Уже превратившийся из молодого и талантливого режиссера в серьезную силу в татарском театре Айдар Заббаров представил на большой сцене театра им. Камала новый спектакль — «Рәшә» («Марево») — собственную инсценировку известной психологической повести татарского классика Амирхана Еники. Действие происходит в Казани в период Великой Отечественной войны, а в центре внимания — любовные отношения случайно встретившихся не попавшего на фронт заводского снабженца и актрисы. Судя по премьерным показам, несмотря на лучшие актерские силы и яркую сценографию, успеха своих предыдущих постановок Заббарову повторить не удалось. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Начало спектакля перекликалось с современностью: обычная татарская семья в период Великой Отечественной войны отправляет на фронт троих сыновей и с замиранием сердца ждет от них весточки
Стахановец от татарского театра
Настоящие стахановские темпы работы в конце 2022-го демонстрирует Айдар Заббаров. Начиная с конца октября режиссер театра им. Камала выпускает уже третью (!) премьеру.
Сначала был блестящий спектакль «Көл» («Пепел») на родной сцене по пьесе японца Коки Митани, словно созданной специально для современного российского театра, вновь и быстрыми темпами осваивающего эзопов язык. Затем был не бесспорный, но остроумный и талантливый «Музей» (на русском языке) по пьесе Евгения Водолазкина в особняке Демидова, где фигурировали имена Иосифа Сталина и Сергея Кирова. Однако самой амбициозной постановкой изначально выглядела «Рәшә» («Марево»), премьера которой состоялась на большой сцене театра им. Камала в минувшие выходные. Судите сами: известный текст национального классика Амирхана Еники, произведения которого никогда не ставились в главном татарском театре, 3,5 часа действа и больше двух десятков действующих лиц, где даже в маленьких ролях задействованы звезды камаловской труппы. Добавьте еще к этому фигуру Заббарова, который не скрывает своей искренней любви и почтения к национальной литературе и умеет работать с такими текстами.
Кстати, Заббаров выступил в «Рәшә» и в качестве автора инсценировки, где использовал и другие произведения Еники. А еще в спектакле есть персонаж Яруллин (Фаннур Мухаметзянов) — руководитель самодеятельной актерской труппы, причем не просто Яруллин, а Табрис Яруллин — полный тезка известного татарского активиста, экс-главы всемирного форума татарской молодежи. Самому действию это мало что дает, но прикол от режиссера/драматурга засчитан.
И еще одно вводное замечание. Любопытно, но при всей разности трех спектаклей Заббарова последних месяцев все они, так или иначе, пытаются осмыслять события, происходившие в стране во второй четверти XX века, выделяя в них универсальные черты, характерные и для дня сегодняшнего. То ли режиссер, как и многие его коллеги в разные эпохи, попал под темное обаяние того времени, то ли говорить впрямую о дне сегодняшнем нынче со сцены — это штука чересчур смелая, если вы, конечно, не делаете какой-то глупый водевиль.
Главные герои живут в Казани, а действие происходит в разгар войны, в 1943–1945 годах
«Лучше меньше, да лучше»
Впрочем, начало спектакля перекликалось с современностью: обычная татарская семья в период Великой Отечественной войны отправляет на фронт троих сыновей и с замиранием сердца ждет от них весточки. И одному из них по пути из госпиталя удается на час отпроситься домой, когда поезд прибыл на станцию недалеко от его деревни. Но молодому человеку не удается повидаться с любимой — девушка прибегает уже после отправления состава… И она, и родные солдата остаются на перроне с горечью в душе, так и не поняв, было то явью или сном. В этот момент все актеры вдруг выбегают на сцену для поклонов…
Таким трюком Заббаров решил обыграть начало истории любви актрисы Рашиды (Гузель Шакирова) и оказавшегося негодным к военной службе снабженца Зуфара (Алмаз Бурганов).
Главные герои живут в Казани, а действие происходит в разгар войны, в 1943–1945 годах. Правда, встретились они в деревне, куда Рашида приезжает с гастролями, а он — по рабочим делам. Сразу в глаза бросается внешний вид Зуфара, который одет как герой популярного английского криминального сериала «Острые козырьки»: кепка, твидовый костюм-тройка, белая рубашка, галстук и пальто. Слишком модно и богато для советского человека той эпохи, зато такое же дерзкое поведение, как и у западного гангстера, и склонность к спекуляции разными товарами.
Сразу в глаза бросается внешний вид Зуфара, который одет как герой популярного английского криминального сериала «Острые козырьки»: кепка, твидовый костюм-тройка, белая рубашка, галстук и пальто
В длинном спектакле собственно действия оказалось не так много. До антракта зрители в основном узнавали какие-то мелкие бытовые подробности из жизни главных героев, близость между которыми случилась в первую же встречу. Зато можно было проникнуться сущностью героя Бурганова в сценах, где он перетаскивает краденый товар или его мать пересчитывает деньги. А еще было непривычно много для татарского театра интимных любовных сцен, хотя и довольно условных, так что событием они не стали.
Самым эмоциональным моментом «Рәшә», пожалуй, стали откровения Рашиды о своей непростой жизни (развод, отсутствие работы в театре, безденежье) и признание в любви Зуфару, сидя на стуле в одном неглиже. Но внутренний мир главного героя так и остался загадкой — почему он стал таким черствым, эгоистичным, жадным до денег и расчетливым мужчиной, который готов отказаться от искренних чувств ради женитьбы на статусной и покорной девушке. И почему он считает себя лучше любимой женщины, в то время как за душой у него только наворованное? Эти вопросы так и висели в воздухе на протяжении всей без малого четырехчасовой постановки.
Самым эмоциональным моментом «Рәшә», пожалуй, стали откровения Рашиды о своей непростой жизни (развод, отсутствие работы в театре, безденежье) и признание в любви Зуфару, сидя на стуле в одном неглиже
В «долгоиграющем» моменте спектакле чувствовалась скорее тяжелая рука Фарида Бикчантаева и его недавней постановки «Болганчык еллар. Мөһаҗирләр» («Муть. Мухаджиры»). Исчезла куда-то динамичность сцен, обычно присущая работам Заббарова. Правда, сохранился отменный музыкальный вкус и умение работать с оригинальной сценографией (художник — Булат Ибрагимов). Если в замечательном спектакле по Гаязу Исхаки «Тормышмы бу?..» одними из главных «героев» стали тюки с сеном, то на этот раз сцену заполнили морские контейнеры, которые становились то складом, то домом, что очень гармонировало с ростовщическим духом главного героя.
В общем, «Рәшә» при всех масштабных силах, задействованных в спектакле, пока больше напоминает лабораторный эскиз на 3,5 часа. Интересно будет посмотреть, к чему придет этот спектакль, скажем, через год. А пока режиссеру Заббарову, видимо, стоит напомнить название одной из поздних работ Владимира Ленина, со смертью которого и начинается та эпоха, которую он исследует в своих последних спектаклях: «Лучше меньше, да лучше».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.