохранения. Ожидаемо эти вопросы ушли на второй план, и саммит свелся к двум ключевым трекам — первая встреча недавно переизбранного председателя КНР Си Цзиньпина и американского лидера Джо Байдена и все, что связано со спецоперацией на Украине. Европейцы следят за отношениями Шольца и президента Франции Эмманюэля Макрона, которые переживают непростые времена. Кремлевский пул подсчитал, что пока на форуме счет 2:0 в пользу Шольца: сначала Макрону дали для передвижения Gelandewagen, а потом канцлер опередил француза при рукопожатии с Байденом.
Встреча Байдена и Си продлилась три часа, и для американцев был важен сам факт первых переговоров, особенно на фоне осложненных отношений и провокационного визита американской делегации на Тайвань
Что касается встречи Байдена и Си, она продлилась три часа, и для американцев был важен сам факт первых переговоров, особенно на фоне осложненных отношений и провокационного визита американской делегации на Тайвань. На встрече китайский лидер отдельно указал Байдену на то, что независимость Тайваня невозможна. Более того, китайский лидер подчеркнул, что политика властей США по насаждению в мире так называемой демократии «авторитарным режимам» морально устарела. Наконец, Си призвал наметить правильный курс отношений, потому что их текущее состояние — не то, чего ожидает международное сообщество.
Байден в ответ как будто сделал одолжение Си: «Думаю, мир ждет от нас, что мы будем способны работать вместе. И США готовы именно к этому, работать с вами, если вы этого желаете». По итогам встречи американский лидер рассказал, что беседа получилась открытой и честной, он попытался убедить Си, что политика в отношении Тайваня не изменилась. «Мы будем энергично конкурировать, но я не ищу конфликта», — подчеркнул президент. По данным AFP, Макрон попросил Си повлиять на подход России к украинскому урегулированию и вернуть Путина за стол переговоров. Что ответил Си, Елисейский дворец не уточнял.
Традиционного для подобных саммитов общего фото на этот раз не было. Церемонию отменили из-за отказа глав США и ряда европейских стран фотографироваться с Лавровым, сообщило агентство Kyodo со ссылкой на индонезийских чиновников. Одна из главных интриг саммита — как будет выглядеть итоговое заявление лидеров стран. До начала мероприятия издание Politico писало, что президент Индонезии Джоко Видодо призывал лидеров западных стран смягчить риторику в отношении РФ для того, чтобы российская сторона согласилась на принятие итоговой резолюции. Бразилия, Индия, Китай и Саудовская Аравия не хотят осуждать Россию в итоговой декларации, а Пекин «сочтет невозможной» любую критику в адрес РФ, писала газета. Reuters со ссылкой на проект итогового коммюнике указывает, что большинство стран решительно осудили конфликт на Украине, но были и другие мнения. По данным Financial Times, в итоговом заявлении содержится осуждение ситуации на Украине и отвергается «эпоха войны». По информации ANSA, страны выразили «сожаление» из-за роста цен на энергоносители, продукты питания и инфляции.
Сергей Лавров не стал покидать зал во время выступления Зеленского, а в своем выступлении указал, что Россия на Украине воюет с неонацистами. Лавров подтвердил, что Москва готова к переговорам. Однако «украинская сторона категорически отказывается от каких-либо переговоров»
Лавров: требования Зеленского нереалистичны и неадекватны
Президент Украины Владимир Зеленский выступил перед лидерами «Большой двадцатки» в формате видеосвязи. Как отмечает Bloomberg, глава МИД РФ не стал покидать зал и выслушал заявление украинского лидера. По словам Зеленского, сейчас настало время, когда конфликт с Россией «может быть остановлен». При этом украинские власти не пойдут на подписание соглашений, подобных «Минску-3», поскольку стране нужны гарантии безопасности. По ним Россия должна подтвердить территориальную целостность Украины, вывести свои войска, выплатить компенсацию за причиненный ущерб и провести обмен по формуле «всех на всех». И только после этого мирный процесс станет возможен.
В связи с этим Зеленский призвал провести Киевскую международную конференцию, чтобы «закрепить ключевые элементы архитектуры безопасности на евроатлантическом пространстве, включая гарантии для Украины». Главным ее итогом должно стать подписание Киевского договора по безопасности. Для переговоров с Россией после окончания боевых действий можно использовать формат зерновой сделки, считает Зеленский. «Есть ООН и две стороны соглашений. С одной стороны — Украина, Турция и ООН, с другой — Россия, Турция и ООН», — пояснил он. По словам президента, зерновая сделка может стать бессрочной, «независимо от того когда закончится война».
Выступление президента Украины на саммите шло в записи и длилось значительно дольше положенного времени, заметил в свою очередь глава МИД России Лавров, комментируя итоги участия во встрече. «Выступление было в записи, длилось 20 минут, хотя каждому участнику давали примерно три минуты, с тем чтобы все успели высказаться», — сказал он журналистам. Агентство Bloomberg отдельно отметило, что глава российской делегации не стал покидать зал во время выступления Зеленского, а в своем выступлении указал, что Россия на Украине воюет с неонацистами. Лавров подтвердил, что Москва готова к переговорам. Однако «украинская сторона категорически отказывается от каких-либо переговоров и выдвигает условия, которые заведомо нереалистичные и неадекватные в этой ситуации». Министр также назвал слухами сообщения о том, что мирные переговоры готовят США.
Как оказалось, на полях саммита Лавров провел короткие беседы с президентом Макроном и Шольцем. «Я напомнил, что все проблемы находятся на украинской стороне, которая категорически отказывается от каких-либо переговоров и выдвигает условия, которые заведомо нереалистичны и неадекватны в этой ситуации», — сказал Лавров. По его словам, работа над итоговой декларацией саммита практически завершена. Запад добавил туда фразу, что многие делегации осудили Россию и обвинили в «неспровоцированной агрессии», а «мы добавили, что были и альтернативные точки зрения». Чем больше страны Запада говорят «неспровоцированная агрессия», тем больше все понимают, что «агрессия как раз спровоцирована ими же», подчеркнул Лавров.
«Никаких решений от саммита G20 ожидать не стоит, потому что вообще G20 — это не исполнительный орган, а скорее консультативный. Не только сейчас, а в принципе»
«Решение отправить Лаврова — это, по сути, попытка отметиться, но не участвовать»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали, что нынешний саммит означает для РФ и чего ждать от форума.
Федор Лукьянов — главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума совета по внешней и оборонной политике:
— Никаких решений от него (саммита G20 — прим. ред.) ожидать не стоит, потому что вообще G20 — это не исполнительный орган, а скорее консультативный. Не только сейчас, а в принципе. В отсутствие Путина, естественно, главное внимание было отдано встрече Байдена и Си Цзиньпина. И в общем, мне кажется, эта «двадцатка» хорошо показала, что в мире сейчас образовались две явственные сверхдержавы, которые будут пытаться каким-то образом урегулировать свои отношения. Так или иначе. А все остальное — в некотором смысле антураж этого всего, хотя и важно. Включая и Россию, и нашу специальную военную операцию.
Что касается финального документа, который якобы в целом согласован. Если РФ его поддержит, значит, там будут использованы достаточно обтекаемые формулировки. Так сказать, осуждение не России, а войны. Такая дипломатическая эквилибристика. Но это ни о чем не говорит, потому что позиции всех участников известны. Собственно говоря, сказать, что кто-то поддерживает РФ в ее действиях, нельзя. Но есть страны, которые ее резко осуждают и всячески противодействуют, — это западные страны. А есть государства, которые в целом, не будучи в восторге от происходящего, не считают возможным и нужным вмешиваться и каким-то образом воздействовать на Россию. В «двадцатке» таких стран примерно пополам. Поэтому я думаю, что итоговый документ и будет примерно отражать такую расстановку сил.
Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:
— Особых ожиданий от G20 быть не должно, потому что данный саммит — это все-таки, напомню, площадка для работы министров финансов разных стран, которые ищут общие точки соприкосновения для решения финансовых прежде всего проблем. А так как политические проблемы, безусловно, оказывают влияние на решение финансовых проблем, то касаются и политических вопросов. Но нынешний саммит пытались превратить в площадку для того, чтобы третировать Российскую Федерацию. Началось все с фейк-ньюс западных агентств в отношении Сергея Лаврова, а закончилось беззубым коммюнике, где сказано, что война — это плохо. Кто бы сомневался? Кто бы, что называется, противоречил этому? И еще сказано, что применение ядерного оружия осуждается разными странами. Ну кто бы сомневался?!
Проблема на самом деле в том, что призывают к миру те страны, которые, собственно, вооруженный конфликт и развязали. Я имею в виду западные страны, которые в течение 8 лет поддерживали гражданскую войну на Украине и стимулировали ее, по сути, оплачивая. Что весьма странно. Вот это меня на саммите удивило. То, что западные страны имеют наглость пытаться переложить свою вину на Россию, находясь при этом, что называется, по локоть в крови. Стоило ли РФ вообще участвовать в нынешнем саммите? Стоило! Мы не должны отказываться ни от одной площадки, на которой можем сейчас донести мировому сообществу нашу позицию.
Павел Салин — политолог:
— От саммита G20 для России ожидать ничего не стоит. Запад принял решение по РФ еще до данной встречи и менять его не будет. Поэтому на саммите G20 России, несмотря на присутствие Лаврова, как таковой нет. Именно по этой причине, которая является основной, Владимир Путин и проигнорировал мероприятие. Потому что, если бы он приехал, было бы слишком явно, что его игнорируют часть мировых лидеров, западная часть. Ну и восточная тоже, но это было бы менее ярко выражено. Поэтому саммит, несмотря на то что там рефреном будет звучать тема России в контексте боевых действий, их неприемлемости и всего прочего, в принципе, российским властям ничего не принесет. Решение уже принято.
Стоило ли тогда вообще участвовать? Россию на этом саммите, ее позицию особо не замечают. А сама она в этой встрече, повторюсь, и так не участвует. Потому что если по правилам глава страны, президент не может участвовать в саммите, то участвует второе лицо в государстве. В РФ это премьер-министр. А на саммит поехал министр иностранных дел. Это не то чтобы нарушение правил, но тоже сознательное понижение уровня. Поэтому нельзя сказать, что Россия полноценно принимает участие в саммите G20. Решение отправить Лаврова — это, по сути, попытка отметиться, но не участвовать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.