«В то время, когда мы поставили цель привлечь 60 миллионов туристов, они начали новую психологическую войну против Турции», — заявил на неделе глава МВД Турции Сулейман Сойлу. «Они» — это тот самый коллективный Запад, с которым Анкара вступила в публичный конфликт после того, как сразу 6 европейских стран временно закрыли свои генконсульства в Стамбуле якобы из-за повышенной угрозы террористических актов. Но проблема все та же — Турция не спешит поддерживать заявку Швеции в НАТО, а ее союзники пытаются всеми имеющимися средствами надавить на Реджепа Тайипа Эрдогана. Подробности последних событий — в материале казанского востоковеда и автора «БИЗНЕС Online» Азата Ахунова.
«Мы все очень хорошо знаем, что их [западных стран] цель — омрачить стабильность и мир в Турции»
«Существует вероятность того, что граждане западных стран могут стать мишенями»
И так непростые отношения между Турцией и коллективным Западом на минувшей неделе вылились в открытый, публичный конфликт.
Глава турецкого МВД Сулейман Сойлу обратился к послу США в Анкаре Джеффу Флейку с призывом «убрать грязные руки» от страны, обвинив его в попытке «взбудоражить» республику. «Я говорю американскому послу: я знаю, каким журналистам вы диктуете, убери свои грязные руки от Турции. Я говорю это очень четко: убери свои грязные руки от Турции! Я четко знаю, что вы сделали, какие шаги предприняли, как вы хотите взбудоражить Турцию. Уберите свои грязные руки, свои ухмыляющиеся лица в масках», — сказал он.
По словам Сойлу, американское посольство управляет Европой. Это же пытались сделать и в Турции, но президент страны Реджеп Тайип Эрдоган «испортил их игру».
Этому скандалу предшествовали следующие события. В течение последних нескольких дней в Стамбуле были закрыты генконсульства сразу 6 стран: Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Швейцарии и Нидерландов. Череда закрытий началась после публикации на сайте дипмиссии США в Турции, в которой сообщалось о повышенной террористической угрозе в центральных районах города. Якобы экстремисты могут организовать ряд терактов в центре Стамбула в ответ на антиисламские кампании в Европе.
«Существует вероятность того, что граждане западных стран могут стать мишенями или жертвами нападений, особенно в крупных городах», — ранее предупредило министерство иностранных дел Великобритании.
Консульство Германии в Турции прекратило работу в тот же день, также отменив встречи для получения виз и паспортов. Ведомство посоветовало гражданам Германии, проживающим в республике, и немецким туристам избегать в эти дни центрального района Стамбула Бейоглу и площади Таксим, а также районов, где собираются «международные толпы».
По мнению министра иностранных дел страны Мевлюта Чавушоглу, «это не подобает ни дружбе, ни союзничеству». Он заявил, что спецслужбы не получили от союзников никакой информации о готовящихся терактах. По мнению главы МИДа, западные страны пытаются подставить действующее правительство Турции в преддверии майских президентских выборов.
В видеообращении, опубликованном в официальном аккаунте в соцсетях, министр внутренних дел Турции Сойлу заявил, что западные страны начали новую психологическую войну против Турции. «Мы все очень хорошо знаем, что их цель — омрачить стабильность и мир в Турции», — заявил он, добавив, что посольства и консульства были закрыты в тот же день, когда Турция объявила, что получила доход от туризма в размере $46 миллиардов. «Америка и Запад не хотят, чтобы мы были независимыми и свободными в этой географии, — сказал министр. — В то время, когда мы поставили цель привлечь 60 миллионов туристов, они начали новую психологическую войну против Турции».
По словам министра, «с терроризмом в Турции не покончено, но эта тема больше не является первым пунктом повестки дня».
В 2019 году в Швеции находились 2 005 210 мигрантов, что составляет 20% от общего населения страны
Все дело в Швеции?
По большому счету массовый демарш европейских дипломатических представительств — это не просто случайность, а согласованные действия, своего рода сговор, преследующей своей целью надавить на Анкару, чтобы та была сговорчивее в вопросе скорейшего одобрения членства Швеции и Финляндии в НАТО. Дело в том, что необходима ратификация данного документа всеми 30 членами НАТО. На сегодняшний день это не сделали только Венгрия и Турция.
Швеция — это особый вопрос. Она стала жертвой собственной политики толерантности. Эта страна — рай для мигрантов с Востока. В соответствии с законом от 1984 года, скандинавская страна почти всегда выдавала разрешения на постоянное проживание беженцам и лицам, ищущим убежища. В последнее время в Швецию мигрируют около 150 тыс. человек в год. Согласно обзору изменения численности международных мигрантов, подготовленному ООН, в 2019 году в Швеции находились 2 005 210 мигрантов, что составляет 20% от общего населения страны. Некоторые города, например Мальмё, почти на 50% состоят из мигрантов, 25% населения этого третьего по величине города Швеции исповедуют ислам.
В Уппсале можно встретить чуть ли не советские лозунги
С середины 1970-х здесь нашли свое убежище гонимые отовсюду курды, как правило, в большинстве своем сторонники левой социалистической Рабочей партии Курдистана (РПК). Вместе с тем сама эта организация была признана в Швеции экстремистской еще в далеком 1984 году, а в Евросоюзе — в 2002-м. Число курдов в Швеции — около 100 тыс. человек, большинство из них проживают в Стокгольме и Уппсале. Турок в Швеции проживает тоже около 100 тыс., но и они, по мнению официальной Анкары, не совсем благонадежные — якобы среди них много ненавистных президенту Турции гюленовцев.
Если Венгрия не ставит каких-либо условий (возможно, попросит ряд уступок от руководства ЕС) и готова пойти навстречу скандинавам, то турецкий лидер в обмен на ратификацию договора требует снятия санкций, предоставления разведданных и выдачу членов организаций, которые Анкара считает террористическими. В частности, турецкая сторона добивается выдачи всех курдских активистов и сторонников проповедника Фетхуллаха Гюлена, находящихся в Финляндии и особенно в Швеции, на которых он укажет. Готов и список, состоящий из 73 человек.
Эрдоган говорил неоднократно, что та ситуация, когда судьбы планеты решают представители евроатлантической цивилизации, является неприемлемой
Звездный час Эрдогана
Эрдоган понял, что настал его звездный час. Сейчас он громким и уверенным голосом диктует свои условия. Мяч на его стороне. Обид накопилось много, появилась возможность отплатить той же монетой. Турция — один из основателей Совета Европы с 1949 года, в 1987-м страна подала заявку на вступление в Европейский союз, которую рассмотрели только спустя 12 лет — в 1999-м Турция официально получила статус кандидата.
Получается, что страну «динамят» уже свыше 35 лет. Ради вступления в Евросоюз турки вынуждены были идти на множество унижений, прививать у себя европейские ценности. Например, с начала 1990-х движение ЛГБТ в Турции действует в правовом поле и имеет свои организации. С 2003 года в Стамбуле и других городах Турции официально проводились гей-парады. Число участников росло год от года. Например, стамбульский прайд 2014 года привлек свыше 100 тыс. человек. Все последующие парады под разными поводами были запрещены властями.
Долгие годы Анкара пыталась делать реверансы в адрес Европы в надежде вступить в Евросоюз, а сейчас такой необходимости нет. Турция на глазах превращается в крупного регионального игрока, страну, которая ведет свою независимую политику. Сам Эрдоган говорил неоднократно, что та ситуация, когда судьбы планеты решают представители евроатлантической цивилизации, является неприемлемой.
Шведские политики говорят, что они не пойдут на уступки. Мол, вопрос о том, кого выдавать, а кого — нет, принадлежит шведскому суду и никому больше. Но это скорее работа на публику, попытка сохранить лицо перед своими избирателями. «Угроза» с Востока вынуждает идти против любых демократических принципов.
В июне прошлого года Швеция и Финляндия подписали с Турцией меморандум, содержащий условия, которые скандинавские страны должны выполнить для вступления в НАТО. В частности, Стокгольм и Хельсинки согласились на полное сотрудничество с Турцией в борьбе с Рабочей партией Курдистана и ее структурами. И, как результат, в декабре выдали Анкаре осужденного в Швеции активиста партии Махмута Тата.
Но инцидент с «повешением» перед ратушей Стокгольма куклы, похожей на президента Турции, а тем более дикий «перформанс» с сожжением Корана, исполненный лидером правоэкстремистской партии «Жесткий курс» Расмусом Палуданом, датчанином, известным своими исламофобскими взглядами, привели к точке невозврата. «Курдская сделка» закрыта, в настоящее время трехсторонний меморандум о согласии Анкары на вступление Швеции и Финляндии в НАТО как бы «повис в воздухе», хотя отдельно к Финляндии, как заявляет турецкая сторона, претензий нет.
Главный показатель стабильности — курс турецкой лиры. Пока еще слабая национальная валюта удержалась на месте. И это несмотря на вал негативных новостей и событий и беспрецедентное давление. Стоит вспомнить август 2018 года, когда по сути «детские» американские санкции стали причиной резкого обвала валютного курса. Сейчас все не так — накат европейской волны Турция успешно пережила, но буря на этом не закончилась — на страну движется девятый вал из-за океана. Остается надеется, что страна достойно выдержит и эту стихию.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.