erid: Pb3XmBtzsyiHv6wJa7xX4gu33yA8VVgE9mkp5uQ
«Главный кайф в спортивных танцах — никогда не поздно начать ими заниматься и достичь впечатляющих успехов», — говорит основательница сети студий пластики и танца «ШАДА» Дарья Шарова. Материал для выводов у хореографа огромный — за 10 лет существования через ее студии прошли порядка 10 тыс. человек! О том, как изменилась жизнь «ШАДА» после двойного «золота» на чемпионате мира во Франции, что теперь, после санкций, ждет международный проект «ЯТАНЦЕВАСТЕЕ» и когда к нам в Казань вновь приедут зарубежные топ-хореографы, Дарья рассказала в своем интервью.
Дарья Шарова: «В первую очередь в студию пластики и танца Дарьи Шаровой пришли дети, с которыми я занималась ранее»
«Наказываем за пропуски жестко, вплоть до отчисления»
— Дарья, в этом году исполняется 10 лет с момента старта проекта ваших школ-студий. С чего все начиналось?
— С забавной истории с вывеской на двери первой студии в полуподвальчике, где я была изображена в полный рост — стояла, вытянув ногу вверх, в шпагате. Как мне сказали в управлении архитектуры города: «Дарья Александровна, согласовываем ТАКОЕ только из уважения к вам как абсолютной чемпионке Татарстана, мастеру спорта по художественной гимнастике». На первый набор пришли 100 человек. Я так расстроилась, до слез! Думала, в 10 раз больше придут, так как предварительно полгорода оббегала, везде, где можно, рассказывала об открытии студии. Хотя, конечно, потом поняла, что нужно было, наоборот, прыгать от радости, ведь только стартовали — и сразу столько желающих.
— Вас тогда ведь уже хорошо знали в Казани?
— Да, до этого момента я много где работала, в одной только школе олимпийского резерва «Приволжанка» у меня была группа в 50 человек. Поэтому в первую очередь в студию пластики и танца Дарьи Шаровой пришли дети, с которыми я занималась ранее. Дело в том, что я в основном вела кружки дополнительного образования при школах, вузах, дворцах культуры и отношение было соответствующим — как к чему-то необязательному. То зала свободного нет, то ребята занятия пропускают. Несерьезно. И я решила открыть профессиональную хореографическую студию, чтобы точно вырастить чемпионов. Поделилась идеей с родителями своих учеников, и несколько человек почти полностью взяли на себя первоначальное финансирование проекта.
«Цель изначально стояла не денег заработать, а получить результат — профессиональный успех моих учеников. Поэтому разовых занятий у нас никогда не было»
— То есть, выражаясь деловым языком, объявили краудфандинг. Сейчас вы вышли на уровень прибыльного бизнеса, окупаемости?
— У нас до сих пор нет статуса коммерческой организации, то есть мы не имеем права получать прибыль. Что зарабатываем — вкладываем в развитие. Да и цель изначально стояла не денег заработать, а получить результат — профессиональный успех моих учеников. Поэтому разовых занятий у нас никогда не было. Как бы это ни не нравилось отдельным людям, мы сразу подписываем договор на год обучения, не делаем перерасчетов, наказываем за пропуски жестко, вплоть до отчисления. Пропустил неделю — значит, как минимум не сможешь участвовать в ближайшем концерте. У нас непрерывный образовательный процесс, как в школе, есть период учебы и есть время каникул. Не получится так, что захотели, посреди года поехали отдохнуть, а потом вернулись…
— Сколько студий работает под брендом «ШАДА»? Предложения о франшизе рассматриваете?
— В 2022 году в школе пластики и танца Дарьи Шаровой прошел ребрендинг, и теперь под брендом Академия танца «ШАДА» работает все пять филиалов-студий, они находятся в Казани: в Приволжском районе — в спорткомплексе «Зилант», две в Советском, на Ахметзянова и Камалеева, в Вахитовском — на Япеева и наша головная студия, на Хади Атласи. За каждой студией закреплена своя команда педагогов, есть специализация — хип-хоп или контемпорари, брейк-данс или эстрадный танец. Так что всегда есть выбор, куда записать ребенка.
В данный момент ищем помещение, чтобы открыться на Квартале, в Иннополисе тоже была одна студия, но пришлось ее закрыть. Меня часто спрашивают о франшизе, все 10 лет, что мы работаем. Но я очень дорожу качеством, боюсь его потерять, поэтому обычно отказывала. Правда, недавно пришло предложение открыть под нашим брендом студию в Турции, и я не смогла устоять перед такой перспективой — сразу представила, как было бы хорошо отправлять туда на полгода-год работать наших педагогов. Но пока все на уровне обсуждения условий.
«Мы принимаем до 17 лет. В этом-то и прелесть танца как вида спорта — у нас нет понятия «слишком поздно начинать», как, например, в художественной гимнастике»
«Наши чемпионки получили от республики премии и годовые стипендии»
— С какого возраста к вам можно прийти, привести ребенка?
— Обычно приводят с трех, но я советую лучше с четырех лет. Малыши слушают музыку, делают растяжку. Кто на контемпорари — упор на стопы, плавность движений, осанку, лепим «балетные формы». А в хип- хопе начинаем раскачивать ощущение ритма, мышечную силу.
Мы принимаем до 17 лет. В этом-то и прелесть танца как вида спорта — у нас нет понятия «слишком поздно начинать», как, например, в художественной гимнастике. К нам можно прийти в любой момент и через 7 лет получить диплом об окончании школы. Даже начав в 14 лет, есть перспектива за короткое время получить звание мастера спорта, выиграв определенные чемпионаты от федерации фитнес-аэробики. И по разрядам двигаешься гораздо быстрее — так, сейчас у нас 15 детей имеют первый взрослый разряд.
— Всех берете?
— Нет. Это обычно самое сложное — позвонить с отказом. Есть и другие ситуации — когда в семье разногласия по поводу перспектив. Например, бабушка записала, а мама считает, что у ребенка вообще нет способностей. И та бывает удивлена, когда через три года ее ребенок начинает танцевать очень прилично по сравнению с теми, кто не занимался. Секрет — постоянство. Дети приходят, слышат отличную музыку, у них классные преподаватели, красивые костюмы, это их цепляет, и, если они занимаются в кайф, постоянно, успех неизбежен.
«Секрет — постоянство. Дети приходят, слышат отличную музыку, у них классные преподаватели, красивые костюмы, это их цепляет»
— Отсев есть?
— Да, есть ежегодные просмотры для всех, без исключения. Даже если ты посещаешь студию в течение 7 лет, на 8-й год, в конце лета, будь добр, перед началом занятий покажись комиссии преподавателей. И это еще один момент, который не всем нравится. Но мы это делаем для блага самих же ребят, чтобы подобрать соответствующую группу. В подростковом возрасте всего за одно лето из-за гормональной перестройки организм может кардинально измениться. Кто-то резко вырастает, худеет или набирает вес. А кто-то все лето усиленно тренируется, ездит в наши лагеря и приходит на две головы выше по уровню подготовки своих товарищей по команде.
— На какие группы делятся ваши ученики?
— Есть группа начальной подготовки, а есть сборные, которые уже работают на результат: ездят на крупные чемпионаты. На концертах выступают все наши ученики, однако уровень соревнований сейчас абсолютно разный — есть любительские, где каждому участнику медальку дадут. Но есть такие, где бьются не на жизнь, а на смерть, и можно даже в финал не попасть. Это надо пережить, адекватно воспринять, в том числе родителям. Хотя, признаться, мы и сами ставим только самые амбициозные цели, любое место ниже третьего по самооценке бьет жестко.
«На концертах выступают все наши ученики, однако уровень соревнований сейчас абсолютно разный — есть любительские, где каждому участнику медальку дадут»
— Предположу, что родителям также хочется, чтобы их вложения окупались — у вас дорого стоит заниматься?
— Смотря с чем сравнивать. Если с художественной гимнастикой, хоккеем — просто копейки. Если со студиями при ДК, то, наверное, дорого — 5 тысяч в месяц. Плюс 10 тысяч раз в год — на костюмы.
— Еще поездки — это, наверное, самое затратное?
— Мы выезжаем 1–2 раза в год. Если это российские соревнования или чемпионат мира, поездка оплачивается министерством спорта Татарстана. Например, три недели пребывания на чемпионате во Франции в 2021 году, конечно, для наших ребят были незабываемыми, плюс еще через Венгрию мы ехали, смогли посмотреть. А наши девочки, которые выиграли мировое «золото», получили от республики единовременную премию и по распоряжению кабинета министров РТ ежемесячную спортивную стипендию от минспорта РТ в течение года каждая.
«Мы в этот год наших детей, которые выполнили первый взрослый разряд, будем готовить на кандидатов и мастеров спорта»
«Возраст вообще не помеха танцам»
— Сейчас, когда весь российский спорт под санкциями, какие у вас планы на международные соревнования?
— Есть турниры в Азии, Африке, в России тоже проходят. На первых международных соревнованиях, которые состоялись в декабре 2022 в Москве, MATRESHKA CHAMP, федерацией фитнес-аэробики России было организовано совещание в онлайн-формате. На нем присутствовали представители Индии, Пакистана, Узбекистана, Грузии, Казахстана и так далее, в том числе попечительский совет и представители регионов России. Обсуждался вопрос об организации своей международной федерации и, возможно, проведение следующих международных стартов в Казани.
Во всяком случае мы в этот год наших детей, которые выполнили первый взрослый разряд, будем готовить на кандидатов и мастеров спорта.
— У занятий танцами в детстве есть ли вообще перспектива вылиться во что-то серьезное, перерасти в профессии?
— Конечно. У меня в студии работают несколько тренеров, это выросшие дети из первого набора, 10 лет назад. Думаю, они окупили свое образование за первые два года работы. А наш воспитанник Руслан Низамов сейчас учится в Санкт-Петербурге на втором курсе, на «бюджете», в Институте музыки, театра и хореографии РПГУ имени Герцена, где я сама магистратуру заканчивала. Он поступил еще и в Московский институт культуры, но я посоветовала предпочесть Петербург. Считаю, что там сейчас самое крутое хореографическое образование в России, нельзя было упустить возможности учиться мастерству у мэтров.
— Кстати, кого среди ваших воспитанников больше? Девочек?
— Да, и мальчиков мы к себе очень-очень ждем! Даже отделение брейкинга специально под мальчиков открыли два года назад.
— Взрослые группы есть?
— На базе института культуры занимаются студенты, а на базе школы на Хади Атласи, 9 (это здание возле остановки «Улица Калинина») я веду группу «30 плюс» — прекрасные одаренные дамы, крутая команда, которая выступает на чемпионате России. Возраст вообще не помеха танцам. У нас была участница 48 лет, известная бизнес-леди, она потрясающе прыгала жете. Мы все вместе и в номерах танцуем, и свободное время проводим — выбираемся в караоке, на природу.
— Как вашим ученикам удалось пережить локдаун, не потеряв форму?
— Я вспоминаю это время с гордостью за себя и команду. Мы ни на день не прекращали тренировки. Расписание полностью сохранилось, все педагоги работали. Назавтра после объявления локдауна у всех уже стояли в домах камеры, были сформированы Zoom-кабинеты для каждой группы. Мы научили ребят даже в таком ракурсе к камере вставать, чтобы практически в синхроне двигаться. А как родители держали фляки на акробатике! Пользуясь паузой, мы смогли проработать технические мелочи, которыми не успевали заняться из-за плотной концертной деятельности.
«Мы вообще постоянно участвуем в российских и зарубежных конкурсах и соревнованиях, завоевывая призовые места и Гран-при»
«Для яркого юбилейного шоу в апреле восстанавливаем все лучшие номера»
— На чемпионате мира во Франции в 2021 году «ковидные» ограничения сохранялись? Не было ли идеи провести его онлайн?
— Вот в чемпионате Европы – 2021 мы участвовали удаленно. Выслали видео нашего выступления на чемпионате России, и по результату смотра нам присудили третье место в номинации «Хип-хоп» до 13 лет. Во Францию в ноябре поехали участвовать очно, но пришлось провести 10 дней в карантине. Сняли загородный дом под Парижем, с садом, где бегали по утрам, занимались. Это пошло только в плюс. Дети освоились, собрались, были полностью под присмотром педагогов, а мы хорошо почистили там программу — очень сложную, с несколькими выбросами, переворотами. Зал на нашем выступлении был полным, публика — и французские зрители, и из других стран — так поддерживала! Было очень приятно. В итоге нам присудили два «золота» — в командных состязаниях и за дуэт «Карамель».
— После таких громких побед ваших воспитанников, наверное, популярность школы в Казани резко выросла?
— Нет, и я поняла, что с бизнесом достижения никак не связаны. Мы вообще постоянно участвуем в российских и зарубежных конкурсах и соревнованиях, завоевывая призовые места и Гран-при. В 2019 году в Италии наши ребята заняли три первых места на фестивале Gravina in Danza. В Испании в 2018 году мы выиграли Кубок Best solo choreography. У нас одномоментно занимаются примерно 200 детей: 70 процентов — постоянно, из года в год, остальные по разным причинам уходят. То есть ротация происходит регулярно. На набор через месяц после ЧМ пришло примерно такое же количество желающих, что и всегда. Куда больше в студию приходят, побывав на каникулах в наших загородных лагерях РОСТа. Там так классно, постоянный движ — актерское мастерство, бассейн, развивающие игры. Ребята приезжают «на вкус» попробовать, чем мы занимаемся, танцы их затягивают, они находят новых друзей и записываются в школу. Кстати, первая летняя смена стартует на базе комфортабельного загородного комплекса «Волга» 30 мая — ждем всех желающих.
— Не сложно ли новичку рядом с теми, кто занимается не первый год?
— Мы поддерживаем ребят во всем — адаптируем программу, вовлекаем. Кроме того, есть небольшой отбор по физическим способностям, где смотрим, чтобы ребенок справлялся с нагрузкой. Все вожатые — тренеры «ШАДА», с высшим педагогическим образованием. Они знают подростковую психологию — как и в какой момент успокоить, где вселить уверенность.
— Как подбираете в свою команду педагогов?
— По длиннющему собеседованию. И по внешним данным тоже (смеется). Первое задание — покажите ваши танцы с детьми. Еще смотрю, чтобы глаза горели и ответственность была.
— Состоится ли в этом году ваш детский международный медиапроект — конкурс сольных исполнителей и малых форм «ЯТАНЦЕВАСТЕЕ»?
— Мы уже провели в Казани школьные этапы, определившие победителей. Но, возможно, из-за подготовки к юбилею в этом году возьмем паузу. Это мегамощный проект, на который мы привозили хореографов с мировыми именами — Амари Маршал из Лос-Анджелеса, Оливера Прайса из Лейпцига. Не хотелось бы терять планку в погоне за двумя зайцами. Так как сейчас вплотную работаем над большим ярким юбилейным шоу в честь 10-летия «ШАДА», его планируем показать 26 мая в Технопарке имени Башира Рамеева.
Восстановили для этого концерта все лучшие номера за 10 лет — «Марионетки», «Офис»», «Стройка». И пригласим на праздник всех, кто с нами знаком. Все наши добрые связи не потеряны. Дети вырастают, но прекрасно помнят то время, когда они с нами танцевали. Ждут события и многие родители, которые с ностальгией и благодарностью пишут нам в соцсетях.
«Изначально моя мама хотела записать меня именно на танцы — в студию, которая располагалась на месте нынешнего пенсионного фонда. Но преподаватель, оценив природные данные, посоветовал отвести меня на художественную гимнастику»
«Проект Академии танца не потянуть в одиночку — нужно софинансирование»
— Вы выступали с идеей открыть в Казани Академию современного танца — как продвигается ее реализация?
— Я несколько лет ищу в центре подходящее помещение. Главное, чтобы была площадка размером 9 на 9, и без колонн в центре. Вот с этим проблема. Альтернатива — спортзалы, а хочется именно танцевальный зал, с большим количеством раздевалок, репетиционными залами, кафе для родителей. В городе, кстати, уже есть хорошие примеры таких пространств — например, КЦ «Чулпан» для Ансамбля танца «Казань». Но такой проект Академии не потянуть в одиночку, нужно софинансирование, возможно, в формате государственно-частного партнерства. Я ищу желающих идею поддержать.
— Расскажите немного о себе. Как вы стали заниматься танцами?
— Изначально моя мама хотела записать меня именно на танцы — в студию, которая располагалась на месте нынешнего пенсионного фонда. Но преподаватель, оценив природные данные, посоветовал отвести меня на художественную гимнастику. С пяти лет и до второго курса КАИ я занималась гимнастикой — сначала в спортшколе №11, тогда она располагалась в парке имени Горького, потом перешла в школу олимпийского резерва «Приволжанка». Любимым предметом были булавы. В 15 лет стала абсолютной чемпионкой республики, выигрывала золото на европейских первенствах. На соревнованиях, кстати, на одном ковре выступали с Алиной Кабаевой, Ириной Чащиной, Лейсан Утяшевой. Мы из одного поколения гимнасток. И потом еще, повзрослев, встречались — на «Фестивале Алины Кабаевой» я помогала с танцевальными постановками.
— Чем, кроме управления своими школами, вы занимаетесь?
— Мой учитель, заведующая кафедрой хореографии РГПУ имени Герцена Людмила Касиманова, как-то заметила, что я немного застоялась на одном месте. Она посоветовала заняться наукой, передавать опыт. Так что начиная с этого учебного года я преподаю в Казанском институте культуры сразу несколько дисциплин, связанных с современной хореографией, и параллельно готовлю кандидатскую диссертацию на тему «Формирование танцевальной коммуникации будущего педагога-хореографа».
«Начиная с этого учебного года я преподаю в Казанском институте культуры сразу несколько дисциплин, связанных с современной хореографией»
— Вы строгий преподаватель?
— Я строга в студии, а в институте сначала думала, что вокруг взрослые люди, взяла такую лайт-версию себя. Но оказалось, студенты — это те же дети, так что и ругаю за несделанные задания, и двойки ставлю.
— Как поддерживаете физическую форму — вы же с детства привыкли к большим спортивным нагрузкам?
— Очень люблю гидроциклы и гольф. Впервые попробовала сыграть в гольф в клубе «10 менторов», и с первого занятия начало получаться. Как и в художественной гимнастике, здесь важна координация, меткость. Конечно, выигрывать чемпионаты уже поздно, но в качестве хобби гольф приносит большое удовольствие.
— Можете назвать три секрета, как превратить любимое занятие в бизнес?
— Первое — находить недостатки в любимом деле и придумывать, как их исправить. Второе — верить в себя, что все к лучшему и все получится. И третье — собрать классную команду, зажигать ее и достигать больших результатов.
Справка о компании
Год основания — 2013 под, названием «Студия пластики и танца Дарьи Шаровой».
Ребрендинг — 2022 год, под названием Академия танца «ШАДА».
В Казани работает пять студий.
Количество штатных сотрудников — 15 человек.
Количество учеников ежегодно — 250 человек.
Справка о руководителе
Шарова Дарья Александровна — основатель школы, тренер чемпионов мира — сборной команды «ШАДА» по хип-хопу, режиссер-постановщик номеров.
Место рождения — Казань.
Достижения в спорте — абсолютная чемпионка РТ, мастер спорта РФ по художественной гимнастике.
Образование
КНИТУ-КАИ им. Туполева (2009, Казань), высшее, квалификация «экономист-менеджер».
ФГБОУ ВО «РГПУ им. Герцена» (2019, Санкт-Петербург), магистратура, квалификация «педагог-хореограф».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.