«Сегодня дело не сводится к тому, что какие-то государства, военные блоки или совокупный Запад с Востоком угрожают друг другу. На самом деле в «страдательном залоге» оказалось все человечество», — говорит публицист Рустам Курчаков. Завершая серию публикаций, экономист и философ в своем блоге для читателей «БИЗНЕС Online» разъясняет смысл понятия предконечного времени — ахыр заман: той самой ситуации, в которой сегодня фактически находится все население планеты Земля.
«Протяженность человеческой жизни
была рассчитана таким образом,
чтобы люди не успевали
сделать серьезных выводов из происходящего».
Виктор Пелевин. «Empire V».
Публицист Рустам Курчаков разъясняет смысл понятия предконечного времени — ахыр заман
Без иллюзий, но и без скептичной предвзятости
Завершая цикл публикаций (см. ссылку в конце текста — прим. ред.), уместно вспомнить его изначальное название и тему: «Угрожаемый период предконечного времени». Редакция (видимо, исходя из лучших соображений) разбросала эту тему на отдельные смысловые куски, подходящие для газетного формата и читателя. Теперь предстоит собрать их вместе.
Мало кто обратил внимание на причастие в страдательном залоге в военном термине «угрожаемый период». Казалось бы, оно противоречит нормам русского языка или так редко употребляется, что следы его теряются в словарях. Зато всем хорошо известно слово «угрожающий».
Кто на самом деле угрожает войной, а кто находится в угрожаемой позиции — это теперь хорошо видно из украинского кейса. Надо только отбросить взаимную пропагандистскую риторику и поразмышлять не на воробьиный скок, а хотя бы за горизонты текущего года. Каждый сделает это сам, в меру своего разумения. Мнения могут быть разные, еще больше будет сомнений. Но правда во время войны проявляется довольно скоро.
И тогда во весь рост встанет вопрос о цене, которую придется заплатить за вызов, брошенный всему коллективному Западу. Но ведь ясного и публично озвученного ответа на этот вопрос тоже пока нет. Есть только глухие и колеблющиеся мнения-сомнения в верхах и низах, которые пока не отмобилизовались на ответ словом и делом. А четкий ответ на этот вопрос важен еще и потому, что из него прямо вытекает и цена нашего взаимодействия с Востоком — без иллюзий, но и без скептичной предвзятости.
Лишь ясно ответив на эти вопросы, мы сможем представить место России в системе координат образующегося мирового беспорядка. А главное — наладить тонкие инструменты балансировки между меняющимися центрами силы — дипломатические, военно-технические, финансово-экономические и т. д.
Судя по всему, первое полугодие пройдено с тяжелыми уроками, но без непоправимых срывов. И теперь появились первые признаки того, что в системе управления кое-кто начал извлекать уроки из копившихся годами проблем, а заодно преодолевать иллюзии «стабильности». Хотя стало заметнее отставание от неотвеченных и неоплаченных вызовов, а в следующем году на них придется отвечать по полной программе.
В такой ситуации трудно не вспомнить графа, инженера-строителя и фельдмаршала Миниха, автора очерка об образе правления Российской империи, которому приписывают следующие слова: «Россия, вероятно, управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как она вообще существует». Биография Бурхарда Миниха, который почти полвека провел на русской службе, не позволяет усомниться в его житейской мудрости.
«Можно понять молодых, которые живут так, будто они бессмертны. Они торопятся «разбросать камни», не думая о том, что придет время их собирать»
Предконечное время — ахыр заман
Почему время — предконечное и в каком смысле? Эсхатология, т. е. учение о конечности человека, человечества и всего видимого мира, — это последняя точка религий единобожия.
Моя казанская бабушка, как теперь понимаю, жила этим предощущением ахыр заман и была незаметным духовным и житейским лидером большой семьи. По сути, в той обстановке середины прошлого века она была скрытым имамом, потому что остальные о своей вере помалкивали, а она тихонько совершала свой намаз за занавеской, не выставляя свою веру напоказ. Опыт родовой памяти, он о том, что осознание своей смертности и преходящей земной жизни вырабатывает в человеке долгую и добрую волю. А привязанность к земным благам и заботам топит в суете и укорачивает разум. К этому сейчас и пришли.
Что же мешает рациональному человеку, который верит только в науку, задуматься о конечности своей земной жизни, посмотреть на окружающий мир и людей с этой «кочки зрения» и исправить какие-то ошибки? Разве вся совокупная наука способна хотя бы наполовину объяснить окружающий мир? И почему бы не предположить ситуацию предконечного времени — хотя бы в качестве рабочей гипотезы? Потому что слишком многие знаки и знамения сходятся с пророчествами единого Откровения.
Ахыр заман — это не конец света, а именно ощущение предконечного времени — своего собственного и внешнего, которое определяет конец всему отжившему, свой срок. Потом приходит понимание его знаков и признаков, а также выработка умения жить в это время, т. е. определенный выбор и настройка образа жизни. А день и час конечного события, согласно всем Писаниям, человеку знать не дано.
Можно понять молодых, которые живут так, будто они бессмертны. Они торопятся «разбросать камни», не думая о том, что придет время их собирать. Время совершать ошибки и время их исправлять. Но с возрастом приходит понимание, что человек, который помнит о конечности жизни, гораздо лучше понимает ее ценности — и умеет различать главное и второстепенное. В отличие от тех, кто попал в ловушку суеты и сиюминутных потребностей.
Это понимание духа времени, Zeit Geist, как его называли немецкие философы, начинается с осознания нынешнего угрожаемого периода. Сегодня дело не сводится к тому, что какие-то государства, военные блоки или совокупный Запад с Востоком угрожают друг другу. На самом деле в «страдательном залоге» оказалось все человечество, потому что угроза конца ясно ниспослана с Неба. Это тот самый «бич Божий», который не раз приходил на Землю, сметая народы, государства и цивилизации и заменяя их другими.
Осознать эту экзистенциальную угрозу в наше время мешает двойная иллюзия «мирного сосуществования» и «экономического благоденствия для всех», которая была внедрена в сознание «человейника» после Второй мировой войны. СССР тоже купился на этот миф, но урок не пошел впрок.
«Семья относится к числу важнейших традиционных ценностей — большинство россиян ныне ставят ее на первое место. И это легко понять: люди знают, что самая сильная душевная боль происходит от неустройства в семье»
Актуальные точки перемен в потоке времени
На сегодняшний день можно назвать три критические точки перемен, опираясь на которые, можно противостоять интеллектуальной деградации, разладу между людьми и распаду базовых ценностей. В них нет ничего необычного — они вытекают из когнитивного инстинкта разумного человека, который в критической ситуации вынужден прыгнуть «выше планки», чтобы не опуститься «ниже плинтуса».
- Укрепление семьи как основной несущей формы человеческой общности, которая в общем-то является единственной и естественной скрепой всех других форм объединения людей — наций, государств и т. д. Превращение семьи из «обоза и обузы» в самодостаточное домохозяйство, которое способно взять на себя функции, которые временно или навсегда выпадают из сферы государства и других социальных институтов. При этом совсем не обязательно возвращаться к архаике домостроя, потому что современные технологии и сетевая коммуникация позволяют решать эти проблемы как минимум не хуже. Надо просто переосмыслить понятие домохозяйства на современный лад и не сводить его к материальному быту.
- Ревизия сложившихся бизнес-моделей по критериям выживаемости в новых условиях и трансформация предпринимательства по бизнесу, социальным проектам и домохозяйствам в предприимчивость по защите активов и переводу их в новые уклады жизни и хозяйства. Оперативным критерием позитивного сдвига является наличие антикризисной хозяйственной стратегии на 1–2 года и плана неотложных действий на угрожаемый период — до конца текущего года. В макроэкономическом плане это означает движение в сторону примата хозяйства перед экономикой, а экономики над финансами. Соответственно, должны поменяться роли и статус хозяйственника, экономиста и финансиста на всех уровнях управления.
- Мобилизация личного интеллекта на освоение нового, адекватного переменам когнитивного уровня по алгоритму: естественный интеллект – искусственный интеллект – сверхЕстественный интеллект. Предстоит переход от словесного описания и проповеди базовых ценностей, зафиксированных когда-то в Писаниях, к ежедневным практикам на основе когнитивных технологий. Для словесного, информационно-символического оформления теперь появился искусственный интеллект. А человеку пора заняться смыслами и ценностями, которые не сводятся к количеству и, по известному выражению, «не делятся на разум без остатка».
Попробуем расшифровать эти три позиции.
Семья относится к числу важнейших традиционных ценностей — большинство россиян ныне ставят ее на первое место. И это легко понять: люди знают, что самая сильная душевная боль происходит от неустройства в семье. Но в эпоху перемен нельзя отсидеться в обороне под защитой традиционных ценностей. Ценности семьи неизбежно переформатируются сообразно духу времени. И, как правило, в семье, в домохозяйстве закладываются духовные предпосылки будущих укладов жизни и социального хозяйства. Это разумная альтернатива той «гражданской войне» между полами и поколениями, эпизоды которой теперь хорошо видны.
Что же касается двух других точек, то очевидно, что это пока ценности завтрашнего дня: они объективно востребованы, но не реализуются. Скорее они даже мало кем осознаются, не практикуются и не в состоянии образовать реальный просвет в завтрашний день. Хуже того, по этим направлениям пока наблюдается позорное отступление или имитация движения «пятками вперед».
Вот некоторые признаки, которые позволяют диагностировать эту предпринимательскую и интеллектуальную немочь:
- мародерство в отношении материальных и нематериальных активов тех, кто подпал под санкции и другие ограничения в правах собственности и управления;
- новый цикл полуолигархической приватизации, попытки очередного передела собственности;
- вытеснение предпринимателей малого и среднего бизнеса «гениями финансовых схем», новыми посредниками на базе цифровых платформ и т. п.
А вместо новых форматов мышления и хозяйственного управления усиливается неспособность большинства справляться со своими комплексами и когнитивными диссонансами. Привычный образ жизни и стереотипы работы разрушаются. И нет воли и желания освоить новые практики. В результате происходит тотальный всплеск раздражения, который стимулирует эскалацию «войны всех против всех».
Болезненная ломка социальных структур и связей, неизбежная в процессе глобальных перемен, превращает человека в больное «общественное животное» — если он не способен на сверхусилия и выбор надличностных целей и ценностей. Легко заметить, что атака нечеловеческих сил идет как раз по трем указанным точкам бифуркации, поэтому без личной мобилизации не обойтись.
Читайте также:
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.