erid: Pb3XmBtzsrgcBEcou6xc3MtrzDmQCUbGuEkCfgr
«Если мои сотрудники ударно потрудятся весной и летом, то зимой могут себя чувствовать спокойно», — признается начальник Советского энергорайона АО «Казэнерго» Руслан Шайдуллин. В этом сезоне по его району было 44 аварийные ситуации — в полтора раза меньше, чем пять лет назад. Но динамика может в любой момент поменяться к худшему из-за недоремонта и нехватки рабочих кадров. Почему в некоторых дворах траншею раскапывают из года в год, где даже студентам готовы платить по 40 тысяч и как слесари на дежурстве укрощают змей и дрессируют собак — рассказал коммунальщик с более чем 20-летним стажем работы.
Руслан Шайдуллин: «Сейчас ситуация такая, что я готов взять на работу даже еще студента без законченного высшего образования — подстраиваться под его график учебы, отпускать на сессии. И предложить ему, как мастеру котельной, зарплату 40 тысяч»
О герое
Я пришел в систему теплообеспечения Казани больше 20 лет назад — тогда, в 2000-е, это было как сейчас «войти в айти». Престижно, хорошо оплачиваемо, перспективно, но и непросто попасть. «С улицы» не брали. Для понимания: я, инженер с «корочкой» КФМЭИ, так тогда назывался энергоуниверситет, тогда на заводе ЖБИ получал 1,5 тысячи, а придя в МУП КПТС — сразу в два с половиной раза больше плюс льготы на оплату ЖКХ. При этом далеко не все мои сокурсники пошли работать по диплому. В профессии остались примерно пятеро из группы в 25 человек, при этом сделали неплохую карьеру. Один сокурсник является заместителем директором Челнинской ТЭЦ, другая девушка вошла в состав руководства Заинской ГРЭС, а мой товарищ дорос до управляющего делами Татэнергосбыта.
Сейчас ситуация такая, что я готов взять на работу даже еще студента без законченного высшего образования, возможно, с вечернего отделения, заочного — подстраиваться под его график учебы, отпускать на сессии. И предложить ему, как мастеру котельной, зарплату 40 тысяч с перспективой через год-два, если себя покажет, либо остаться в энергорайоне, стать старшим мастером, либо перейти в управление ведущим инженером. Еще серьезнее ситуация с рабочим персоналом. Разрыв поколений огромный. Пока слесарями дорабатывают мужики предпенсионного возраста, которым уже не хочется что-то менять, такие кадры замотивировать сложно. А сварщиками приходят те, кому надоело мотаться по шабашкам, кто устал от нестабильности — ведь компания им может предложить соцпакет, регулярную зарплату, есть соципотека, путевки в санаторий…
«Сейчас в «Казэнерго» процентов 85 котельных автоматизировано, оператор только выставляет температуру по заданию Центральной диспетчерской службы и в случае нештатной ситуации о ней сигнализирует»
Обслуживание энергосистемы — одна из немногих сфер, которая до сих пор остается чисто мужской. И даже не в силу физических ограничений. Если берешь на работу женщину сварщиком или слесарем, то ей придется создавать особые условия — отдельную раздевалку, отдельную душевую. Впрочем, я застал в Кировском районе легендарную женщину-мастера, и она так строила свою мужскую бригаду, другим на зависть. Досконально вникала во все. В 2005 году, когда часть объектов передали в систему Татэнерго вместе с персоналом, стала там начальником ПТО, сейчас уже на пенсии. Но это, пожалуй, был исключительный случай.
Вот операторы у нас в основном дамы. Хотя тенденция такая, что теперь на операторские позиции все чаще претендуют мужчины. И какие! Военные пенсионеры, уволившиеся в запас сотрудники силовых органов, даже бизнесмены. Приходят в котельную со словами «капитал заработал, нервы растратил, теперь хочу что-то спокойное, для души». Не удивляемся уже, когда наши работники котельной в отпуск на теплые заграничные моря уезжают или в Америку, детей навестить.
Вообще, сейчас операторам гораздо легче, чем 10–15 лет назад. Тогда регулировали котлы полностью в ручном режиме, за 12-часовую смену присаживались, только чтобы параметры записать. Сейчас в «Казэнерго» процентов 85 котельных автоматизировано, оператор только выставляет температуру по заданию Центральной диспетчерской службы и в случае нештатной ситуации о ней сигнализирует. Поэтому в компании смогли почти вдвое сократить операторский штат. Есть котельные вообще с полным отсутствием персонала — мастер или дежурный слесарь просто заезжает туда несколько раз за смену, проверяет, закрывает и ставит на сигнализацию.
«Обслуживание энергосистемы — одна из немногих сфер, которая до сих пор остается чисто мужской»
Про нештатные ситуации
- Во второй половине марта обычная история — одним жильцам становится прохладно из-за снижения температуры батарей. В то время как их соседи, у которых квартиры на солнечной стороне, распахивают окна настежь и ругают жилищников — вы зачем улицу топите, мы такие деньжищи платим! В такой ситуации главный арбитр, конечно, узел погодного регулирования. В спорной ситуации можно и нашу службу вызвать. Мы измеряем температуру теплоносителя, приходящего на дом. Если параметры в норме, но в квартире ниже 20 градусов в угловых комнатах и ниже 18 в остальных, актируем, выясняем, чья вина и кто должен сделать перерасчет — УК или «Казэнерго».
- Иногда ситуации бывают — нарочно не придумаешь. Был у нас дом по Сибирскому тракту — все квартиры жаловались, что нет тепла. Мы уж и давление в котельной на максимум, и в подвале жилищники все трубы обследовали. Холодные батареи, хоть тресни. Решили вскрыть участок теплотрассы, видим — бревно! Видимо, летом, когда неподалеку делали ремонт, кто-то так «пошутил», засунул нам в колодец подарочек. А когда начался сезон, с потоком воды оно пролетело по трубе и просто заткнуло ее в узком месте. Такое периодически случается, и не всегда по умыслу — например, мячик летом дети закинут, а мы с приходом осени его где-нибудь обнаружим.
- Раньше еще от бомжей на теплотрассах страдали, но сейчас тепловые камеры закрываются на замок, дымовые трубы огораживаем, им уже трудно проникнуть. Я лично к бездомным после одной истории начал по-другому относиться. Как-то утечку искали, наткнулись в подвале на Зур Урам на обжитой уголок — кастрюли, тазы и много-много книг. А хозяин всего этого добра рассказал, что он раньше жил на севере, филологией занимался, преподавал, но в силу обстоятельств лишился квартиры и в наши края подался. Не алкоголик, не опустившийся человек, просто попал в трудные обстоятельства. Интересно с ним было поговорить — и о жизни, и об истории, о литературе. Так что мы его гнать не стали, тем более подвал уже не наша сфера ответственности, просто попросили воды лишнего не лить из тепловой системы. Он там достаточно долго жил, а в 2013 году, перед Универсиадой, исчез куда-то.
«Когда молчат, значит, все хорошо, мы уже воспринимаем это как положительную оценку нашей работы. Но получить письмо со словами благодарности, конечно, приятно»
Про жалобы и благодарности
- В отопительный сезон случаются порывы — это еще не авария, а где-то прохудилось, потекло, необходимо укрепить. В этом году, судя по журналу, в моем хозяйстве было 44 аварийные ситуации. Динамика радует, пять лет назад раза в полтора было больше. Но ситуация может в любой момент поменяться Средний срок службы теплотрассы — 20 лет. То есть минимум 5 процентов своих сетей мы должны менять ежегодно, а мы заходим на 2–3 процента в год, то есть износ неизбежно будет прогрессировать.
- Иногда жильцы подходят с претензиями — почему в нашем дворе каждый год траншею раскапываете? А дело в том, что у нас есть план работ на год на определенную сумму, и превысить метраж трубы, направив все средства на один двор, мы самовольно не можем. Вот и получается — в этом году раскопали, 20 метров заменили, потом в следующем пришли, дальше еще 15 метров обновили.
- Плюс, помимо плановой опрессовки, нам подкидывает дополнительную работу программа «Наш двор». Благое дело, конечно, приводить в порядок тротуары и детские площадки. Но вот финансирование замены проходящих под двором коммуникаций — тепловых, водопроводных сетей — в программу не входит. Нас извещают примерно за год, что нужно предусмотреть ремонт в обновляемых дворах, и мы вынуждены, как тришкин кафтан, перекраивать уже сверстанные планы. Мало того, программа накладывает на нас определенные ограничения — вся эта красота имеет гарантию, нас предупреждают, чтобы в течение этого времени ничего не трогали, не разрушали асфальт. Но если случится авария, как туда не зайдешь? Жильцы же сами первыми завалят жалобами.
- Жалуются, вообще, часто — в основном пишут нам под псевдонимами. Регулярно получаем, например, от человека, подписывающегося как «Главный», сигналы на открытый люк, на выросший у теплотрассы кустарник. Можно сказать, наш постоянный контролер и критик.
- Когда молчат, значит, все хорошо, мы уже воспринимаем это как положительную оценку нашей работы. Но получить письмо со словами благодарности, конечно, приятно — вот, например, от ТСЖ, у которого во дворе асфальт 20 лет лежал, а мы после своих ремонтных работ им новый положили. Или обращение от школы 142 для ребят с ограниченными возможностями. У них не было средств под конец года на ремонт своей системы теплоснабжения, руководство «Казэнерго» приняло решение направить туда своих специалистов в качестве безвозмездной помощи.
«Пару лет назад по личной инициативе генерального директора Рустама Абдулхакова на территории каждого энергорайона поставили собачьи вольеры, чтобы взять собак из «Зооцентра». С двойным умыслом — и для охраны, и для благоприятного микроклимата»
Про технологии и братьев наших меньших
- Иногда спрашивают, почему мы не используем технологии, которые позволят прокладывать трубы без траншей. Во-первых, оборудование для горизонтально направленного бурения, ГНБ, стоит очень дорого, мы его арендуем для работы на наиболее сложные участки, для проспектов с оживленным движением, которые если перекрыть, весь город встанет. А во дворах — это как микроскопом гвозди забивать. К тому же у нас часть труб стальные, а с помощью ГНБ тянут пластиковые.
- Я думаю, даже с применением новых технологий котельные остаются в пейзаже современного города какой-то надежной константой (недаром же на улице Музыкальной в Казани не стали разрушать старинное здание, а просто реконструировали котельную изнутри). Остаются местом, где в любые времена уютно, тепло и, если все идет как надо, спокойно. Что притягивает к себе не только людей, но и братьев наших меньших. В том числе весьма экзотических.
- Как-то звонок раздался из котельной около Советской площади — помогите, у нас тут змея ползает! На дворе причем поздняя осень, все змеи в спячке давно. Посмеялись, что, наверное, дежурство у оператора такое спокойное, что заснул и привиделось. А через пару дней реально один из слесарей змею эту обнаружил, палкой прижал и в мешок закинул. Поскольку никто вроде не искал, передали ее специалистам из зоопарка. Те определили, что змея не из наших широт — скорее всего, из домашнего террариума сбежала и к котельной прибилась.
- Есть у нас и легальные постояльцы. Пару лет назад по личной инициативе генерального директора Рустама Абдулхакова на территории каждого энергорайона поставили собачьи вольеры, чтобы взять собак из «Зооцентра». С двойным умыслом — и для охраны, и для благоприятного микроклимата. А нам двойной, потому что один пес, Мишка, у нас уже давно живет.
- Осенью я приехал в «Зооцентр» — думал, возьму какую-нибудь маленькую ручную собачку. А сотрудницы приюта меня подвели к вольеру, где несколько роскошных хаски грустили, с такими голубыми глазами — невозможно мимо пройти. Так у нас Юта поселилась.
- Но кто думает хаски заводить, советую сто раз подумать. Представители этой породы себе на уме, крайне свободолюбивые и непоседливые. У нас за Ютой специальный сотрудник закреплен, чтобы с ней гулял, присматривал. А на выходные я уже сам забираю к себе домой, везу за город, чтобы побегала на воле, с детьми поиграла.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.