«Используя катализаторы с низким качеством, вы снижаете репутацию своей продукции», — укоряли на этой неделе в СИБУРе работающие с полимерами татарстанские компании. На этой неделе на Дне переработчика гигант признал: действительно, из-за замены спецхимии не решены проблемы со свойствами некоторых полимеров, но дело не в качестве катализаторов, а в том, что новое сырье просто требует донастройки. Как компания будет «воспитывать» поставщиков химии и насколько вырастет переработка в Татарстане, узнал корреспондент «БИЗНЕС Online».
На этой неделе СИБУР второй раз провел в Казани День переработчика. К чести организатора, представители компании не начали диалог с саморекламы, а сразу обозначили проблемы, с которыми сталкиваются их клиенты
Кризис с катализаторами сказывается на качестве полимеров
На этой неделе СИБУР второй раз провел в Казани День переработчика. На мероприятии подвели итоги реализации программ поддержки СИБУРа и в формате откровенного разговора обсудили текущие вызовы рынка. К чести организатора, представители компании не начали диалог с саморекламы, а сразу обозначили проблемы, с которыми сталкиваются их клиенты. С момента введения санкций одной из самых острых тем остается качество полимеров. Так, за 9 месяцев этого года производитель получил 70 обращений от переработчиков относительно качества продукции (из них 44 приходится на «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим»). Всего за прошлый год таких обращений было 52. Согласно регламенту, на каждое обращение СИБУР должен ответить в течение 12 дней.
«Главный вызов — вынужденная замена основных позиций специальной химии, которая используется на наших предприятиях. Это повлекло постоянное внедрение новых компонентов, которые мы ранее не использовали и не знали, как они себя поведут. Все делали с колес, и это отражается на стабильности качества продукции», — пояснил руководитель функции «Управление качеством и технический сервис» Александр Бушков. Судя по его презентации, жалобы на качество поставок также выросли — до 46 в этом году (в прошлом их было 21). Большая часть логистических проблем относится к продукции КОСа. Все дело в рецептуре упаковки, которую использует завод. Скоро ее заменят, заверил спикер.
Затем перешли к наиболее массовым и сложным случаям. Например, гранулы линейного полиэтилена низкой плотности (НКНХ, используется в производстве стрейч-пленок) получаются теперь слишком липкими. Это приводит к «пластилиновому эффекту» на пленке. Главный технолог нижнекамского завода Айдар Вагизов поделился, что это происходит из-за перехода на альтернативный катализатор, «сердце» любого технологического процесса. «Для предприятия важно плотно работать с поставщиками этих катализаторов с точки зрения научно-технического сопровождения. Мы сейчас сформировали дорожные карты, которые посвящены доработке и докручиванию качественных характеристик того или иного катализатора. Чтобы все-таки достичь уровня продукции, к которому вы привыкли, и где-то даже улучшить», — обратился он к переработчикам.
Александр Бушков: «Главный вызов — вынужденная замена основных позиций специальной химии, которая используется на наших предприятиях»
Собравшихся призвали задавать вопросы и делиться своими проблемами со стрейч-пленкой, но те неохотно высказывались публично — все как будто хотели решить свои задачи кулуарно. Гендиректор самарского ООО «ДИПО» (пластиковые топливные системы) Дмитрий Костек решился задать общий вопрос о катализаторах: не собирается ли СИБУР сам их производить? Член правления холдинга Павел Ляхович ответил, что у компании есть инвестпроект по созданию катализаторной фабрики. «В течение нескольких лет, думаю, мы такое производство построим и постепенно будем замещать катализаторы, которые раньше импортировали из других стран. Процесс этот небыстрый. В том смысле, что не за два года, не завтра… Но и на десятилетия не растянем. Я думаю, что к концу этого десятилетия мы полностью себя обеспечим катализаторами», — сказал топ-менеджер.
Черный полиэтилен — боль трубников
Больший ажиотаж вызвало обсуждение проблем с черным трубным полиэтиленом. Напомним, в прошлом году производство этой марки на КОСе было остановлено из-за ограничения поставок катализатора. Черный полиэтилен вследствие этого стали производить на «ЗапСибНефтехиме» в Тобольске, но у переработчиков возникли претензии к качеству материала. Кроме того, в то время на рынке образовалась нехватка ценного сырья из-за бурных темпов газификации и освоения новых регионов.
Павел Ляхович: «Я думаю, что к концу этого десятилетия мы полностью себя обеспечим катализаторами»
«Проведена очень большая работа по улучшению [марки на ЗСНХ], по технологическим параметрам. Выполнено много инвестпроектов по изменению технологического процесса получения этой марки. Но несколько проблем вы видите: неоднородность свойств, стекаемость, проблема с содержанием сажи. Единственная проблема, которая не может быть решена сейчас, — это высокое содержание летучих веществ (приводят к образования кратеров на трубе — прим. ред.). Она требует серьезной организации нашего оборудования. Мы уже начали закупку оборудования у китайских коллег, чтобы удалять летучие вещества из гранул. Ожидаем реализацию проекта в июле 2024 года», — признал главный технолог тобольского завода Антон Неустроев.
Представитель ООО «Казаньгидропласт» (производит полиэтиленовые трубы) сообщил, что в одной партии ПЭ наблюдается разное содержание сажи (зачастую — ниже необходимого уровня). О такой же проблеме заявил гендиректор ООО «Мир труб» Рамзиль Хуппиев. Он также заявил о нехватке в стране специальных лабораторий, которые бы проверяли уровень сажи в продукции. Нефтехимики предложили за свой счет выборочно отбирать партии труб и проверять их на сажу в своих лабораториях. Затем Хуппиев и вовсе предложил отменить требование по содержанию техуглерода в газовых трубах. На это сибуровцы лишь развели руками — сажа нужна для защиты внешнего слоя от УФ-лучей. «Текущий ГОСТ предусматривает срок службы полиэтиленовой трубы до 100 лет. Это наше с вами неотъемлемое преимущество по сравнению с традиционными решениями. Это важно учитывать в работе с рынком, чтобы увеличивать долю полимерных решений и не допускать из-за вопросов качества дискредитации нашей отрасли. Вопрос исключения сажи из ГОСТа не должен стоять в повестке», — заявили в СИБУРе.
Гендиректор ООО «Мир труб» Рамзиль Хуппиев заявил о нехватке в стране специальных лабораторий, которые бы проверяли уровень сажи в продукции
Другие переработчики интересовались, возобновится ли в Казани производство их «родного» черного полиэтилена. Холдинг обрадовал, что после остановочного ремонта в конце октября будут первые отгрузки. Правда, речь идет об ограниченном выпуске объемом 15 тыс. тонн. Выпуск, по нашим данным, планируется на остатках катализатора, который образовался из-за перехода на производство других марок данного полимера. «В дальнейшем у нас две развилки. Первая — пытаться искать возможности ввоза данного катализатора. И второе — мы уже с момента наступления всех событий поставили задачу научным центрам в мире, в Азии в частности, на разработку данного катализатора. Основная проблема в том, что в мире нет аналогов, их необходимо разработать. На это уходят годы. Планируем в следующем году получить данные от научных центров», — сказал на мероприятии представитель холдинга.
«Воспитание» производителей катализаторов
Сибуровцы рассказали о еще нескольких проблемных марках полипропилена. Сложности во всех случаях связаны с заменой катализаторов. Гендиректор челнинского ООО «Луч» Владислав Спиридонов обратил внимание, что сейчас холдинг переходит на азиатские аналоги. Он вновь поинтересовался, будет ли холдинг сам заниматься их производством. «Используя катализаторы с низким качеством, вы снижаете репутацию своей продукции, — укорил он нефтехимиков. — Вам надо задуматься, нужно не к концу десятилетия перейти на собственные катализаторы. Может, лучше сейчас туда финансы направить?»
Константин Вернигоров: «Смотришь — это манная каша с комками, а не бочка катализатора от одного из ведущих лицензиаров!»
Неустроев ответил, что качество китайских катализаторов не уступает европейским. Вопрос только в том, что они другие, под них нужны другие режимы. Быстро настроить это не всегда получается. Но при этом есть очень много продуктов, которые при переходе на альтернативы не только не потеряли в свойствах, но даже стали объективно лучше. Проблемы возникают только с частью полимеров, эти вопросы решаются совместно с клиентами. «Так же, как вы нас „воспитываете“ в плане качества, так и мы работаем с производителями катализаторов. Это не какое-то ракетостроение. Там все точно так же! Что, у LyondellBasell (нефтехимическая компания, зарегистрирована в Нидерландах — прим. ред.) не было проблем с качеством катализаторов? Ineos (британская химическая группа — прим. ред.) нам такое отправлял… Смотришь — это манная каша с комками, а не бочка катализатора от одного из ведущих лицензиаров! Это вопрос диалога. Это не быстро, нужно доводить режимы», — пояснил директор «СИБУР Полилаб» Константин Вернигоров, добавив, что эти процессы займут не десятилетие, а 2–3 года.
Казанский «Татхимпласт» работает с импортозамещением. «Доля наших компаундов, поставленных по этой программе, в этом году составит 6–8 тысяч тонн», — обозначил гендиректор компании Альберт Сулейманов
Рост переработки в Татарстане
На прошлом мероприятии в Казани холдинг впервые презентовал татарстанскому бизнесу меры поддержки, которые должны простимулировать рост переработки полимеров в России. Это экспортный, отраслевой, инвестиционные и импортозамещающий форсажи. Сейчас в республике прорабатывают больше 20 кейсов по этим программам, благодаря ним в РТ будет дополнительно будет переработано 17 тыс. т полимеров. Прогнозируется, что объем переработки базовых полимеров увеличится в этом году на 6%. Из них как раз 4% — эффект от программ развития.
В самом конце встречи собравшимся продемонстрировали успешные примеры по указанным мерам поддержки. Так, компания «РемГазКоммуникации» по «Инвестиционному форсажу» запустила три новые линии по производству сетей водоотведения и канализации, а также многослойных труб больших диаметров. Казанский «Татхимпласт» работает с импортозамещением. «Доля наших компаундов, поставленных по этой программе, в этом году составит 6–8 тысяч тонн, — обозначил гендиректор компании Альберт Сулейманов. — Мы прорабатываем новые рынки (Узбекистан, Казахстан). Также хотели бы сотрудничать по инвестиционному форсажу».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.