«В целом, конечно, условия для продления такие, относительные. Это своего рода, конечно, жест доброй воли со стороны РФ», — комментирует Кремль продление зерновой сделки с Украиной. Москва все-таки пошла навстречу, но поставила условие — продлеваем только на 60 дней. При этом, судя по публичным заявлениям, черноморская инициатива работает лишь в одну сторону и не учитывает интересов России. Решение принято под сильным давлением Турции, а у сделки может быть множество непубличных компонентов, объясняют эксперты «БИЗНЕС Online». О том, станет ли Запад теперь выполнять свою часть договора и кто в выигрыше, — в материале.
Соглашение о вывозе украинского зерна, срок действия которого истекал 18 марта, продлевается на 60 дней. О том, что Москва не против продления черноморской инициативы, российский МИД заявил накануне вечером
Кремль: «Это, конечно, жест доброй воли»
Во вторник разрешилась одна из главных политических интриг недели — дальнейшая судьба зерновой сделки. Соглашение о вывозе украинского зерна, срок действия которого истекал 18 марта, продлевается на 60 дней. О том, что Москва не против продления черноморской инициативы, российский МИД заявил накануне вечером. А сегодня замглавы МИД РФ Александр Грушко официально подтвердил: договор продолжит действовать. При этом Россия продавила свое условие и согласилась продлить сделку только на 60 дней, а не на 120, как было в предыдущий раз.
Критика из Киева не заставила себя долго ждать. Украинская сторона долгое время настаивала на бессрочном продлении соглашения и его расширении, «открытии» других портов. Текущий документ предусматривает продление как минимум на 120 дней, а предложение Москвы противоречит ему, пожаловался в понедельник министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков. «Ждем официальной позиции ООН и Турции как гарантов инициативы», — добавил представитель Киева. Впрочем, желаемой реакции украинская сторона не дождалась. ООН отчиталась, что приняла к сведению объявление Москвы о 60-дневном продлении, а в Анкаре поприветствовали решение и пообещали продолжить свои «усилия для обеспечения в регионе мира и оказания гуманитарной помощи». Претензий от участников сделки, во всяком случае публичных, не слышно. Хотя ООН обещала сделать все возможное, чтобы условия остались «нетронутыми», замечает Reuters.
Судя по всему, Кремль расценивает такое промежуточное решение как очередной сигнал к Западу — выполняйте остальную часть соглашения, а иначе прикроем лавочку. Правда, требования звучали и ранее, но процесс идет крайне медленно. Россия настойчиво обвиняет Запад в нарушении условий сделки, а западные страны столь же настойчиво отрицают, что вставляют палки в колеса. Глухую стену Запада пробить пока не удается, но Москва ценит усилия ООН в этом направлении, подчеркнул во вторник Кремль. «В целом, конечно, условия для продления такие, относительные. Но это своего рода, конечно, жест доброй воли со стороны РФ в надежде на то, что все-таки по прошествии такого продолжительного времени те условия и обязательства, которые были взяты на себя известными сторонами, будут выполнены», — сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Главными скрепами оказались жесты доброй воли и красные линии», — отреагировал на заявление политолог, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Еще в сентябре 2022 года Путин подчеркивал, что Запад «просто кинул» Россию и беднейшие страны: «Вроде против наших продуктов напрямую санкций нет, но есть ограничения, связанные с логистикой, с фрахтом судов, с проводкой денег, со страхованием». С тех пор ситуация не сильно изменилась
«Сделка не работает в нашу сторону вообще»
Не исключено, что какие-то договоренности все-таки достигнуты. Еще 3 марта РИА «Новости» со ссылкой на источник писало, что переговоры зашли в тупик, некоторые вопросы не удается уладить. 8 марта генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш лично приезжал в Киев на переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским, но конкретики по итогам не было. Вряд ли назовешь совпадением мартовские призывы Москвы разобраться с сообщениями о доставке радиоактивных веществ через порты Одессы и Черноморска. Скорее похоже на еще один аргумент для торга.
Чего хочет Россия? Зерно из украинских портов практически не идет в беднейшие страны, как было условлено, неоднократно жаловался президент России Владимир Путин. Также Москва требует разблокировать застрявшие в ЕС удобрения, которые готова бесплатно поставить нуждающимся странам. Первую и пока единственную партию отправили из Нидерландов в Малави в ноябре 2022 года. Латвия вроде бы готова отправить вторую партию, но ООН говорит, что пока там «острые дискуссии». Россия просит снять санкции с Россельхозбанка (РСХБ) и подключить его к SWIFT, но и здесь продвижения нет. Наконец, Москва просит возобновить прокачку аммиака по трубопроводу Тольятти – Одесса, но тоже безуспешно. Американские и европейские лица не против, однако Киев отказывается из «соображений безопасности» и дополнительного источника доходов для Москвы.
ЕС настаивает, что ни одна из мер, принятых из-за действий России на Украине, «никоим образом не направлена против торговли сельскохозяйственной и пищевой продукцией, в том числе пшеницей и удобрениями, между третьими странами и Россией». Правда, у Москвы другое мнение. Еще в сентябре 2022 года Путин подчеркивал, что Запад «просто кинул» Россию и беднейшие страны. Ситуацию с ограничениями в отношении РФ он называл «хитро сделанной»: «Вроде против наших продуктов напрямую санкций нет, но есть ограничения, связанные с логистикой, с фрахтом судов, с проводкой денег, со страхованием». С тех пор ситуация не сильно изменилась. «Сделка не работает в нашу сторону вообще», — подтвердил в начале марта президент российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Есть и еще один фактор. В октябре 2022 года ВСУ, как утверждает Москва, использовали зерновой коридор для ударов по Черноморскому флоту. После этого Москва приостановила участие в соглашении, но спустя несколько дней возобновила его. Путин предупредил, что Россия вправе выйти из договора. Киев письменно гарантировал, что не будет использовать коридор безопасности в Черном море в военных целях.
В конце мая в Турции пройдут выборы президента, и нынешний лидер страны Реджеп Тайип Эрдоган, безусловно, поднимает себе рейтинг в роли «миротворца»
«К сожалению, одно совершенно ясно: зерновая сделка к общему урегулированию ситуации не имеет никакого отношения»
Для чего России было продлевать соглашение, которое не исполняет вторая сторона? «Решение было принято под сильным давлением турецкой стороны», — объяснил в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин. Напомним, что в конце мая в Турции пройдут выборы президента, и нынешний лидер страны Реджеп Тайип Эрдоган, безусловно, поднимает себе рейтинг в роли «миротворца». Сделку удалось продлить «в последнюю минуту», подчеркивает во вторник турецкая газета Hürriyet. Продление на 60 дней мало что решает, подчеркнул Мухин. «Сейчас главное, чтобы страны-гаранты не забывали о том, чтобы экспорт и российских товаров, в частности удобрений, не встречал препятствий на той стороне. Кто в выигрыше от этой договоренности? Украина», — сказал эксперт.
Есть значительная часть непубличных «компонентов» зерновой сделки, которые не прописаны в договоре, считает профессор Института философии РАН, политолог Борис Межуев. «Речь идет в первую очередь о так называемом параллельном импорте критически важных для России товаров, который идет через Турцию. Россия понимает, что Турция — важный игрок для осуществления целого ряда импортно-экспортных сделок, и поддержка Эрдогана, который отказывается участвовать в санкционной войне, критически нужна для России, учитывая непрочное положение Эрдогана в условиях непрекращающихся землетрясений в Турции. В этом смысле это (решение Москвы — прим. ред.) определенный тактический шаг. Он сопровождается, правда, постоянными жалобами, что Россией эти условия не соблюдаются. Но я думаю, что у нас есть взаимовыгодные соглашения с Эрдоганом. Они связаны с тем, что два лидера — Путин и Эрдоган — страхуют друг друга от политических катастроф», — сказал Межуев в разговоре с «БИЗНЕС Online».
По мнению Межуева, зерновую сделку нельзя рассматривать как ключ к мирному соглашению с Украиной. «К сожалению, одно совершенно ясно, что зерновая сделка к общему урегулированию ситуации не имеет никакого отношения. К сожалению. Она имеет совершенно самостоятельное значение, имеет значение, взаимовыгодное для всех. Но в первую очередь она, конечно, усиливает Турцию, в значительной степени помогает Украине осуществлять экспорт зерновой продукции и, видимо, имеет определенные преимущества для России, зачастую не афишируемые», — отметил эксперт. Он уверен, что преимущества «не сводятся только к продаже удобрений».
Запад вряд ли исполнит требования России в рамках сделки, как не делал этого прежде, скептически настроен директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. «Если им (Западу — прим. ред.) что-то мешало это сделать 9 месяцев, то что им позволит изменить положение вещей в течение 60 дней, которые им дал российский МИД? Очевидно, какие-то резоны у МИДа есть, и понятно, что они обладают бо́льшей информацией, нежели мы с вами. Вполне вероятно, там надеются, что условия сделки будут выполнены», — сказал Мартынов.
«В первую очередь Россия, идя на эту зерновую сделку, руководствовалась гуманитарными соображениями помощи голодающим странам Африки и других регионов планеты, где большие проблемы с продовольствием. Однако мы видим, что не только в части выполнения сделки в отношении разблокирования российского экспорта, но и в части географии поставок европейцы ведут себя цинично и некрасиво. Если для нас главное — это помощь, то для них — набить свои закрома и кормить своих свиней, как это было в Испании», — добавил спикер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.