Страховые компании начали крестовый поход против аварийщиков — виновникам ДТП подняли коэффициент «бонус-малус» на 60%, а базовый тариф вырос до 26%. В итоге объем собранных страховых премий увеличился на 21%, это максимальный показатель за 6 лет. На этом фоне в РФ за год число договоров ОСАГО рухнуло на 4%, почти на 2 млн, в Татарстане этот показатель упал на 5% (минус 65 тыс.). В РСА объясняют падение не отказом водителей от страховки, а снижением числа продаж автомобилей. Рост тарифов СК связывают с уходом иностранных производителей запчастей. Это породило и другие проблемы — при наступлении страховых случаев не рассчитать стоимость ущерба, если оригинальную запчасть невозможно купить. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Для легковых автомобилей граждан базовая ставка тарифа по ОСАГО была установлена страховщиками для каждого водителя в диапазоне 1646–7535 рублей. До этого 10-процентное расширение тарифного коридора Банк России делал в 2020 году
Почему дорожает ОСАГО?
ОСАГО, которое изначально задумывалось как социальный проект, очень быстро стало для страховщиков коммерческим. При этом из года в год страховые компании заявляют об убыточности продукта, регулярно требуя от ЦБ РФ повышения тарифов. Так с 1 апреля 2023 года появились новые коэффициенты «бонус-малус» — КБМ, от которых зависит или поощрение водителей за безаварийную езду, или, наоборот, для частых участников ДТП (по их вине) стоимость полиса обойдется дороже. В 2022 году минимальный коэффициент, по которому рассчитывается размер страховой премии, т. е. цена ОСАГО, уменьшился с 0,5 до 0,46. Таким образом, сейчас можно получить полис с максимальной скидкой в 54%, но при условии, если водитель не допускал аварий 10 и более лет. Для виновников автотранспортных происшествий коэффициент, наоборот, повысился на 60%. Теперь максимальный коэффициент составляет 3,92 против 2,45 ранее действующих.
Помимо повышения КБМ, с сентября 2022 года был расширен коридор базового тарифа ОСАГО — для большинства автовладельцев его стоимость «растянули» вверх и вниз на 26%. Поводом стал резкий рост цен на автомобильные запчасти, связанный с уходом с рынка ряда иностранных производителей весной и летом 2022 года. В действующих с 19 июня справочниках средней стоимости запчастей рост цен «средней корзины» составил 28,7%.
Поэтому для легковых автомобилей граждан базовая ставка тарифа по ОСАГО была установлена страховщиками для каждого водителя в диапазоне 1646–7535 рублей. До этого 10-процентное расширение тарифного коридора Банк России делал в 2020 году. В результате средняя премия по ОСАГО в 2021-м увеличилась на 1,85% по сравнению с 2020-м.
Против повышения коридора тогда выступал лидер политической партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов. Он просил главу Центробанка РФ Эльвиру Набиуллину снизить тарифы ОСАГО, т. к. повышение ставок и снижение страховых выплат может сделать всю систему бессмысленной. «Кроме того, решения ЦБ позволяют страховщикам снижать выплаты пострадавшим, ориентируясь на стоимость самых дешевых и низкокачественных аналогов запчастей. Все эти факторы могут привести к росту числа отказов от ОСАГО и сделать всю систему бессмысленной. По данным страховых компаний, уже сейчас 25–50 процентов автовладельцев в различных регионах не приобретают полисы. В этой связи я призываю главу ЦБ снизить базовые ставки ОСАГО», — сказал парламентарий. Миронов отметил, что повышение тарифов не является необходимостью, и напомнил, что по закону страховщики должны выплачивать 77% собранных средств, но при этом зачастую данный показатель не превышает 60%, что говорит о сверхдоходах компаний и отсутствии экономической обоснованности для роста тарифов.
По итогам 2022 года российский страховой рынок собрал свыше 273 млрд рублей страховых премий по ОСАГО
Сколько заработали страховщики на росте тарифов?
По итогам 2022 года российский страховой рынок собрал свыше 273 млрд рублей страховых премий по ОСАГО. Совокупный объем премий увеличился на 21% в относительном выражении, что эквивалентно 47,5 млрд рублей прироста в абсолютном выражении сравнительно с 2021 годом. Это максимальные темпы прироста за последние 6 лет. Однако количество заключенных договоров увеличилось всего на 0,5%.
Средняя премия также росла с начала года. Например, если максимальное значение 2020–2021 годов составляло 5,4 тыс. рублей, то в 2022-м средние премии были уже выше 6 тыс. рублей: в I квартале — 6,1 тыс., во II — 6,2 тыс. рублей. По итогам года средняя премия составила 6,8 тыс. рублей, увеличившись на 21% по сравнению с позапрошлым годом.
В Татарстане объем премий по ОСАГО увеличился практически в рамках рынка, однако и это удорожание отпугнуло автовладельцев — договоров ОСАГО в 2022 году было заключено на 5%, или на 65 тыс. (!), меньше. В относительном выражении прирост объема премий составил 19,6%, в абсолютном почти 1,5 млрд рублей — с 7,45 млрд до 8,9 млрд рублей.
65% страховых премий по ОСАГО по итогам 2022 года приходится на топ-5 страховщиков. На первом месте по сборам «Ресо-Гарантия» — 46,2 млрд рублей, «Ингосстрах» на втором — 44,1 млрд рублей, на третьем «Альфастрахование» с портфелем премий в 41,9 млрд рублей. ВСК и «Росгосстрах» — 26,2 млрд и 17,7 млрд рублей соответственно.
Выплаты в российском масштабе также выросли, но темп роста ниже аналогичного показателя для сборов премии — немногим более 11,3%, со 143,5 млрд до 159,8 млрд рублей.
По сравнению с 2021 годом произошло хоть и некритичное, но уменьшение количества заявленных убытков. Количество заявленных страховых случаев снизилось на 2,6% с 2,17 млн до 2,11 млн единиц. При этом количество выплат по урегулированным сделкам увеличилось на 10 тыс. — с 2 104 до 2 114. В то же время средняя выплата по обязательному страхованию автогражданской ответственности достигла отметки в 75,6 тыс. рублей. Это на 10,8% больше, чем в 2021 году (тогда этот показатель составил 68,2 тыс. рублей).
Размер средней выплаты начал расти во II квартале 2022 года. В июне прошлого года вступили в силу новые справочники автозапчастей, в которых содержались актуальные цены на комплектующие для авто после ухода ряда автопроизводителей из России. В июне средняя выплата по ОСАГО выросла на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Уже в декабре она достигла отметки в 91,3 тыс. рублей, показав рост в 23% по сравнению с декабрем 2021 года и в 28% по сравнению со средней выплатой ОСАГО в январе 2022-го.
В Татарстане общая сумма выплат по страховым случаям увеличилась на 4,2% с 5,25 млрд до 5,46 млрд рублей по сравнению с 2021 годом, а в сравнении с 2020-м — на 28%. Несмотря на снижение количества выплат — на 3 тыс. до 75,2 тыс. единиц, — средняя сумма выплат выросла на 8% с 67,1 тыс. до 72,6 тыс. рублей.
Рост выплат объясняется удорожанием автомобильных компонентов, которые используются для ремонта транспортных средств пострадавшей стороны, а также проблемами с наличием и поставками комплектующих, необходимых для проведения восстановительного ремонта по страховке. Величина же роста напрямую зависела от масштабов пересмотра цен в справочниках, которые используются для калькуляций ущерба, что в конечном итоге и повлияло на итоговый показатель.
Разница между выплатами по ОСАГО и собранными премиями составляет 113 млрд рублей. При этом закон обязывает страховые компании выплачивать в виде компенсации 77% от общего объема полученных премий. Однако в 2022 году размер выплат составил только 58%, в 2021-м — 63,6%, в 2020-м — 62,4%. Неужели рынок ОСАГО не может обойтись без роста тарифов?
В России снижение числа договоров ОСАГО составило 4% (с 42,1 млн до 40,3 млн штук) и вызвано резким снижением продаж автомобилей
РСА не подтверждает тренд на отказ автовладельцев от ОСАГО
По словам президента российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, в 2022 году рост цен на запчасти привел к увеличению средней выплаты по ОСАГО на 28%. «По итогам декабря 2022 года средняя выплата по ОСАГО составила 91 314 рублей, что на 23 процента больше, чем в декабре 2021-го, и на 28 процентов больше, чем в январе 2022-го (71 379 рублей), — привел данные в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ президент РСА. — Эта динамика соответствует росту цен в справочнике запчастей на 28 процентов. При этом 60–70 процентов в структуре выплат приходится на запчасти, остальное — на лакокрасочные материалы и ремонтные работы. Кроме того, важно отметить, что на первый год после заключения договоров ОСАГО приходится только 28 процентов выплат по этим договорам. Основная часть выплат — еще 60 процентов — приходится на второй год после заключения договора. Еще 9 процентов выплат по договорам производится на третий год, 2 процента — на четвертый, 1 процент — на пятый. Это следует из данных российского союза автостраховщиков (РСА) за период с 2012 по 2022 год и вызвано стандартным для страхования запаздыванием выплат по сравнению со сборами».
Несмотря на рост тарифов, РСА не подтверждает тренд на отказ автовладельцев от покупки полисов ОСАГО, утверждает Уфимцев. По его данным, в России снижение числа договоров ОСАГО составило 4% (с 42,1 млн до 40,3 млн штук) и вызвано резким снижением продаж автомобилей. «Это подтверждается и свежей статистикой по ОСАГО: количество заключенных договоров ОСАГО за январь – апрель 2023 года составило 12,7 миллиона, что на 1 процент ниже, чем за аналогичный период годом ранее (12,8 миллиона штук), — говорит собеседник издания. — То есть эффект резкого падения продаж новых автомобилей, существенно сказавшийся на количестве заключенных договоров ОСАГО в 2022 году, в 2023-м уже практически не ощущается, поскольку в 2023 году по сравнению с 2022-м продажи новых автомобилей стабилизировались».
По словам Уфимцева, реформа тарифообразования в ОСАГО продолжается, ее очередной этап сейчас обсуждается с Банком России и минфином: «Каждый этап реформы усиливает конкуренцию между страховщиками за безубыточных клиентов и приводит к сдерживанию или даже к снижению цены ОСАГО для них».
«Что касается возможности отказа от ОСАГО, то это нереальный сценарий, учитывая, что речь идет об обязательном страховании»
«Как рассчитать стоимость ущерба, если оригинальную запчасть невозможно купить?»
После повышения цен на запчасти резкого роста числа отказов по выплатам СК в случае ДТП не произошло, соглашается управляющий партнер «Адванс Лигал Групп» Ильдар Хабибуллин. «Но определенные сложности появились, — предупреждает юрист. — В первую очередь это связано с тем, что изменился рынок запчастей, особенно тех марок, которые решили уйти с российского рынка. Соответственно, не всегда понятно, как рассчитать стоимость ущерба, притом что оригинальную запчасть в принципе невозможно купить».
Хабибуллин говорит, что, если спор между СК и клиентом перешел в судебную плоскость, многое зависит от качества судебной экспертизы. «Что касается возможности отказа от ОСАГО, то это нереальный сценарий, учитывая, что речь идет об обязательном страховании. Хотя, конечно, попадаются дела, в которых у виновника ДТП нет ОСАГО, но это единичные случаи, когда водитель просто забыл продлить ОСАГО после истечения срока», — заметил собеседник издания.
По оценке начальника управления автострахования ООО «АСТ» Антона Миролюбова, средняя стоимость ОСАГО за два года увеличилась на 30%. При этом каждый страховщик в рамках «коридора» вправе устанавливать свою базовую ставку, которая «нагружается» остальными коэффициентами (коэффициент территории, бонус-малус, возраста-стажа, мощности ТС и т. д.). «На выходе получается итоговая страховая премия, которая в зависимости от базовой ставки того или иного страховщика будет отличаться у разных компаний для одного и того же клиента. Страховщик может самостоятельно изменить базовую ставку как в бо́льшую, так и меньшую сторону, она не является постоянной, в зависимости от этого его предложение на рынке может стать как выше, так и ниже в сравнении с конкурентами», — заметил Миролюбов.
Руководитель проектного офиса вертикали страхования «Банки.ру» Александр Макаров указывает на рост популярности покупки ОСАГО онлайн. «Это связано с тем, что страхователь может увидеть сразу несколько предложений от разных страховых компаний, сравнить их, и выбрать наиболее оптимальное для него, — говорит Макаров. — В 2022 году заработал перестраховочный пул, куда страховщики стали передавать клиентов, которые ранее были однозначно убыточны для них, и таким образом делить убытки со всем рынком. Это позволило несколько повысить доступность ОСАГО и снизить процент водителей, которые ранее ездили без ОСАГО».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.