На этой неделе Казань стала местом сбора всей спортивной тусовки: в НКЦ прошел традиционный форум TANECO, который с подачи «Ак Барса» собирает главных специалистов по спортивному маркетингу в РФ. О том, какой будет форма сборной России по футболу, когда наши спортсмены встанут на первые в истории отечественные лыжи и почему в стране плачевная ситуация с текстилем, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Форум TANECO — это площадка для новых знакомств, обмена контактами и, конечно, знаний о самых современных практиках в индустрии
Главный спортивный форум
Хоккейная неделя ознаменовалась прощальным матчем Даниса Зарипова, однако перед проводами легенды состоялось не менее значимое событие, по крайней мере для мира спортивного маркетинга и спортивного бизнеса. В Казани прошел форум TANECO, который «Ак Барс» уже третий год проводит накануне своего предсезонного турнира, также названного в честь завода «Татнефти» по производству моторных масел.
Сегодня форум может претендовать на статус лидера в своем сегменте, так что сюда съезжаются с самых разных уголков страны. Это можно было понять, когда выступающим задавали вопросы из разных уголков зала. Один из них был от футбольного клуба «Новосибирск», чей представитель преодолел 2,5 тыс. км, чтобы добраться до Казани. Многие спортивные функционеры из столицы РТ на удивление форум проигнорировали: видимо, и так всё знают. В НКЦ можно было заметить представителей министерства спорта РТ, спорткомитета Казани, организатора любительских стартов Timerman, регбийной «Стрелы», флорбольного «Ирбиса» и, само собой, «Ак Барса» (положено по долгу службы). Другие же клубы и учреждения не появились.
Ведущим форума стал комментатор «Матч ТВ» Дмитрий Шнякин
И тем не менее состав форума от этого не стал менее представительным. Во время кофе-брейка можно было пересечься с главой союза биатлонистов России Виктором Майгуровым, экипировщиком сборной России по футболу Артуром Мовсесяном из бренда Jögel, пресс-атташе КХЛ Евгенией Бочарниковой и многими другими. С помощью форума «Ак Барс» стал для своих коллег по спортивному миру площадкой для новых знакомств, обмена контактами и, конечно, знаний о самых современных практиках в индустрии.
Ниже — главное из выступлений спикеров форума TANECO.
На замену Nike и Adidas — Jögel
Разумеется, на форуме не могли проигнорировать вызовы изоляции и международной обстановки. Особой темой стало импортозамещение в области экипировки. Раньше российские команды одевались в иностранные бренды и не испытывали никаких проблем, а теперь нужно искать отечественных производителей. Один из них — Jögel — открывал форум.
«Задача была создать сильный российский бренд», — отметил в своем выступлении основатель компании Мовсесян. Сперва он рассказал о названии Jögel, которое не имеет прямого перевода: «Нам понравилось английское слово jog — „бег трусцой“. А еще по-португальски Joga — „игра“. Мы хотели добавить немного „немецкости“ и взяли „О“ с двумя точками. Но давайте не будем забывать, что в русском языке у нас есть буква „Ё“ и у нее тоже две точки».
Артур Мовсесян отметил, что большинство продукции приходится выпускать в Китае
Затем Мовсесян рассказал о проблемах производства. «Мы вынуждены все шить в Китае!» — признался он. России же нужно активно расширять производственные мощности. Сейчас в Подмосковье начинают выпускать простенькие футболки, перчатки и шапки — при этом они еще дважды подумают, прежде чем принимать твой заказ из-за своей загруженности. О чем-то более масштабном речи пока не идет. В России огромная проблема даже выпустить сувенирный мяч, сокрушался Мовсесян, чего говорить о полноценных мячах для большого спорта. «Плачевная ситуация в России также складывается с текстилем и обувью», — поделился основатель бренда.
У главы Jögel спросили, почему у европейских клубов яркая экипировка, а у российских — скудная и грустная. Он ответил, что наши клубы редко занимают лидирующие позиции и, соответственно, уникальные дизайны формы от Nike, Adidas и других ведущих брендов им недоступны. В качестве исключения он привел «Динамо», «Спартак» и «Локомотив», которые получили свой дизайн, но иностранцам не удалось основательно погрузиться в русскую культуру и форма вышла примитивной. В свою очередь, Jögel готов делать эксклюзивные дизайны: например, в таком выступает в данный момент подмосковный «Велес» из Первой лиги.
Не мог Мовсесян обойти тему сборной России по футболу. Jögel стал первым отечественным техпартнером РФС — ранее игрокам шили форму только иностранные производители. В силу обязательств по контракту Мовсесян не смог рассказать в подробностях о новой форме, но одну деталь все-таки раскрыл. «Дизайн будет связан с русским фольклором», — по секрету поделился основатель компании. Кроме того, бренд Jögel преуспел в баскетболе, похвастался он. При поддержке компании СИБУР был создан экомяч из переработанного пластика, которым будут играть команды Единой лиги ВТБ в этом году.
Виктор Майгуров: «Никогда еще команда СССР и России по биатлону не выступала в собственной экипировке»
Первые отечественные лыжи
Секцию продолжил директор стремительно развивающегося лыжного бренда Proteam Дмитрий Савинский. Он поставил перед собой амбициозную цель — сделать первые в истории СССР и РФ профессиональные лыжи своего производства. В этом Савинскому помогает союз биатлонистов России.
«Никогда еще команда СССР и России по биатлону не выступала в собственной экипировке, — отметил глава союза и олимпийский чемпион Майгуров. — Мы сотрудничаем с Дмитрием около 12 лет, поэтому предложили стать тест-площадкой для новых профессиональных лыж, будем давать по ним обратную связь». По словам Майгурова, иностранные коллеги, узнав об их затее, сказали, что на это понадобится лет 10. «Посмотрим!» — прокомментировал их мнение глава союза, намекая, что в России все собираются сделать быстрее.
Дмитрий Савинский: «Когда Fischer и другие бренды выпускают новые модели, они берут старые лыжи и просто меняют на них наклейки»
Российская компания начала свою работу по созданию новых лыж прошлой весной. Спустя полгода они уже были запущены в работу. 550 комплектов отправили в 55 региональных федераций по биатлону, чтобы собрать экспертное мнение и совершенствовать технологии.
Савинский отметил, что их лыжи отличаются от иностранных по ряду параметров. Во-первых, они легче. «Мы сделали крайне легкие лыжи и вынуждены наращивать на них пластик, чтобы соответствовать регламенту соревнований», — сказал он. Во-вторых, дизайн. «Используя яркие цвета, мы хотим выделяться среди других, например лыж Fischer. Мы даже разработали спреи для скольжения, в которых используются только физические свойства компонентов и никакой химии».
Представитель бренда также добавил, что многие спортсмены продолжают выбирать снаряжение из-за рубежа, но на самом деле за «импортностью» не всегда скрывается качество. Для европейцев важнее обеспечить лучшими лыжами своих спортсменов, остальным достаются объедки. «Когда Fischer и другие бренды выпускают новые модели, они берут старые лыжи и просто меняют на них наклейки. Мы вскрывали их и тестировали. Иностранный специалист оценил наши технологии как нечто новое, сказал, что в Европе в ближайшее время такое пробовать не будут», — признался директор Proteam.
В этом году лыжи продолжат обкатываться у спортсменов, а уже в 2024-м их ждет запуск в массовое производство.
Лев Кассиль: «Не могу сказать, что мы активно работаем на российском рынке»
Медведев ограничил работу с российскими брендами
Агент третьей ракетки мира Даниила Медведева и представитель знаменитого американского агентства IMG Лев Кассиль должен был стать главным гостем форума. Однако он долго не мог подключиться по Zoom. После нескольких попыток это все-таки получилось, и Кассиль предстал перед слушателями на большом экране. «Вы как большой брат», — пошутил над картинкой ведущий Дмитрий Шнякин. В благодарность за ожидание Кассиль не стал долго раскачиваться и сразу же поразил громким заявлением: его клиент вынужден был ограничить работу с российскими брендами.
«Мы сотрудничали с „Тинькофф“, три года были амбассадором бренда, — вспомнил Кассиль на форуме TANECO, который проходит сегодня в Казани. — Нас задействовали на разных каналах — телевизионных, в интернете, на билбордах. Мы делали мероприятия для лояльности, давали мастер-классы и многое другое. Но у нас ограничены возможности по сотрудничеству с российскими компаниями, которые находятся под санкциями или где есть государственное участие. К примеру, Уимблдон обязывал подписать отдельную бумагу, что спортсмен не получает финансирования от государства или компаний под санкциями. Так что не могу сказать, что мы активно работаем на российском рынке».
Вместо «Тинькофф» и остальных Медведев, по словам Кассиля, намерен сотрудничать с азиатским регионом. В частности, его агента заинтересовали китайские автопроизводители, которые в последнее время активно торгуют в России. Сейчас ведутся попытки выйти с ними на связь. Также Кассиль заметил, что из-за «взрывоопасной» ситуации на политической арене нужно продумывать свою коммуникационную стратегию: «Сейчас мы видим особенно пристальное внимание СМИ к российским и белорусским спортсменам, поэтому мы заранее проговариваем ответы на определенные вопросы для спортсменов».
Даниил Медведев ищет китайских спонсоров
Кассиль также рассказал о своей работе с 16-летней теннисисткой Миррой Андреевой. В этом году она стала настоящей сенсацией российского тенниса: в своем первом взрослом сезоне дошла до третьего круга «Ролан Гаррос» и вышла в четвертый круг Уимблдона. Пока из нее не торопятся делать новую звезду: все должно быть постепенно. «После успешных выступлений мы получили звонки также от российских компаний. Но наша задача сейчас скорее сформировать имидж спортсмена, а не подписать как можно больше брендов», — сказал агент.
Представитель IMG также прокомментировал сложности выступления с логотипами российских компаний, а именно: запрет на выступление сестер Кудерметовых с нашивкой «Татнефти» на Уимблдоне. Кассилю задали вопрос из зала: могли бы в таком случае Вероника и Полина в качестве альтернативы выбрать логотип «Ак Барса»? «Был кейс, когда Анастасия Потапова вышла на корт в майке „Спартака“. Тогда была информационная волна в медиа по этому поводу. Это нужно обсуждать в индивидуальном порядке с федерацией, турниром. Это всегда требует согласования», — предупредил Кассиль.
Также благодаря залу удалось узнать, что Лев — правнук писателя Льва Абрамовича Кассиля, посему он также имеет казанские корни.
Дмитрий Кортава рассказал, как тяжело футболистам найти себя после карьеры
«Система загоняет спортсмена в пузырь». Что еще мы узнали на форуме
Дмитрий Кортава, представляющий на форуме ФНЛ и Медиалигу, в своем выступлении рассказал о подводных камнях футбольной карьеры: «Сначала человека заставляют думать только о тренировках, матчах, перелетах, это очень травмирует. Когда спортсмен уходит на пенсию, он ничего не умеет, кроме футбола». На сессии Кортава представил новый проект ФНЛ 360, который знакомит игроков с новой профессией и дает понимание, чем заниматься по завершении карьеры.
Ульяна Мищенко, представляющая агентство Setters, поделилась опытом работы с брендами. Для реализации спортивных проектов она не рекомендует привлекать агентства: «Для спорта лучше работать своей „инхаус“-командой, они больше погружены в тему и смогут сработать оперативно».
Ульяна Мищенко: «Для спорта лучше работать своей «инхаус»-командой»
На секции «Техношок» сооснователь JuniStat Виктор Алексеев поделился опытом использования современных технологий в спорте. Благодаря проекту JuniStat создается цифровой профиль на базе тестов, которые позволяют оценить потенциал игрока и прирост скиллов. Помимо России, приложением уже пользуются в Казахстане, Бразилии, Турции, Канаде и других странах. Также на этой секции выступил Александр Куршаков, который представил совместный проект от VSporte и «Яндекс Плюс». Он рассказал, как сейчас проводятся трансляции нового уровня, а также создаются IT-решения для спортивной индустрии.
Основатель Vertex.CGI Никита Ванторин поделился самыми прорывными кейсами студии. Среди них оказалось вирусное видео в честь победы Аргентины на бетонной раме в Дубае, которое собрало свыше 250 млн просмотров, а также работы для Супербоула. Также выступающий рассказал об особенностях восприятия россиян: «Эмоциональная связь с прошлым, ностальгия, русская душевность — все это про российскую аудиторию».
Арт-директор «Акрона» Сергей Жигарев рассказал, как вдохнуть в футбольный клуб новую жизнь: «Некоторые клубы выделяются своей эстетикой, а не выдающимся спортивным результатом». В своем выступлении он поделился обновленной айдентикой клуба и подчеркнул, что спортивные медиа должны перенимать рекламные технологии и стратегии коммуникации, чтобы держаться на плаву.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.