«Это тренд современных технологий. Проект водородной атомной энерготехнологической станции «Росэнергоатома» в Татарстане будет самым большим по мощности в России», — оценивают эксперты планы госкорпорации построить первую АЭТС в республике. Несколько районов РТ бились за перспективный инвестпроект, но пока, по данным «БИЗНЕС Online», победу одерживает Менделеевск. Там сошлись все звезды: есть газ, вода и крупный промышленный потребитель в виде «Аммония». Впереди получение зеленого света от Москвы, проектирование и общественные слушания. О том, как будет работать атомная станция, насколько опасен объект и что он даст Татарстану, — в материале «БИЗНЕС Online».
Новое развитие получили сенсационные планы «Росатома» построить в Татарстане атомную энерготехнологическую станцию (АЭТС) для производства водорода. Впервые эта идея прозвучала в январе 2023 года на заседании совета директоров АО «Татнефтехиминвест-холдинг»
Водородную станцию для «Аммония» оценили в 300 миллиардов
Новое развитие получили сенсационные планы «Росатома» построить в Татарстане атомную энерготехнологическую станцию (АЭТС) для производства водорода. Впервые эта идея прозвучала в январе 2023 года на заседании совета директоров АО «Татнефтехиминвест-холдинг». Президент Татарстана Рустам Минниханов тогда одобрил проект и поручил создать рабочую группу, которая даст рекомендации по месту строительства объекта. Как стало известно «БИЗНЕС Online», локацией был выбран Менделеевский район. Сейчас республика ждет от федерального правительства издания специального акта, который официально запустит процессы строительства станции. Проектированием займется АО «ОБКМ им. Африкантова» (входит в состав дочерних компаний АО «Атомэнергомаш» — машиностроительного холдинга «Росатома») по заказу концерна «Росэнергоатом» (также входит в госкорпорацию).
Станция будет включать в себя четыре блока и вырабатывать 400 тыс. т водорода в год. Ожидается, что весь объем проглотит АО «Аммоний» (входит в ГК «Азот» миллиардера Романа Троценко). Строительство начнется в 2028 году. Уже в 2032-м планируется начать опытно-промышленную эксплуатацию первого блока, все четыре блока должны заработать к 2035-му, рассказывал на ТНХИ-Х первый замгендиректора ОБКМ им. Африкантова Виталий Петрунин. Площадь станции составит около 160 га, работать на объекте будут до 1,5 тыс. сотрудников. Проектный срок службы — 60 лет. Корпорация обещает республике 20 млрд рублей налоговых поступлений в год.
Сегодня Минниханов с визитом посетит Менделеевск, где примет участие в открытии нового общественного пространства «Атмосфера». Там же ему презентуют совместные проекты с «Аммонием» и концепцию музея химического завода им. Ушкова. Высока вероятность, что как минимум в кулуарах обсудят и проект АЭТС.
Станция будет включать в себя четыре блока и вырабатывать 400 тыс. т водорода в год. Ожидается, что весь объем проглотит АО «Аммоний» (входит в ГК «Азот» миллиардера Романа Троценко)
Водород нужен «Аммонию» для производства аммиака. Сейчас у завода свои водородные установки, но они не покроют будущих нужд предприятия. Компания за 1,5 млрд евро строит вторую очередь комплекса мощностью 1,2 млн т аммиака в год. «Производство и потребление в одном месте — это очень интересно. Экономически все должно стать проще. Сейчас в России очень высока конкурентоспособность в производстве удобрений. Наши цены намного ниже мировых из-за дешевого сырья. Удобрения — один из важнейших источников поступления твердой валюты. Удобрения нужны всем, они не под санкциями. Это мощный экспортный продукт. Поэтому снижение издержек „Аммония“ — это очень важно», — рассказал нам эксперт на условиях анонимности.
Сейчас в России прорабатывается несколько проектов по теме водорода. Актуальный вопрос уже несколько лет часто поднимается на заседании совета директоров ТНХИ-Х. «Все готовятся, что у нас появится много водородных двигателей, начнем его повсеместно использовать. Это тренд современных технологий. Проект водородной АЭТС „Росэнергоатома“ будет самым большим по мощности в России. А так химические установки с применением водорода есть на предприятиях России. Газ используется повсеместно для производства узкоспециализированных химических производных», — сказал нам эксперт по энергетике Шамиль Файзрахманов.
Ориентировочная сумма инвестиций в АЭТС составит 300 млрд рублей. Из каких источников она будет выделена, неизвестно. В пресс-службе «Росэнергоатома» нам сообщили, что вопрос выбора площадки еще находится в стадии проработки, «поэтому отвечать на эти вопросы пока преждевременно». «Проект обсуждается, но конкретных договоренностей и задокументированных решений нет. Поэтому к настоящему моменту комментарии дать не представляется возможным», — заявили нам в пресс-службе минпромторга РТ. Воздержались от комментариев в администрации Менделеевского района РТ, АО «Аммоний» и ГК «Азот».
Как АЭТС пролетела мимо Нижнекамска и Зеленодольска
Татарстан привлек «Росатом» как регион с развитой нефтегазохимией, наличием водных ресурсов (река Кама) и властями, заинтересованными в декарбонизации промышленности, рассказывал Петрунин в январе. Почему выбор пал на Менделеевск? «Потому что там есть и газ, и вода. И есть потребитель этого водорода — „Аммоний“», — пояснил «БИЗНЕС Online» гендиректор ТНХИ-Х Рафинат Яруллин.
Говорят, разморозка атомного проекта в Камских Полянах — мечта главы района Рамиля Муллина. Но в этот раз не срослось из-за отсутствия необходимой газовой инфраструктуры
За локализацию атомного инвестпроекта билось несколько районов Татарстана. Главным претендентом на инвестиции в 300 млрд рублей считался Нижнекамский район, где сидит главный потребитель водорода в РТ — ТАНЕКО (использует его для очистки нефти от сернистых соединений). Говорят, разморозка атомного проекта в Камских Полянах — мечта главы района Рамиля Муллина. Но в этот раз не срослось из-за отсутствия необходимой газовой инфраструктуры. В этой части Менделеевску поможет проектирующийся «Газпромом» крупный газопровод Можга – Елабуга, который будет питать как «Аммоний» (1,5 млн кубов в год), так и елабужский промузел.
Развитая инфраструктура и удачное местоположение у Волги могли дать фору Зеленодольскому району, но на вотчине Михаила Афанасьева не оказалось производственников, которые могли бы потреблять водород
Развитая инфраструктура и удачное местоположение у Волги могли дать фору Зеленодольскому району, но на вотчине Михаила Афанасьева не оказалось производственников, которые могли бы потреблять водород.
Низкие выбросы и примеры установок в действии
Что известно о проектировщике водородной станции? ОКБМ им. Африкантова занимается НИОКР гражданского применения энергетических установок на основе реакторных установок, в том числе маленькими компактными реакторами размером с автомобильную фуру. На подобных установках ходят российские подводные лодки и атомные ледоколы, пояснил нам Файзрахманов. «Специалисты ОКБМ имени Африкантова создали самый маленький реактор в России, и в мире они передовые в таких проектах. При этом „Росатом“ активно развивается. Как я понимаю, их коммерческое подразделение активно предлагает рынку свои технологии, и Менделеевск получил эту возможность», — сказал он.
«Они делают хорошие, добротные, зарекомендовавшие себя атомные реакторы, модифицированные и доработанные под гражданские цели. Подобные проекты есть в отдаленных северных регионах, где затруднено электроснабжение. Есть решение, когда такие атомные реакторы устанавливают на плавучее средство, корабль находится на плаву у берега и снабжается либо предприятие, либо город — забортная вода берется для охлаждения. Эти реакторы отличаются от обычных АЭС тем, что они маломощные и компактные», — добавил эксперт.
Изначальная цель строительства АЭТС — создание крупномасштабного производства водорода методом парокислородной конверсии метана. При таком методе отсутствуют выбросы в атмосферу диоксида углерода, или углекислого газа. Впервые проект был анонсирован в 2021 году.
«Если рассматривать более далекую перспективу, мы работаем над созданием атомной энерготехнологической станции с высокотемпературным газоохлаждаемым реактором и химико-технологической частью — фактически установкой конверсии метана — и планируем ориентировочно к 2030 году подготовить коммерчески эффективное решение для производства водорода таким методом. Это будет большой производственный комплекс, и водород будет предельно низкоуглеродным», — рассказывал вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса АО «Русатом Оверсиз» (предприятие госкорпорации «Росатом») Антон Москвин.
Альберт Гарапов: «Все негативные вещи, характерные для атомной энергетики, присущи и этой системе. Там и радиоактивные отходы, и возможность глобальных аварий, плюс радиоактивные выбросы, громадное количество воды для обогрева реакторов»
«Радиоактивные отходы топлива, конечно, образуются»
Обычная АЭС и предлагаемая в Татарстане АЭТС — это разные вещи, заверял журналистов Петрунин. «Безопасность данной станции удовлетворяет всем самым современным критериям. Это станция четвертого поколения. В реакторе невозможно никакого расплавления топлива, вообще такая авария исключена в любых самых необозримых запроектных аварийных ситуациях», — убеждал нас представитель ОКБМ им. Африкантова.
Общественность эти слова не убедили. Председатель антиядерного общества Татарстана Альберт Гарапов большой разницы между двумя проектами не увидел. «Все негативные вещи, характерные для атомной энергетики, присущи и этой системе. Там и радиоактивные отходы, и возможность глобальных аварий, плюс радиоактивные выбросы, громадное количество воды для охлаждения реакторов», — перечислял он в разговоре с «БИЗНЕС Online». Вскоре в Казани даже прошел пикет против планов «Росатома» построить АЭТС в Татарстане.
«Нет до конца исследований медицинского характера с точки зрения потенциальных болезней при длительной эксплуатации [АЭС]. Мне кажется, здесь не хватает таких исследований, а они нужны», — говорит другой источник нашей газеты.
Технология атомных реакторов считается одной из самых безопасных. Все обеспечивается многими степенями защиты подобных решений, придерживается иной точки зрения Файзрахманов. ОКБМ им. Африкантова не стоит на месте, и их системы обновляются в лучшую сторону. «Сам компактный реактор для атомных подводных лодок был изобретен в советское время, для Менделеевска предлагается современное решение с новейшими системами безопасности, будут использованы новые материалы и технологии, системы управления (АСУ ТП). Радиоактивные отходы топлива, конечно, образуются. Их хранение и утилизация абсолютно отработанная технология, которая ежегодно совершенствуется», — сказал он.
Говоря об атомных станциях, сложно не вспоминать трагедию в Чернобыле. Академик Валерий Легасов, участвовавший в расследовании причин катастрофы, считал, что существует проблема безопасности с точки зрения серийной эксплуатации АЭС. Об этих заключениях ученого напомнил наш собеседник. «Одно дело, когда этим занимаются ученые, они могли бы гарантировать что-то. Но в Чернобыле возникла проблема с эксплуатацией», — считает он.
На фото: вертолеты ведут дезактивацию зданий Чернобыльской атомной электростанции после аварии
Нужно ли разморозить АЭС в Камских Полянах?
Еще во времена СССР власти прорабатывали проекты по производству водорода за счет использования высокопотенциального тепла. В 1989 году было подписано постановление о строительстве атомных станций для производства аммиака, как возможная локация рассматривался Нижнекамск. Однако с развалом Советского Союза проекты заморозили.
После чернобыльской катастрофы под давлением общественности был похоронен проект Татарской АЭС в Камских Полянах. Один из противников строительства АЭС в республике признался, что до сих пор не жалеет о своей позиции. Мол, с одной стороны, технологии оказались недостаточно совершенными с точки зрения безопасности, с другой — есть сомнения в эффективности АЭС. «Операционную эффективность атомных станций называют самой дешевой. Но если брать совокупность затрат, связанных со строительством и последующей утилизацией отходов… Вот эти затраты не включают в эффективность. А там затраты не на один век. Также есть вопрос отъема земельной площади. Там радиус [защитной зоны] — 30 километров. И в нем у нас есть нефтяные месторождения, серьезные химические производства. Это омертвление зоны», — сказал эксперт.
Файзрахманов с этим не согласен. По его словам, если говорить в целом о ядерной энергетике, атомная электроэнергия — самая дешевая. Она конкурирует с гидроэлектростанциями по стоимости за киловатт, но везде есть нюансы. «Строительство ГЭС ведет к затоплению больших площадей, это управляемая экологическая техногенная катастрофа. На АЭС из маленького куска атомного топлива производится большое количество тепловой и электрической энергии. Изначально оба решения влекут большие капитальные затраты, которые нивелируются стоимостью энергии», — подытожил эксперт.
В любом случае, как подчеркнул в разговоре с нашим корреспондентом Яруллин, проект обязательно пройдет общественные слушания. И, пожалуй, «Росатому» будет ничуть не проще убедить общественность в безопасности АЭТС, чем в свое время структурам «Ростеха» «продать» проект МСЗ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 140
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.