«С марта повысятся цены на нефть для поставок в Северную Европу и Штаты. По факту это означает, что в части углеводородов никаких оснований для провала бюджета РФ и в помине не было», — сохраняет оптимизм главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. В своей статье автор «БИЗНЕС Online» объясняет, для чего Россия должна отказаться от системы ценообразования на нефть иностранных агентств и создать свою, почему в январе бюджет страны упал и виноваты ли все-таки Штаты в разрушении «Северных потоков».
Иван Грачев: «Вопрос: почему по расходной части у нас двукратное увеличение? Поскольку сейчас расходная структура засекречивается, это называется авансированием»
Европа выстраивает серый рынок?
Важные события этой недели — сбитый китайский шар над США и землетрясение в Турции, но я останавливаться подробно на них не буду. Потому что, к моему удивлению, на энергетические рынки даже землетрясения большого влияния не оказывают. А вот что влияет на экономику и энергетику, так это комментарии антироссийских аналитиков, которые считают, что РФ имеет огромный дефицит бюджета за январь этого года. Мол, наконец-то Россию доконали санкции. На самом деле это всего лишь псевдоаналитические рассказы о том, что СВО привела к огромному дефициту бюджета нашей страны. Это тема серьезная, в которой надо разобраться (хотя бы для того, чтобы на психику не давила). Дефицит эти «аналитики» оценивают в 1,8–2 трлн рублей. Действительно очень много (если это правда).
Вопрос: почему по расходной части у нас двукратное увеличение? Поскольку сейчас расходная структура засекречивается, это называется авансированием. Понятно, что госзакупок больше, поэтому авансирование должно быть больше в январе. Что с доходами? Падение более чем на полтриллиона рублей. Смотрим потребление электроэнергии (несырьевая часть экономики России — это реальный сектор): сводных данных пока нет, но по отдельным энергосистемам совершенно очевиден рост на 2–3%. Даже там, где его не было в прошлом году. Соответственно, реальный сектор в январе рос.
О нефти. Была интересная публикация в немецком журнале Focus, где приводится пять причин провала санкций. Из них две очень значимые: Китай отлично обеспечивает импорт, экспорт из России процветает. Кроме того, на неделе опубликованы разъяснения Еврокомиссии о том, что переработка и перемешивание российской нефти не подпадают под санкции, если это происходит не на территории РФ. На самом деле это окончательно обнуляет всякие потолки и прочую неэффективную чепуху. Даже обычно сдержанный министр энергетики Александр Новак высказался на эту тему. Он считает, что это очевидная легализация серых схем и полное отсутствие логики.
«Шум и крики о том, что российская экономика раздавлена санкциями, ни малейшего основания под собой не имеют. Все эти дефициты вызваны скорее действиями финансово-экономического блока»
Дефицит бюджета в январе — результат новой налоговой схемы
Дальше минэнерго США отмечает рост производства нефти и рост экспорта из России в январе, а Саудовская Аравия фиксирует, что все эти санкции и потолки могут только снизить реальное предложение, соответственно, повысить цены.
От слов к делу: с марта повысятся цены для поставок в Северную Европу и Штаты. По факту это означает, что в части углеводородов никаких оснований для провала бюджета РФ и в помине не было. Цены хорошие, экспорт как минимум не падает по сравнению с прошлым годом. Тогда возникает вопрос: почему это вдруг, если реальный сектор рос нормально и должен был платить налоги и в части углеводородов катастрофических явлений не наблюдалось, в январе существенно снизились доходы федерального бюджета? На самом деле это возврат к той теме, на которую у нас идет дискуссия с моими критиками: так работает финансово-экономический блок. Если детально разбираться, то снижение вызвано изменением налогового администрирования. Одновременно с отменой консолидированных групп налогоплательщиков (мы с командой, кстати, в свое время с этой схемой боролись) введен единый налоговый платеж в систему. И по факту это привело к тому, что поступления, которые должны были прийти в январе, по дороге задержались либо на промежуточных счетах, либо на счетах компаний и незнамо когда придут.
На эту тему минфин вынужден был дать подробное разъяснение, в котором приводит важную цифру. Исчисленные по декларациям НДС за I квартал 2023 года превышают исчисленные за тот же период в 2022-м примерно на четверть. По факту это означает, что основные налоги по итогам квартала должны быть существенно выше, чем в прошлом году. Вывод: дефицит российского бюджета в январе — результат новой налоговой схемы. На самом деле доходы по итогам квартала будут больше.
Так что шум и крики о том, что российская экономика раздавлена санкциями, ни малейшего основания под собой не имеют. Все эти дефициты вызваны скорее действиями финансово-экономического блока (об этом, напомню, я писал в прошлой статье).
Есть старинное утверждение, кажется, древнекитайское: даже если решение правильное, но принято несвоевременно — оно вредное. Совершенно очевидно, что это были решения, которые раскачивали финансовую систему страны.
И в этом плане очень интересно, что первый заместитель российского правительства Андрей Белоусов срочно выдвинул предложение поделиться консолидированным налогоплательщикам, которые получили громадную прибыль по итогам прошлого года. Внести что-то типа добровольного разового платежа. Понятно, что, раз деньги застряли из-за несвоевременных решений финансово-экономического блока, их нужно вынуть каким-нибудь другим способом. Но даже это не отменяет то, что с бюджетом все будет нормально.
«С давних пор цены на нефть определяются четырьмя агентствами. Причем это всегда было дико — и для российского бюджета цены на нефть определяют они, агентства враждебных стран»
России нужна своя система ценообразования для нефти
По энергетике и ценообразованию в отрасли на этой неделе были разные заявления. Начну с утверждения гендиректора Total Energies Патрика Пуянне, что санкции разрушают глобальный рынок и создают серый. На эту же тему высказался глава «Роснефти» Игорь Сечин на энергетической неделе в Индии. Он фиксирует, что глобальный энергетический рынок действительно разрушен. И венец этого разрушения — взрывы «Северных потоков». Кстати, важное заявление по поводу них сделал американский исследователь, журналист Сеймур Хирш, который убежден, что это сделали Соединенные Штаты. Он подробно расписывает, как это было сделано. Я в одной из своих статей для «БИЗНЕС Online» тоже высказывал предположение, что бенефициарами являются США и Польша. А тут еще упоминается Норвегия. Думаю, что заявления Хирша серьезны, поскольку у него, скорее всего, есть хорошие документальные подтверждения.
Что из этого следует? Сечин задал важный вопрос: как тогда быть с ценообразованием на нефть и связанным с ней газом? С давних пор цены на нефть определяются четырьмя агентствами. Причем это всегда было дико — и для российского бюджета цены на нефть определяют они, агентства враждебных стран. В основном Argus. Для России это вредоносно. Сами способы такого ценообразования абсолютно неправильны и неприемлемы. Они основываются не на реальных физических продажах нефти, а на виртуальных рынках, где перепродаются бумажки, которых в тысячу раз больше, чем самой нефти. На основе этих перепродаж, которые манипулируются, плюс на основе телефонных звонков экспертов, которые манипулируются еще больше, определяются эти цены, в том числе и на Urals.
Это позволяет манипулировать доходами российского бюджета со стороны, потому что там привязка идет по налогам к ценам на нефть, которые таким способом определяются. И в моем комитете по энергетике в Думе это обсуждалось. Мы предлагали строить свою систему ценообразования, которая будет базироваться на реальных сделках с физическими объемами нефти. Это собственное ценообразование будет согласовано с китайцами. Кстати говоря, в Китае я выступал на представительных совещаниях с этой идеей, но, к сожалению, ее не поддержали. А ведь в России есть профессионалы, которые реально в деталях разрабатывали, как это сделать. Думаю, моя команда за неделю-две это сделала.
Но пока обсуждаются предложения типа «А давайте от Urals откажемся и начнем прямо опираться на цену Brent, которую опять будут те же самые агентства делать!» Это связано с тем, что из Европы Россию вытесняют, и тогда объективных данных по Urals вообще не будет. Сечин ссылается на Екклесиаст (поздняя часть Ветхого Завета — прим. ред.): чего нет, то нельзя сосчитать. Финансово-экономический блок настроен еще больше завязаться на экономические агентства. Повторюсь, я считаю, что система ценообразования должна быть своя, основанная на реальных, а не на виртуальных продажах, и должна быть согласована с Китаем и Индией.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.