Татарстанский спорт переживает большую перестройку: придумываются новые турниры, меняется система зарплат, модернизируются объекты. Казань в целом уже понимает, как проведет «Игры будущего» и Игры БРИКС. О том, повлияет ли на них международная изоляция российского спорта и какие турниры и спортстройки надо ждать республике в 2024-м, вчера на пресс-конференции министра спорта РТ Владимира Леонова узнавал спортивный корреспондент «БИЗНЕС Online».
Разумеется, главной темой выступления министра спорта РТ Владимира Леонова стали два турнира: «Игры будущего» Казань ждет 21 февраля – 3 марта, Игры БРИКС — 4–18 июня
Заявление МОК и игры в Казани
Разумеется, главной темой выступления министра спорта РТ Владимира Леонова стали два турнира: «Игры будущего» Казань ждет 21 февраля – 3 марта, Игры БРИКС — 4–18 июня. Первые заседания оргкомитетов запланированы на первую половину января, концепции соревнований должны принять финальные очертания.
«Все, в принципе, готово, — сказал Леонов об „Играх будущего“. — Очень сложный проект, даже с нашим грандиозным опытом проведения всего что угодно. Это новый турнир не только для нас, но и для всей страны». По лекалам Универсиады созданы рабочие группы, каждую возглавляет либо вице-премьер, либо министр. Планируется пригласить спортсменов из 100 стран.
Степень готовности к Играм БРИКС ниже, но общее понимание, каким должен быть турнир, сформировано. 5 тыс. спортсменов, 27 видов спорта, командных дисциплин не будет — слишком большие расходы на дорогу и проживание. «Где-то уйдем в пляжную историю, где-то — в форматы „три на три“», — пообещал компенсацию Леонов. Задача-максимум — собрать представителей из 70 стран, но и 50 будет неплохо, отметил министр.
Недавно МОК обозначил свою позицию по турнирам в нашей стране: национальным олимпийским комитетам и международным федерациям следует признать их политически мотивированными и вычеркнуть из календарей, а результаты не признавать. Повлияет ли она на игры в Казани? «Мы не получали от них никакого письма ни по „Играм будущего“, ни по Играм БРИКС, — рассказал Леонов. — Конкретные запросы были только по „Играм дружбы“, которые запланированы осенью в Москве и Екатеринбурге. Что касается нас, мы не контактируем с олимпийскими комитетами и федерациями — используем другой принцип приглашения спортсменов. На „Играх будущего“ в каждой команде могут быть разные национальности, разные страны. Там вообще приглашаем клубы. Кстати, отмечу, что уже на тестовые турниры к нам приехало порядка 40 стран. По поводу Игр БРИКС мы контактируем не с олимпийскими комитетами и федерациями, а напрямую с государствами: отправляем приглашения министру спорта, а уже он дает поручения».
Даниел Маринов
Спортсмены и международные турниры
Хотя особых предпосылок, для того чтобы российских спортсменов допустили до международных турниров, нет, Леонов выразил надежду, что в следующем году ситуация поменяется. «Наша совместная задача — приоткрыть ребятам мировую арену, чтобы они хоть в каком-то статусе участвовали в турнирах. Нам не хватает международной повестки, конкуренции», — сказал он, когда отметил успехи казанского гимнаста Даниела Маринова. Тот вполне мог бы претендовать на медали чемпионата мира.
А нужны ли нам чемпионаты мира, где не хотят видеть российский флаг, слышать российский гимн и вряд ли гарантируют безопасность от провокаций? Отвечая на этот вопрос, Леонов сослался на мнение самих спортсменов: «Им не хватает конкуренции. Есть и запрос от спортсменов с другой стороны — им не хватает наших: в некоторых видах ты не можешь считать себя чемпионом мира, если этот чемпионат прошел без России и Беларуси. Проводите тогда чемпионаты с пометкой, что нас там не было. Я говорю об этом аккуратно, с точки зрения спортсменов. Нужна позиция министерства спорта РФ, Олимпийского комитета России. Мы не сможем идти наперекор ей».
Изоляция изменила систему мотивации. Раньше республика платила тем, кто претендовал на попадание на чемпионаты Европы, мира, Олимпиаду. Как анонсировал Леонов, на замену им придут Игры БРИКС, Игры стран СНГ и другие новые российские соревнования.
Какие настроения царят в спортивном мире по поводу России, Леонов знает на собственном опыте. В октябре он пытался избраться вице-президентом международной федерации студенческого спорта (ФИСУ). У России хорошие контакты в этой организации, и шансы оценивали как высокие, однако в исполком Леонов не попал. «Я избирался в одну структуру, которая считалась дружественной нам, но все поменялось, — рассказал он. — У нас еще остались международные партнеры. Они бы с радостью сотрудничали с нами, но у них нет такой возможности. Они под давлением неких сил, о чем признаются в кулуарных разговорах. Мы можем что угодно делать, подавать заявки, писать письма, но все это как горох об стену».
В плане стройки спортивный год прошел скромно: открылись манеж, бассейн и четыре универсальные площадки. Время больших трат на мегаобъекты прошло. Акцент на стройке в районах
Школа Загитовой и фиджитал-центры по всему Татарстану
А как дела со «спортивизацией» Татарстана? Леонов признал, что к статистике по систематически занимающимся спортом есть вопрос: как ведется подсчет? И тем не менее, напомнил министр, «это наш основной KPI, поэтому мы о нем говорим». По свежим данным, спорт практикуют 2 155 672 человека — 60,9% населения. «Думаю, по итогу года перескочим за 61 процент, у нас один из лучших показателей в стране», — отметил Леонов.
В плане стройки спортивный год прошел скромно: открылись манеж, бассейн и четыре универсальные площадки. Время больших трат на мегаобъекты прошло. Акцент на стройке в районах. Исключение — гольф-клуб «Ак Барс», который открылся под Казанью, в Куземетьево. «Самое современное поле для гольфа в стране», — уверен министр. На повестке немало ремонтных работ, ряд объектов реконструируют под Игры БРИКС. Например, Центральный стадион получил на это 1 млрд рублей.
В 2024 году в Татарстане появятся объекты только по государственно-частному партнерству: футбольный манеж в Набережных Челнах и фиджитал-центр в Казани. У последнего проекта есть перспектива тиражирования в других городах РТ.
Также в следующем году в Казани ожидается строительство ледового дворца для школы Алины Загитовой. Как сообщил Леонов, техническое задание сформировано, составляется проектно-сметная документация.
Подведение клубных итогов Леонов начал с УНИКСа, поздравив команду с чемпионством
Какие соревнования ждет Казань
Подведение клубных итогов Леонов начал с УНИКСа, поздравив команду с чемпионством. «Были сложности с легионерами, было тяжело оставить и главного тренера Перасовича», — отметил он. Министр напомнил об успехах «Ак Барса», «Зенита-Казани», «Стрелы» и других клубов, но особые эмоции у него вызвал «Динамо – Ак Барс», который в 21-й раз стал чемпионом России по хоккею на траве: «А есть ли вообще другие 21-кратные чемпионы России? Это высший пилотаж. Добывать эти золотые медали непросто».
Интересные воспоминания навеял слайд, где игроки «Рубина» держат кубок за победу в Первой лиге. Оказывается, именно Леонов в статусе нового гендиректора казанского клуба вынужден был поставить подпись на документе об отставке Курбана Бердыева 20 декабря 2013 года. «Можете вычеркнуть эту страницу из моей биографии», — оценил былые дела Леонов.
А вот на ближайшее будущее большие надежды. Организаторы «Казанского марафона» ставят перед собой задачу собрать 30 тыс. участников (в последние годы было 12–13 тыс.). Во-первых, на мероприятии пройдет чемпионат России, т. е. в столицу РТ съедутся все профессионалы. Во-вторых, развернута большая международная работа. Леонов напомнил, что уже в этом году на марафон приехали участники из 16 стран.
Ведутся переговоры с РФС о крупных футбольных мероприятиях. Идеологическое подспорье тому — проведенный летом на «Ак Барс Арене» матч за Суперкубок России между «Зенитом» и ЦСКА. Он стал самой посещаемой игрой года — 40,8 тыс. зрителей. «Многие думали, что мы не соберем полный стадион на матче неказанских команд, — напомнил Леонов. — При этом не подключали никакого административного ресурса».
В январе Казань ждет Кубок России по лыжным гонкам. Примет его база в Мирном. Это первый крупный турнир для нового комплекса, при строительстве которого столкнулись со множеством проблем. Леонов назвал объект скандальным, но добавил, что в России давно не строили такого уровня сооружений. «Сейчас никаких нареканий к базе нет, — заверил он. — Я сам проехался. Все кайф».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.