DSCN3152.jpg
Новый памятный знак в честь официального принятия ислама волжскими булгарами в 922 году стал главной достопримечательностью Болгара

БАНКИР-ЭКСКУРСОВОД

Автор этих строк был в Болгаре в прошлом году, туристом. Строительство, которое ведется уже два года, было в разгаре, и в полной мере оценить отдельные сооружения не удалось. По странному стечению обстоятельств тогда же Минтимер Шаймиев также прибыл в Болгар с очередной инспекцией работ, и лично с Талгатом Абдуллином в строительных касках обсуждал концепции новых памятников, рестраврацию и реконструкцию старых, пускаясь в длиннейшие и интереснейшие исторические экскурсы.

Сегодня новая мечеть почти достроена (открывается 10 июня), первая очередь строительства речного причала-музея будет сдана летом, вторая – на следующий год. Палаточный городок разбит. А памятный знак в честь официального принятия ислама волжскими булгарами в 922 году открывается уже 21 мая – и в настоящий момент стал, наверное, главной новой достопримечательностью Болгара. До тех пор, возможно, пока 10-го же июня не поставят-таки ставшую скандально знаменитой статую «Хранительницу» авторства Даши Намдакова… Так или иначе, Намдаков (здесь поборники чистоты ислама могут вздохнуть спокойно) никакого отношения к строительству, отделке, художественной концепции памятного знака не имеет – об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал сам автор идеи памятного знака, член попечительского совета фонда «Возрождение памятников истории РТ» Ильдар Галяутдинов - предправления АКИБАНКа. Он согласился провести личную экскурсию в Болгаре лишь для нескольких журналистов, среди которых оказались и мы, всего за несколько дней до открытия. Заодно воочию понаблюдав, каков аврал перед прибытием официальной делегации.

Приехали утром, но Галяутдинов уже был там. До открытия - три дня, а отделка памятного знака доводится до ума, Коран «в дороге», постамент для него готовится, мраморный пюпитр пока не установлен. Все требовало личного присутствия человека, фактически отдавшему своему детищу два года жизни.

DSCN3235.jpg
Старый памятный знак

ХОЛОДНОЕ ЛЕТО 53-ГО, ИЛИ ОТКУДА ЧУГУН В ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ

В здание памятного знака, вокруг которого пчелами роились строители, нас, впрочем, пропускать не собирались. «Где каски?» - строго спросил пожилой охранник. Касок не было. «Без касок не пущу. Где пропуски? Кто главный?» - последовал вопрос. Галяутдинов снял солнцезащитные очки: «Ну, я главный». Вопрос с касками был снят. После чего нас ознакомили с первым уровнем памятного знака. Помимо блестящего купола и мраморных стен с местом для большого Корана, цокольный этаж сооружения представляет собой современный музейно-выставочный комплекс с конференц-залом (здание может вместить до 400 человек).

В музее под Кораном будут выставляться картины соответствующей тематики – мусульманская религия, булгары, принятие ислама (мы, кстати, отметили как консервативные работы, так и весьма новаторские полотна…). И первые рукописные издания важнейших текстов, имеющих религиозное и историческое значение (от Коранов до «Сказания о Йусуфе» и старых номеров журнала «Сююмбике»). И если у нас еще была возможность полистать раритеты – у читателей такой возможности, разумеется, уже не будет: к моменту нашего отъезда все книги лежали под стеклянными колпаками. В витрины положили хорезмскую и булгарскую керамику. Рядом чугунный казан – чугун в Волжской Булгарии выплавлять начали на 100 лет раньше, чем на Руси. Многие следы материального производства, конечно, пропали, и все осталось под водой, когда у Болгара в 1953 году появилось водохранилище. Только когда вода спадает по весне в отдельные годы, по словам Рафаэля Махмудова - директора государственного историко-архитектурного музея-заповедника, находят «чушки» для отливки металла.

DSCN3244.jpg
В центре музея находится мозаичное панно, изготовленное всего лишь за три месяца современными итальянскими мастерами

КАК ХАЛИФ БАГДАДА «ЗАЖАЛ» БУЛГАРИИ ТЫСЯЧИ ДИРХЕМОВ

В центре музея находится прекрасное мозаичное панно, изготовленное всего лишь за три месяца современными итальянскими мастерами. На панно изображен момент официального принятия ислама в Болгаре в 922 году.

- Вероятнее всего ислам уже был в Болгаре до этой даты. Об этом свидетельствует путешественник аль-Балхи, который посетил город задолго до ибн-Фадлана. Он пишет про здешние мечети, отмечает, что людей хоронили по исламскому образцу, - объяснил Галяутдинов. - На панно запечатлен момент, когда посольство аль-Муктадира приехало в Болгар. По замыслу художника здесь изображены арабская делегация, хан и представители булгарских племен со своими знаменами. Все они стоят на армянском ковре, что является подтверждением присутствия в Болгаре армянской диаспоры. Читается Коран, преподносятся богатые дары.

Мозаика, по словам Галяутдинова, тонко и детально передает цвет, формы, национальный колорит одежд, внешнего вида участников действа.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», означают ли что-то конкретное изображенные на панно необычные символы, Галяутдинов заметил, что это племенные стяги. Само панно выполнено из венецианской смальты. В правом нижнем углу панно изображены, по замыслу художника, дары, привезенные послами булгарскому хану. Интересно, что был договор о четырех тысячах дирхемов, которые послы обязались привезти с собой. Но не привезли. Хан, если верить источникам, разозлился, и их выгнал. На наш вопрос, во сколько «дирхемов» обошлась сама мозаика, Галяутдинов сослался на невозможность сосчитать стоимость с учетом прошедшей с тех пор инфляции (назвать сумму в рублях он, впрочем, тоже отказался).

МРАМОР ДЛЯ ПАМЯТНОГО ЗНАКА ДОБЫВАЛСЯ ТАМ ЖЕ, ГДЕ И ДЛЯ НОВОГО ЗДАНИЯ ТЕАТРА «ЛА СКАЛА»

Если в музее царила относительная тишина, то наверху, в Коранном зале, вовсю шли работы. При входе в здание vip-экскурсовод заметил, что мрамор для сооружения добывался там же, откуда брался он и для нового здания театра «Ла Скала». Мрамор абсолютно белый, без прожилок, и такое количество, какое использовано для строительства памятного знака, добыть тяжело, отметил он. В центре зала пока стоит одинокий постамент, который обещают к понедельнику закончить. В центре постамента будет колонна («напольный пюпитр» на профессиональном языке), на нее в свою очередь положат Коран. В сам постамент на наших глазах вставляли флорентийскую мозаику. Вставляли ее хоть и осторожно, но прессовали ногами, чтобы вошла плотно и полностью.

- Смысл флорентийской мозаики в том, что на ней изображены цветы и растения средней полосы России: васильки, ромашки, ирисы, тюльпаны, колосья пшеницы. Казалось бы, просто картинка, но умело подобранные материалы для ее изготовления оживили ее. В ней использованы малахит, ляпис-лазурь, - перечислил Ильдар Галяутдинов, - и полудрагоценные камни. Скажем, ирис выполнен из аметиста.

DSCN3191.jpg
Над куполом – огромная люстра весом полторы тонны

ЧЕЛОВЕК ПОД КУПОЛОМ И 99 ИМЕН АЛЛАХА

Над куполом – примерная высота от пола до него равна 10-этажному дому – огромная «дизайнерская» люстра (весом полторы тонны), за которой почти не был виден нам висящий под самым куполом человек, занимавшийся последними отделочными работами. Зато хорошо были видны на барабане купола 99 имен Аллаха, написанных на арабском языке. Прямо напротив входа схематическая карта движения посольства халифа аль-Муктадира из Багдада в Болгар с изображениями Каспийского и Аральского морей. Люстру делали тоже в Италии. Сам барабан купола выполнен в стиле мусульманского ориентализма. Порталы зала - цельные, тоже выполненные из больших кусков мрамора. По словам Галяутдинова, памятник в Болгаре уникален уже тем, что посвящен добровольному принятию ислама. Историки подтверждают факт добровольного принятия ислама лишь в Болгаре и Дербенте: «В основном же он насаждался кровью и мечом, как и все религии».

DSCN3170.jpg
Пока Коран находится в мечети «Кул-Шариф». Его должны привезти сегодня (19 мая)

КОГДА ДОЧИТАЮТ «ЛЕТАЮЩИЙ» КОРАН

На момент написания материала Коран находился в мечети «Кул-Шариф». Его должны привезти сегодня (19 мая). Коран уже начали читать, а заключительное его чтение в течение трех минут будет именно в Коранном зале памятного знака. Пока мы рассматривали, как рабочие мучаются с монтажом флорентийской мозаики, привезли и восьмиконечную колонну-пюпитр. Вес – тонна. «Как они ее пронесут внутрь - я не знаю», - грустно вздохнул Галяутдинов. «Мы об этом уже месяц думаем», - мрачно заметил стоявший рядом строитель. «Еще как сюда затащить Коран?» - продолжал размышлять глава АКИБАНКа. Вопрос не праздный – сам Коран из малахита, топаза, аметиста и других полудрагоценных камней размером полтора на два метра весит почти 800 килограммов. По поводу пюпитра можно, впрочем, с облегчением вздохнуть, на момент написания материала, он был успешно внесен и установлен. Коран доставят сегодня на грузовом самолете АН-12 (больше он собственно некуда не вмещался, - ред.). Так же, как на самолете он прилетел из Италии.

НА ОТКРЫТИЕ ПЛАНИРУЕТСЯ ПРИЕЗД ИТАЛЬЯНСКИХ МАСТЕРОВ, УЧАСТВОВАВШИХ В ИЗГОТОЛВЛЕНИИ КОРАНА

Объясняя, почему выбор при строительстве памятного знака был сделан в пользу итальянских мастеров, банкир заметил, что делать подобное у нас (в России, - ред.) некому, да и нет подобного материала. В Италии же печатался и Коран:

- Печатать подобного размера книги могут только в двух странах - в Италии и в Германии, - объяснил Галяутдинов. – И делался Коран не в одном месте, а во многих. Камни в одном, ювелиры по металлу работали в другом, печатался он в Триесте, переплетался в Милане. То же самое касается и памятного знака. И нет одного человека, который сел бы и его сделал. Над ним работало множество людей. Камень пилился в одном месте, полировался в другом, вырезался орнамент на третьей фабрике, панно делалось жителями небольшой деревни из под Бергама.

На открытии планируется, кстати, приезд не только, скажем, муфтия Стамбула (он в списке приглашенных), но и тех итальянских мастеров, кто был задействован в этом проекте.

DSCN3200.jpg
На открытии планируется приезд итальянских мастеров, кто был задействован в проекте

КАК ШАЙМИЕВ ГЛАВУ «АКИБАНКА» ЗА РУЧКУ ВОДИЛ

Само здание памятного знака повторяет по форме булгарскую «Белую Палату». И смотрится органично, вписываясь в архитектурный комплекс Болгара, отмечает Галяутдинов. Заслуга удачного месторасположения принадлежит первому президенту РТ Минтимеру Шаймиеву: «Он буквально за ручку меня взял, привел к месту и сказал, что памятный знак будет здесь»:

- Были разные мнения: что здесь поставить, каким должен быть памятник? Моя идея понравилась Шаймиеву – так как самое главное в исламе - Коран. Было решено поставить памятный знак в архитектурном стиле северной ветви восточного зодчества. Влияние Востока на Болгар в те времена ( XI - XII века) было сильным, - объяснил Галяутдинов.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», как оценивают памятный знак непосредственно мусульмане Татарстана и высказывали ли они уже свои мнения на этот счет, Галяутдинов заметил, что они его видели «и никакой реакции отторжения нет». «Тем более, памятный знак выполнен по всем канонам исламской архитектуры. Мне перед воплощением идеи пришлось перечитать массу литературы в области культуры. В том числе мусульманской. Да, и сам памятный знак все-таки не культовое сооружение, - заметил он. - А памятник (!) принятию ислама и музейно-исторический комплекс».

Строящаяся рядом пристань, кстати, повторяет форму памятного знака, выполнена в едином архитектурном решении и тоже встроена в архитектурный комплекс Болгара. И само появление подобного порта в этой части инфраструктуры Татарстана очень серьезно, считает Галяутдинов («Нам бы в Челны такой!»).

DSCN3197.jpg
Строящаяся рядом пристань повторяет форму памятного знака

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН ПОЛУМЕСЯЦ И ПОЧЕМУ СКРЫВАЮТ «ХРАНИТЕЛЬНИЦУ»

Интересно, что если купол памятного знака покрыт нитридом титана, то полумесяц сделан из …Но нас попросили об этом не писать. Директор музея даже взял клятву с Галяутдинова, что тот никому об этом не расскажет, «в противном случае хоть с ружьем стой»: дело в том, что с соседних минаретов «даже нитрид-титановые полумесяцы нехорошие люди уже «снимали», после чего их обнаруживали аж в Ульяновске). По поводу статуи «Хранительницы» он был немногословен. Заявив, что место ее расположения вне его компетенции. Хотя заметил, что она уже распакована и находится не на пристани. Показать он нам ее не захотел. «Сглазим?» - спросили мы у него. «А вдруг вы «мусульманские экстремисты»?» - рассмеялся он (напомним, Галяутдинов во время разгорающегося вокруг статуи скандала встал на ее защиту). А затем, помолчав, добавил, что при «всем таком ее виде она будет стоять на высоком постаменте – и не то чтобы ее возможно будет рассматривать в деталях». О дате ее установки стало известно чуть позже – 10 июня, в тот же день, когда откроется мечеть в Болгаре. Но где именно будет установлена статуя Даши Намдакова, пока неизвестно.

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕРЕВНЯ ПОД МУЗЕЕМ ХЛЕБА

Галяутдинов показал нам также и достраивающуюся мечеть (открываются 10 июня) с медресе и резиденцией шейх-уль-ислама или муфтия хазрата для официальных встреч с духовными лицами и приема гостей – заходить туда пока нельзя, вовсю идут работы – и музей хлеба. В последнем - история земледелия и производства хлеба на земле Татарстана с древнейших времен до XX века. Основная экспозиция - усадьба мельника, ветряная и водяная мельницы, пекарня, кузница, открытая экспозиция сельскохозяйственной техники, торговые ряды мастеров народных промыслов. Помимо импульса к научным исследованиям, которые должны дать работы в Болгаре, все это неизбежно должно отразиться и на туристической составляющей, считает член попечительского совета фонда. Однако для этого, по его словам необходима целая инфраструктура (на данный момент в Болгаре открыта одна гостиница, - ред.), которую, впрочем, невозможно построить «за один день». Как рассказали нам в администрации Спасского района, помимо 100 - 150 новых рабочих мест, которые дадут новые объекты в Болгаре, планом развития предусмотрена и площадка в 150 га рядом с музеем хлеба под туристическую деревню. С отдельными домиками в национальном стиле, где будут проживать туристы. Проект коммерческий. Сумма инвестиций пока неизвестна. Пока же из района молодые люди, увы, продолжают уезжать, признался глава исполкома района Сергей Тюнев. Все надежды район теперь возлагает на туристический потенциал Болгара.