Коллектив Казанского вертолетного завода вчера был изрядно удивлен новостью о смене генерального директора. Владимир Гинсбург проработал на посту всего два года, и, казалось, дела у предприятия пошли на лад. Одновременно КВЗ покидает еще одна ключевая фигура — первый замгендиректора Николай Гордеев. У руля предприятия поставили мало кому известного выходца из «Роствертола» Николая Яковлева. В обстоятельствах директорского исхода разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
Вчера днем руководству Казанского вертолетного завода (КВЗ) объявили о смене генерального директора: вместо Владимира Гинсбурга предприятием будет руководить Николай Яковлев
Личные обстоятельства? Переутомление? Пенсия?
Вчера днем руководству Казанского вертолетного завода (КВЗ) объявили о смене генерального директора: вместо Владимира Гинсбурга предприятием будет руководить Николай Яковлев, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Вертолетов России» (ВР). «Все обалдели», — рассказал о реакции коллектива наш близкий к КВЗ источник.
Новому руководителю завода 51 год. Окончил Донской промышленно-технический колледж, Донской государственный технический университет (по специальности «технология и организация вертолетостроения»). В ВР подчеркивают, что в отрасли Яковлев 30 лет. На «Роствертоле» (в Ростове-на-Дону выпускает боевые Ми-24/35 и Ми-28, а также транспортно-десантный Ми-26) прошел путь от рабочего до директора по материально-техническому обеспечению. В феврале 2023 года был переведен первым заместителем гендиректора ААК «Прогресс» (в Арсеньеве строит Ка-52). Одним словом, из коренных вертолетостроителей, которых у руля КВЗ не было со времен Вадима Лигая.
Настораживает то, что Яковлев уже пятый глава КВЗ за последние 6 лет. Напомним хронологию смены руководства в новейшей истории КВЗ. Дольше всех во главе завода стояли Александр Лаврентьев (1984–2007) и Лигай (2007–2018), ставший гендиректором во время перехода предприятия от самостоятельности под крыло ВР. А дальше смены пошли с пугающей частотой. В феврале 2018 года управляющим директором (гендиректорство упразднили) стал Юрий Пустовгаров. В ноябре 2020-го его сменил Алексей Белых. В декабре 2021 года его заменили Гинсбургом, вернув должности гендиректорский статус.
Последний пришел на волне смены власти в самих ВР и принял завод в нижней точке упадка, первые признаки которого, как говорят наши источники, стали заметны в 2013–2014 годах в виде роста кредиторской задолженности, которая в итоге достигла 30 с лишним миллиардов рублей. Если говорить о выпуске вертолетов, то исторический минимум пришелся на 2019 год (27 машин). В 2020-м и 2021-м построили 39 и 45. Гинсбургу сразу нарезали план: в 2022-м — 111 вертолетов (58 Ми-8/17, 41 «Ансат» и 12 Ми-38). Это вызвало у общественности немалое удивление: в новейшей истории завода за сотню он выбирался только дважды — в рекордных по всем показателям (в том числе по экспорту) 2013 и 2014 годах: 103 и 107 машин.
Сколько КВЗ построил в 2022-м, доподлинно неизвестно (в последнее время такие цифры не оглашаются). Предположительно, порядка 100. Впрочем, в авиастроительных кругах поговаривали, что, если будет даже 80, Гинсбургу надо ставить памятник. Тем удивительнее его отставка. В ВР нам сообщили, что он покидает завод «по личным обстоятельствам». Может быть, сказалось переутомление? 69 лет — солидный возраст. Поговаривают, что Гинсбург уходит на пенсию. «Он работал с 7 утра (первая оперативка) до 9 вечера, — рассказывает один из наших собеседников в казанском сегменте авиапрома. — И так целая группа руководителей. Домой ходили только ночевать. Как люди на это соглашались, не знаю».
«Гинсбург очень толковый директор, но один человек ничего не изменит», — философски отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев.
«На своем посту ему удалось добиться высоких результатов», — оценило работу Гинсбурга руководство ВР в ответе на запрос «БИЗНЕС Online»
Коней на переправе…
«На своем посту ему удалось добиться высоких результатов», — оценило работу Гинсбурга руководство ВР в ответе на запрос «БИЗНЕС Online». Наш источник склонен с этим согласиться: «Он начал все выстраивать заново, и у него стало получаться. А потому жаль, что уходит. Хотя ему 69 лет, пашет будь здоров». Интриги добавляет то, что вчера же со своего поста ушел и второй в заводской иерархии человек — замгендиректора по производству Николай Гордеев. Он трудился на КВЗ со времен Лаврентьева, потом, говорят, в чем-то не сошелся с Лигаем и покинул предприятие. Вернул его Гинсбург. Гордеева называют суперпрофессионалом. «Его уход — тяжелая потеря для КВЗ, — уверяет еще один наш собеседник. — Это единственный руководитель за последние годы, который сумел организовать производство и вывел его на темп 10 вертолетов в месяц».
Странную ситуацию смены коней на переправе дополняет еще несколько моментов.
Первый. На перепутье находится программа «Ансат». Выпуск вертолета приостановлен из-за того, что поставок в Россию штатных для этого проекта двигателей PW207K от Pratt & Whitney Canada больше не будет. Вот-вот должны начаться испытания «Ансата» с российскими движками ВК-650В. К тому же на этой машине, как заверяют, импортозамещено вообще все. По сути, вертолету предстоит второе рождение.
На перепутье находится программа «Ансат». Выпуск вертолета приостановлен из-за того, что поставок в Россию штатных для этого проекта двигателей PW207K от Pratt & Whitney Canada больше не будет
Второй. До сих пор непонятен статус программы Ми-38. Она останавливалась после катастрофы Ил-112 в августе 2021 года (на Ми-38 установлен вертолетный вариант двигателя ТВ7-117). Таким образом, Ми-38 еще только предстоит полноценно выйти на рынок.
Диверсифицированный модельный ряд (легкий «Ансат», средний Ми-8 и тяжелый Ми-38), какого нет у других предприятий, пока вовсе не конкурентное преимущество КВЗ. «Надо понимать, что сегодняшний завод совсем другой, чем при Лаврентьеве и Лигае, — объясняет один из наших собеседников. — Тогда была одна машина, причем отработанная. Всего 2 тысячи поставщиков. А сегодня три почти ни в чем не пересекающиеся номенклатуры! 6 тысяч поставщиков. 70 тысяч позиций — деталей, узлов, агрегатов! И не все партнеры готовы выполнять нужные нам объемы. Отдельные компоненты по два месяца ждут». Т. е. очевидно, что давнюю проблему с поставщиками покупных комплектующих изделий изжить так и не удалось.
Источник, как и многие другие ранее, указал, что одна из главных проблем завода — в механообработке. И это третий момент. В 2023-м на КВЗ начались радикальные преобразования: дан старт строительству нового сборочного производства, цеха окончательной сборки, центра профессионального обучения (ЦПО), а также модернизации механообработки. Речь идет о создании новой системы производства. Сегодня это постовой метод, когда вертолет собирается на одном участке со сменой сборочных бригад в зависимости от выполняемой операции. Вместо этого появится поточное производство, когда изделие движется по сборочным участкам. Для каждого типа — «Ансата», Ми-8/17 и Ми-38 — своя линия. В новой системе предусмотрена возможность быстрой перестройки в случае повышенного спроса на одну из моделей. Все должно быть завершено в 2024 году.
«Смена руководства КВЗ не разовая акция. В ноябре – декабре будут перемены, некоторые симптомы видны. Явно запущены некие процессы»
Вся надежда на ростовскую школу?
Естественен и вопрос о том, почему замену Гинсбургу не нашли в Казани, конкретно — на КВЗ.
Как говорит один из наших источников, за последние 6 лет на заводе произошло катастрофическое кадровое обескровливание в области не только высшего, но и среднего и низового руководства. Многих потом пытался вернуть и Пустовгаров, и Гинсбург, но безуспешно. «На КВЗ они по 12 часов работали, трудились в субботу, воскресенья тоже захватывали и не знали ничего иного. Это было одно, — рассказывает источник. — А тут их махом разобрали другие предприятия, и они поняли, что в субботу можно побыть с семьей, а деньги те же, если не больше. Их уже на аркане назад не затянешь».
Наш источник склоняется к совсем пессимистическому выводу: «Боюсь, казанская вертолетная школа умерла. Что такое школа? Это система, воспроизводящая производственные процессы от начала и до финала. Сегодня она осталась в Улан-Удэ и Ростове. Улан-Удэ тащить в Казань категорически нельзя — во-первых, исторически (давнее соперничество КВЗ и У-УАЗа), а во-вторых, прецедент уже был (имеется в виду Белых — прим. авт.)».
Ростовскую школу наш собеседник оценивает высоко: «Она традиционно независима от всяких навязываемых извне нелепых регламентов. Во многом это происходит от особого отношения губернатора, а вот Татарстан, что бы сейчас ни говорили и какие бы прогрессивные дела ни делали, по каким-то причинам просто упустил завод, отдал его на растерзание. Восстанавливать придется долго… Ростовскую школу никто не поломал, это и дает результат. Там сложнейшие Ми-28 и Ми-26, прекрасное лопастное производство. Порядок на заводе идеальный. Руководство жесткое, и в итоге там главный человек — директор, а не приезжие руководители из холдинга. И то, что Яковлев добрался там до уровня замгендиректора, о многом говорит. Радует то, что он прошел все с самого начала. У него есть понимание, как вертолет делается. Не собирается на финише, не продается, а делается. Плюс в Арсеньеве он увидел другую школу». Наш собеседник добавляет, что у КВЗ с «Роствертолом» всегда были теплые отношения.
Другой наш источник полагает, что казанская школа все-таки жива: «Да, завод запустили, сломали систему, разрушили коллектив, отвыкли работать системно, много, давать план любой ценой, но школа не умерла. Другое дело, что ее носителей во многом раскидало по всей стране. Однако и на заводе остались конструкторы, технологи высочайшего уровня — вертолетостроители душой и телом. Но их надо видеть, поддерживать, ими нужно заниматься».
Эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского Евгений Матвеев тоже считает, что об исчезновении школы пока говорить рано. «Действительно, слишком много было параллельных интересов, которые подвигали на смену директоров, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — В них явно был невертолетный смысл. А это всегда чревато. Если мы что-то недоговариваем, скрываем второе дно, всегда так и будет. Не думаю, что это закат казанской школы. Но тяжело придется, это точно».
Эксперт указывает на то, что признаки грядущих перемен и перестановок заметны в целом по ВР: «Смена руководства КВЗ не разовая акция. В ноябре – декабре будут перемены, некоторые симптомы видны. Явно запущены некие процессы. Возможно, мы видим выход на сцену нового поколения вертолетостроителей».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 83
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.