Перед новогодними каникулами в Казани объявили победителя творческого конкурса, в ходе которого участники из России, Беларуси и Казахстана создавали проекты паблик-арт-объектов. Один из них украсит территорию возле строящегося комплекса бизнес-класса UNO, который совместно с компанией «Унистрой» реализует UD Group. К моменту завершения проекта на улице Сибгата Хакима появятся не только жилые дома, но и бизнес-центр, а также торговая галерея. О том, почему UD Group выступила инициатором состязания креативных идей и какую новую достопримечательность хотят вписать в современный урбанистический пейзаж Ново-Савиновского района, — в нашем материале.
Члены жюри обсуждали, какой из арт-объектов смог бы украсить улицу Ново-Савиновского района и сделать ее максимально нетипичной
Зачем городу паблик-арт-объекты?
Паблик-арт — это городское искусство, которое должно органично дополнять городское пространство и призывать зрителей к диалогу. В Казани оно чаще всего представлено муралами, скульптурами и инсталляциями. Основными требованиями к новому объекту возле комплекса UNO были соответствие месту и инновационность, а также привлекательность и оригинальность сообщения, которое транслируется зрителю. Члены жюри обсуждали, какой из арт-объектов смог бы украсить улицу Ново-Савиновского района и сделать ее максимально нетипичной.
Конкурс неслучайно приурочили к Новому году — ведь сюжет самого, пожалуй, праздничного фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» завязан на последствиях борьбы с «архитектурными излишествами» в однотипных многоэтажках Москвы и Ленинграда. К счастью, в наше время подход с удешевлением строительства за счет архитектуры и эстетики практикуется достаточно редко. Большинство застройщиков Казани стремятся к созданию уникальных проектов с красивыми фасадами, органично вписывающимися в окружающую среду, с благоустроенными и уютными дворами. Однако паблик-арт-объекты по инициативе застройщиков создаются не так часто. Возможно, это новый тренд, который в будущем мы увидим и в других комплексах города.
Директор Дивизиона МФК UD Group Мугад Салихов рассказал, как было принято решение о проведении конкурса. По его словам, места отдыха, общественные пространства, парки, которые появляются в Казани и Татарстане, меняют сознание горожан, формируют повышенные ожидания от новых районов. Все чаще мы слышим о сильном влиянии среды на развитие человека, его настроение, состояние и поведение. Это не дань моде, это истинная потребность, которую мы особенно ощутили в период пандемии, когда были ограничены в передвижении и получении новых эмоций от взаимодействия с внешней средой.
«Мы вдохновились идеей создания арт-объекта, он станет гармоничным продолжением архитектуры проекта и его смысловой доминантой, — объяснил Салихов. — Это перспективная и современная локация, я уверен, что жителям и гостям понравится новое место притяжения. Городские объекты должны вдохновлять и создавать условия для полноценного развития, как физического, так и духовного».
По словам Мугада Салихова, места отдыха, общественные пространства, парки, которые появляются в Казани и Татарстане, меняют сознание горожан, формируют повышенные ожидания от новых районов
Победителя выбирали анонимно и демократично: на кону стоял миллион
Организатором творческого состязания выступило КБ TEHNE. По условиям конкурса арт-объект должен притягивать взгляд, вызывать интерес, рассказывать историю, которая связана с концепцией места. К участию приглашались архитекторы, художники, скульпторы, дизайнеры, студенты профильных специальностей, индивидуальные участники и творческие коллективы. Свою идею предложили творцы из 25 субъектов РФ, а также из Беларуси и Казахстана. Работы подавались анонимно, поэтому члены жюри, выбирая проект, не имели представления о предыдущем опыте и наградах участников, а судили исключительно предложенную работу и описание ее идеи. Помимо оригинальности и привлекательности, оценивалась художественная ценность и реализуемость проекта, т. к. он не должен остаться на бумаге, а будет воплощен в жизнь. На призовой фонд в размере 1 млн рублей претендовало 164 проекта, из них в лонг-лист попала 31 работа, а в шорт-листе оказалось уже вдвое меньше.
В состав жюри конкурса вошли: главный архитектор города Казани Ильсияр Тухватуллина, директор Дивизиона МФК ООО «ЮД Групп» Салихов, Антон Горовой (бюро Megabudka), Александр Зорин (бюро «РК Проект»), художник Александр Пономарев, кандидат искусствоведения, доцент кафедры градостроительства КГАСУ, куратор паблик-арт-проектов Гузель Файзрахманова, Арсений Леонович (архитектурное бюро Panacom), художница, скульптор, перформер Александра Weld Queen* и генпланист бюро «Архитектурный дом АДТ» Гюзель Юлдашбаева. Еще одним полноправным членом жюри, представляющим интересы жителей, стал покупатель квартиры в комплексе UNO — Рамис Зиганшин.
Лучшим, по мнению жюри, стал проект MYSTERIUM архитектурной мастерской из Казани
Как создаются городские легенды
Идеи рассматривались экспертами в течение недели, а после обмена мнениями 22 декабря состоялось онлайн-голосование, где и определились победитель и призеры конкурса. Призовые места получило 6 проектов: трем проектам отдали третье место, два проекта заняли второе, один — первое. В соответствии с условиями конкурса для реализации может быть выбран любой проект, который занял призовое место. С ним инициаторы определятся после окончательной оценки стоимости реализации и соответствия концепции комплекса и локации.
Лучшим, по мнению жюри, стал проект MYSTERIUM** архитектурной мастерской из Казани. Авторы придумали объемную таинственную конструкцию, взяв за основу образ фантастического животного с чешуей, обитающего в Казанке, — возможно, это даже Зилант, охраняющий город Казань. По словам создателей проекта, новая территория пока «не имеет свой истории, своих героев и своей легенды», поэтому было решено придумать такую историю, создавая новую идентичность квартала и объединяя его жителей.
«Эффектный, зрелищный арт-объект, обладающий не только яркой привлекательной внешностью, которая, несомненно, привлечет к территории ЖК UNO горожан и туристов, но и имеющий высокую художественную ценность, — прокомментировала работу победителя кандидат искусствоведения, доцент кафедры градостроительства КГАСУ, куратор паблик-арт-проектов Файзрахманова. — Это не формальный арт-объект, а именно произведение современного монументального искусства, транслирующее романтический образ, связанный с местной идентичностью. При этом образ воплощен не банально фигуративно в виде силуэта дракона Зиланта, а несколько абстрактно — фрагмент условного хвоста дракона оставляет зрителю возможность множественной интерпретации. Важно еще и то, что произведение транслирует и второй месседж, метафорически обыгрывая тему сосуществования и природного, и урбанистического».
«Городская среда формирует единый поток из застройки, исторических мест, различных общественных пространств, через которые движется человек»
Второе место разделили два проекта. Один из них — «ПОТОК-2022». «„Поток“ олицетворяет ежедневное движение человека по городу, — раскрывают свою идею авторы. — Городская среда формирует единый поток из застройки, исторических мест, различных общественных пространств, через которые движется человек».
На взгляд Файзрахмановой, биоморфная форма объекта не только остро актуальна и пластически выверена. Она полностью раскрывает авторский месседж (поток городского движения), а также воплощает образ информационного потока. Этот образ подчеркивает современность архитектуры ЖК, поддерживает дух прогрессивного урбанистического пространства.
Гузель Файзрахманова обратила внимание на творческую удачу авторов проекта в пластическом решении, которое в форме ажурной арки воспроизводит силуэт крыла стрекозы
Девелопмент будущего выбирает «соучаствующее проектирование»
Еще одним проектом-призером стал «Эффект стрекозы», который выполнил авторский коллектив из Ростова-на-Дону. «Идея паблик-арта заключается в создании эмоциональной связи многофункционального комплекса UNO с природной уникальностью места, — пояснили создатели проекта. — Стрекоза — это насекомое, которое является важной индикаторной группой, остро реагирующей на загрязнение естественных мест обитания. Стрекозы способны преодолевать большие расстояния в поисках благоприятной природной среды, выбирая лучшее место для жизни. В UNO соединяются современные урбанистические решения и близость к природе».
Файзрахманова обратила внимание на творческую удачу авторов проекта в пластическом решении, которое в форме ажурной арки воспроизводит силуэт крыла стрекозы. Его прозрачность передается посредством зеркального мозаичного покрытия с вкраплением цветного стекла. Это предложение весьма актуально, поскольку использует традиционные материалы модернистского монументального искусства (мозаику и бетон), но подает ее в новом, современном прочтении.
Даже по представленным трем работам видно, насколько разные подходы у авторов. Кто-то пытается создать новую городскую легенду для данного места, кто-то подчеркивает особенность локации, а кто-то рассуждает на актуальные темы. Искусство субъективно, и наверняка любая из идей найдет своего почитателя. Остается только дождаться окончательного решения инициаторов конкурса и воплощения выбранного проекта.
«В настоящее время девелопмент выходит за пределы кабинетов специалистов застройщика и проектировщика, — подвел итоги инициативы компании директор Дивизиона МФК UD Group Салихов. — В ситуации быстрых изменений к развитию пространств важно привлекать экспертов отрасли, представителей современных поколений и, конечно, самих жителей. Подобный подход известен как „соучаствующее проектирование“, и UD Group применяет его к благоустройству территории комплекса. Насладиться новым арт-объектом смогут не только жители и резиденты UNO, но и все желающие, поэтому важны мнения разных сторон. Мы благодарны всем членам жюри и участникам, которые откликнулись на наше предложение. Это огромное наслаждение — изучать такие разные интересные проекты и слышать комментарии профессионалов».
Со всеми проектами можно ознакомиться на сайте организатора — компании КБ TEHNE — по ссылке.
ЖК Uno, застройщик ООО «СЗ „Бизнес Парк“», проектные декларации на сайте наш.дом.рф
Компания UD Group: ud-group.com
Проект UNO: uno-kzn.ru
* Weld Queen — королева сварки
** MYSTERIUM — Мистериум
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.