«Вы знаете, что девиз русского воина звучал так: «За Веру, Царя и Отечество»? Вера поставлена на первое место», — рассуждает протоиерей Владимир Самойленко. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» ректор Казанской православной духовной семинарии вспоминал владыку Феофана и его дела, рассказал о шагах к возрождению Казанской духовной академии и православных храмов.
Владимир Самойленко: «Вера обязательно поможет нам выстоять в такие непростые времена»
«Чего ты так боишься, что у тебя коленки дрожат? У меня коленки не дрожат уже давно!»
— Отец Владимир, владыку Феофана очень полюбили в Татарстане за его открытость и деятельность. Читатель Николай Гришин спрашивает: «Вы около 20 лет работали рядом с владыкой Феофаном. Какие черты владыки вы уважали более всего? Почему много лет следовали за ним из региона в регион?»
— У владыки Феофана было много добрых качеств, у него многому можно было поучиться. Он был решительным, бесстрашным человеком, особенно когда дело касалось защиты Отечества, православной веры и наших духовно-нравственных ценностей. В этих вопросах он был полон сил и решимости и шел до победного конца. Но если он понимал, что ради дела необходимо отступить, то отступал. Это тактическое отступление, а потом, все продумав и рассчитав, владыка вновь шел в наступление. Несомненно, своим ярким служением он приносил благо Отечеству, обществу, Русской православной церкви. И в этом служении никто владыку не мог поколебать.
Помню, порой он говорил мне: «Чего ты так боишься, что у тебя коленки дрожат? У меня коленки не дрожат уже давно!» И это не пустые слова, а сама его жизнь. Его думы были о России и народе, о духовном возрождении страны. Господь дал владыке многие таланты, которые он положил на алтарь служения Отечеству.
Владыка Феофан рассказывал такой случай о своем отце. Когда началась Великая Отечественная война и отца призвали, тот велел достать из сундука свадебный костюм. На просьбу жены надеть что-то попроще он ответил: «Нет, мать. Я иду Родину защищать, а защищать ее нужно в самом лучшем, что у тебя есть». В такой атмосфере рос будущий архипастырь.
Владимир Михайлович Самойленко родился 27 августа 1966 года в Армавире Краснодарского края, в семье священнослужителя. Окончил Ленинградскую духовную семинарию (1993), Санкт-Петербургскую духовную академию (2004). Кандидат богословия (2005).
1984–1986 — служба в рядах Вооруженных сил Советской Армии.
1986–1990 — иподиакон, эконом Ставропольского епархиального управления.
4 ноября 1990 года митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном был рукоположен во диакона, а 1 сентября 1991 года — во пресвитера.
1991–2010 — благочинный церквей Благодарненского округа Ставрополького края, благочинный церквей республики Северная Осетия — Алания.
В марте 2010 года архиепископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном назначен благочинным церквей Новоалександровского округа Ставропольского края.
В феврале 2014 года перешел в Челябинскую епархию, где был назначен наместником Александро-Невского архиерейского подворья города Челябинска.
В июне 2014 года перешел в Симбирскую епархию, где был назначен секретарем епархиального управления и настоятелем Благовещенского храма города Ульяновска.
В июле 2015 года перешел в Казанскую епархию. Был назначен секретарем казанского епархиального управления и настоятелем Свято-Тихоновского прихода города Казани.
24 сентября 2021 года назначен Священным синодом Русской православной церкви ректором Казанской православной духовной семинарии в связи с прошением митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла.
В октябре 2021 года освобожден от должности секретаря Казанского епархиального управления.
С декабря 2022 года — член Общественной палаты РТ.
— «Какие начинания владыки Феофана в Татарстане еще не окончены? Кто завершит их? Чувствуете ли вы и свою ответственность как бывший секретарь казанского епархиального управления?» (Аркадий Смирнов)
— Владыка не сразу раскрывал свои планы, а сначала вынашивал их, взвешивал все за и против. И только когда приходил к какому-то решению, давал мне соответствующие поручения. А если он давал поручение, то всегда контролировал его выполнение. Планов у него всегда было много, некоторые из них он отодвигал по срокам, понимая, что еще не время. Ко всему он подходил взвешенно и осторожно, главный его принцип — не навредить.
В последние годы владыка и в интервью СМИ, и в проповедях иногда говорил: «Наступил вечер моей жизни». Ему же хотелось успеть еще что-то, хотя он многое успел сделать для Церкви: только на Кавказе он построил более 100 храмов, а еще — ряд кафедральных соборов по всей России! В окружении Святейшего Патриарха шутили: «Владыка, вы строите храмы, а мы за вами ездим и освящаем их». Он всегда был деятельным, активным. И сам так жил, и нас к этому призывал.
Что касается его нереализованных планов… Как вы знаете, главное его детище — воссозданный Казанский кафедральный собор. Конечно, владыке хотелось его освятить. Он говорил: «Вот освятим собор, и уйду на покой». Видимо, он понимал, что это последнее его дело…
Владыка также занимался возрождением Николо-Гостинодворской церкви. Президентом РТ Рустамом Миннихановым было принято решение о передаче этого храма Казанской епархии. Владыка Феофан учредил фонд по возрождению храма, значение которого очень велико для нашего Отечества и Церкви, ведь здесь служил священник Ермолай — будущий Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Именно он принимал явленную Казанскую икону Божией Матери, а затем составил сказание о явлении данного чудотворного образа.
Думаю, восстановление этого храма, которое начал владыка Феофан, — наше общее дело, наша общая ответственность. И сегодня митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл активно включился в процесс воссоздания Николо-Гостинодворской церкви. Верю в то, что эта святыня нашего народа обязательно возродится.
— «Как вы считаете, при каких условиях Казань может стать международным центром паломничества к Казанской иконе Божией Матери? Главное-то условие уже выполнено — построен храм, во многом благодаря митрополиту Феофану». (Попова Ольга)
— Думаю, Казань давно уже стала центром паломничества, причем не только для христиан. Задолго до начала воссоздания Казанского собора к чудотворной Казанской иконе притекало множество людей, и не только из нашего Отечества. В допандемийное время я встречал группы католиков, туристов из Китая. К сожалению, пандемия внесла свои коррективы. А сейчас по известным причинам к нам практически не едут из Европы.
— Паломнический центр как организационное начало нам нужен?
— Если в этом появится необходимость. Сейчас, наверное, это неактуально. Когда ситуация стабилизируется, тогда руководство республики и митрополии и будет предпринимать соответствующие шаги, но, повторюсь, если в этом возникнет необходимость.
«Владыка Феофан всегда был деятельным, активным. И сам так жил, и нас к этому призывал»
«Около 150 храмов в Татарстане все еще находится в печальном состоянии»
— «В Татарстане еще много заброшенных церквей. Митрополит Феофан говорил, что со временем обязательно все восстановит. Есть ли реестр таких церквей и некий план по их возрождению? Их восстановление — это дело РПЦ или прихожан?» (Даниил)
— Казанский фотограф Андрей Черенков очень многое сделал, чтобы обозначить эту важную тему. Он объездил, наверное, все селения нашей республики, подготовил и издал две замечательные книги: «Православные храмы — памятники Казанского края» и «Храмы нашей души». Он сфотографировал и описал все храмы, которые находятся в разрушенном и полуразрушенном состоянии. Хотелось бы, чтобы таких неравнодушных людей было как можно больше.
Владыка Феофан ознакомился с этими трудами. Благодаря им было проще составить реестр, который сегодня актуализируется. Насколько я помню, около 150 храмов в Татарстане все еще находится в печальном состоянии. Владыка Феофан давал поручения благочинным Казанской епархии информировать о состоянии этих храмов и выполнять необходимые действия для того, чтобы не происходило дальнейшего их разрушения. Сменивший владыку Феофана на Казанской кафедре владыка Кирилл принял важное решение, поручив крупным приходам Татарстанской митрополии взять на попечение такие храмы.
При этом нужно не забывать, что восстановление храмов — наше общее дело. Кто их разрушал? Наши деды и прадеды. Это безмолвные памятники трагедии, которая происходила во время борьбы с религией. Наш святой долг — возродить эти храмы. Понятно, что это дело не 2–3 лет, нужна поддержка и государства, и неравнодушных людей.
Хотелось бы особо отметить, что в возрождении порушенных церквей принимают участие и мусульмане, а в восстановлении мечетей участвуют и православные. Думаю, благодаря такому взаимодействию, народному единству мы рано или поздно сможем возродить все наши поруганные святыни. Это очень важно в деле духовного возрождения народа, для защиты нравственных ценностей и восстановления исторической справедливости.
— «В Казани решили строить Соборную мечеть на 10 тысяч верующих. Как считаете, соборная церковь такой же вместимости городу нужна?» (Ильшат)
— Вопрос это непростой. Во-первых, слава Богу, что благодаря руководству нашей республики столицу украшает Казанский кафедральный собор — всенародная святыня, один из духовных центров Отечества. Казанский собор достаточно вместительный, и дай Бог, чтобы он всегда наполнялся молящимися. Сегодня это в основном происходит в дни особого почитания Казанской иконы — летом и осенью, в великие праздники и воскресные дни. В будни в соборе больше паломников и туристов.
Конечно, как священнослужителю, верующему человеку, мне хотелось бы, чтобы столицу РТ украшал величественный собор на 10 тысяч человек. Население нашего города постоянно увеличивается — сегодня оно составляет более 1,3 миллиона человек. Может быть, в ближайшие годы здесь будут проживать 2 миллиона. Для такого населения необходимо и соответствующее количество храмов. Но посещение большого храма, тем более расположенного вдали от места проживания, не для всех удобно. С моей точки зрения, лучше строить храмы в микрорайонах, где их сейчас нет, но есть запрос верующих. Тогда всем было бы удобно.
На сегодня православных храмов в Казани не хватает, это понимают многие. И наш правящий архиерей очень многое делает для того, чтобы количество храмов в столице Татарстана росло.
— Будет ли восстановлен храм Николы Тульского на территории Казанского Богородицкого мужского монастыря?
— Необходимо восстанавливать все монастырские строения, и это огромный объем работы, требующий значительных финансовых затрат. Полагаю, здесь без помощи государства не обойтись, ведь храм Николы Тульского — часть комплекса Казанского Богородицкого монастыря. Верю, что со временем этот вопрос решится. Все-таки монастырь находится в историческом центре города, рядом с Казанским кремлем, и здесь, конечно, нужно все привести в надлежащий порядок.
Но это должно стать всенародным делом, как и воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери. Тогда помимо указа президента РТ о его воссоздании действовал республиканский благотворительный фонд «Возрождение». Свои пожертвования в этот фонд вносили и крупные предприятия, и средний и малый бизнес, и простые люди, причем из всех уголков России. Если Казанский Богородицкий мужской монастырь будет полностью восстановлен, он привлечет еще больше паломников и туристов. Это дело будущего, и, хотелось бы верить, не очень далекого.
— Может быть, после строительства Соборной мечети руководство республики перенаправит денежные потоки благотворительного фонда на Казанский Богородицкий монастырь?
— Не знаю, как все будет происходить, — это дело руководства нашей республики. Но не сомневаюсь, что и руководство республики, и мэрия Казани имеет доброе желание возродить Богородицкий монастырь в полном объеме. А если есть доброе желание, значит, монастырские корпуса обязательно восстановят во всей их первозданной красоте.
«На сегодня православных храмов в Казани не хватает, это понимают многие. И наш правящий архиерей очень многое делает для того, чтобы количество храмов в столице Татарстана росло»
«Не просто «наша республика», а «наша любимая республика»!»
— Отец Владимир, говоря о Татарстане, вы говорите: «Наша республика». Это дань дипломатии или Татарстан действительно стал вашим домом?
— А как по-другому? И не просто «наша республика», а «наша любимая республика»! Татарстан удивителен, уникален, он неповторим во многих смыслах.
Чтобы что-то получилось в жизни, нужно любить свое дело. Когда я был назначен благочинным в Северную Осетию — Аланию, то понимал, что без знания культуры, традиций, обычаев осетинского народа мое пастырское служение не будет иметь успеха. И я начал свое служение с походов по книжным магазинам — приобретал книги по истории Северной Осетии, по истории христианства на этой земле. Так стараюсь поступать и в Татарстане.
Я никогда не думал, что Господь приведет меня и мою семью на священную землю Татарстана. А по-другому я и не могу ее назвать, потому что здесь пребывают великие святыни и здесь служили великие святители — Гурий, Гермоген, Варсонофий и многие другие. Во многих семьях России и за ее пределами особо почитается Казанский образ Пресвятой Богородицы.
Ранее я много слышал о Татарстане, а сейчас через свое служение соприкоснулся с местной культурой, обычаями, людьми. Конечно, я всегда благодарю Бога и с благодарностью вспоминаю владыку Феофана за то, что я и моя семья живем здесь. Я даже прописан в Татарстане. На Северном Кавказе похоронены мои родители, там живут мои родственники и друзья, а нас чем-то заворожил Татарстан. Нашу республику невозможно не любить, ведь здесь живет замечательный народ.
Наверное, не только меня радует, что президент нашей республики Рустам Нургалиевич — очень верующий человек, который трепетно относится к вопросам веры, к духовной составляющей в жизни народа. Многое в республике сделано для духовного возрождения. Этот пример уникальный, очень поучительный для других регионов. Я оказался в своей среде, поэтому действительно так — это мой Татарстан, я здесь живу и тружусь.
Вспомним перепись населения Российской империи, которая проходила в 1897 году. Когда переписчики пришли к императору Николаю II, в графе «должность» он написал: «хозяин земли Русской». Вот и мы должны ощущать себя хозяевами земли, на которой живем и трудимся. Если так относиться к ней и трудиться ради ее процветания, Господь будет давать необходимые силы.
— «Как вам служилось на Кавказе? Какие были трудности? Чем Татарстан отличается от Кавказа в плане религиозных отношений?» (Карим)
— Я человек кавказский, родился в Армавире Краснодарского края. Мои родители и жена родом из Ставропольского края. По происхождению мы терские казаки. Вся моя сознательная жизнь прошла на Северном Кавказе. 12 лет я прослужил священником в Северной Осетии — Алании и у меня самые замечательные воспоминания об этом периоде пастырского служения.
В северокавказских республиках основное население — мусульмане, но осетинский народ в большинстве своем исповедует православие. В Северной Осетии есть грузинские и армянские диаспоры. Как и в Татарстане, мусульмане и христиане живут там во взаимопонимании и соработничестве. Слава Богу, на Северном Кавказе сохраняется межрелигиозный мир, там традиционно добрые отношения между представителями разных религий.
Приведу такой пример из истории этого края. Летом 1910 года, когда по обширной Терской области совершался крестный ход с чудотворным Моздокским образом Пресвятой Богородицы, он проходил в том числе через Дагестан, Чечню, Ингушетию. Когда богомольцы проходили по этим территориям, женщины-мусульманки выносили им студеную воду, чтобы те утолили жажду. Когда крестный ход прибыл в Беслан, состоялось богослужение в храме. Есть свидетельство епископа Владикавказского Владимира (Сеньковского), что во время богослужения в храме находился местный мулла и женщины-магометанки: «Мулла поставил большую свечу у Моздокского образа Богородицы, а женщины-мусульманки подошли к образу Пресвятой Богородицы и поклонились ей».
Межрелигиозный мир и согласие — это очень важно, и не только для Северного Кавказа. В целом это прекрасный регион, с удивительными обычаями и традициями. Президент нашей республики объявил 2023-й Годом национальных культур и традиций. Уникальные многообразные культура и традиции нашего народа — фундамент, на котором должна строиться жизнь.
«Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию, и я уверен, что так и произойдет. Но надо, чтобы все сложилось, нам нужно стать самодостаточными во всех отношениях. Когда это произойдет, тогда и возродится знаменитая Казанская школа. Конечно, можно было бы очень просто «решить» этот вопрос, поменяв вывеску, но будет ли в этом случае содержание соответствовать наименованию?»
«Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию»
— «Почему, на ваш взгляд, не удается возродить Казанскую духовную академию?» (Николай Семенов)
— Эту задачу перед нами поставил Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Эту задачу перед нами ставит и учебный комитет РПЦ. Как мы знаем, прославленная Казанская духовная академия была очень известной по многим причинам и, конечно, нам необходимо ее возродить. Но это дело не одного дня. К этому нужно прийти, и мы к этой цели целенаправленно двигаемся.
— Семинария может перерасти в академию? Или это два параллельных дела?
— Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию, и я уверен, что так и произойдет. Но надо, чтобы все сложилось, нам нужно стать самодостаточными во всех отношениях. Когда это произойдет, тогда и возродится знаменитая Казанская школа. Конечно, можно было бы очень просто «решить» этот вопрос, поменяв вывеску, но будет ли в этом случае содержание соответствовать наименованию?
— Чего сегодня семинарии не хватает, чтобы можно было с полным правом поменять на ней вывеску на »академию»?
— Мы поэтапно к этому идем. В феврале прошлого года семинария получила новую государственную лицензию на ведение образовательной деятельности по направлению подготовки «теология» по программам бакалавриата, магистратуры и дополнительного профессионального образования. Сегодня мы живем по единому учебному плану, который разработан учебным комитетом РПЦ в соответствии с государственными стандартами.
Следующая наша задача — получить государственную аккредитацию. Это запланировано на осень текущего года. Для этого надо выполнить ряд условий, мы поэтапно движемся к этой цели. И когда мы получим государственную аккредитацию, то сделаем очень важный шаг к возрождению академии.
— Что требуется для аккредитации?
— Во-первых, все внутренние документы мы приводим в соответствие с требованиями государственного законодательства, регулирующего сферу высшего образования, — остались небольшие штрихи. Во-вторых, мы работаем над уровнем знаний студентов, чтобы он соответствовал компетенциям, указанным во ФГОСе. По этим стандартам национальное аккредитационное агентство в сфере образования будет проверять уровень знаний учащихся нашей семинарии.
— Наверное, есть и требование построить общежитие?
— При каждой духовной школе должно быть общежитие. В нашей семинарии оно есть, и, благодаря митрополиту Кириллу, в нем созданы очень хорошие условия для учащихся. Но если мы говорим о возрождении академии, то нужно понимать: для этого необходимо в том числе построить отдельное здание, чтобы высвободились помещения, которые можно будет переоборудовать под учебные аудитории, которых нам сегодня не хватает.
У руководства республики есть понимание проблемы и желание поддержать нас в этом важном деле. Под строительство общежития нам выделили земельный участок рядом с семинарией. Сейчас осталось решить некоторые вопросы по его оформлению.
— У Казанской академии есть родное здание, которое строили именно под нее, — сегодня там размещается больница. Вы к чему больше склоняетесь: чтобы вернули свое здание или чтобы со временем построить новое? Нынешнее здание семинарии достойно академии?
— Этот непростой вопрос неоднократно обсуждался, предлагались различные варианты решений, в том числе занять корпуса Казанского Богородицкого монастыря. Очень хорошее место: исторический центр Казани, рядом Казанский собор. Но здесь нужно приложить много усилий, об этом я уже говорил. А если построят общежитие, то в здании семинарии высвободятся помещения под необходимые для академии аудитории.
Окончательное решение о здании будущей академии пока не принято. Владыка Кирилл разобрался в этой ситуации, у него есть свое видение решения вопроса. В любом случае вопрос будет согласовываться с руководством республики.
Хотел бы также отметить, что осенью этого года Казанская духовная семинария отметит 300-летие со дня основания. К этой дате мы должны подойти достойно, но без поддержки руководства и народа республики справиться нам будет трудно.
Здание — постройки середины 1990-х. Благодаря поддержке президента нашей республики в нем сделан ремонт, приобретено современное оборудование для библиотеки, создан компьютерный класс. Предстоит ремонт кровли.
Что касается исторического здания Казанской духовной академии, то оно построено в 1848 году на окраине Казани — на Арском поле. Сегодня это практически центр города, здесь много соблазнов для молодежи. Зачем это семинаристам?
— Для студентов это будет испытанием!
— Если так, надеюсь, они его выдержат достойно… Вот Болгарская исламская академия построена в Великом Болгаре, вдали от мирской суеты, чтобы студентов ничего не отвлекало от постижения богословских наук. Кроме того, историческое здание академии — очень большое по площади, его будет непросто содержать.
— Есть удаленное место — остров-град Свияжск. Подходит для академии?
— Чтобы разместить академию на острове-граде Свияжске, необходимо построить учебные корпуса и создать соответствующую инфраструктуру. Это сложно по многим причинам. Где брать землю для этой цели? Как туда доставлять преподавателей-совместителей?
— Ваше сердце к какому варианту больше лежит?
— Конечно, очень хорошее место — Богородицкий монастырь. Но самое главное, что на всех уровнях есть понимание того, что духовную академию нужно возрождать. Уверен, будет принято правильное выверенное решение.
«Исламоведение — важное направление в деле развития добрых взаимоотношений между представителями двух религий. Надо располагать не поверхностными, а более глубокими знаниями для лучшего понимания наших братьев — мусульман»
«Возрождение Казанской духовной академии без кафедры исламоведения невозможно»
— «В Казанской семинарии в 2016 году открыта кафедра исламоведения. Объясните, пожалуйста, для чего это сделано? Каких специалистов будет выпускать эта кафедра?» (Ильгиз Каримов)
— В Русской православной церкви сохраняется дефицит специалистов-исламоведов. Исламоведение — важное направление в деле развития добрых взаимоотношений между представителями двух религий. Надо располагать не поверхностными, а более глубокими знаниями для лучшего понимания наших братьев — мусульман. Это поможет углубить и расширить диалог по различным направлениям. Многие регионы России нуждаются в таких подготовленных пастырях. Без сомнения, ученые-исламоведы будут широко востребованы. Это жизненная необходимость для Церкви, а наша задача — готовить таких специалистов.
Кроме того, возрождение Казанской духовной академии без кафедры исламоведения невозможно. Академия всегда славилась своими востоковедческой и исламоведческой школами. Подобных в России не было. Какие были ученые, какие громкие имена — чего только стоит архимандрит Палладий (Кафаров), один из самых известных синологов в мире! Выпускником Казанской духовной семинарии являлся архимандрит Иакинф (Бичурин) — первый синолог Русской церкви. Он в совершенстве знал китайский язык, перевел труды китайских ученых. Благодаря Казанской духовной академии Россия находилась в авангарде востоковедения.
— Кафедра исламоведения может вырасти в научную школу? Кто сегодня там преподает?
— Благодаря владыке Кириллу были привлечены прекрасные преподаватели. Известный религиовед профессор Роман Анатольевич Силантьев регулярно приезжает к нам для чтения лекций. У нас преподает председатель экспертного совета при патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром иеромонах Григорий (Матрусов) — один из лучших отечественных специалистов по исламу. Есть и местные педагоги. Понятно, что нам их еще не хватает. В идеале нужно самим выращивать такие кадры, но для этого нужно время.
— В Татарстане есть исламские вузы — и институт, и академия. Оттуда преподавателей вы привлекаете?
— На сегодняшний день преподавательский состав по профилю «исламоведение» у нас полностью укомплектован. В нашей духовной школе трудятся преподаватели из различных вузов республики. Конечно, есть и непростые моменты, в том числе относительно финансового обеспечения. Благодаря владыке Кириллу эти вопросы благополучно решаются.
— «Сколько сегодня семинаристов? На кого они учатся? Принимают ли девушек?» (Ильсия)
— На сегодняшний день в Казанской духовной семинарии обучаются 316 юношей и девушек. Главная цель любой духовной школы — подготовка достойных кандидатов во священство. Для девушек в семинарии есть регентское отделение, где готовят руководителей церковных хоров. На отделении дополнительного образования готовятся псаломщики, певчие, катехизаторы. Также есть курсы православных экскурсоводов — ими также могут быть и юноши, и девушки.
— Кто финансирует деятельность семинарии?
— Учредителем семинарии является казанское епархиальное управление, благодаря ему духовная школа и содержится. Руководство республики — наши добрые помощники и союзники в плане финансовой поддержки через благотворительные фонды. Рустам Минниханов приезжал в семинарию, внимательно вникал в ее нужды. Без такой поддержки нам было бы очень трудно существовать.
Конечно, хотелось бы, чтобы не только руководство республики нам помогало. Подготовка кандидатов во священство и церковных специалистов по различным направлениям важна для всего общества. Мы ведь говорим о духовно-нравственном возрождении нашего народа и многое для этого делаем. А чтобы происходило духовное возрождение, нужны высокообразованные пастыри. Их подготовка должна быть общим делом, а не только церковным. Поэтому важны всенародное понимание и поддержка.
«У президента — самая высокая колокольня. Чем выше колокольня, тем дальше и больше видит человек. Ему вверены судьбы нашего народа и Отечества. Как важно для него не ошибиться! Мы зачастую действуем спонтанно, не думая о последствиях, а президент ко всему подходит очень мудро, взвешенно»
«Владимир Владимирович — глубоко верующий человек, для которого вера не формальность»
— Духовно-нравственное возрождение народа — это же общенациональная задача. Так, может, тут необходим национальный проект? Дороги по нацпроектам строим, а почему бы духовному возрождению не помогать! Как считаете?
— Это было бы сверх всяких наших ожиданий. Возможно, когда-то мы к этому придем.
— Как знать, может, и придем, ведь во главе России стоит верующий человек…
— Действительно, Владимир Владимирович — глубоко верующий человек, для которого вера не формальность. Мне, как священнику, это радостно, ведь вера накладывает отпечаток на мысли и дела. Мы видим, сколько доброго и полезного сделал президент для народа и государства.
Уверен, в жизни каждого бывают моменты, когда требуется надежная опора. В сложных жизненных ситуациях человек опирается на веру. Помните, как у Лермонтова:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
— Вам не кажется, что Путин, как человек глубоко верующий, уж слишком совестливый и это порой мешает ему в международной политике? Его совестливость за рубежом воспринимается как слабость…
— Наоборот, совесть — это деятельная сила, помогающая выстоять в непростой жизненной ситуации. А как без совести жить, по каким законам? Сердце и совесть — главные регуляторы духовной жизни. Этим веками жил наш народ, в этом наша духовная сила, помогающая проходить через испытания. На Западе уже давно нет этой духовной силы, он сознательно отказался от нее. А для нас это созидательное и творческое начало.
— А если против нас Антихрист?
— Слово «Антихрист» означает «вместо Христа». Если в нашей жизни будет Бог, то Антихрист бессилен.
В 2012 году в Ставрополе мне посчастливилось присутствовать на освящении Казанского собора, которое совершил Святейший патриарх Кирилл. Этот собор возродил владыка Феофан. На приеме Патриарх сказал: «Каждого человека Бог поставил на определенную колокольню». А у президента — самая высокая колокольня. Чем выше колокольня, тем дальше и больше видит человек. Ему вверены судьбы нашего народа и Отечества. Как важно для него не ошибиться! Мы зачастую действуем спонтанно, не думая о последствиях, а президент ко всему подходит очень мудро, взвешенно.
Вера дает духовные силы, помогает человеку выстоять, выжить. Вы знаете, что девиз русского воина звучал так: «За Веру, Царя и Отечество»? Вера поставлена на первое место, за веру готовы были жизнь отдать. А Бог поругаем не бывает, и что посеет человек, то и пожнет.
«Татарстан — дом Пресвятой Богородицы, потому что здесь была явлена Казанская икона. Сколько раз через эту чудотворную икону Богородица помогала нашему Отечеству! Порой казалось, что все окончено, что Россия вот-вот исчезнет, но она возрождалась!»
«Россию и Татарстан именуют домом Пресвятой Богородицы»
— Вы верите в особый путь России в мире?
— Несомненно. Россия — оплот мирового православия, так сложилось исторически. Очень часто русские не думали о себе, жертвуя своей жизнью ради других, действуя согласно евангельскому принципу. Здесь можно вспомнить и Балканы, и Грецию, и многие другие страны Европы, которые сохранили свою государственность и веру благодаря России. Да и США Россия помогла в свое время. К сожалению, сегодня Запад пытается переписать мировую историю.
Россию именуют домом Пресвятой Богородицы. И Татарстан — дом Пресвятой Богородицы, потому что здесь была явлена Казанская икона. Сколько раз через эту чудотворную икону Богородица помогала нашему Отечеству! Порой казалось, что все окончено, что Россия вот-вот исчезнет, но она возрождалась! Многочисленные недруги не верили: как такое может быть? А это заступничество Матери Божией. И очень многие в мире смотрят на Россию как на оплот правды и мира.
— «У меня вопрос о соотношении веры и политики. Идет военная кампания на Украине. Каково должно быть отношение с точки зрения Церкви как социального института? В храмах РПЦ молятся о даровании победы, укреплении воинства. Старообрядцы молятся о некоем абстрактном „мире“. Конференция католических епископов (из 6 членов уроженец России только один, остальные — граждане стран-членов НАТО) дважды выпускала обращение „на грани“ — там нет явной клеветы на армию и страну, но „всем и так все ясно“. Какой из этих трех подходов верный с точки зрения именно богословской? Как должно относиться государство к свободе мнений религиозных иерархов?» (Евгений)
— У нашей Церкви очень теплые отношения с Русской православной старообрядческой церковью. У нас общая основа — патриотическое служение народу и Отечеству. В нашей республике представители всех мировых религий принимают участие в знаковых мероприятиях. Здесь мы все едины, а по-другому и быть не может.
С утверждением вашего читателя я не согласен. Полагаю, что вряд ли можно столь обобщенно говорить о позиции старообрядцев или католиков. Да, мы все разные и у каждого свой взгляд на происходящие события. Но всех нас объединяет любовь к Отечеству, верность Родине, активное участие в ее судьбе, патриотическое служение.
В это непростое время мы молимся о мире. Более того, молитва о мире во всем мире — неотъемлемая часть ежедневных православных богослужений на протяжении многих столетий. И мне трудно представить, что кто-то может ассоциировать испрашиваемый у Бога мир с поражением России.
— «С точки зрения верующего человека, СВО — это борьба за что, за какие ценности?» (Алсу)
— СВО проводится ради скорейшего восстановления мирной жизни в Донбассе, где 8 лет издевались над русскими. Это защита русского мира, защита нашего Российского государства.
«Хочу призвать юношей и девушек подумать о поступлении в Казанскую семинарию. Наша духовная школа постоянно развивается и совершенствуется, дает необходимые качественные знания для служения Церкви, народу и Отечеству»
«С улицы в семинарию не возьмут — нужно быть воцерковленным человеком»
— «Есть мнение, что в религиозные учебные заведения поступают преимущественно те, кто не может поступить в светские вузы, так как не хватает баллов по ЕГЭ. И чтобы получить отсрочку от армии и получить хоть какой-то диплом, идут учиться в религиозное учебное заведение. Это так?» (Сергей Андреев)
— Конечно, это не так. В духовные семинарии поступают только те, кто к этому готовится на протяжении многих лет. Чтобы поступить в семинарию, надо прежде всего быть глубоко верующим человеком.
— Чем абитуриент это докажет при поступлении в семинарию?
— Прежде всего, поступающему в семинарию дается рекомендация от епархиального архиерея или приходского священника. С улицы в семинарию не возьмут — нужно быть воцерковленным человеком, пройти путь послушаний при храме, знать жизнь Церкви, определенные молитвы, ход богослужения. Без этого ни один юноша или девушка не поступит в духовную школу.
Одно дело результаты ЕГЭ по русскому языку и истории, другое — наши внутренние экзамены: по библейской и церковной истории, знанию катехизиса, сочинение. Кроме того, у нас есть внутренний экзамен по русскому языку и истории государства Российского. Плюс собеседование, на котором мы спрашиваем, что привело человека в духовную школу, чем он руководствовался и так далее. Посторонний или неподготовленный молодой человек не будет зачислен.
— «Какой у вас конкурс?» (Андрей К.)
— В 1990-е, когда только открывались духовные семинарии, был большой конкурс. Сегодня другая ситуация. На сегодняшний день в нашей Церкви 41 духовное учебное заведение. Конкурс сохранился только в Московской, Санкт-Петербургской, Сретенской духовных академиях и в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, у них есть возможность выбирать лучших абитуриентов.
В Казанской духовной семинарии каждый год на очное отделение поступают порядка 10 юношей и 10 девушек. Все они к этому шагу готовились осознанно, все воцерковлены. Надеюсь, количество абитуриентов будет увеличиваться. Мы ежегодно проводим День открытых дверей, предлагаем молодежи поступать в духовную школу.
Хочу также через вашу газету призвать юношей и девушек подумать о поступлении в Казанскую семинарию. Наша духовная школа постоянно развивается и совершенствуется, дает необходимые качественные знания для служения Церкви, народу и Отечеству.
— «Куда распределяются выпускники Казанской семинарии? Кто оплачивает их труд?» (Мурад)
— Не хлебом единым жив человек. Каждый пастырь Церкви Христовой должен помнить слова: «Не ради хлеба куса, а ради Иисуса». Ради Него я пришел в Церковь и совершаю служение. Этот принцип должен полагаться в основу пастырского делания.
Каждому выпускнику семинарии по усмотрению правящего архиерея определяется место для пастырского служения. Митрополит Кирилл взвешенно подходит к этому вопросу, по способностям находит место служения каждому священнику. Ни один выпускник Казанской духовной семинарии не останется без места, уверяю вас. А вот содержать священника — это обязанность прихода, общины. По большому счету, священник не должен думать о том, как добыть хлеб насущный, это зона ответственности прихожан. Он должен стремиться быть добрым пастырем для своих прихожан, духовных чад, все свои силы отдавать духовному руководству и совершенствованию.
— А если приход маленький или вообще у людей нет привычки жертвовать на церковь, то тогда как?
— Обычно новые храмы строятся за счет благотворителей. И они понимают, что потом надо и храм содержать, и священнику платить…
— «Какую долю священнослужителей Татарстана и какую долю учащихся семинарии составляют выходцы из Татарстана? Ведется ли обучение учащихся семинарии для служб на родных языках — чувашском, татарском, удмуртском, мордовском, марийском?» (Рим)
— Среди священнослужителей Татарстанской митрополии выходцев из нашей республики большинство. А национальный состав очень широкий: русские, украинцы, татары, кряшены, удмурты, чуваши. И в семинарии национальный состав богатый. Среди семинаристов есть приезжие из других регионов — это Башкортостан, Марий Эл, Нижний Новгород, Удмуртия, Чувашия. Даже из Петербурга были учащиеся. Соотношение местных и приезжих — примерно 50 на 50. По окончании семинарии они возвращаются в родной регион, а выходцы из Татарстана остаются здесь нести пастырское служение.
— На каком языке ведется преподавание?
— На русском. На бакалавриате и более углубленно в магистратуре изучается татарский язык, который необходим для коммуникации с прихожанами-татарами. Что касается преподавания на других языках, то такой потребности нет.
Отмечу, что у нас есть чувашские и удмуртские приходы, и было бы хорошо, чтобы они направляли на обучение в семинарию своих кандидатов — носителей языка. Но на практике, к сожалению, это происходит редко.
— «Влияют ли внешние обстоятельства и новые вызовы на программу обучения будущих церковнослужителей?» (Марина Котова) Например, об СВО разговоры с семинаристами ведутся?
— Я не понимаю, каким образом проведение специальной военной операции может оказывать влияние на учебный процесс в духовных школах. В духовных учебных заведениях есть единый учебный план, разработанный в соответствии с государственными стандартами. Естественно, происходящее беспокоит всех нас, у учащихся могут возникать вопросы, на которые преподаватели дают достойные ответы.
— Сколько лет обучаются в семинарии по программам бакалавриата и магистратуры?
— Общий срок обучения на бакалавриате — пять лет, в том числе год на подготовительном отделении. В магистратуре обучаются два года, по профилю «исламоведение» существует подготовительное отделение со сроком обучения один год.
— В общей сложности 8 лет!
— Да, но время очень быстро проходит. Главное, чтобы учащиеся с пользой для себя провели это время.
«Все мы ежедневно являемся свидетелями чудес, самое главное из которых — жизнь, данная нам Богом. И окружающий нас мир — это тоже великое чудо. Как премудро устроена жизнь человеческая, окружающая нас природа, а мы этого не замечаем, забываем, что за этим стоит Бог, неразумно пользуемся этим великим даром»
«Священник не является посредником между Богом и человеком. Он друг, брат, помощник»
— «Зачем нужен посредник между человеком и Богом? В чем заключается роль служителей церквей и мечетей?» (Азат)
— Апостол Павел писал: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:5-6). Священник не является посредником между Богом и человеком. Он друг, брат, помощник. Он один из нас, но только облеченный правами, которых нет у других людей. У него больше опыта и знаний, потому что он к своему служению долго готовился. Своим духовным опытом и знаниями он должен делиться с паствой.
Когда Господь наш Иисус Христос посылал на проповедь своих учеников, то сказал им очень важные слова (см. Мф. 10:1-16), из которых вытекают три важные обязанности пастыря: учить народ, совершать богослужения, осуществлять духовное руководство.
— «Церковь не является государственным учреждением. Почему для венчания требуют регистрацию брака?» (Виктор)
— Брак — это одно из церковных таинств, великое событие в жизни человека. Церковь призывает подходить очень ответственно к этому моменту в жизни человека, поэтому и просит показать документ, подтверждающий официальную государственную регистрацию. У нас должна быть крепкая семья, должны дети рождаться — Сам Бог так установил. Поэтому Церковь очень ответственно относится к созданию семьи и призывает к такой же ответственности своих верных чад.
— «Вы в своей жизни были свидетелем чуда?» (Андрей)
— Все мы ежедневно являемся свидетелями чудес, самое главное из которых — жизнь, данная нам Богом. И окружающий нас мир — это тоже великое чудо. Как премудро устроена жизнь человеческая, окружающая нас природа, а мы этого не замечаем, забываем, что за этим стоит Бог, неразумно пользуемся этим великим даром.
Много чудес бывает и в церковной жизни. Многие иконы и мощи святых мироточат — это явление я наблюдал неоднократно. В Греции, на острове Корфу, находятся нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского, температура которых всегда 36,6 градуса. Это же великое чудо, и многие жители Татарстана имели возможность прикоснуться к этим мощам. А разве не чудо схождение Благодатного огня перед Пасхой Господней?
— Многие считают, что это фокус…
— Мне рассказывал мой наставник, архиепископ Ставропольский Антоний (Завгородний), как он был в храме Воскресения Христова в Иерусалиме на схождении Благодатного огня. Он вошел в Кувуклию, где все было пламенем объято, а его самого Благодатный огонь не опалял. Благодатный огонь ежегодно доставляется и в нашу республику.
А крещенская вода? 19 января был праздник Крещения Господня. Набрав крещенской воды, мы можем соприкасаться с этим чудом весь год, до следующего праздника Крещения — святая вода не испортится. Это же великое чудо! Таких чудес я могу назвать еще множество. Но надо помнить, что только по нашей крепкой вере Господь посылает свою помощь.
— Вы стали членом Общественной палаты РТ. Как считаете, в чем главная ее задача?
— Считаю, что это важный общественный институт, обеспечивающий связь между государством и гражданами. Ведь не всегда государство способно вовремя услышать человека, понять его чаяния и нужды. Роль Общественной палаты заключается в том, чтобы государство принимало более выверенные решения. Для этого она аккумулирует общественное мнение и доносит его до властей. Отрадно, что Общественная палата РТ по эффективности своей работы занимает второе место по России.
— Как часто читаете газету «БИЗНЕС Online»?
— Делаю это регулярно. Благодаря вашей газете нахожусь в курсе всех событий, это важное подспорье в моей работе. В чем-то с авторами материалов могу не соглашаться, но для меня крайне важно оперативно получать информацию.
— Не так давно газета сделала рейтинг деятелей в области православия. Вас мы поставили на второе место. Это было для вас неожиданно?
— Неожиданно. Но приятно чисто по-человечески. А вообще никогда не стремлюсь к популярности, это все преходящее. Важно добросовестно совершать дело, к которому призван, чтобы совесть была чистой пред Богом и людьми. Это самое главное и к этому мы все должны стремиться.
— Отец Владимир, спасибо за полезный разговор!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.