Утром в четверг приложения нескольких российских банков — «Тинькофф», «Зенит», «Уралсиб», «Левобережный» и «Приморье» — пропали из магазина приложений AppStore Утром в четверг приложения нескольких российских банков — «Тинькофф», «Зенита», «Уралсиба», «Левобережного» и «Приморья» — пропали из магазина приложений App Store Фото: «БИЗНЕС Online»

Что произошло и как быть?

Утром в четверг приложения нескольких российских банков — «Тинькофф», «Зенита», «Уралсиба», «Левобережного» и «Приморья» — пропали из магазина приложений App Store. Кроме того, теперь для пользователей устройств на операционной системе iOS недоступны сервисы экосистемы «Тинькофф» по инвестициям, ведению бизнеса, мобильной связи и бухгалтерии для индивидуальных предпринимателей. При этом уже установленные на мобильные устройства приложения продолжают работать, убедился корреспондент «БИЗНЕС Online».

«Этот день все же настал — приложения удалили из App Store», — заявили сегодня утром в Тинькофф Банке. Кредитная организация рекомендовала клиентам «сохранять спокойствие» и не скачивать приложения из неофициальных источников. «Скоро вернемся с подробностями о том, как безопасно скачать приложения, и ответим на другие важные вопросы», — добавили в банке. Там подчеркнули, что клиенты по-прежнему могут совершать операции в личном кабинете на сайте.

Чтобы увеличить, нажмите (фото: скриншот приложения «Тинькофф»)

Один из первых вопросов, который возникает: как теперь оформить карту новым клиентам, которые приложение не скачивали? Дело в том, что при получении карты клиент активирует ее через приложение на мобильном устройстве. В поддержке Тинькофф Банка корреспонденту «БИЗНЕС Online» пояснили, что новым клиентам «настроить доступ к мобильному приложению/личному кабинету поможет представитель „Тинькофф“ на встрече при открытии продукта». О чем конкретно идет речь, пока неясно. При этом поддержка уточняет, что сам представитель банка «не сможет при встрече установить приложение». Отдельно банк просит клиентов не скачивать программы, о которым они узнали «из других источников». Вопрос, разберутся ли все клиенты, какой источник официальный, а какой нет. Также банк советует использовать веб-версию сайта на смартфоне.

«Ранее установленные приложения работают в штатном режиме. Текущие пользователи могут проводить операции без ограничений. При этом банк рекомендует не удалять мобильное приложение. Для новых клиентов доступен интернет-банкинг», — заявили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Банка ЗЕНИТ.

Напомним, в декабре попавший под санкции Сбер начал устанавливать свое мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» на устройства Apple в отделениях. Как конкретно ставят приложение, кредитная организация не раскрывает. При этом банк также устанавливает клон — приложение СБОЛ, которое недолго «прожило» в App Store. Для этого Сбер разработал собственное программное обеспечение. Установкой приложения в отделении занимается отдельный специалист, для этого смартфон подключают к ноутбуку сотрудника через кабель, писали «Ведомости». Газете в банке объясняли, что «Apple отправляет на устройство официальное разрешение в виде 6-значного кода» и приложение с ноутбука устанавливается на телефон. 

В декабре попавший под санкции Сбер начал устанавливать свое мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» на устройства Apple в отделениях. Каким именно образом устанавливается приложение, банк не раскрывает. При этом банк также устанавливает клон — приложение СБОЛ, которое недолго «прожило» в AppStore. В декабре попавший под санкции Сбер начал устанавливать свое мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» на устройства Apple в отделениях. Каким именно образом устанавливается приложение, банк не раскрывает. При этом банк также устанавливает клон — приложение СБОЛ, которое недолго «прожило» в App Store Фото: Андрей Титов

Как писал РБК, на фоне удалений приложений сервисные центры стали пользоваться программой iMazing. Софт платный, но можно использовать бесплатную пробную версию. Для того чтобы установить приложение банка, нужно устройство, на котором оно уже есть, «донор». Сервис делает универсальный Apple ID, при помощи которого устанавливает приложение. Понятно, что не все компании предоставляют такую услугу безвозмездно. К примеру, на Avito в Казани уже предлагают установить приложение «Тинькофф» за 490 рублей. Однако пользоваться такой услугой опасно: если владелец Apple ID поменяет пароль, то пропадет возможность использования приложений и на вашем устройстве. Поэтому лучше скопировать программу у знакомых и попросить их не менять пароль.

До последнего времени банку удавалось избегать санкций против бизнесмена Олега Тинькова (на фото) и миллиардера Владимира Потанина, чей «Интеррос» купил у семьи Тинькова 35% в TCS Group До последнего времени банку удавалось избегать санкций против бизнесмена Олега Тинькова (на фото) и миллиардера Владимира Потанина, чей «Интеррос» купил у семьи Тинькова 35% в TCS Group Фото: © Yorick Jansens / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Тинькофф Банк до сих пор избегает санкций США

Вероятно, удаление приложений стало сюрпризом даже для Тинькофф Банка. Напомним, 25 февраля Евросоюз ввел санкции против этой кредитной организации, Альфа-банка, Росбанка (приложения двух последних исчезли еще в прошлом году). Как следовало из материалов официального журнала ЕС, ограничения предусматривают заморозку активов на территории стран Евросоюза, а также запрет на сделки с этими кредитными организациями. Несмотря на «успокоительные» сообщения от Тинькофф Банка о том, что санкции не окажут существенного влияния на работу, стоимость акций TCS снижалась на 12,77% до 2 305 рублей за бумагу. Клиентам «Тинькофф инвестиций» пообещали в течение трех недель перенести иностранные ценные бумаги, торгующиеся на СПБ бирже, на неподсанкционную компанию.

Отдельно банк обещал, что, несмотря на ограничения, приложение не пропадет из App Store. «Сервисы удаляют, если организация подпадает под блокирующие санкции США», — объясняли в компании. Однако на деле вышло иначе. Впрочем, корпорация Apple пока не объясняла, с чем связана пропажа приложения. Объясняя санкции, ЕС дежурно отметил, что банк включен ЦБ в список системно значимых кредитных организаций и занимает лидирующие позиции в области финансовых технологий. И отдельно упоминал, что кредитная организация оказывала поддержку клиентам в свете мобилизации.

Стоит заметить, что Тинькофф Банку до сих пор удается избегать американских ограничений и попадания в так называемый SDN-лист (SDN, Specially Designated Nationals — «специально назначенные лица»). А в конце февраля акции кредитной организации выросли на 6%, после того как компания не попала под санкции Великобритании. Более того, до последнего времени банку удавалось избегать санкций против бизнесмена Олега Тинькова и миллиардера Владимира Потанина, чей «Интеррос» купил у семьи Тинькова 35% в TCS Group.

Согласно последней отчетности, у экосистемы Тинькофф Банка в России 26 млн клиентов.

«На примере прошедшего года мы видим, что достаточно большое число мошенников создавали приложения, маскирующиеся под банки»Фото: © Ralf-Udo Thiele / imageBROKER.com / www.globallookpress.com

«Банк может говорить что хочет, но он никак не связан с модерацией приложений»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты объяснили, стоит ли беспокоиться клиентам банков, у которых сегодня удалили приложения и как теперь может действовать «Тинькофф».

Эльдар Муртазин — основатель и главный редактор Mobile Research Group:

— Мы прожили санкционное давление на ряд российских банков еще в 2022 году. Яркий пример — это Сбер, который имеет максимальную аудиторию в стране. Да, приложения удаляют из App Store, также они недоступны в Google Play, но на Android есть альтернативные магазины приложений, тот же RuStore, например. Для владельцев iPhone существует проблема — у них фактически остается доступ к веб-версии. Если у них стояло приложение, оно продолжит работать, но не будет обновляться.

Миграции людей из своего банка по причине того, что у них нет приложения для iPhone, не происходит. Скорее идет миграция из iPhone в Android по этой причине. Банк все-таки выбирают не из-за наличия или отсутствия приложения, а по надежности, по тому, куда работодатель переводит зарплату, и прочему. Но если мы говорим о бытовых неприятностях для пользователя, то они, безусловно, есть. Все это переживаемо, оттока аудитории в банках не случится. Тем более в конечном итоге под санкции попадут практически все российские банки.

На примере прошедшего года мы видим, что достаточно большое число мошенников создавали приложения, маскирующиеся под банки. Все это из-за того, что банки пытались создать свои приложения под другими названиями и клиенты привыкли, что на неделю появляется приложение и исчезает. Мошенники этим воспользовались. На мой взгляд, это ошибка банков, потому что в момент санкций нужно было не делать упор на приложения, а сообщить клиентам, что они могут пользоваться веб-версией либо перейти на Android, а другого не дано. Они сами открыли ящик Пандоры и сделали мошенничество возможным.


Денис Кусков — генеральный директор агентства Telecom Daily:

— Банки выбирают не из-за приложения. В большинстве случаев все-таки из-за каких-то кредитных, депозитных и прочих программ. Тем более это не первые банки, которые вырезали из магазина приложений. Поэтому ничего сверхъестественного не происходит. Все прекрасно понимали, что рано или поздно список расширится. Да, это неприятно, особенно владельцам iPhone. Но есть другие механизмы взаимоотношения с банком, веб-версия, например. Я не думаю, что это приведет к колоссальным потерям.

Причин удаления приложений может быть масса. App Store не самостоятельно принимает решения, он использует рекомендации Торговой палаты США, администрации и так далее. Ну там так решили. А почему так решили, нам не все равно ли? Android, в отличие от iOS, открытая система, и там есть тот же RuStore, поэтому можно из Google Play убрать приложение, но оно будет находиться в RuStore. Поэтому основная проблема для владельцев iPhone, где система закрытая и никаким образом приложения не установишь. Можно лишь иконку установить, как это сделал «Аэрофлот»: после того как они закрыли приложение на iPhone, перейдя на российскую систему бронирования билетов, они рекомендовали установить новую иконку, которая аккуратно переводит на веб-версию, адаптированную для мобильных устройств.


Александр Побыванец — эксперт по мобильным технологиям Wylsacom Media:

— Банк может говорить что хочет, но он никак не связан с модерацией приложений. У нас есть опыт многих банков, которые лишились приложения из App Store и их установка идет через сторонние методы. Для «Тинькофф» попадание в санкционный список уже было тревожным звоночком, и дальнейшие последствия в принципе были ожидаемы. Скорее всего, из Google Play приложение тоже исчезнет. Судя по опыту других банков, были прецеденты, когда [мошенниками] размещались приложения якобы удаленного банка.