«Мы привлекли одного из сильнейших учителей физики, несколько очень сильных математиков, информатика. Они работали в казанских школах для одаренных детей. Все топовые», — рассказывает о кадровых перестановках директор Международной школы Казани (МШК) Нияз Гафиятуллин. Из-за СВО школа в прошлом году потеряла треть педагогического состава и часть учеников. Несмотря на это, к новому учебному году МШК усилила штат, а желающих платить за обучение по миллиону в год столько, что первоклассники стоят в листе ожидания. О том, чем МШК привлекает учителей-иностранцев и что директор отвечает на критику коллег по цеху, он рассказал в интервью нашему изданию.
Нияз Гафиятуллин: «Наши двери всегда открыты, и мы сделаем все, чтобы помочь ребенку раскрыть потенциал»
«В 2022-м мы потеряли 30% учителей, они просто бросили все и уехали»
— Нияз Мансурович, прошлый год был очень сложным для всех. Как СВО, санкции, валютные скачки сказались на вашей школе?
— У нас международный состав учителей, детей, есть семьи, которые сильно интегрированы в международное сообщество. Мы были на острие.
У нас выросли валютные расходы, были ограничения с валютными переводами. Некоторые партнеры, которые поставляли нам учебные материалы из-за рубежа, боялись с нами работать, они думали, что из-за переводов из России и в Россию на них наложат санкции. Но мы находили решения.
Часть наших учеников уехали со своими семьями, еще часть решили обучаться в других школах из-за финансовой составляющей.
Сложнее всего ситуация была с учителями. Мы, как и многие международные школы, потеряли в марте 2022 года 30% педагогов, они просто бросили все и уехали. Нам повезло, что дело происходило в конце учебного года, уход специалистов происходил постепенно. Удалось перераспределить нагрузку и доучить детей без серьезных проблем.
«В учебном году 2023–2024 будут работать 37 иностранцев из 15 стран мира — Америки, Великобритании, Канады, Южной Африки. Половину из них мы привлекли к начальной школе, остальные предметники»
— Получилось восстановить штат?
— Не просто восстановить, усилить! Рекрутинг шел тяжело, количество откликов сократилось в 10 раз, но там, где нужны иностранцы, мы нашли отличных учителей. Если в 2022–2023 учебном году у нас работали 30 иностранцев из 10 стран мира, то в 2023–2024 году будут работать 37 иностранцев из 15 стран мира — Америки, Великобритании, Канады, Южной Африки. Половину из них мы привлекли к начальной школе, остальные предметники. Из Британии, например, к нам едет учитель информатики, из Португалии — методист. Это соответствует нашей концепции, мы не американская, не британская, мы международная школа. Нам важно, чтобы у детей была возможность знакомства с разными культурами, точками зрения, акцентами.
Мы смогли найти несколько классных педагогов из хороших российских школ с отличным английским. Привлекли одного из сильнейших учителей физики, несколько очень сильных математиков, информатика. Они работали в казанских школах для одаренных детей. Для меня они все топовые, у всех них есть опыт подготовки стобалльников, участников международных олимпиад. Поэтому если мы говорим о пройденном кризисе, то мы по полной ощутили и сложности, и возможности.
«Наши кампусы — невероятные инфраструктурные решения, мы ими довольны»
— Что побуждает иностранцев-педагогов оставить свою страну и приехать в Россию?
— Эти люди приехали в нашу страну с осознанием текущей ситуации, они выбрали не политику, а качество жизни, карьерный рост. Мы спокойны: оттока, как в прошлом году, не ждем.
— Ваша школа «открывает двери» для обучения за рубежом. Изменилось ли отношение к вашим выпускникам с началом СВО?
— У нас в прошлом году были 20 выпускников, 10 планировали и поступили в зарубежные вузы Америки, ОАЭ, Британии, Италии. Семеро из них уехали учиться, еще трое передумали и остались в России.
С предвзятым отношением уехавшие не встретились, но в частном порядке бывали сложности. Некоторые вузы США, например, перестали выдавать стипендии российским студентам. Но падения интереса к зарубежным вузам нет. А наши студенты начинают задумываться о поступлении в другие страны. Выпускник этого года, например, поступил в Гонконгский университет. Кстати, со стипендией!
Общая зона, где дети проводят время
«Впервые на моей памяти к нам отдают ребенка, потому что у нас жесткая дисциплина»
— Нияз Мансурович, коллеги по цеху нередко критикуют Международную школу за то, что ее ученикам сложно продолжать обучение в России, где образование заточено на большой объем знаний и баллы ЕГЭ. Так ли это?
— Давайте смотреть на результат. Мы молодая школа, количество учеников, которые могут участвовать в олимпиадном движении, у нас небольшое. Тем не менее мы в прошлом году попали в десятку в Казани по результатам всероссийского этапа олимпиад. В этом году у нас снова победитель на всероссийском этапе по русскому языку и два призера всероссийского этапа по английскому языку.
Каждый год мы кратно повышаем число победителей и призеров по разным предметам республиканского этапа — это литература, английский язык, экономика, русский язык, физика. Мы уверены, что результаты будут расти, мотивация побеждать в олимпиадах есть и у наших детей, и у их родителей. Кто-то может возразить, что мы грантовиков набрали, они делают все результаты. Но грантовиков у нас всего 10, и не все из них олимпиадного возраста. А победителей и призеров на муниципальном этапе — 52, на региональном — 33. Учеников в школе всего 550, включая трехлеток и учеников начальной школы.
Хорошие результаты и по ЕГЭ. В прошлом году наши дети сдали экзамены по всем предметам лучше, чем в среднем по Казани, были ученики с 98–99 баллами. Очевидно, что хорошо готовить и к всероссийским олимпиадам, и к ЕГЭ невозможно. Мы делаем упор на олимпиады, а по ЕГЭ наша задача — чтобы средние баллы школы были выше средних по Казани показателей и выше наших прошлогодних показателей. Это нам удается. На горизонте двух лет ожидаем первых стобалльников.
Учебные классы
— Есть расхожее мнение, что в частных школах у детей не очень с дисциплиной. Это правда?
— У нас не принято повышать голос, а тем более кричать на ученика, но есть четкая, прозрачная, понятная система требований и правил. Ребенок не готов к уроку, не делает домашние задания, систематически нарушает распорядок — он остается после уроков или отстраняется от уроков, есть академическая нагрузка. Мы отчисляем учеников за серьезные проступки или систематические нарушения режима школы.
Да, мы не кричим на весь свет: «Посмотрите, сколько детей мы отчислили!» Но для тех, кто говорит, что мы детей только по головке гладим, приведу пример. В этом году мне позвонил один известный в республике предприниматель, хотел устроить внука к нам, сказал: «Я навел справки, мне нужна самая строгая школа в Казани. Мне сказали, что это у вас». Впервые на моей памяти к нам отдают ребенка, потому что у нас жесткая дисциплина.
«С открытием кампуса средней школы на Федосеевской мы обогатили учебную программу бассейном, творческими студиями, концертным залом»
— За неуспеваемость тоже отчисляете? Это же экономически невыгодно.
— Мы находимся в экономических ножницах. С одной стороны, нам вроде нужно больше детей, чтобы оплачивать работу преподавателей, функционирование школы, с другой — нам нужен сильный средний результат и развитие наших учеников. Все дети с 3-го класса проходят академический аудит — «замер» по 7 критериям в начале, середине и конце учебного года. Оценивается прогресс в учебе, дисциплинированность, мотивация. Если ребенок попадает в «красную зону», мы встречаемся с родителями, проговариваем, что можем сделать со своей стороны, на что просим их обратить внимание. В середине года мы выстраиваем план, школа и родители работают сообща. Если положительной динамики у ребенка нет, принимаем решение расставаться с такими семьями, чтобы ребенок не терял времени на обучение по некомфортной ему системе.
Сейчас может показаться, что Международная школа Казани — тюрьма какая-то для детей (смеется). На деле мы год от года вкладываем все больше денег в инициативы детей: ребята тратят их на свои проекты и на благотворительность. Это тоже часть учебной программы. Например, наша ученица разрабатывает проект, который поможет состыковывать волонтеров и пожилых людей, нуждающихся в их помощи. Мне понравился проект на английском: мальчик на своем примере проверил инвестиционную привлекательность ряда компаний. Он изучил их финотчеты, изучил принципы инвестирования Уоррена Баффетта и вложился в эти компании, рассказал о результатах.
«Об учебных и административных планах, наших достижениях подробно расскажем на дне открытых дверей, который проведем в кампусе на Федосеевской. Важно развеять стереотипы, которые ходят вокруг нашей школы»
«Родители переживают, что у нас отнимут лицензию, аккредитацию, наш международный диплом»
— Сейчас у Международной школы два корпуса. Планируете расширение? Какие задачи ставите на ближайшие год-два?
— Наши кампусы — невероятные инфраструктурные решения, мы ими довольны, а с открытием кампуса средней школы на Федосеевской мы обогатили учебную программу бассейном, творческими студиями, концертным залом. Так что затевать большую стройку не планируем.
Основная задача на следующий год — переаккредитоваться. Родители переживают, что из-за СВО и санкций у нас отнимут лицензию, международный диплом. Но таких рисков нет, переаккредитация — история плановая, подтверждать статус международной школы нужно каждые 5 лет, время подошло.
Об остальных учебных и административных планах, наших достижениях мы подробно расскажем на дне открытых дверей, который проведем в кампусе на Федосеевской. Важно развеять стереотипы, которые ходят вокруг нашей школы. «Мажорская школа без дисциплины, плохо учат, плохие результаты ЕГЭ» — такой флер вокруг МШК сейчас. Мы покажем наше здание, учебные классы, общие зоны, где дети проводят время. Учителя выступят с презентациями, расскажут, как работают с детьми, на что делают упор. Полная открытость!
— Как у вас с набором учеников? Можно ли прийти к вам в среднюю школу или на подготовительные занятия?
— В 2022-м свободных мест в школе было достаточно: много учеников разъехались в другие города и страны. В этом году ситуация наладилась: в начальной школе мест практически нет, начинаем формировать лист ожидания. Больше шансов поступить в среднюю школу, то есть в классы с 5-го по 9-й, там есть по 1–2 свободных места. Но нужно быть готовым к тестированию. Поступающие к нам, вне зависимости от возраста, пишут тест по математике, по английскому языку, проходят разговор с психологом. Наши двери всегда открыты, и мы сделаем все, чтобы помочь ребенку раскрыть потенциал.
День открытых дверей по адресу: Федосеевская, 52 — записаться
Сайт: iskazan.com/ru
Телефон: +7 (843) 204-12-81
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.