«Мы видим, что доля китайского импорта за 2022-й выросла с 6 процентов в начале года до почти 22 процентов в IV квартале. По первому месяцу 2023-го мы фиксируем достижение чуть ли не 40-процентной планки в части продаж китайских автомобилей. Это такие цифры, которые должны заставить задуматься», — заявил вчера президент АвтоВАЗа Максим Соколов на парламентских слушаниях в Совете Федерации. О том, как автопроизводители просили о дополнительных мерах господдержки, заявляли о готовности развивать производство под 1–3-процентные кредиты и жаловались на белорусские автобусы, — в материале «БИЗНЕС Online».
Альберт Каримов: «В прошлом году мы наблюдали значительное падение автомобильного рынка, он упал на 44 процента. При этом надо отметить, что произведенные в РФ автомобили заняли 58 процентов по итогам года»
«Мы ожидаем, что превысим показатели сложного 2022 года»
«В прошлом году мы наблюдали значительное падение автомобильного рынка, он упал на 44 процента. При этом надо отметить, что произведенные в РФ автомобили заняли 58 процентов по итогам года. Но это с учетом, что I квартал автомобильная промышленность работала в полной мере. Если смотреть цифры произведенных в России автомобилей, она составляла от 42 до 46 процентов. Падение объемов производства в мае достигало 90 процентов», — заявил накануне на парламентских слушаниях в Совете Федерации замминистра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов. Он подчеркнул, что автопром — одна из самых пострадавших из-за санкционного давления отраслей. Объем производства по итогам 2022 года составил порядка 620 тыс. автомобилей — на 60% меньше, чем в 2021-м. Наибольшее снижение наблюдалось в сегменте легкового транспорта, который просел на 66%. Производство грузовых автомобилей снизилось на 18%, объем продаж общественного транспорта потерял 4%, доля отечественных автобусов на рынке составила свыше 12 тыс. штук.
По словам спикера, в конце 2022 года была утверждена стратегия развития отрасли до 2035 года. «Главными целями являются обеспечение технологического суверенитета, удовлетворение спроса за счет высоко локализованной продукции», — уточнил Каримов. На данный момент работа ведется по четырем направлениям. В первую очередь это поддержка отечественных производителей через госзакупку. В прошлом году было закуплено 1 254 автомобиля скорой помощи и 3 тыс. автобусов. В планах на 2023-й закупка не менее 1,1 тыс. машин для скорой помощи и еще 3 тыс. автобусов. При этом в госзакупках утвержден лимит по локализации. «Нашим предприятиям в текущих условиях, вот сейчас, в моменте пока сложно выполнять требования по локализации при государственных закупках, ведь по факту произошла некая делокализация за счет ухода российских производителей. То есть по факту заводы расположены в России, но они принадлежали иностранным компаниям, и они приняли решение о приостановке деятельности. Поэтому вроде бы в России сегодня есть мощности, но они пока в полной мере не задействованы в части компонентов», — посетовал Каримов.
Объем производства по итогам 2022 года составил порядка 620 тыс. автомобилей — на 60% меньше, чем в 2021-м
Для облегчения доступа к госзакупкам минпромторг уже подготовил проект поправок к законодательству, которые предполагают продление действия пороговых значений на один год. Также предусматривается использование повышающего коэффициента при расчете баллов за НИОКР. «Продолжаем программы по субсидированию НИОКР. Подготовили предложение по переносу сроков уплаты утилизационного сбора и ожидаем, что оно будет поддержано. Это значительный объем, который позволит обеспечить наших автопроизводителей оборотными средствами — так же, как это было сделано в прошлом году», — пояснил замминистра. Еще одно важное направление работы — перезапуск иностранных площадок.
«У нас в стране создано достаточное количество мощностей для того, чтобы удовлетворить весь спрос, порядка 3 миллионов штук — суммарная производственная мощность», — заявил Каримов. Он отметил, что сейчас идет процесс передачи активов производств от недружественных стран. К подобным кейсам можно отнести АвтоВАЗ, завод «Москвич» и Nissan. «Вопрос по судьбе всех оставшихся заводов иностранных брендов, прекративших деятельность в нашей стране, обязательно будет закрыт. Решения уже сформированы, они будут озвучены в ближайшее время», — заверил собравшихся Каримов. Параллельно прорабатываются условия партнерства иностранных компаний в отраслевых проектах. В частности, минпромторг предлагает усилить контроль российских акционеров. «Следующая важнейшая задача — обеспечить все производства устойчивыми поставками компонентов. Критичных компонентов получилось порядка 800. С лета работа велась по 250 компонентам, и решение уже найдено. По оставшимся 550 предстоит еще большая работа, в том числе с помощью поддержки крупных займов ФРП», — заявил замглавы минпромторга РФ. На данный момент профинансировано 14 проектов на сумму свыше 45 млрд рублей. Еще несколько проектов на сумму в 5 млрд рублей сейчас на стадии оформления. Отдельно Каримов коснулся и темы упрощенного техрегламента, пообещав, что в ближайшее время российский автопром откажется от них. «Часть требований поменяется с 1 июня. С 1 ноября прекратится использование автомобилей без ABS. Пока производители подтверждают возможность без требований упрощенного техрегламента», — добавил Каримов. Затем оптимистично подвел общий итог: «Мы ожидаем, что превысим показатели сложного 2022 года».
«Общий объем господдержки автомобильной промышленности с 2016 по 2021 год составил более 1 триллиона рублей. Таким образом, на внимание к отрасли в предыдущие годы нельзя пенять», — заявил аудитор Счетной палаты РФ Андрей Перчян. По его словам, российская автомобильная промышленность в новых условиях должна быть перезапущена. Для этого в 2023–2025 годах уже заложено 378 млрд рублей господдержки. Вместе с тем некоторые цели и целевые показатели в прописанной стратегии развития до 2035 года не коррелируют между собой. «Одной из целей является удовлетворение потребности российского рынка в высоко локализованной продукции с уровнем локализации не менее 80 процентов. Однако предусмотренное к достижению к 2035-му значение средневзвешенного уровня локализации автомобилей, произведенных на территории РФ, в базовом сценарии развития по всем видам автомобиля не превышает 65 процентов, в целевом сценарии развития — 70 процентов по автобусам и автомобилям», — заметил аудитор Счетной палаты. С учетом сложившейся геополитической ситуации он призвал дополнить план реализации стратегии конкретными мероприятиями по выстраиванию новых логистических цепочек. «Взаимосвязь между предоставляемой российским предприятиям автомобильной промышленности уровнем поддержки и фактическим уровнем локализации в продукции прослеживаются не всегда. Есть предприятия, которые значительно ниже установили себе цели по локализации, тем не менее они получают господдержку», — указал Перчян. Он подчеркнул, что Счетная палата в 2021–2022 годах провела проверку эффективности применения механизма специальных инвестиционных контрактов и установила, что почти в 80 процентах показатель доли стоимости материалов и компонентов иностранного происхождения не установлен.
«Следующая важнейшая задача — обеспечить все производства устойчивыми поставками компонентов. Критичных компонентов получилось порядка 800»
«Льготные условия для владельцев электромобилей по всей стране неравномерны и неодинаковы»
Если большая часть автопромышленных предприятий столкнулась с санкциями только в 2022 году, то группа ГАЗ функционирует в таком режиме с 2018-го. Тогда же, по словам вице-президента компании Елены Матвеевой, впервые заговорили о программе технологического суверенитета в автопроме. Однако пока больших достижений в этом вопросе не видно. «Есть проблема с неравной конкурентной средой для российских товаров и товаров ЕАЭС, причем в пользу последних. Техника ЕАЭС при оценке уровня локализации может засчитывать как российские компоненты, так и компоненты ЕАЭС. В результате в начале года сложилась ситуация, когда белорусские автобусы даже более локализованы по баллам НИОКР, чем российские аналоги. В то же время мы знаем, что основные узлы в этих автобусах имеют иностранное происхождение», — рассказала Матвеева.
«Задача — уходя от компонентной зависимости, не уйти в зависимость технологическую. Важным представляется создание вытягивающих технологий путем развития локализации», — заметил на это заместитель гендиректора ПАО «КАМАЗ» Михаил Матасов. В ходе выступления он отдельно остановился на теме электробусов, которые, как и ГАЗ, поставляет Москве. В этом году такие машины появятся и в Московской области. Но подобное производство, по словам Матасова, не обходится без сложностей. «Мы упираемся в зарядную инфраструктуру, она заметно отстает от потребностей рынка. Всегда есть проблема, что первично — яйцо или курица. В текущих условиях мы считаем, что развитие зарядной инфраструктуры должно опережать», — считает замглавы КАМАЗа. Также среди сложностей он отметил недостаточный уровень готовности технологии производства, хранения и транспортировки водорода, отсутствие ряда компетенций и мощностей для производства электронных компонентов, нехватку квалифицированных кадров, недостаток инвестиций и ограниченный доступ к иностранным технологиям, которые не имеют аналогов в России, и также риск неокупаемости инвестиций производителя. «Необходимо создать или увеличить бюджетное софинансирование программ в части разработки компонентной базы и подготовки производства электромобильных технологий и доформулировать меры господдержки по созданию инфраструктуры», — предложил Матасов.
«На данный момент льготные условия для владельцев электромобилей по всей стране неравномерны и неодинаковы. Например, в Москве существуют выгодные условия: бесплатная парковка, отсутствие транспортного налога и возможность бесплатной зарядки на станциях «Энергия Москвы», но в ряде регионов эти меры отсутствуют»
Меры стимуляции спроса на электромобили в России предложила и заместитель гендиректора «Москвича» Татьяна Редько. «На данный момент льготные условия для владельцев электромобилей по всей стране неравномерны и неодинаковы. Например, в Москве существуют выгодные условия: бесплатная парковка, отсутствие транспортного налога и возможность бесплатной зарядки на станциях „Энергия Москвы“, но в ряде регионов эти меры отсутствуют», — указала Редько и попросила рассмотреть возможность унификации данных мер для всех владельцев электромобилей.
Среди регионов, которые активно пытаются решить проблему с предприятиями иностранных компаний, покинувшими российский рынок, заметное место занимает Санкт-Петербург. Там размещены заводы трех автопроизводителей — Hyundai, Toyota и Nissan. Мощности ориентированы на 400 тыс. автомобилей. «У нас уже есть определенность по бывшей площадке Nissan. Передача предприятия осуществлена, напрямую работаем с АвтоВАЗом. Запустили паспортизацию, чтобы на питерском предприятии ориентировались на их автомобили. По Toyota окончательное решение еще не принято, но мы неиспользуемую часть территории завода уже размежевали и отделили ее от основного предприятия», — сообщил председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга Кирилл Соловейчик. По его словам, на данный момент ведутся активные переговоры по Hyundai с Казахстаном. «Площадку General Motors так и не запустили коллеги из Hyundai, и мы сейчас ведем переговоры о том, чтобы один из корпусов использовать для обучения промышленных рабочих», — пояснил Соловейчик.
Президент АвтоВАЗа Максим Соколов в кулуарах Совета Федерации заявил, что с 1 марта цены на автомобили автоконцерна вырастут примерно на 2%
«Без господдержки поднять отрасль и достигнуть суверенитета не удастся»
Президент АвтоВАЗа Максим Соколов в кулуарах Совета Федерации заявил, что с 1 марта цены на автомобили автоконцерна вырастут примерно на 2%. При этом в своем выступлении он выделил три ключевые проблемы российского автопрома. Одна из них связана со значительным падением продаж на внутреннем рынке, что ведет к сокращению заказов в отрасли автокомпонентов. «С нашей точки зрения, необходимо решение по дофинансированию программ льготного кредитования. В 2020 году было выделено 20 миллиардов рублей из федерального бюджета. Во втором полугодии прошлого года направлено около 10 миллиардов. Но в текущем году, к сожалению, не нашлось возможности в бюджете более 5 миллиардов рублей выделить на данные цели, и эти средства в начале февраля уже были израсходованы», — заявил президент АвтоВАЗа. Он также отметил, что 1,5 млрд рублей, заложенные в льготное кредитование, заблокированы на покупку электромобилей. При этом сама программа льготного кредитования направлена в первую очередь на поддержку групп населения с невысоким доходом, а стоимость электромобиля начинается от 3 млн рублей. «Стоит задуматься о социальном характере этой меры», — считает Соколов. Он также предложил установить обязательное требование по локализации автомобилей для участия в программе льготного кредитования. В прошлом году это требование было исключено, однако в дальнейшем его стоило бы вернуть.
Еще один важный вызов — рост скрытого импорта. По мнению Соколова, автомобильный импорт в 2022 году вырос более чем на 18%. При этом импорт физическими лицами вырос в 14 раз до 54 тыс. машин. «Мы видим, что доля китайского импорта за 2022-й выросла с 6 процентов в начале года до почти 22 процентов в IV квартале. По первому месяцу 2023-го мы фиксируем достижение чуть ли не 40-процентной планки в части продаж китайских автомобилей. Это такие цифры, которые должны заставить задуматься», — подчеркнул президент АвтоВАЗа. Он добавил, что не стоит поддерживать импорт или скрытый импорт средствами из бюджета. «Мы скатимся к отверточной сборке в течение 2–3 лет. Это реальная угроза. Мы должны дать соответствующий ответ на уровне государственной политики», — предупредил спикер.
По словам Соколова, меры господдержки «под обещание» не приносили результата. «У нас есть целые регионы, которые больше 15–18 лет обещают локализовать производство, но ничего не происходит. Данный пример должен быть для нас уроком, чтобы второй раз не наступить на эти грабли», — указал он.
По мнению Соколова, автомобильный импорт в 2022 году вырос более чем на 18%. При этом импорт физическими лицами вырос в 14 раз до 54 тыс. машин
Третий вызов — дефицит инвестиций в автомобильную промышленность. «Практически все производители оказались в непростой ситуации. Только уровень процентной нагрузки у АвтоВАЗа составил порядка 12 миллиардов рублей за прошлый год», — заявил Соколов. Решить проблему, по его словам, позволит дофинансирование фонда развития промышленности. «Без господдержки поднять отрасль и достигнуть суверенитета не удастся», — уточнил спикер.
«Конкуренты ваши берут предоплату за поставку автомобиля, почему вы так не делаете? Ведь у вас самая широкая дилерская сеть, может, в эту сторону стоит посмотреть?» — прокомментировал предложения Соколова председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Он посоветовал главе АвтоВАЗа не ждать господдержки, а «динамично работать внутри себя». «Вы знаете, как я тереблю всех, чтобы мы получили продукт, на котором нам будет не стыдно ездить. Чем его больше будет, тем у нас станет больше вопросов к вам как к производителям и тем быстрее вы будете», — предположил Кутепов. В ходе парламентских слушаний он поинтересовался у автопроизводителей, под какой банковский процент возможно наиболее эффективное развитие производства. «При сегодняшнем уровне рынка процент должен быть минимальным — 1–3 процента», — заявил Соколов. Матасов поддержал коллегу и также заявил, что необходимы такие низкие ставки. «У меня огромная просьба. Давайте брать пример с таких субъектов, как Москва, Татарстан, Санкт-Петербург. Увеличивают ВРП внутри себя за счет вложения инвестиций. Смотрите, какой сразу рост происходит! Если мы не вкладываем от общего ВВП от 15 до 20 процентов, у нас и роста не будет. Математику не обмануть. Если мы не вкладываем деньги, мы и результата не будем получать», — заключил Кутепов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.