В галерее современного искусства «БИЗОN» открылась выставка-объятие «Я рядом. Яратам». Масштабная экспозиция объединила работы четырех звезд московского арт-рынка — Евгении и Саяна Байгалиевых, Ирины Зюськиной и Анны Лапшиновой. Куратор, искусствовед Алина Сосновская, рассказала в интервью «БИЗНЕС Online» о концепции выставки, посвященной вечным человеческим ценностям.
Алина Сосновская: «Нам важно напомнить, что человек приходит в этот мир один, но живет все же в кругу единомышленников — людей, готовых поддержать его словом и делом»
«Хочется показать зрителю, что даже в самой трудной ситуации всегда найдется тот, кто будет рядом»
— Алина, в «БИЗОNe» стартовала выставка «Я рядом. Яратам», посвященная поддержке, соучастию, включенности и человеческой эмпатии. Сегодня эта тема особенно актуальна. Как вы планируете реализовать ее в Казани?
— Нам важно напомнить, что человек приходит в этот мир один, но живет все же в кругу единомышленников — людей, готовых поддержать его словом и делом. В это непростое время хочется показать зрителю, что даже в самой трудной ситуации всегда найдется тот, кто будет рядом и будет за тебя. Поэтому мы выстроили выставку в формате альманаха и рассуждения о том, как важно иногда услышать и произнести слова поддержки, как важно чувствовать людей, которые тебя окружают. Порой ведь достаточно проявить элементарную заботу — обнять, принести чай, укрыть пледом. И сразу жизнь наладится.
Мы стремимся сфокусироваться еще и на личном опыте художников, которые специально для выставки записали на видео свои истории — они рассказывают зрителям о том, как справляются со стрессом, поддерживают других, объясняют, где находят точки опоры.
— В названии выставки сплетены близкие по смыслу слова на разных языках — русском и татарском. Вы стремились показать, что любовь и духовная близость — вещи общечеловеческие, а экспозиция будет понятна зрителю любой национальности и конфессии?
— В частности, да. Забота не имеет национальности, пола, возраста, и неважно, на каком языке ты говоришь и выражаешь поддержку. Часто это вообще невербальные, телесные действия — обнять, улыбнуться, заварить чай, дать поспать подольше, взять какие-то бытовые дела на себя. Второй слой — желание глубже погрузиться в национальный контекст. Выставка открывается в столице Татарстана, и, несмотря на то что все наши художники живут в Москве, возникли интересные культурные пересечения.
Алина Сосновская — российский искусствовед, куратор и арт-менеджер.
Обучалась в Сибирском федеральном университете на искусствоведческом факультете и в магистратуре РАНХиГС по специальности «управление в арт-бизнесе».
В творческом багаже Сосновской 10 выставок, где она выступала в роли куратора, а также лекции и 20 научных статей об искусстве. Также Алина провела кинофестиваль и была одним из организаторов 34-й музейной ночи в центре «Площадь мира».
Саян Байгалиев, родившийся в Казахстане, недавно сказал мне, что татарский и казахский языки похожи. Для меня это стало приятным удивлением, я так порадовалась, что он это отметил, ведь такие детали делают экспозицию более объемной. Я понимаю, как важен для человека родной язык, он определяет то, как мы формулируем мысли, становится важнейшим аспектом в культурном коде. Поэтому, когда коллеги в «БИЗОNe» предложили мне дополнить название выставки «Я рядом» татарским словом «люблю», я была невероятно счастлива, что мы можем поработать с этим культурным слоем.
«Все художники очень разные, это видно, исходя из визуального языка, тем, которые они поднимают, и медиумов, которых используют»
— Выставка объединяет картины четырех художников и побуждает порефлексировать о среде, закладывающей фундамент для формирования личности. В какую среду нас погрузит каждый из авторов?
— Все художники очень разные, это видно, исходя из визуального языка, тем, которые они поднимают, и медиумов, которых используют. Но могу сказать, что благодаря всем работам мы погружаемся в комфортную, уютную среду, где обитает каждый автор. У Ирины Зюськиной, например, представлена работа «Подвешенное состояние», в которой железная амбразура буквально разбивает обнаженный торс человека на части. Это произведение о разрушении, разочаровании и невозможности собрать себя по кусочкам.
Но в целом настроение выставки очень позитивное. Евгения Байгалиева рассказывает о своих взаимоотношениях с мужем и сыном. Это крутая троица художников: малыш Жан уже пишет картины, у него такие мощные абстракции получаются! Родители даже завели маленькому художнику отдельную страничку в соцсетях, где показывают его картины. Работы Евгении, представленные на выставке, посвящены совместным ритуалам, семейным ценностям, заботе о ребенке, островку безопасности и комфорта, который они сами создают. Большое внимание Женя уделяет именно взаимоотношениям папы и сына. Но это не все контексты, с которыми работает Евгения, по первому образованию она социолог и в своих работах исследует дуальное, непроявленное, символическое, и главным объектом изучения и анализа становится общество во всех его проявлениях и состояниях.
Саян Байгалиев часто пишет свою квартиру, которая долгое время служила для них с Евгенией еще и мастерской. Многие работы Саяна, представленные на выставке, о том, как беременность и первые месяцы жизни ребенка пришлись на жесткие ограничения по передвижению во время пандемии COVID-19. Маленького Байгалиева ждал совершенно иной мир, не тот, в котором буквально только что жили его родители: они были свободны, у них не было границ, «ковидных» ограничений, а сейчас все погружены в совершенно другой контекст, где дом становится крепостью и замком, а люди защищены четырьмя стенами; дом становится еще и местом конструирования новой реальности.
«У Евгении Байгалиевой были зарисовки искренних домашних сюжетов: так родились серии «Сон», «Прятки» и «Перед сном»
— В какие миры нас отправят объекты Анны Лапшиновой?
— У Ани часто работы посвящены именно трансляции тревог, сомнений, рассуждений, рефлексии, спокойствия и мечтаний. Анна строит сюжеты вокруг своих воспоминаний и показывает, как прошлое определяет будущее. В Казани представлено несколько работ из серии Home и, в частности, окна и ширма. Когда мы с Аней обсуждали работы, она поделилась своими детскими воспоминаниями: в комнате, где она спала, в доме у бабушки на окне стояло много цветов и висели шторы. В тенях, которые отбрасывали растения, маленькая Аня видела различных персонажей, страшные тени подкрадывались к ней, и пространство дома, где она обитала и росла, наполнялось ужасами. И это тоже про безопасность.
— Многие из представленных на выставке работ совсем свежие — есть ли такие, которые впервые увидит именно казанский зритель?
— Да, с Евгенией Байгалиевой мы взяли эскизы с ковидных времен, которые она давно хотела реализовать. У нее были зарисовки искренних домашних сюжетов: так родились серии «Сон», «Прятки» и «Перед сном». Некоторые работы остались без названия, например картина, где запечатлено первое купание ребенка. Это очень личные истории.
«Многие работы мне уже были знакомы, но были и новые, что-то создавалось прямо специально для выставки, мы вместе отбирали эскизы»
«Национальный контекст ощущается не только в предметах, но и во взаимоотношениях между персонажами»
— Несмотря на общую тему, выставка действительно многосоставна. У каждого из авторов своя творческая судьба, свой круг образов и манера письма. Как вы отбирали работы, как объединяли их в стройное целое?
— Все они современные молодые художники, работают в очень интересных техниках, разрабатывают свой визуальный язык. Сначала я придумала идею выставки о поддержке, доброте и эмпатии, а потом начала отбирать художников, работы которых бы вторили тому, о чем я хочу поговорить со зрителем: поучаствовать в их сегодняшней жизни, поддержать, повлиять на текущее состояние. И я начала думать, какие художники затрагивают темы, которые меня волнуют здесь и сейчас. Первый человек, о котором я подумала, была Анна Лапшинова. Через Аню я нашла Ирину Зюськину, раньше мы не были знакомы. Когда визуальная картинка с работами девочек у меня сложилась, я чувствовала, что мне как будто бы не хватает чего-то. И как-то вечером меня словно осенило — перед глазами возникли работы Саяна и Жени Байгалиевых, и я тут же им написала.
Многие работы мне уже были знакомы, но были и новые, что-то создавалось прямо специально для выставки, мы вместе отбирали эскизы. Я очень благодарна Ане, Ире, Саяну и Жене за вовлеченность и включенность в процесс: мы много говорили о концепции выставки, делились историями, обсуждали смыслы. Нам важно показать в «БИЗОNе» живые и актуальные работы, согреть теплом и окружить заботой зрителей галереи. Есть, кстати, даже «звездные работы». Саян, например, предоставил для выставки стол, вазы, фрукты и столовые приборы, выполненные в авторской технике, и, как любители искусства наверняка успели уследить, часть из этих объектов была представлена на открытии нового сезона «Открытых студий» «Винзавода» и даже засветилась на Первом канале, а некоторые скульптурные композиции художник сделал специально для выставки «Я рядом. Яратам».
«Саян в принципе много внимания уделяет трансформации пространства, вычленяет повседневные сцены, сюжетные зарисовки, натюрморты, но при этом искажает пространство, делая его более объемным, схватывает из плоскостного мира»
— Картины Саяна — это веселые семейные застолья и одинокие вечера, комнаты, согретые жизнью, и наполненные, но эстетичные интерьеры. Они реальны или за сложными оптическими перспективами, световыми пространствами и динамическими повторами таятся скрытые смыслы?
— Саян в этом плане суперинтересный художник. Он в принципе много внимания уделяет трансформации пространства, вычленяет повседневные сцены, сюжетные зарисовки, натюрморты, но при этом искажает пространство, делая его более объемным, схватывает из плоскостного мира. Те же объекты, которые будут на выставке сделаны из масла, как будто мандаринки, яблоки, чашки и вазы выходят из полотна и вторгаются в нашу жизнь, становясь частью обычной жизни и соседствуя вместе с нами. Саяну удается поймать баланс между реальностью и нарисованным, в каком-то смысле сакральным, миром произведений искусства. Художник, нарушая границы пространства, вырывает предметы из внутренних структур и выносит во внешние. То есть пересматривает элитарную функцию произведения искусства, делая свои объекты вроде бы функциональными, но при этом они не функциональны. В его работах много объемных смыслов, которые у него получаются именно благодаря технике.
— Саян, в отличие от остальных участников выставки, родился и вырос в Казахстане. Есть ли в его работах национальные мотивы?
— Думаю, да. Сам он смеется и говорит, что в работах много чая, который казахи любят пить с молоком. Действительно, в его работах часто присутствуют национальные расписные чайники и ковры. Аутентичные орнаменты и казахские традиции чаепития лишь первый слой. Кроме того, произведения Саяна транслируют ключевые для Казахстана ценности семьи: они рассказывают о любви, заботе, устройстве быта. Даже атмосфера, которая царит внутри, невероятно уютная и теплая. Национальный контекст ощущается не только в предметах, но и во взаимоотношениях между персонажами.
— Авторская фишка Ирины Зюськиной — многослойность. Ее работы складываются из наложения пейзажей, линий, цветов и бытовых элементов. Это связано с тем, что в центре ее внимания тема влияния городской среды на человека?
— Конечно. Город в целом очень многослоен, и наложения возникают не только в контексте разных форм, фигур и ценностей, но и в формате личностных трансформаций, влияния различных факторов на человека и в целом многослойности и многосоставности личности. Ирина стремится показать не только многообразие города, но и человеческого выбора. Каждый из нас сам решает, куда пойти и как развиваться, в какой контекст погружаться, на что обращать внимание.
Ирина выросла в Москве и свои пейзажи выстраивает из «панелек», которые видит каждый день. Фраза «среда формирует человека, а человек — среду», как мне кажется, очень хорошо ложится на творчество Иры. Через пространство она стремится показать, как архитектура влияет на формирование личности: чем, к примеру, хозяин богатого частного дома отличается от жителя пятиэтажки. Также на выставке Ирина расскажет об умной и «комфортной» архитектуре, о понимании личного и общественного пространства, о том, что значит быть наедине с собой, и как влияет на нас изменение среды.
— Анна Лапшинова исследует одну из самых популярных тем в современном искусстве — место человека в социуме. Чем уникален ее подход к этому вопросу?
— Аня все пропускает через себя, раскрывая в работах внутренние переживания, страхи и надежды. У нее есть особый талант: она вычленяет личные сюжеты, которые одновременно волнуют всех. Выплескивая воспоминания и переживания, Анна словно освобождается от них, и интимные истории начинают жить своей жизнью. Кстати, художница говорит об этом в видео, которое вы можете посмотреть в галерее. В каждой ее работе есть забота о ближнем, коим также становится зритель, ведь он погружен в эти жизненные моменты вместе с ней. Художница честно рассказывает о своих чувствах, радостях и тревогах. Но при этом заботится о зрителях, понимая, что каждый человек либо уже пережил, либо обязательно переживет что-то подобное.
На выставку Анна привезла работы из серий «Дом», «Мемуары» и «Спящие», а также объекты, посвященные временам года. Мы взяли несколько миниатюр из серии 20winter20 и 20spring20. В весенней серии холст становится фоном, на нем лежит деревянная дощечка и маслом написаны сами пейзажи, а в уголке красуются колосочки. Эти картины камерные, но очень чувственные: любуясь пробуждением природы или пушистым снегом, ощущаешь истинный душевный покой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.