К сентябрю Россия может попрощаться со статусом страны с одним из самых доступных такси в мире. Все дело в новом федеральном законе «О такси», который вступает в силу с 1 сентября. К этому моменту Татарстану предстоит перекроить и собственный закон о такси. Придется выбрать экологический класс машин, цвет, упорядочить работу в транспортных узлах и т. д. Строгость закона отчасти компенсирует необязательность его исполнения: ГИБДД новыми полномочиями не наделят, а миндортрансу РТ справиться бы с общественным транспортом. Мнения экспертов о реформе — в материале «БИЗНЕС Online».
Таксомоторный переворот: что изменится с 1 сентября
Новый федеральный закон «О такси» вступит в силу 1 сентября этого года. Часть его положений будет обязательна на всей территории России. Другая часть отдана на откуп регионам. К 1 сентября всем им, в том числе Татарстану, предстоит скорректировать собственные законы о такси.
К обязательным на всей территории РФ требованиям нового федерального закона относится следующее:
- Запрет людям с непогашенной судимостью и большим количеством штрафов работать таксистами.
- Официальный трудовой договор водителя с перевозчиком, оформленное водителем ИП или статус самозанятого.
- Обязательные «шашечки» — нанесенные на боковые поверхности кузова квадраты контрастного цвета, расположенные в шахматном порядке, — а также опознавательные фонари оранжевого цвета на крыше.
- Создание региональных представительств служб заказа такси, если ежесуточно в регионе заказы выполняет свыше 4 тыс. машин. Такая мера, правда, вводится с 1 сентября 2025 года.
- Хранение данных только на российских серверах.
- Назначение уполномоченного органа по организации перевозок такси. С 2011-го таковым в Татарстане является и останется миндортранс.
- Обязанность предоставлять ФСБ доступ к базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
В числе других новшеств — совместная ответственность агрегатора такси и самозанятого водителя. В случае ДТП с самозанятым агрегатор выплатит компенсацию пострадавшему пассажиру.
Изгнание «бомбил», зэков и «узбеков» аукнется ростом тарифов
Сейчас Россия наряду с Филиппинами, Беларусью, Арменией, Молдавией и Египтом — в числе лидеров по дешевизне такси: цена километровой поездки не превышает $0,27. Для сравнения: в Лондоне такси обходится клиенту в 10 раз дороже, в Цюрихе — в 20 раз. Новый закон серьезно повлияет на цены, опасаются участники таксомоторного рынка.
«Повышенные меры безопасности на транспорте стоят денег, — объясняет председатель всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. — Нововведения в сфере автомобильных перевозок, как правило, ложатся на плечи потребителя».
В новом законе как минимум две позиции направлено на самих водителей. И это напрямую повлияет на их количество, а значит, и на расценки.
Первое — в такси запретили работать людям с неснятой или непогашенной судимостью за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Это вроде бы шаг к безопасности. С другой стороны, вместе с тем возможно обострение кадровых проблем из-за отсева водителей с судимостью. Никто сейчас не знает, сколько судимых водителей крутит баранку: не было законных оснований требовать у водителей такси соответствующую справку. «Отсутствие статистики не позволяет делать какие-либо выводы, — говорят в сервисе заказа такси „Максим“. — При этом существует дискуссия о том, что будет делать отсидевший гражданин, лишенный возможности зарабатывать на свободе честным трудом».
Водителям потребуется оформлять официальный трудовой договор с перевозчиком, стать ИП или получить статус самозанятого
Второе — это выход такси из тени. Водителям потребуется оформлять официальный трудовой договор с перевозчиком, стать ИП или получить статус самозанятого. Для легальной работы придется оформлять лицензию, покупать страховку минимум за 40 тыс. рублей, каждые 6 месяцев надо проходить техническое обслуживание, платить налоги. Набегает крупная сумма, платить которую неинтересно тем, для кого такси — подработка в свободное от основной работы время.
С другой стороны, это плюс для тех, кто крутит баранку профессионально, конкурентов у них поубавится. «Профессионалы не видят смысла в выходе из тени, пока другие вечерами таксуют для выплаты кредита за Solaris, купленный за 2 миллиона рублей, — рассказал „БИЗНЕС Online“ на условиях анонимности владелец одного из таксопарков. — У меня был опыт: мы хотели оформить на водителей нашего таксопарка лицензии. На это получили ответы в духе: „Я что, дурак?“, „Зачем это надо?“, „От этого я больше не заработаю“. Стимула нет! Чтобы поймать нелегала, нужны ежедневные рейды, но никто этого делать не хочет. А если будут рейды, то такие водители начнут уходить, а тарифы — расти. Появится социальное напряжение».
Будет разрешено работать только гражданам России, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Остальных убрали — им для начала надо сдать экзамены, получить права российского образца
Третье — ограничения на работу водителей-иностранцев. Доля таких водителей в Казани доходит до 70–80%, рассказывают участники рынка. Зачистки, к слову, начались уже сейчас. «Раньше в такси работали все подряд. Теперь гайки подкрутили — разрешено работать только гражданам России, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Остальных убрали — им для начала надо сдать экзамены, получить права российского образца», — говорит руководитель казанского автопарка Black Avto Айрат Гатин.
В общем, закон прямо направлен на очистку водительской армии от «бомбил», зэков и «узбеков». В результате участники рынка ожидают оттока водителей. И это при том, что в 2022 году рынок такси уже столкнулся с дефицитом кадров. По данным миндортранса РТ, в прошлом году в республике насчитывалось 3,8 тыс. легальных такси, что на 28% ниже, чем в 2021-м. За 2022-й министерство выдало 1,8 тыс. разрешений на таксомоторную деятельность, что в 3 раза меньше аналогичного показателя 2021 года.
Рынок таксомоторных перевозок Казани в августе 2022-го покинули 30% водителей, а цена поездок выросла до 50%
Рынок таксомоторных перевозок Казани в августе 2022-го покинули 30% водителей, а цена поездок выросла до 50%. Водители ушли по причине роста цен на машины и запчасти, понимая, что не потянут обслуживание. Агрегаторы признали, что цены подросли.
Аренда автомобиля с лицензией и набором документов стоит 2 тыс. рублей в день. С учетом этого и других расходов таксист может заработать до 100 тыс. рублей в месяц чистыми при ежедневной работе. В случае с собственным автомобилем доход может быть как выше, так и ниже — зачастую у таких таксистов нет мотивации работать каждый день. Участники рынка рассказывают, что в период низкого спроса водители зарабатывают «грязными» на «экономе» до 500 рублей в час и 1 тыс. рублей в час во время ажиотажного спроса.
В начале 2023 года принцип ценообразования не изменился. Очевидно, что новая волна ухода водителей потенциально усугубит ситуацию, из-за чего плата для пассажиров снова вырастет в пределах 50% в зависимости от спроса, как это было в 2022 году. В таких прогнозах сходятся опрошенные участники рынка.
«У кого есть деньги, будут ездить, — говорит руководитель автопарка Black Avto. — Но таксисты говорят, что цены маленькие, а заказчики считают, что огромные. Где золотая середина, неизвестно, каждый тянет одеяло на себя».
«Сейчас актуальнее вопрос, останется ли вообще в России после сентября современная, технологичная и доступная услуга такси», — говорят в агрегаторе «Максим». Узнать позицию по новому закону, вероятному росту цен у «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» не удалось — агрегаторы не ответили на запросы нашего издания.
«Сейчас актуальнее вопрос, останется ли вообще в России после сентября современная, технологичная и доступная услуга такси»
Татарстан на перепутье: власти перетряхнут рынок таксомоторных перевозок впервые за 12 лет
Помимо федеральных, закон разрешает регионам установить свои требования к службам такси. Напомним, в Татарстане закон «О такси» приняли в 2011 году, но его положения предстоит основательно перелопатить.
«Республиканский закон явно не соответствует федеральному. В кратчайшие сроки его надо переработать», — говорил на коллегии МВД министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин. Как стало известно «БИЗНЕС Online», президент РТ Рустам Минниханов уже дал соответствующее поручение правительству. Миндортранс РТ готовит рабочую группу с участием исполкома Казани, Госсовета РТ, минцифры РТ и республиканского ГИБДД.
«Действующий республиканский закон никак не умещается в правовое поле вышестоящего базового закона, — согласен с Хохориным глава профильного комитета по инфраструктурному развитию и ЖКХ Госсовета РТ Александр Тыгин. — Федеральный закон меняет действующую модель государственного регулирования рынка такси, что потребует серьезной переработки или модернизации республиканского законодательства».
Работа над новым республиканским законом ведется в кабмине РТ, органах исполнительной власти, а также в профильном комитете Госсовета РТ по инфраструктуре — в последнем уже собирают информацию и аналитику. В планах Госсовета РТ — сделать обсуждение нового татарстанского закона «О такси» предельно прозрачным — с привлечением бизнеса, муниципалитетов, республиканских органов власти. «Для жителей республики это плюс, потому что будут прописаны правила, — говорит Тыгин. — Это позитивное явление для отрасли, потому что понятные и прозрачные правила нужны и бизнесу».
Рассмотрим три главных положения нового закона, которые Татарстану и другим регионам предстоит отрегулировать или не регулировать вообще. Что об этом думают чиновники и законодатели, лидеры профсоюзов и сами таксисты, какие идеи стоит одобрить, а какие — нет?
Двигатели выпускаемые ныне АвтоВАЗом моделей относятся к классу «Евро-2». Установишь требования выше — и доступ отечественных автомобилей в сферу такси будет закрыт
Идея №1: экологический класс
Первое требование связано с экологическим классом автомобилей.
«С точки зрения экологии, надо повысить экологический класс. Но это приведет к росту затрат. На текущем этапе этими требованиями можно и поступиться, но с перспективой появления таких ограничений», — говорит председатель Всероссийского общества автомобилистов.
Вдобавок возникает вопрос — где брать машины. Двигатели выпускаемые ныне АвтоВАЗом моделей относятся к классу «Евро-2». Установишь требования выше — и доступ отечественных автомобилей в сферу такси будет закрыт. Вот и останутся на рынке одни «китайцы», ценник на которые в 2–3 раза выше, чем на недорогие вазовские модели. Так что экологический класс машин должен коррелироваться с их доступностью, полагают в сервисе заказа такси «Максим». «С экологическим классом надо тормозить. И так проблемы с высокой стоимостью импортных запчастей, обслуживанием автомобилей», — соглашается представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин.
Другой путь — перевод такси на газ, это тоже шаг к экологическому классу и экономии.
«До 99 процентов машин автопарка уже на газу, экономия получается в 2 раза. Оборудование устанавливаем в специализированном сервисном центре, выдается вся документация, регистрация проходит в ГИБДД», — говорит Гатин. «В такси широко распространены автомобили, работающие на газомоторном топливе, так водители существенно экономят, — заявляют в такси „Максим“. — На Дальнем Востоке с сервисом работает много японских гибридов в силу особенностей авторынка, но поступление новых машин теперь затруднено».
«Электричка» — наиболее чистый вариант с точки зрения экологии. В Казани готовится революция электрокаров. Число электромобилей в столице РТ за 2022 год удвоилось до 255 штук, городская парковка для них уже бесплатная, без оплаты обещают и проезд по М12»
«Электричка» — наиболее чистый вариант с точки зрения экологии. Число электромобилей в столице РТ за 2022 год удвоилось, однако это по-прежнему смешная цифра — 255 штук. Городская парковка для них уже бесплатная, без оплаты обещают и проезд по М12. Расширяется и сеть заправочных станций — число таковых на парковках города за минувший год увеличилось в 1,5 раза до 70. Для сравнения: согласно карте 2ГИС, в столице РТ более 250 обычных заправок. Власти РТ обещают, что как минимум 183 зарядные станции для электромобилей будет работать в Татарстане уже к 2024 году.
Примеры таксопарков для «электричек» уже есть, лидером в этом плане является Китай. В России тоже начались эксперименты. Так, «Оператор электродвижения» («дочка» «Роснано») заключил соглашение с правительством Нижегородской области. В городе установили 44 зарядные станции и закупили 180 китайско-российских седанов Evolute i-Pro.
При этом в жизнеспособность электротакси в России участники рынка верят слабо. Электромобилям не хватает зарядных станций, кусается и ценник — стоимость китайского изделия начинается от 3 млн рублей без скидки в 35% по господдержке. Электромобилей пока мало из-за неразвитости зарядной инфраструктуры и высоких цен, говорят в «Максиме». «Нет и опыта эксплуатации электротранспорта, — продолжает Гатин. — Как обслуживать? Каков срок службы батарей? Сколько стоит их замена? Будут ли запчасти? Не секрет, что в такси много аварий и машины часто бьются».
«Это все сказки, — считает председатель координационного совета межрегионального профсоюза „Таксист“ Андрей Попков. — Электромобили долго не живут, аккумуляторы садятся за год-два. Поэтому я бы ничего не стал делать с экологическим классом».
Еще одно предложение федерального законодателя — определиться с цветом таксомоторов. В татарстанском законе «О такси» 2011 года такси могут быть только желтого или белого цвета
Идея №2: утвердить единый цвет машин такси
Еще одно предложение федерального законодателя — определиться с цветом таксомоторов. В татарстанском законе «О такси» 2011 года такси могут быть только желтого или белого цвета. Но на практике такси в Казани разноцветные, а желтые вообще встречаются редко. Никто на дороге системно не контролирует. Но, если за это возьмутся всерьез, опять же отпадет часть таксистов-«любителей». Эксперты по-разному относятся к этому вопросу.
«Ограничение все-таки должно быть, потому что такси и потребители уже привыкли к определенной маркировке услуги», — считает Солдунов. Такси в мире — всегда издалека узнаваемый автомобиль в потоке, считают в отделении федерации автомобилистов России в РТ. «Не должно быть разброда и шатания с „люстрой“ на крыше», — говорит Хайруллин.
«Цвет неважен. Главное, чтобы были все остальные атрибуты такси», — не согласны в межрегиональном профсоюзе «Таксист». «Цвет такси должен быть любым, — заявили „БИЗНЕС Online“ в сервисе заказа такси „Максим“. — В установке единой цветовой гаммы отсутствует практический смысл. В России не ловят такси с руки, чтобы выискивать в потоке транспорта определенный цвет. При заказе пользователь получает необходимую информацию для идентификации назначенного автомобиля: марка, цвет, госномер. Пользователи бизнес-тарифов в принципе не интересуются цветом и символикой такси. Более того, установление единого цвета является административным барьером для входа на рынок, тем более когда речь о самозанятых перевозчиках с личными автомобилями».
Вообще, судить о цвете машин по американским фильмам неверно. Мировой опыт показывает, что в такси работают автомобили разного цвета, в том числе в Нью-Йорке. Опыт регионов, которые устанавливали единый цвет такси, всегда негативный для рынка. Как следствие, сокращается количество действующих разрешений и налоговых поступлений, резюмируют в «Максиме».
Еще одно положение, отданное на откуп регионам, — регулирование работы такси на территории аэропортов, железнодорожных вокзалов и автовокзалов
Идея №3: доступ к такси в транспортных узлах и QR-коды в салонах
Еще одно положение, отданное на откуп регионам, — регулирование работы такси на территории аэропортов, железнодорожных вокзалов и автовокзалов.
Жесткие правила в данной сфере — способ избавиться от нелегальных «бомбил», рассуждает представитель федерации автомобилистов России в РТ. «В таких точках должна быть стоянка только легальных лицензированных такси — и больше ничья, — говорит Хайруллин. — Человек приходит, садится и уезжает в порядке очередности. Не надо никого искать по обочинам. По сути, так было раньше — возвращаемся к методам, которые уже работали в Советском Союзе».
«Более высокие цены на поездки из аэропортов и вокзалов связаны в основном с расстоянием, затрачиваемым временем и логистикой этих транспортных узлов, — заявляют в „Максиме“. — Регулировать услуги такси в этих узлах определенно нужно, чтобы освободить их от бомбил, которые стоят там и задирают цены в разы. Надо организовать удобный въезд и выезд, допускать все компании. Пользователь должен иметь возможность заказать такси в любом агрегаторе и получить услугу без препятствий и по адекватной стоимости».
Закон «О такси» предлагает регионам определиться и с QR-кодами. Если их сделать обязательными, то в машинах должны появиться коды для того, чтобы клиент мог ознакомиться с тарифами и правилами. Но это лишнее, полагают операторы.
«Что даст пользователю информация о тарифах в салоне и когда в последний раз вы видели в автомобиле таксометр? — задаются вопросом в сервисе заказа такси „Максим“. — Пользователей интересует конечная стоимость поездки, которая рассчитывается агрегатором автоматически. Это гарантия, что водитель не обманет. В России сложилось динамическое ценообразование в такси, в основе которого баланс спроса и предложения. Благодаря этой модели цены доступны почти всегда, за исключением ажиотажных моментов».
«Задача профильного комитета — подготовить проект закона в такой редакции, которая будет удачной для социального и экономического развития республики. Чтобы закон стимулировал отрасль, чтобы цена была минимальной», — дипломатично отметил Тыгин
Силовики недовольны махинациями мигрантов и лишенных прав водителей
Поддерживают ли в ГИБДД по РТ регулирование этих трех идей на уровне республики? «Закон в первую очередь направлен на повышение безопасности при перевозках пассажиров легковыми такси, а указанные изменения позволят повысить качество транспортных услуг», — заявили нашему изданию в отделе пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД по РТ.
Силовики, однако, весьма заинтересованы в этом законопроекте, говорят собеседники «БИЗНЕС Online». «Были звоночки», — считают наши собеседники. Во-первых, участились случаи, когда аккаунт регистрируется на одного человека, а работают несколько. Например, мигрант из стран ближнего зарубежья устраивается в «Яндекс.Такси», отрабатывает смену, а затем по его аккаунту таксуют сотоварищи. Во-вторых, устроиться на работу в агрегатор можно было даже с недействительными правами (например, водитель лишен прав). В обоих случаях вся ответственность ложится на плечи водителей, а к агрегаторам оставались лишь вопросы на уровне морали. И эта бесконтрольность весьма беспокоит как МВД, так и ГИБДД.
В миндортрансе РТ довольно обтекаемо отметили, что вопросы будут обсуждаться в рамках совещания с заинтересованными ведомствами. Впрочем, именно министерству предстоит быть главным проводником нового закона в Татарстане.
«Задача профильного комитета — подготовить проект закона в такой редакции, которая будет удачной для социального и экономического развития республики. Чтобы закон стимулировал отрасль, чтобы цена была минимальной», — дипломатично отметил Тыгин.
Ключевой вопрос — кто и как будет контролировать исполнение нового закона. «Дополнительными полномочиями названный закон Госавтоинспекцию не наделяет», — заявили нашему изданию в отделе пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД МВД по РТ
Контролировать некому — ГИБДД не наделяют новыми полномочиями
У таксистов и экспертов немало вопросов к принятому федеральному закону «О такси». Например, прописаны понятия «легковое такси», «служба заказа легкового такси», «заявитель» и др. «Но главный работодатель не определен», — говорит Попков. «Проблема в том, что как таковых таксопарков нет. Все в руках частников, которых нанимает агрегатор», — согласен с отсутствием «работодателя» в законе Хайруллин.
По оценкам сервиса Numbeo, Россия входит в десятку стран с самой низкой стоимостью километра поездки на такси. Всего в рейтинге 107 стран. Дороже всего такси обходится жителям Швейцарии — $4,21 за километр. В лидерах по соответствующему параметру также Кувейт и Ямайка.
Самое дешевое такси — в Египте: в среднем цена километра составляет $0,16. Далее в тройке лидеров расположились Пакистан с $0,19 и Беларусь — $0,21. В России, Молдавии, Шри-Ланке и на Филиппинах километр поездки на такси обходится в $0,27.
Ключевой вопрос — кто и как будет контролировать исполнение нового закона. «Дополнительными полномочиями названный закон Госавтоинспекцию не наделяет», — заявили нашему изданию в отделе пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД по РТ. Таксомоторные перевозки неподведомственны МВД. Поэтому ГИБДД только контролирует соответствующую сферу в границах собственных полномочий — следит за количеством дорожно-транспортных происшествий, наличием у таксистов прав, лицензий. Госавтоинспекция вправе штрафовать за отсутствие техосмотра, наличие неисправностей в автомобиле.
Возьмет ли функцию контроля миндортранс РТ? Источники издания считают это маловероятным. Тема такси в министерстве объединена с общественным транспортом, который хронически обделен вниманием в том числе из-за нехватки людей в ведомстве — за оба направления отвечают чуть больше 10 человек.
В общем, строгость закона явно будет компенсирована необязательностью исполнения. «Наступит 1 сентября — и ничего не изменится, — спокоен анонимный собеседник нашего издания из Челнов. Он считает, что главный удар придется по Москве и Санкт-Петербургу. — Сначала попугают рейдами, а потом строгость принятого закона компенсирует необязательность исполнения. А „Яндекс“ найдет лазейки, повесит ответственность на таксопарки, и водители продолжат работать на свой страх и риск».
В целом закон «О такси» не устраивает совет межрегионального профсоюза «Таксист». Закон написан под диктовку агрегаторов, мнение водителей и профессионального сообщества никак не учтено, считают здесь. «Документ надо править в пользу водителя. Не устраивает статус самозанятого, который ничем не защищен от произвола агрегатора. Отключат в одностороннем порядке — и водитель ничего не сможет сделать. Закон „О такси“ работать не будет», — резюмирует председатель координационного совета профсоюза Попков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 99
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.