«Даже если Эрдоган эти выборы не выиграет, когда за всю безопасность отвечает «Росатом», управляя «Аккую» из Москвы, решиться новому руководству Турции на отмену проекта и принципиальные изменения его условий будет довольно трудно», — рассуждает главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН и автор «БИЗНЕС Online» Иван Грачев. В нынешней статье эксперт объясняет, какие бы были последствия, если бы турки заняли «пронатовскую русофобскую позицию», а Саудовская Аравия поддержала бы Штаты и снизила цены на нефть.
«О ценах Bloomberg четко не говорит, но параллельно наш минфин сказанул, что пошел рост цен за бочку примерно на 10 долларов»
Потери от санкций на поставку нефти в Европу почти восполнены
Как большинство серьезных аналитиков, я придерживаюсь точки зрения, что гибридная война России с Западом — это надолго. Ее тяжесть для страны, для граждан будет в значительной степени зависеть от того, как станут определяться «неопределившиеся» государства. В частности, такие значимые, как Турция и Саудовская Аравия. Каждый может представить, что было бы с бюджетом, социальными программами, если бы саудиты синхронно с США снизили цены на нефть, тем более что одновременно пошли бы вниз цены на газ. То же самое касается Турции, потому что это огромная военная машина. Если бы турки заняли пронатовскую русофобскую позицию, это создало бы большие проблемы.
На этой неделе были явные попытки вбить клин между Россией и Саудовской Аравией и примкнувшими к ним странами. Bloomberg сделал заявление, пафос которого заключается в том, что РФ, по их мнению, и не собиралась снижать нефтедобычу, а только спровоцировала сделать это ОПЕК. Приводятся даже данные, многие из которых спорны и сомнительны. Например, информация о том, что в апреле у нас сильно увеличились масштабы нефтепереработки. При этом часть данных — та, что связана с морским экспортом, — вполне реалистична. Говорится, что за прошлый месяц более 1 млн бочек в сутки наша страна экспортировала в Китай и около 1,2 млн в Индию. Так же, пишут они, вырос экспорт в «неизвестные страны Азии» и другие, незнамо какие. Около миллиона бочек в сутки приходится на эти две позиции. Т. е. почти полностью восполнены потери от санкций на поставку нефти в Европу за счет Индии, Китая и «неведомых» стран.
О ценах Bloomberg четко не говорит, но параллельно наш минфин сказанул, что пошел рост цен за бочку примерно на $10 (видимо, все еще считают по агентству Argus). Скорее всего, это связано с тем, что получается колоссальный разрыв с таможенными данными Китая и Индии, а наше ведомство даже не может объяснить своему начальству, как так получается. Но, что характерно, рубль стабилизировался и пошел вверх по отношению к доллару.
«На этой неделе министр энергетики Турции Фатих Донмез заявил, что удалось договориться с «Газпромом» о реструктуризации долга — отложить часть платежей, которые возникли в связи с ростом цен на газ, на будущее»
Об АЭС «Аккую»: проект лет на 100 свяжет Турцию и Россию
Bloomberg пытался замешать объективную информацию с сомнительными данными, чтобы рассорить Россию с Саудовской Аравией, но это им не удалось, что продемонстрировала перепалка между главой Международного энергетического агентства (МЭА) Фатихом Биролем и генеральным секретарем ОПЕК Хайтамом аль-Гайсом. Первый заявил: что, мол, вы там договариваетесь с Российским государством, сдерживаете поставки, увеличиваете цены, раскачиваете лодку — что это за нерыночные методы? На что получил ответ примерно такой: вы там сами ерундой занимаетесь, а у нас все нормально. Призываете сокращать инвестиции в углеводороды, вкладываться в альтернативные источники, а в итоге вот это ваше недоинвестирование куда надо — главный фактор роста цен. Аль-Гайс заявил, что МЭА следует быть «очень осторожным» в своих стремлениях препятствовать вложениям в нефтяную отрасль, которая играет важнейшую роль в мировой экономике. Обвинение игроков нефтяного рынка в раздувании инфляции, отметил генсек, «ошибочно и технически неверно».
«Если что и приведет к волатильности в будущем, так это неоднократные призывы МЭА прекратить инвестировать в нефть, зная, что все прогнозы, основанные на данных, предусматривают потребность в большем количестве этого драгоценного товара для стимулирования глобального экономического роста и процветания в ближайшие десятилетия, особенно в развивающемся мире», — цитирует аль-Гайса агентство Reuters. Вот такая отповедь в ответ на попытку расколоть союз России и Саудовской Аравии.
«Еще одно важное событие — загрузка ядерного топлива в один из блоков турецкой атомной электростанции «Аккую»
На этой неделе министр энергетики Турции Фатих Донмез заявил, что удалось договориться с «Газпромом» о реструктуризации долга — отложить часть платежей, которые возникли в связи с ростом цен на газ, на будущее. Журналисты его стали спрашивать (это писали в турецкой прессе) о сроках и сумме, называя примерно $20 миллиардов. Донмез добавил, что сумма нереальная, но точную называть не стал, а о сроке лишь добавил, что он гораздо более долгий. Как бы на самом деле ни было, понятно, что деньги там огромные и это серьезный шаг со стороны России по отношению к Турции. С выборами отчасти это тоже связано.
Еще одно важное событие — загрузка ядерного топлива в один из блоков турецкой атомной электростанции «Аккую». Я эту историю хорошо знаю потому, что, когда был председателем комитета по энергетике в Госдуме, ко мне приходили уважаемые эксперты из этой области. Я и сейчас их уважаю, но фамилий называть не буду, т. к. их точка зрения могла поменяться к настоящему дню. Тогда они просили выступить против участия России в стройке «Аккую». Прежде всего из экономических соображений. Я с этой историей внимательно разбирался и счел, что дело все же в политике. Потому что проект — лет на 100 и крепко свяжет Турцию и Россию. C экономикой тоже не все так просто. «Аккую» — первый проект, который наша страна, «Росатом» согласились делать по принципу «строю, владею, отбиваю». Т. е. РФ фактически на свои деньги строит объекты, полностью оставаясь собственником, отвечает за безопасность, одновременно обучая турецких специалистов, строителей. А дальше за счет продажи энергии населению и предприятиям возвращает себе деньги. 50% энергии, которую вырабатывают блоки, продается по фиксированной цене — 12 центов за кВт·ч, а 50% — по рыночной.
«Даже если вдруг турецкий президент эти выборы не выиграет, когда за всю безопасность отвечает «Росатом», управляя объектом из Москвы, решиться новому руководству Турции на отмену проекта и принципиальные изменения его условий будет довольно трудно»
Как исход выборов в Турции повлияет на сотрудничество по АЭС?
Если прикинуть, то, в принципе, вложенные деньги отбиваются лет за 15, что приемлемо для такого проекта. Экономический риск был в том, что ты часть денег сразу вкладываешь (примерно $5 млрд), но, из-за того что Реждеп Тайип Эрдоган не очень котировался в США, был риск переворотов. А новая власть проект могла отменить, не вернув уже вложенные деньги. Такой риск был, но с момента загрузки топлива он фактически сошел к нулю. Даже если вдруг турецкий президент эти выборы не выиграет, когда за всю безопасность отвечает «Росатом», управляя объектом из Москвы, решиться новому руководству Турции на отмену проекта и принципиальные изменения его условий будет довольно трудно.
Скорее всего, он будет работать в полном объеме и деньги в течение 15 лет будут возвращаться. Для более-менее приемлемых отношений с Турцией это очень важно, потому что, во-первых, это долгосрочный проект. Во-вторых, он для турок важен как экономически, так и политически. В-третьих, они уже подумывают, что если объект будет работать нормально, то, может быть, Россия построит им и второй, и третий аналогичный. Думаю, эта история очень значимая, в том числе для мировой политики.
3 мая объявили, что в Египте на площадке сооружения АЭС «Эль-Дабаа» генеральный проектировщик и подрядчик, инжиниринговый дивизион «Росатома», залил первый бетон в фундаментную плиту энергоблока №3. Строительство перешло в основную стадию. Египет тоже для нас немаловажная страна, которая сотрудничает с нами в энергетике.
Ранее «Росатом» получил лицензию на строительство в Усть-Янском улусе в Якутии электростанции средней мощности. Она по себестоимости дешевле, и в перспективе такие могут использоваться в небогатых странах. Насколько понимаю, на нее уже образовалась очередь среди тех самых неприсоединившихся стран, о которых я говорил и с которыми нашему государству объективно выгодно иметь хорошие отношения. Повторю: все эти события влияют на соотношение сил в гибридной войне России с Западом и могут повлиять на то, какая нагрузка ляжет на нас.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.