Богатое на культурные фестивали начало сентября в Казани и недавний праздник, 30 августа, на котором, в отличие от прежних лет, не так ярко проявили себя городские татарские сообщества, породили в редакции «БИЗНЕС Online» вопрос. А не свидетели ли мы конца того всплеска современной городской татарской культуры, о котором еще недавно говорили как о феномене? И кто те люди, готовые поддержать данную тему в творчестве, даже когда она, кажется, перестала быть в фокусе внимания республиканских властей? Редакция составила свой топ-25 «новых» людей, которые продолжают двигать национальную культуру, и предлагает своим читателям дополнять этот список в комментариях.
Группа Gauga на фестивале новой татарской культуры Tat Cult Fest
Не только «зур концерт»
Эта неделя выдалась бурной в Казани на предмет серьезных культурных событий. Например, совпали по времени музыкальный фестиваль «СоТворение» и Казанский международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК). Республику в целом и татарскую культуру в частности и здесь, и там представляли «старички». На «СоТворении» пели Juna и Gauga, уже не первый год признанные лидеры в местной продвинутой музыкальной тусовке. В «Национальном конкурсе» на КМФМК, где соревнуются татарстанские картины, победил фильм Юлии Захаровой, давней протеже хозяйки форума Миляуши Айтугановой. В общем, тоже ничего хорошего. Эти факты вкупе с, по сути, прекратившим свое существование в этом году Tat Cult Fest заставляют задуматься: а не пришел ли к своему концу тот всплеск современной городской татарской культуры?
Ведь те же инди-рок-группы Juna и Gauga, которых сегодня не стыдно отправить ни на одну большую международную площадку, во многом порождение Tat Cult Fest, «Печән базары», «Мин татарча сөйләшәм!» и других проектов активной городской татарской молодежи, которая в какой-то момент вдруг выделилась из общей массы и, что самое важное, получила поддержку республиканских властей. В общем, и хореограф, танцовщик Нурбек Батулла, и режиссер Ильшат Рахимбай, и музыкальный продюсер Ильяс Гафаров — это все культурные явления, которых, возможно, не было бы вне этих процессов, главным катализатором которых стал всемирный форум татарской молодежи (ВФТМ) времен Табриса Яруллина.
Но яркое поколение «младотатар» выросло, столкнулось с тем, что бюрократия в татарских организациях отнюдь не готова отдавать свои места даже самым ярким активистам, после чего то яркое поколение лидеров ВФТМ, которым сейчас около 40 лет, вынуждено было несколько уйти в тень. Кстати, те, кто пришел им на смену на том же форуме татарской молодежи, в основном сегодня пользуются брендами, созданными их предшественниками.
Между тем сегодня развитие современной татарской культуры вряд ли среди приоритетов для республиканских властей, причем по совершенно объективным причинам. В эпоху СВО в принципе есть задачи поважнее, а тут еще всегда может прилететь за «национализм» от каких-нибудь оглашенных, к которым прислушиваются определенные силы в Москве. Вот и комиссия по развитию татарского языка под руководством Марата Ахметова избавляется от молодых общественников, а в свое название добавляет заботу о всех родных языках народов, живущих в Татарстане.
И в этом смысле конец Tat Cult Fest выглядит очень символичным. Напомним, что фестиваль современной городской татарской культуры, который обычно «захватывал» Казанский кремль 30 августа, переподчинили от минкульта РТ к минмолодежи и назвали «ДәртФест». Конечно, одной из причин этого было то, что «паршивые овцы» из среды «таткультфестщиков», уехав из страны, стали писать гадости о происходящем на родине, тем самым бросив тень на все движение. Однако говорят, что в аппарате президента Татарстана в целом решили, что некий концептуальный национальный фестиваль сегодня — это не самая актуальная задача, куда лучше организация очередного «зур концерта» для молодежи. Отсюда и отсутствие на «ДәртФесте» образовательной площадки, а также разбавление артистов от музыкального лейбла Yummy Music типичными представителями татарской эстрады и ростовыми куклами от минмолодежи РТ.
И что же теперь? Зеленые ростки новой татарской культуры ждет стагнация и… конец? «БИЗНЕС Online» вместе со своими экспертами провел небольшой анализ происходящего и выяснил, что все же семена, посеянные за прежние годы, были качественными и дали определенные всходы. Мы выделили 25 имен тех, кто уже сейчас или в ближайшем будущем сможет называться новой звездой татарской культуры. Редакция не стала делать жестких ограничений по возрасту — в нашем рейтинге есть и 20-летние, и 40-летние. Главное, что эти люди заявили о себе в последнее время, поэтому в редакционном списке нет, скажем, режиссера Айдара Заббарова или певицы Эльмиры Калимуллиной. Вместе с тем очевидно, что новая татарская культура этими 25 именами не ограничивается, поэтому надеемся, что читатели помогут дополнить список «БИЗНЕС Online».
Ilgiz (Ильгиз Шайхразиев), пожалуй, главный поп-артист современной продвинутой татарской сцены на данный момент
Современная музыка: женский рэп и участник «Yзгәреш җиле»
Ilgiz (Ильгиз Шайхразиев), пожалуй, главный поп-артист современной продвинутой татарской сцены на данный момент. 35-летний певец прошел долгий путь от татарских дискотек до сцены Карнеги-холла в Нью-Йорке, где он побывал в качестве участника «Yзгәреш җиле». В своем творчестве артист «сдруживает» R&B, соул и фанк с татарским моң и сам сочиняет тексты к песням. За плечами у однофамильца зампремьера РТ Василя Шайхразиева пока нет сольных альбомов, зато немало отличных синглов, записанных в дуэте с коллегами по татарскому цеху, а также мини-альбом с Yummy Music Band.
Автор-исполнительница Fauzia (Фаузия Кадырова) в августе выпустила сингл «Галәмчегем», состоящий из текстов, рожденных в театральном проекте «Морфемалар» от MON. Трек стал одним из самых прослушиваемых среди песен локальных артистов на различных музыкальных платформах. Творческий старт Фаузии Кадыровой случился в 2018 году на Tat Cult Lab, где она трудилась под надзором наставников. Но уже спустя буквально пару лет певица переросла формат лабораторий и начала выпускать сольные композиции, а также участвовать в экспериментальных проектах. Например, она записала трек к документальному фильму «Высокий дух», посвященный поэту Рахиму Саттару. Кроме того, в этом году Fauzia стала финалисткой большого фестиваля для молодых исполнителей New/Open в Екатеринбурге.
Автор-исполнительница Fauzia (Фаузия Кадырова) в августе выпустила сингл «Галәмчегем», состоящий из текстов, рожденных в театральном проекте «Морфемалар» от MON
За исполнителем Усалом (Назим Исмагилов) прочно закрепилось звание самого злого и мрачного рэпера татарской сцены. Экспрессивная читка, угрюмые тексты, боевой грим как часть образа и нарочито агрессивная подача на живых концертах действительно не дают в этом сомневаться. Лайвы Злого — это целые перформансы с примесью панк-рока, электронной музыки и вкраплениями этнических (не только татарских) музыкальных произведений. В своих песнях сын известного художника-шамаилиста Наджипа Наккаша много рефлексирует на тему собственной идентичности, бессилия, ненависти, пытаясь — как он рассказал в одном из своих интервью — «излить хотя бы малую каплю боли, накопленную всем моим родословным древом от самых корней». Стоит вспомнить и о первой организации татарских рэперов Ittifaq, в которую когда-то входил Исмагилов вместе с главой лейбла Yummy Music Гафаровым.
За исполнителем Усалом (Назим Исмагилов) прочно закрепилось звание самого злого и мрачного рэпера татарской сцены
Девочки тоже умеют читать рэп на татарском языке, и молодая дерзкая Гульназ Шакирова, выступающая под псевдонимом «Дышать», — яркое тому подтверждение. Она исполняет хип-хоп на стыке с инди-попом. Получается отлично семплированный материал, который показывает, каким может быть девичий хип-хоп с привкусом моң. Шакирова активно выступает на российских музыкальных фестивалях и участвует в шоу. Например, она засветилась в новом проекте от «ВКонтакте» «Залетай в тренды». В послужном списке артистки немало классных клипов, например, в июле вышел добротный ролик «Шулай», но особенно хочется выделить видеоклип «Былбылым», песня к которому написана по мотивам старинной татарской песни. Отдельно хочется сказать и об образе артистки: тюбетейки-докеры с национальными узорами и чулпы в косах — современно и аутентично.
Мультиинструменталист, аранжировщик и композитор Алмаз Асадуллин создал не просто этногруппу, которая играет древние татарские песни. Его проект «Алпар» — это чистый фолк. Они находят средневековые песни, даже религиозные, и играют на традиционных инструментах с авторскими аранжировками. Причем песни настолько древние, что у них нет партитур, и «Алпар» играет их так, как бы они звучали сейчас, по мнению артистов. А т. к. участники коллектива сплошь с профессиональным консерваторским образованием, учившиеся на кафедре народных инструментов, кажется, что только они знают, как должны звучать эти песни. Играет коллектив эпосы-дастаны, баит-мунаджаты, айтыш-риваяты на таких инструментах, как кыл-кубыз, домбра, даф, кубыз и т. д.
Важнейшим событием последних лет для мира национальной классической музыки стала мировая премьера оперы «Кави – Сарвар» композитора Миляуши Хайруллиной
Классическая музыка: авторы опер и 19-летний дирижер
Важнейшим событием последних лет для мира национальной классической музыки стала мировая премьера оперы «Кави – Сарвар» композитора Миляуши Хайруллиной. Случилось это на фестивале татарской музыки «Мирас» ГАСО РТ. В произведении рассказывается о непростой истории любви писателя Кави Наджми и его супруги, оно произвело настоящий фурор, о Хайруллиной заговорили как о человеке, способном вывести национальную музыку на новый качественный уровень. Впрочем, когда мы еще раз сможем услышать вживую «Кави – Сарвар», непонятно, а сама композитор уехала учиться в Московскую консерваторию.
Сегодня 22-летняя Саида Мухаметзянова — это не просто юная звездочка, умиляющая своими вокальными данными. Она становится настоящим символом татарскости на нынешней эстрадной сцене
Кого-то, возможно, удивит присутствие в нашем списке Саиды Мухаметзяновой, ведь эту певицу мы знаем много лет со времен участия в детском «Голосе». Но сегодня 22-летняя Мухаметзянова — это не просто юная звездочка, умиляющая своими вокальными данными. Она становится настоящим символом татарскости на нынешней эстрадной сцене. Недавно певица выпустила сольный альбом, состоящий из татарских народных песен, а еще показала себя настоящим неравнодушным общественным деятелем. Чрезвычайно резонансным получился ее пост в соцсетях о Fashion Iftar, где певица удивлялась, что на мусульманском мероприятии людей делят на VIP’ов и остальных, а показ мод продолжался даже во время намаза.
Главный дирижер театра драмы и комедии им. Тинчурина, композитор Ильяс Камал многое делает для популяризации татарской музыки
Главный дирижер театра драмы и комедии им. Тинчурина, композитор Ильяс Камал многое делает для популяризации татарской музыки. Он много играет татарскую классику с различными оркестрами как дирижер, сам сочиняет музыку с национальным колоритом, а еще играет на кыл-кубызе. Также выпускник Казанской консерватории является автором оперы «Минем Такташ» («Мой Такташ»). Интересный факт из биографии Камала — он родился и вырос в Санкт-Петербурге, но всегда хотел быть ближе к родной татарской культуре, поэтому переехал в Казань.
Сибирский татарин из Тобольска Айдар Ниязов — самый настоящий самородок. Студенту Казанского музыкального училища буквально позавчера исполнилось 19 лет, а он уже собрал свой оркестр национальной музыки. Наши собеседники отмечают, что важное отличие коллектива Ниязова в том, что они исполняют первые и редкие музыкальные произведения татарских композиторов, в частности, Назиба Жиганова и Салиха Сайдашева, Султана Габяши. Наш герой сам находит партитуры их сочинений и работает над оркестровкой. Кстати, как признавался в СМИ сам Ниязов, о том, кто такие Жиганов и Сайдашев, он узнал, только когда переехал в Казань в 2020-м. До этого интересовался исключительно народной музыкой, поэтому поступил на факультет сольного народного пения. Правда, как певца Ниязов себя не видит и в будущем планирует стать композитором и писать музыку. У него даже имеется композиторский опыт: юное дарование, пока жило в Тобольске, написало мюзикл «Замужество Амины» на произведение сибирско-татарской поэтессы Клары Кучковской.
Байбулат Батуллин (слева) и драматург Рабит Батулла
Кино: российский прокат и ичиги
Этот раздел включает у нас всего две фамилии. Видимо, характеризуя тем самым две вещи. Во-первых, состояние татарстанского кинематографа. Во-вторых, подтверждая тот факт, что кинематограф — штука технологичная и дорогостоящая.
Конечно, особняком стоит 30-летний Байбулат Батуллин. Казанская премьера его полнометражного фильма «Бери да помни» состоялась буквально накануне, а в российский прокат картина с татарским акцентом выходит прямо на следующей неделе. Причем у Батуллина уже в активе главный приз программы дебютных фильмов на престижном фестивале «Короче» в Калининграде. «В Татарстане часто рассуждают о татарстанском кино. Чтобы оно появилось, нужно, чтобы татарское кино заняло свою нишу в индустрии. Сейчас будто нам дали шанс, и это проверка на спрос», — так говорил Батуллин в недавнем интервью «БИЗНЕС Online».
Что касается Бая Хайруллина, то этот талантливый режиссер снимает клипы, а также документальное кино на татарские темы. Кроме того, сейчас работает над проектом документально-художественного фильма «Казанский ШОВ» («Штамп Особой Важности»), премьера которого намечена на декабрь. Креативное киноповествование повествует о кожаной узорной мозаике как об отдельном виде искусства на примере татарской национальной обуви — ичигов. А еще у Хайруллина есть собственный обувной бренд.
Дина Сафина — лауреат «Золотой маски» за лучшую работу драматурга, а еще один из авторов спектакля «Чын татар» («Настоящий татарин») на театральной площадке MOÑ
Театр: лауреат «Золотой маски» и звездочка из Камаловского
Дина Сафина — лауреат «Золотой маски» за лучшую работу драматурга, а еще один из авторов спектакля «Чын татар» («Настоящий татарин») на театральной площадке MOÑ. «Мы тоже задумались о существовании этой линейки татарскости, которой надо соответствовать. Не в плане того, что мы хотим маркеры определить и всех мерить, соответствуют или не соответствуют. Мне лично достаточно, что человек называет себя татарином. Это его выбор», — говорила Сафина в интервью «БИЗНЕС Online». А на сайте фестиваля «Любимовка» можно прочесть пьесу «Мугаллима», прототипами героинь которой стали знаменитые татарские просветительницы Магруй Музаффария, Мухлиса Буби, Лябиба Хусаиния и другие.
Судьбы 30-летнего Ильнура Гарифуллина и 27-летнего Камиля Гатауллина во многом идут параллельными курсами. Оба работали актерами в Казанском ТЮЗе, параллельно ярко отличившись в других театральных проектах, например иммерсивной «Анне Карениной». Теперь оба работают в татарском театре им. Тинчурина под крылом у главрежа Туфана Имамутдинова, который является еще и мастером Гарифуллина и Гатауллина на режиссерском курсе в ГИТИСе, призванном обеспечить республиканские театральные учреждения квалифицированными кадрами.
Лейсан Гатауллина — молодая звездочка труппы театра им. Камала, у которой не по годам уже много главных ролей на родной сцене
И еще два актера в нашем списке. Лейсан Гатауллина — молодая звездочка труппы театра им. Камала, у которой не по годам уже много главных ролей на родной сцене, включая такой важный для Фарида Бикчантаева спектакль «Болганчык еллар. Мөһаҗирләр» («Муть. Мухаджиры») по двум романам Махмуда Галяу. «Не бытови, Лейсан, не бытови!» — вспоминала актриса советы главного режиссера в интервью нашей газете.
Также недавно взошла актерская звезда Айрата Мифтахова из Альметьевской татдрамы. Выпускник Казанского училища блестяще сыграл в двух спектаклях театра, которые стали его визитной карточкой. В «Бегущем за ветром» режиссера Камиля Тукаева ему и вовсе пришлось сыграть подростка, ставшего жертвой насилия, подобные темы вообще очень редко поднимаются в татарском театре. Эта работа требовала как мастерства, так и определенной актерской отваги. Вторая ярчайшая работа Мифтахова — главная роль в «Не был женат» Заббарова по Гаязу Исхаки, некоторые столичные критики считают, что это и вовсе лучший спектакль Заббарова, у которого и так было немало успехов в последнее время.
Медиахудожница Надя Кимельяр — один из авторов аудиовизуального проекта Penta, посвященного пентатонике, в частности татарской, тому, в чем ее особенности и можно ли ее «экстраполировать на визуальном поле»
Изобразительное искусство: анимация для «Евровидения» и брызгизм
Медиахудожница Надя Кимельяр — один из авторов аудиовизуального проекта Penta, посвященного пентатонике, в частности татарской, тому, в чем ее особенности и можно ли ее «экстраполировать на визуальном поле». Перформанс был показан этой весной на новой сцене Александринского театра в Петербурге в рамках шоукейса от фестиваля медиаискусства «НУР». Кимельяр, отмечают наши спикеры, экспериментирует с различными медиа через призму проектора, диджитал-графики и мэппинга.
Художница Алиса Гулканян окончила Казанское театральное училище, а затем Британскую высшую школу дизайна по программе «Фотография для новых медиа». Она работает как коммерческий и цифровой художник и фотограф для различных брендов, театров
Художница Алиса Гулканян окончила Казанское театральное училище, а затем Британскую высшую школу дизайна по программе «Фотография для новых медиа». Она работает как коммерческий и цифровой художник и фотограф для различных брендов, театров. Кстати, анимацию и диджитал-коллаж на выступлении певицы Манижи на «Евровидении» в 2021 году создала именно Гулканян. В своих проектах художница не забывает обращаться к татарской истории. Особенно здесь выделяется серия фоторабот Tatar fairy tales («Татарские сказки») в коллаборации с татарским концептуальным брендом Your.Yool. Через них она знакомит публику с таинственным миром, полных татарских мифических существ: Аждаха, Уряк, Шурале, Албасты. В конце прошлого года Гулканян представила видео-арт-проект в одной из казанских галерей в рамках выставки о современной татарской женщине. Как отмечают опрошенные нами эксперты, каждая ее иллюстрация наполнена природными мотивами, сказочной атмосферой. В своих работах девушка всегда отправляет зрителей в новое чарующее путешествие, размывая границу между фантазией и реальностью.
Работа Алисы Гулканян
Один из главных иллюстраторов татарских книжек Гузель Гарипова в этом году отметилась работой над спектаклем «Ак бүре» на площадке MOÑ. Это первое соприкосновение художницы с театром. Она создала для проекта Анны Викторовой и Алены Батулла все важные художественные составляющие постановки — от эскизов до костюмов. Кроме того, в портфолио Гариповой также муралы в рамках проекта «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске, серия иллюстраций к сборнику сказок Абдуллы Алиша, иллюстрации к сказке «Ай кызы Зохрэ» Йолдыз Миннуллиной, серия работ для книги «Коранические истории для детей», графическая серия работ по мотивам книг Каюма Насыри, книги издательства «Юлбасма». Сама художница отмечает, что отличительная черта ее работ — «сочетание формального декоративного рисования с достоверностью».
Один из главных иллюстраторов татарских книжек Гузель Гарипова в этом году отметилась работой над спектаклем «Ак бүре» на площадке MOÑ
Что касается сюжетов, призналась Гарипова в разговоре с «БИЗНЕС Online», ей нравится наблюдать за простыми, забавными, знакомыми многим бытовыми ситуациями и включать их в работы. Для персонажей она часто долго ищет типажи, которые «знакомы людям из Татарстана». «Я в свои работы люблю включать цитаты и отсылки к сюжетам из татарских детских книг 1990-х и советского времени. Но не в лоб. Изучаю декоративно-прикладное искусство. Обычно такие отсылки считываются и хорошо помогают читателю и зрителю включаться в историю, повествование, взаимодействие», — рассказала Гарипова.
Что касается сюжетов, призналась Гарипова в разговоре с «БИЗНЕС Online», ей нравится наблюдать за простыми, забавными, знакомыми многим бытовыми ситуациями и включать их в работы
Еще один татарский сибиряк в нашем списке — художник-портретист Руслан Ибрагимов (Арыслан Ибрахим) из Нефтеюганска. Ибрагимов окончил новосибирскую художественную академию, затем переехал в Казань и первым делом открыл в столице РТ… татарский разговорный клуб. Как признался в интервью «БИЗНЕС Online» сам живописец, сделал он это для того, чтобы «овладеть татарским языком на высшем уровне». Параллельно участник нашего списка работал дизайнером и художником и даже сам придумал технику, в которой пишет сейчас, — «брызгизм» (с помощью брызг краски он рисует картины).
Этим летом Ибрагимов кочевал по Казахстану со своей выставкой, созданной на основе исторического романа татарского писателя Нурихана Фаттаха «Сызгыра торган уклар» («Свистящие стрелы»), события которого происходят в землях центральноазиатского кочевого народа хунну (сюнну) — северного противника Китая середины III века до н. э. Причем в каждом городе он создавал новую картину, дополняя экспозицию. Такой трюк Ибрагимов проделывает не впервые. Года два назад он на автомобиле с картинами и мольбертом путешествовал по Татарстану с проектом «#передвиж». В каждом городе прямо на улице художник устраивал для жителей выставку своих работ. Кроме того, отметился проектом «Кайтам», посвященным людям, вернувшимся в Казань, серией работ «Алга! Легенды спорта» и «Надежда. Доверие. Спорт» и др.
Зулейха Камалова — поэтесса, автор слов многих песен музыкантов лейбла Yummy Music, работает также в журнале «Идел»
Литература: директор музея и ведущие подкаста
Айдар Ахмадиев — директор музея им. Сайдашева. Является автором либретто той самой нашумевшей оперы «Кави – Сарвар», а также автором инсценировки пьесы Аделя Кутуя «Приключения Рустама» — спектакль идет на сцене Татарского ТЮЗа им. Кариева.
Альбина Хабибуллина, молодая писательница из Актанышского района, в последние годы буквально собирает литературные награды в республике
Миляуша Гафурова — один из авторов оперы «Умай» и пьесы «Ядэч. Трагикомедия одной казанской семьи», которую поставил на сцене Тинчуринского театра режиссер из Венгрии Сардар Тагировский, работает в татароязычном молодежном журнале «Идел». Гузель Закирова — популярная молодая поэтесса, работает в молодежном журнале «Ялкын». Гафурова и Закирова ведут подкаст на татарском языке.
Зулейха Камалова — поэтесса, автор слов многих песен музыкантов лейбла Yummy Music, работает также в журнале «Идел». Ее супруг, художник Ибрахим, также в нашем списке. А вот Альбина Хабибуллина, молодая писательница из Актанышского района, в последние годы буквально собирает литературные награды в республике. На ее счету последовательно премии «Хазина», «Иделем акчарлагы» и премия им. Камала за талантливую прозу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.