«Сегодня суверенным, по-настоящему суверенным является только один полюс — западный. Вот это настоящий полноценный суверенитет, который хочет быть единственным, универсальным, тотальным, всеобщим, доминирующим», — сказал философ Александр Дугин, выступая на ВЭФ-2023. В последний день форума он и другие эксперты конструировали будущее, в котором есть альтернатива Западу. О том, чем страшен либерализм, как надо деколонизировать мир, кто сыграет «реквием по Европе», чем плохи политологи, при чем тут Баба-яга и античное сражение при Акциуме, — в материале «БИЗНЕС Online».
На ВЭФ-2023, на панельной сессии, обсудили глобальную альтернативу доминированию Запада
«Многополярный мир предполагает государства-цивилизации»
Когда в Москве было раннее утро, во Владивостоке уже полдень, поэтому участники Восточного экономического форума были бодры и полны энтузиазма, обсуждая на панельной сессии контуры будущего и конструируя (пока теоретически) глобальную альтернативу доминированию Запада. Согласимся, задача не из простых, но пока теоретизировать приходилось своими силами: все спикеры дискуссии были гражданами России. На их фоне выделялась только бывший министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль. Да, именно та, к которой в 2018 году приезжал лично президент России Владимир Путин и даже станцевал с новобрачной. Однако уже в 2022-м женщина была вынуждена уехать из Европы в Ливан, а летом этого года писали, что Кнайсль поселилась в деревне Петрушево Рязанской области. Как и некоторых россиян, бывшую европейскую чиновницу напоследок наградили санкциями и обвинениями в связях с российскими спецслужбами.
Одним из главных спикеров сегодняшней сессии стал философ Александр Дугин. Он не был во Владивостоке, а подключился к дискуссии по видеосвязи, несмотря на столь раннее для Москвы время. Суть его выступления сводилась к тому, как же вырвать все западное из российского сознания. Один из главных рецептов Дугина — прекратить воспринимать Запад как субъект международной политики, а сделать его предметом глубокомысленных исследований. Рассматривать его поведение и претензии на мировое господство как некий феномен. Это уже своего рода подход медицинский. Даже, наверное, психиатрический. «Это гиперлиберализм, который разрушает все формы идентичности», — описал Дугин эту болезнь и ее опасность. По мнению философа, все, что касается Запада, любое утверждение, информационный и культурный продукт, политический концепт, должно ставиться под вопрос. «Какую трактовку мы даем понятиям „Бог“, „человек“, „время“, „пространство“, „мысль“, „смерть“, „жизнь“, „семья“, „мужчина“, „женщина“? Вот эти все вопросы сегодня в мире находятся в состоянии колонизированного поля эпистемологического, где Запад продолжает нам навязывать свои критерии», — говорил Дугин. Он убежден, что к истинному суверенитету можно прийти только через деколонизацию сознания и цивилизаций, как российской, так и китайской, и индийской.
Хорошим примером, по его мнению, является намерение индусов сменить название своей страны с Индии на Бхарат, потому что «Индия» — это слово из колониального прошлого. «Все начинается с названия: колониальное ли название Индии или суверенное?» — задался вопросом Дугин. Пока, по его мнению, именно Запад продолжает навязывать «свои глобальные критерии», поскольку только он является подлинно независимым, а остальные регионы мира в той или иной степени от него зависят. «Сегодня суверенным, по-настоящему суверенным является только один полюс — западный. Вот это настоящий полноценный суверенитет, который хочет быть единственным, универсальным, тотальным, всеобщим, доминирующим», — считает Дугин.
Александр Дугин: «Сегодня суверенным, по-настоящему суверенным является только один полюс — западный. Вот это настоящий полноценный суверенитет, который хочет быть единственным, универсальным, тотальным, всеобщим, доминирующим»
Однако уже есть и другие цивилизации, которые претендуют быть отдельным полюсом. Это, например, Россия, Китай, Индия, Африка, Латинская Америка и исламский мир, который пока довольно разрозненный. «Многополярный мир предполагает государства-цивилизации. Неслучайно в новой концепции нашей внешней политики этот термин подчеркнут, в речи президента он подчеркнут. Россия — государство-цивилизация. Это значит, что она должна провести до конца свою суверенизацию и деколонизацию. Без извлечения из нашего общества идеологии нашего противника, который продолжает активно и агрессивно настаивать на своей доминации, без делиберализации нашего сознания и нашей культуры этого невозможно достичь. Китай продвинулся дальше. Вот у кого можно поучиться», — заявил Дугин. При этом, по его мнению, цивилизации необязательно должны сталкиваться друг с другом, а «должны стремиться к мирному бытию». «Не просто к толерантности, допустимости, терпению друг друга, а к пониманию, как развивать этот диалог», — добавил философ.
Поэтому БРИКС, по его мнению, сейчас как раз и представляет все 6 цивилизаций. «После Йоханнесбурга БРИКС становится настоящим выражением многополярного клуба. И его расширение — процесс необратимый», — уверен Дугин. Он считает, что точка бифуркации уже пройдена, а будущее «творится здесь и сейчас», даже на Восточном экономическом форуме. «Именно нами!» — указал он.
Мария Захарова: «Мы открываем новый политологический сезон сейчас»
«Я гражданин ЕС, а я в списке санкций, у меня даже конфискуют дом»
Об историчности и эпохальности момента также рассуждала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Мы открываем новый политологический сезон сейчас», — сказала она. Речь об объединении глобального Юга в борьбе за свои интересы и свое место в мире. Захарова убеждена, что сейчас мы находимся в той точке исторического развития, когда диктат Запада будет наконец преодолен. «Без стремления, борьбы, фантастического, стратегического терпения, которое проявляли страны, народы, этот этап мы бы еще долго ждали, его наступление было бы отсрочено на долгие годы. Я сейчас говорю о том, что называется „незападными проявлениями“», — пояснила Захарова.
Чуть ли не главной темой дискуссии стала необходимость замены понятия «глобальный Юг» на «мировое большинство», а «многополярности» — на «полицентричность». Устоявшиеся термины не нравятся, в частности, сенатору Андрею Денисову. По его мнению, они не отражают сути происходящих в мире процессов. При этом он против изменения названия БРИКС, т. е. добавления в аббревиатуру первых букв новых государств-членов. «Когда Жириновского спросили, как вы будете объяснять иностранцам значение ЛДПР, когда ваша партия и не либеральная, и не демократическая, он ответил, что это не имеет значения, потому что ЛДПР — это бренд», — аргументировал Денисов. Он убежден, что понятие «полярность» нуждается в разъяснении. «Кто может считаться полюсом?» — задался вопросом сенатор.
Ему помогла Захарова, пояснив: «Способность осуществлять внешнюю политику и защищаться внутренне. Ресурсы, которые могут гарантировать устойчивое развитие. Высокий уровень развития национального хозяйства. Масштаб культурного, цивилизационного потенциала. Способность проецировать вовне, выступать точкой притяжения для других стран».
Глубже всех в рассуждениях о многополярности копнула Кнайсль. Она предложила свое видение того, с чего вообще в мире начался однополярный мир. Оказывается, дело в античном сражении при Акциуме, когда флот Марка Антония, представлявшего юго-восток Римской империи, был разбит Октавианом Августом, представлявшим западную часть. Так началось, по ее мнению, доминирование западного мира. Зал был сильно удивлен и погрузился в глубокомысленное молчание.
Тем временем Кнайсль рассказала о том, что с весны 2022 года пишет книгу «Реквием по Европе». «Книга, по названию которой уже понятно, чем она закончится», — пошутил модератор дискуссии Роман Миронов. В ней Кнайсль повествует о разложении тех ценностей, которые когда-то и объединили европейский континент. По словам экс-министра, верховенство права, свобода слова, плюрализм мнений — это больше не про Европу. «Раньше сосуществовали разные мнения рядом, мы, европейцы, видели мир разноцветным, теперь все исключительно черно-белое», — сказала Кнайсль. Политика замораживания иностранных активов, санкций, идеологизация отменили Европу, лишили ее ценностей. «Я гражданин ЕС, а я в списке санкций, у меня даже конфискуют дом», — пожаловалась экс-министр. Она отметила, что на Западе снова вспыхнула охота на ведьм, а в России этого никогда не было. «Баба-яга не про это», — пошутила Кнайсль. В качестве примера «ведьмы», преследуемой, например, в США, дипломат назвала Дональда Трампа.
Кнайсль призналась, что книга выйдет в свет в России, но пока не дописана, хоть работа и должна была завершиться еще летом. «Поэтому, думаю, вы уже стали русским человеком. Характеристика русского человека — хотел дописать до лета, но перенес», — снова пошутил Миронов.
Глубже всех в рассуждениях о многополярности копнула Кнайсль. Она предложила свое видение того, с чего вообще в мире начался однополярный мир
«Как эти люди могут предсказать будущее, если они не предсказали нашего настоящего?»
Последним выступал проректор по научной работе Дипломатической академии МИД России Олег Карпович. Его это немножко обидело: «Чувствую себя как на каком-то юбилее или свадьбе, когда уже все тосты произнесены, а мне приходится изворачиваться, чтобы все-таки что-то интересное сказать, чтобы понравиться».
Захарова тут же пошутила: «Представим, что вы вносите торт». Зал рассмеялся. Но в своем выступлении Карпович сосредоточился отнюдь не на шуточной теме качества экспертного политологического сообщества в нашей стране. По его словам, после начала спецоперации многие только и думали, как бы им вернуть «ручеек грантов», зарубежные поездки и возможность публиковаться в западных научных журналах. «Нужно отказаться от этих иллюзий, поскольку это всерьез и надолго. Возможно, навсегда. Нас в „золотой миллиард“ никто принимать не собирается. И наше участие в вашингтонском консенсусе тоже как-то не предполагается», — грустно сказал Карпович.
«А политологи кто? А эксперты кто? Кто эти люди, обладающие степенями?» — поддержала разговор Захарова, отметив, что в 2014 году, когда произошло воссоединение Крыма с Россией, многие политологи, взращенные на «натовские деньги», занимались просто информационным саботажем, сея мысль, что итоги референдума неоднозначны и нужно сложившуюся ситуацию на Украине переждать, пересидеть. «Как эти люди могут предсказать будущее, если они не предсказали нашего настоящего?» — укоряла Захарова.
Карпович завил о необходимости усилить информационно-разъяснительную работу в стране, чтобы общество, а прежде всего студенты, понимало суть происходящих событий. Для этого в дипломатической академии разработана специальная магистерская программа «Гибридные и информационные войны», объясняющая, как вести информационную работу в условиях геополитического противостояния.
Ректор Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Борис Коробец в качестве примера устоявшейся практики искажения информации рассказал о том, как освещается ВЭФ-2023: «Что мы видим в СМИ — мест мало, магазины закрываются в 22:00. Многие просто перепечатывают негативные посты в телеграм-каналах, и кажется, что основное, что тут есть, — это недовольство». Коробец добавил, что эта несущественная мелочь в медийном поле перекрывает все остальное.
Также он привел в пример прошлогоднюю ситуацию с иностранными студентами во время начала СВО. Западные СМИ и дипломатические представительства распространяли информацию, что в России небезопасно и страну нужно срочно покинуть. В итоге ДВФУ покинули только 11 человек — африканцы, у которых из-за санкций начались проблемы с денежными переводами. На этом западная пресса и сосредоточилась. «Транслировали, что бедные африканские студенты замерзнут на Дальнем Востоке», — усмехнулся Коробец.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.