«Что не получилось? Пока не удалось широко ввести в обиход простые щебеночные дороги для сельских населенных пунктов. Вот сегодня под глэмпинги строят дороги. Деревушка, которая лесом зарастает, лучше любого глэмпинга!» — рассуждал сегодня глава миндортранса РТ Фарит Ханифов. На итоговой встрече с прессой министр благодарил героических строителей М12, объявил, что процесс проектирования нового терминала аэропорта Казани «пошел», и раскрыл задумку создать в Татарстане единый логистический оператор, который бы курировал перевозку грузов по «железке» и воде. О том, как Ханифов грезил о бетонных дорогах и радовался, что станции в республике получили «человеческие названия», — в материале «БИЗНЕС Online».
Фарит Ханифов: «Большая поддержка от Рустама Нургалиевича есть, справимся»
Дороги
«Напряженно, очень напряженно. Иногда даже не знали, что через неделю будет», — так сегодня описал уходящий год министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. Итоговую встречу глава ведомства ожидаемо начал с главной темы — дорожного строительства. Гвоздь программы — трасса М12, официально поехавшая на прошлой неделе. На старте сдача дороги планировалась только в 2025-м, потом пошел разговор о 2024-м, а в итоге строители смогли сдать проект еще быстрее. «За столь короткие сроки такие объекты, 800 с лишним километров, в России не строились. Да и в Советском Союзе такого наверняка не было», — подчеркнул министр.
Под конец работ проблем строителям добавили декабрьские 30-градусные морозы. «Очень было сложно завершать некоторые виды работ, колотить „барьерку“ (устанавливать барьерные ограждения — прим. ред.). Представляете, 30 градусов [мороза], ничего не идет в грунт. Со всего Татарстана собрали оборудование, бурили и все-таки победили», — поделился спикер. Чтобы нанести разметку на замерзший асфальт, его «отогревали» реактивными двигателями. «Умри, но сделай. Просто молодцы, конечно», — благодарил Ханифов строителей.
На старте сдача трассы М12 планировалась только в 2025-м, потом пошел разговор о 2024-м, а в итоге строители смогли сдать проект еще быстрее
Далее — М7. В ноябре в Зеленодольском районе открылся мост через Свиягу, впереди — запуск моста через Каму на обходе Набережных Челнов и Нижнекамска. До конца 2024 года эта переправа будет построена, к работам, помимо республиканских строителей, подключены компании из Самарской области, подрядчики М12. Но тут финансирование государственное, потому условия несколько иные.
«На М12 схема финансирования была более эффективной. Потому что дорога платная, и [председатель правления ГК «Автодор Вячеслав] Петушенко привлек огромные средства, деньги шли на объект, крутились и стройка шла более организованно. На М7 — обход Нижнекамска и Челнов, подход к Челнам и от Челнов дальше до границы с Башкортостаном — строительство ведет уже государственный заказчик, „Росавтодор“. Средства бюджетные, и они выделяются так, как выделяются», — аккуратно выразился Ханифов. Тем не менее темпы стройки высокие, тут же заметил министр.
Рассказал Ханифов и о «любимом» объекте президента Татарстана — платной автомобильной дороге Шали (М7) – Бавлы (М5). Участок будущей дороги Алексеевское – Альметьевск Рустам Минниханов лично тестировал в прошлые выходные. Полностью дорога будет сдана в следующем году. По словам Ханифова, проводить штабы по стройке платной дороги — это «одно удовольствие», потому что подобрана хорошая команда. Еще один повод для радости — мероприятия в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».
К чести министра надо сказать, что говорил он не только об успехах. Чего не сделали в 2023 году? Например, пока не удалось «ввести в широкий обиход» строительство простых щебеночных дорог в сельских населенных пунктах. «Мы попытку сделали, Рустам Нургалиевич нам доверил, около 120 миллионов рублей потратили еще в прошлом году. Сезон они отработали очень хорошо», — заметил министр. Впрочем, широкого распространения у проекта пока нет, хотя в республике сейчас 500 населенных пунктов, где нет подхода к дорогам с твердым покрытием.
«Я сам в районе работал. Все эти деревни расположены в очень красивых, живописных местах. Там обязательно лес, родник, речка… Вот сегодня под глэмпинги строят дороги. Вот эти деревушки наши, которые сегодня зарастают лесом, — это лучше любого глэмпинга!» — рассуждал Ханифов. Он передал свой разговор с главой Мамадышского района, где два года назад подвели щебеночную дорогу к одной из деревень. Глава сообщил, что все участки в деревне мигом раскупили.
Еще одна нерешенная задача — возрождение строительства цементно-бетонных дорог. Совсем недавно о том, что надо возвращаться к этому варианту, говорил Минниханов. Это практично, но и строить дороже.
Международный аэропорт «Казань» перевез пятимиллионного пассажира, хотя рассчитан был на 2,5 млн человек в год. С одной стороны, повод для радости, с другой — вопрос модернизации воздушной гавани становится все острее
Авиасообщение
18 декабря международный аэропорт «Казань» перевез пятимиллионного пассажира, хотя рассчитан был на 2,5 млн человек в год. С одной стороны, повод для радости, с другой — вопрос модернизации воздушной гавани становится все острее. Что с ней? Мастер-план готов, в этом году аэропорт объявил конкурс на проведение проектно-изыскательных работ. Как оказалось, сегодня утром определился победитель конкурса — им стала московская компания «Аэропроект». Субподрядчиками фирмы станут местные Гипронииавиапром, «Татинвестгражданпроект» (ТИГП) «и другие институты».
«Все, процесс [проектирования] пошел. Изыскания, полевые работы заканчиваются до 31 декабря этого года. В январе мы должны инженерные изыскания положить на стол. Это нужно, чтобы проектировать. Сегодня оформляем земельные участки», — отчитался Ханифов. Ранее стало известно, что проектирование нового терминала будет стоить более 668 млн рублей.
По словам министра, площади новых перронов (часть летного поля аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, а также других видов обслуживания) будет «где-то 300 тысяч квадратных метров». В октябре на саммите лидеров стран БРИКС аэропорту Казани предстоит принять около 33 широкофюзеляжных воздушных судов и продолжать принимать регулярные рейсы. Новые перроны позволят не «отгонять» самолеты иностранных делегаций в другие города, такого варианта Татарстану очень не хотелось бы.
У Бегишево — новый «классный» терминал, построенный КАМАЗом.
Как оказалось, республика думает над созданием единого логистического оператора для контроля за движением железнодорожных составов
Железная дорога и речной транспорт
Событием года для железной дороги стало открытие электричек Казань – Нижний Новгород, пассажиропоток здесь превысил ожидания. Еще одно событие — небольшим станциям в Татарстане наконец-то дали, как отметил Ханифов, «человеческие названия». Например, остановку поезда «774-й километр» переименовали в «им. Девятаева»; «771-й километр» — в «Дачную». В планах на будущее — построить перрон в поселке Столбище Лаишевского района, ближе к зданию Госархива РТ. Еще одна задача — правильно организовать грузопотоки. Только в Нижнекамском узле сегодня ежесуточно находится 10 тыс. вагонов — груженые и порожние. А будет еще больше.
«Сегодня мы уже констатируем, что вагонного хозяйства у РЖД нет. Все вагоны чьи-то, частные. Это сложно. В советское время вагон был собственностью железной дороги, она могла регулировать как угодно. Сегодня — нет: заявки, согласования…» — рассказал Ханифов. Как оказалось, республика думает над созданием единого логистического оператора для контроля за движением железнодорожных составов: «Большая поддержка от Рустама Нургалиевича есть, справимся».
Не на пользу речному транспорту сыграло обмеление Волги
Еще одна задача для логистического оператора — контроль за водным транспортом. Он придет на помощь летом, когда вагоны встанут на ремонт. «Рустам Нургалиевич дал поручение: по воде, особенно Челны, Нижнекамск, Зеленодольск, Казань — эти узлы, где у нас стояли мощные грузовые речные порты, обязательно посмотрим на них. Идея очень проста. Если летом „железка“ по каким-то причинам меньше начинает пропускать, отправляем водой», — пояснил Ханифов.
Не на пользу речному транспорту сыграло обмеление Волги. Но большая победа — это созданное в этом году АО «Флот Республики Татарстан». Компания скупает старые суда, чтобы сдать их по программе утилизации и получить субсидии на новые. Еще часть будет отремонтирована, как и дебаркадеры. Удивительным для Ханифова стало то, что сегодня суда «Метеор» не могут пристать в Челнах, пришлось уходить в Елабугу. Но новый причал для автограда уже есть в планах.
По специальному казначейскому кредиту 119 республика получит 119 автобусов, их отправят в 12 муниципалитетов. Первые 25 из них Татарстан уже получил. В их числе — 10 LOTOS и 15 «ГАЗелей»
Общественный транспорт
Ну и на десерт — общественный транспорт. Татарстан в следующем году планирует закупить свыше 400 автобусов с помощью специальных казначейских кредитов и программы государственной транспортной лизинговой компании (АО «ГТЛК»). Такую цифру, напомним, называл еще президент РТ в ходе своего обращения к Госсовету республики. Львиную долю из них получит Казань. К слову, недавно в столицу РТ пригнали одну белорусскую «гармошку», ее планируют поставить на маршрут до ЖК «Салават Купере».
По специальному казначейскому кредиту 119 республика получит 119 автобусов, их отправят в 12 муниципалитетов. Первые 25 из них Татарстан уже получил. В их числе — 10 LOTOS и 15 «ГАЗелей». Как пояснил Ханифов, автобусы закупает миндортранс, передает их распоряжением минземимущества муниципалитету, а район уже заключает контракт с перевозчиком, обязательно указав маршруты, согласованные с «московскими и питерскими институтами».
«Вначале нужно было, чтобы вся маршрутная сеть (по каким маршрутам и по какому графику ходят автобусы) была утверждена специализированным институтом. Только после этого выделялись деньги на закупку этих автобусов, это 20-летний кредит под 3 процента годовых, очень выгодная история для нас. Теперь нам предстоит непростой процесс, особенно на юго-востоке нашей республики — возродить общественный транспорт», — указал Ханифов.
Рабочая лошадка Набережных Челнов и Нижнекамска — это трамваи. Эти города проектировали и выстраивались как раз под трамвайный транспорт. Но их главный минус — это стоимость трамвая в 90 млн рублей (для сравнения: автобус стоит 16 млн). По словам Ханифова, в республике «очень давно» не ремонтировались тяговые подстанции (предназначена для передачи электроэнергии от ЛЭП в контактную сеть трамвая). Это могла бы взять на себя Сетевая компания.
«В 2 с лишним раза дешевле трамвай отремонтировать, чем купить новый. Тогда у наших городов была бы возможность ремонтировать рейсовые дороги», — указал министр, добавив, что работа в этом направлении будет продолжена.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.