На Нуриевском форуме продолжают показывать классику в версии театра им. Джалиля — на этот раз «Дон Кихота» Людвига Минкуса, которого на основе хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского поставил худрук казанского балета Владимир Яковлев. Один из самых популярных классических спектаклей смотрелся скромным творением российской региональной труппы, даже несмотря на старания виртуозов из Большого театра. В том, почему так случилось, разбиралась корреспондент «БИЗНЕС Online».
На Нуриевском форуме продолжают показывать классику в версии театра им. Джалиля. В этот раз «Дон Кихота» Людвига Минкуса, которого на основе хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского поставил худрук казанского балета Владимир Яковлев
Не пестрит и не пылает
Балетный «Дон Кихот» появился на свет в 1869 году и не зря до сих пор собирает аншлаги по всему миру. Даже несмотря на скромный (в сравнении с романом Сервантеса) сюжет и незатейливую музыку. История остроумных Китри и Базиля, поженившихся благодаря бродячему рыцарю, цепляет жарким испанским колоритом, яркими актерскими образами и балетными трюками. Глаз должен балдеть от буйства деталей и красок, воздух — плавиться от пламенных взглядов и жестов, а пол — искриться под острыми, точеными па.
Всего этого в казанском «Дон Кихоте» почти нет. И дело не только в том, что живописную набережную в Барселоне, лунную поляну и волшебный лес (в котором почему-то красуется вывеска кабачка Riola из предыдущей сцены) изображает тускловатая видеопроекция Даниила Герасименко. И не в том, что пеструю толпу (за вычетом свиты тореро, пары-тройки артистов, уличной плясуньи и Китри) в крайних актах Виктория Хархалуп одевает в пастельные тона. Светлые платья и рубахи хоть и не передают всего градуса южного темперамента, но приятны глазу. Плачевно другое — их хозяева фатально проседают по энергетике.
Испанский жар источает лишь уличная танцовщица Ольга Марченкова, прицельно стреляющая глазками и рассекающая сцену огненными жете; жгучий брюнет-тореадор Дмитрий Екатеринин, который знатно отбивает чечетку и жонглирует красным плащом, и цыганка Лада Старкова, ловко играющая пышной юбкой. Остальные ментально отдыхают, томно обмахиваясь веерами и позванивая бубнами. Прибавьте к этому выхолощенные, формальные жесты, которыми Акжол Мусаханов (Гамаш) и Денис Исаев (Лоренцо) доносят сочную, говорящую пантомиму Мариуса Петипа, и картинка станет совсем унылой. Скрасить ее авторы пытаются молниями-прожекторами, ослепляющими публику в сцене с ветряными мельницами, и гирляндами, которые в финале балета выстреливают из невидимых хлопушек. Но впечатления это не производит.
Светлые платья и рубахи хоть и не передают всего градуса южного темперамента, но приятны глазу
Не искрит и не пленяет
Искры из-под пуантов, туфель и сапог тоже не летят, хотя балет идет в театре уже 7 лет. Графичный узор танца артисты ТАГТОиБ им. Джалиля размывают плотными, масляными движениями стоп. Эта вечная для местного кордебалета проблема кочует из спектакля в спектакль, а здесь усугубляется тем, что Мариус Петипа и Александр Горский вынудили своих героев танцевать с аксессуарами. Артисты, отвлекаясь на гитары, кастаньеты и прочие вещи, забывают об остроте орнамента, сотканного из мелких па. Насладиться им казанский зритель, увы, не может.
Равно как и дриадами, пленяющими разум раненого Дон Кихота (Глеб Кораблев) во сне. Нынешний форум показывает: бесплотные тени (вилисы, нимфы, феи, лебеди) девушкам театра им. Джалиля пока не по зубам. Это еще одна серьезная проблема, стирающая ведущую для классико-романтического балета идею двоемирия. Вот и здесь духи леса вполне реальны и не похожи на изящную Дульцинею, которую герой видит на живом заднике сцены: не только из-за объемных пачек, на которых вышиты крупные листья, расширяющие силуэт, но и из-за полновесных прыжков, деревянных рук и неустойчивых па-де-бурре. Их авторы балета предусмотрительно скрывают — иначе для чего в антре дриад Виктор Герасименко устлал сцену густым туманом? Для атмосферного пейзажа? Ради него закрывать ноги танцовщика абсурдно, а вот обманывать публику, прикрываясь спецэффектами, — это, похоже, часть творческой политики театра им. Джалиля.
Поклонников ирреальных балетных дев утешает лишь изящный амурчик Маны Кувабара. А знойная Испания оживает в оркестре под управлением Карена Дургаряна. Незамысловатую партитуру Минкуса музыканты театра исполнили, как и положено — легко, темпераментно, с рельефными рубато (произвольными сдвигами темпа), пламенными форте и вкрадчивыми пиано. Испанская страсть аккумулируется в искрометных пассажах «дерева», сладостной кантилене струнных, хлестком стуке кастаньет и героических зовах меди (жаль, что появление Дон Кихота на набережной смазал нестройный «хор» труб). А чувственные натуры южных красавиц — в шаловливых переборах арфы (отличная работа Марии Сноповой и Екатерины Резчиковой).
Испанская страсть аккумулируется в искрометных пассажах «дерева», сладостной кантилене струнных, хлестком стуке кастаньет и героических зовах меди
Впечатляет, но не убеждает
Именно чувственности во всех ее аспектах не хватает Елизавете Кокоревой. 22-летняя звездочка Большого театра обладает легким прыжком, быстрым вращением, фиксированными позами и выраженным лирическим даром. Все это идеально подходит для партии Жизели, с которой солистка должна была приехать в Казань. Для Китри же Кокорева слишком рафинирована. Она не умеет прожигать партнера пылким взглядом, привязывать манким жестом руки и отвергать псевдоравнодушным движением плеча. Чем именно ее героиня цепляет ловеласа-цирюльника, остается загадкой, и от этого спектакль сильно проигрывает. Так что очередная на Нуриевском фестивале – 2023 скоропостижная замена от руководства театра им. Джалиля оказалась неравноценна: солистка Мариинского театра Мария Ширинкина, изначально заявленная в «Дон Кихоте», не доехавшая до форума, выразительно работает лицом, руками и корпусом, которые и транслируют публике крутой нрав Китри.
Зато крепкая техника и стальной апломб (умение держать равновесие) позволяют Кокоревой эффектно демонстрировать пресловутые балетные трюки — кружевные пируэты по кругу, пролетные жете, ажурные пробежки и огненную серию фуэте. С ней в коде свадебного па-де-де солистка все же не справилась, оступившись в конце под крики «браво!». Но это больше вина оркестра, убежавшего вперед во время виртуозных вращений артистки на «пятачке».
Алексей Путинцев внешне тоже не образцовый Базиль. Ему не хватает физической фактуры, объемного жеста и чертовщинки во взгляде (хотя между сложными прыжками артист явно заигрывал с аплодирующей публикой). Зато солист ГАБТа вертится как волчок, пружинисто взлетает в воздух и ловко поднимает партнершу одной рукой. В паре с Кокоревой Путинцев выглядит хорошо, но более фигуристый и опытный Владимир Шкляров из Мариинки, обещавший танцевать Базиля в Казани, смотрелся бы интереснее.
Читайте также:
- Круче, чем в Йошкар-Оле: Нуриевский фестиваль как муха в янтаре. Часть 1-я
- «Уснула и не проснулась»: в Казани перепутали балет «Спящая красавица» с музеем. Часть 2-я
- «Озеро гусей» по-казански: на Нуриевском фестивале танцуют грешные люди и птицы. Часть 3-я
- Пираты на детском утреннике: самый остросюжетный балет XIX века в Казани наводит скуку. Часть 4-я
- Пешки в большой войне: «Золотая Орда» — трагедия любви эпохи застоя. Часть 5-я
- Женщина — существо земное и очевидное: как «Анюту» в Казани лишили тайны. Часть 6-я
- Казанская Жизель не наивная девочка, она знает, чем все кончится. Часть 7-я
- Слоны, тигры, орлы и куропатки: индийского монарха в Казани лишили вкуса. Часть 8-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.