Фарит Ханифов: «Большая поддержка от Рустама Нургалиевича есть, справимся» Фарит Ханифов: «Большая поддержка от Рустама Нургалиевича есть, справимся» Фото: «БИЗНЕС Online»

Дороги

«Напряженно, очень напряженно. Иногда даже не знали, что через неделю будет», — так сегодня описал уходящий год министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. Итоговую встречу глава ведомства ожидаемо начал с главной темы — дорожного строительства. Гвоздь программы — трасса М12, официально поехавшая на прошлой неделе. На старте сдача дороги планировалась только в 2025-м, потом пошел разговор о 2024-м, а в итоге строители смогли сдать проект еще быстрее. «За столь короткие сроки такие объекты, 800 с лишним километров, в России не строились. Да и в Советском Союзе такого наверняка не было», — подчеркнул министр.

Под конец работ проблем строителям добавили декабрьские 30-градусные морозы. «Очень было сложно завершать некоторые виды работ, колотить „барьерку“ (устанавливать барьерные огражденияприм. ред.). Представляете, 30 градусов [мороза], ничего не идет в грунт. Со всего Татарстана собрали оборудование, бурили и все-таки победили», — поделился спикер. Чтобы нанести разметку на замерзший асфальт, его «отогревали» реактивными двигателями. «Умри, но сделай. Просто молодцы, конечно», — благодарил Ханифов строителей.

На старте сдача трассы М12 планировалась только в 2025-м году, потом пошел разговор про 2024-й, а в итоге строители смогли сдать проект еще быстрее На старте сдача трассы М12 планировалась только в 2025-м, потом пошел разговор о 2024-м, а в итоге строители смогли сдать проект еще быстрее Фото: «БИЗНЕС Online»

Далее — М7. В ноябре в Зеленодольском районе открылся мост через Свиягу, впереди — запуск моста через Каму на обходе Набережных Челнов и Нижнекамска. До конца 2024 года эта переправа будет построена, к работам, помимо республиканских строителей, подключены компании из Самарской области, подрядчики М12. Но тут финансирование государственное, потому условия несколько иные.


«На М12 схема финансирования была более эффективной. Потому что дорога платная, и [председатель правления ГК «Автодор Вячеслав] Петушенко привлек огромные средства, деньги шли на объект, крутились и стройка шла более организованно. На М7 — обход Нижнекамска и Челнов, подход к Челнам и от Челнов дальше до границы с Башкортостаном — строительство ведет уже государственный заказчик, „Росавтодор“. Средства бюджетные, и они выделяются так, как выделяются», — аккуратно выразился Ханифов. Тем не менее темпы стройки высокие, тут же заметил министр.


Рассказал Ханифов и о «любимом» объекте президента Татарстана — платной автомобильной дороге Шали (М7) – Бавлы (М5). Участок будущей дороги Алексеевское – Альметьевск Рустам Минниханов лично тестировал в прошлые выходные. Полностью дорога будет сдана в следующем году. По словам Ханифова, проводить штабы по стройке платной дороги — это «одно удовольствие», потому что подобрана хорошая команда. Еще один повод для радости — мероприятия в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».

К чести министра надо сказать, что говорил он не только об успехах. Чего не сделали в 2023 году? Например, пока не удалось «ввести в широкий обиход» строительство простых щебеночных дорог в сельских населенных пунктах. «Мы попытку сделали, Рустам Нургалиевич нам доверил, около 120 миллионов рублей потратили еще в прошлом году. Сезон они отработали очень хорошо», — заметил министр. Впрочем, широкого распространения у проекта пока нет, хотя в республике сейчас 500 населенных пунктов, где нет подхода к дорогам с твердым покрытием.

«Я сам в районе работал. Все эти деревни расположены в очень красивых, живописных местах. Там обязательно лес, родник, речка… Вот сегодня под глэмпинги строят дороги. Вот эти деревушки наши, которые сегодня зарастают лесом, — это лучше любого глэмпинга!» — рассуждал Ханифов. Он передал свой разговор с главой Мамадышского района, где два года назад подвели щебеночную дорогу к одной из деревень. Глава сообщил, что все участки в деревне мигом раскупили.

Еще одна нерешенная задача — возрождение строительства цементно-бетонных дорог. Совсем недавно о том, что надо возвращаться к этому варианту, говорил Минниханов. Это практично, но и строить дороже.

Международный аэропорт «Казань» перевез 5-миллионного пассажира. Хотя рассчитан был на 2,5 млн человек в год. С одной стороны, повод для радости, с другой — вопрос модернизации воздушной гавани становится все острее Международный аэропорт «Казань» перевез пятимиллионного пассажира, хотя рассчитан был на 2,5 млн человек в год. С одной стороны, повод для радости, с другой — вопрос модернизации воздушной гавани становится все острее Фото: «БИЗНЕС Online»

Авиасообщение

18 декабря международный аэропорт «Казань» перевез пятимиллионного пассажира, хотя рассчитан был на 2,5 млн человек в год. С одной стороны, повод для радости, с другой — вопрос модернизации воздушной гавани становится все острее. Что с ней? Мастер-план готов, в этом году аэропорт объявил конкурс на проведение проектно-изыскательных работ. Как оказалось, сегодня утром определился победитель конкурса — им стала московская компания «Аэропроект». Субподрядчиками фирмы станут местные Гипронииавиапром, «Татинвестгражданпроект» (ТИГП) «и другие институты».

«Все, процесс [проектирования] пошел. Изыскания, полевые работы заканчиваются до 31 декабря этого года. В январе мы должны инженерные изыскания положить на стол. Это нужно, чтобы проектировать. Сегодня оформляем земельные участки», — отчитался Ханифов. Ранее стало известно, что проектирование нового терминала будет стоить более 668 млн рублей.


По словам министра, площади новых перронов (часть летного поля аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, а также других видов обслуживания) будет «где-то 300 тысяч квадратных метров». В октябре на саммите лидеров стран БРИКС аэропорту Казани предстоит принять около 33 широкофюзеляжных воздушных судов и продолжать принимать регулярные рейсы. Новые перроны позволят не «отгонять» самолеты иностранных делегаций в другие города, такого варианта Татарстану очень не хотелось бы.

У Бегишево — новый «классный» терминал, построенный КАМАЗом.

Как оказалось, республика думает над созданием единого логистического оператора для контроля за движением железнодорожных составов Как оказалось, республика думает над созданием единого логистического оператора для контроля за движением железнодорожных составов Фото: mindortrans.tatarstan.ru

Железная дорога и речной транспорт

Событием года для железной дороги стало открытие электричек Казань – Нижний Новгород, пассажиропоток здесь превысил ожидания. Еще одно событие — небольшим станциям в Татарстане наконец-то дали, как отметил Ханифов, «человеческие названия». Например, остановку поезда «774-й километр» переименовали в «им. Девятаева»; «771-й километр» — в «Дачную». В планах на будущее — построить перрон в поселке Столбище Лаишевского района, ближе к зданию Госархива РТ. Еще одна задача — правильно организовать грузопотоки. Только в Нижнекамском узле сегодня ежесуточно находится 10 тыс. вагонов — груженые и порожние. А будет еще больше.

«Сегодня мы уже констатируем, что вагонного хозяйства у РЖД нет. Все вагоны чьи-то, частные. Это сложно. В советское время вагон был собственностью железной дороги, она могла регулировать как угодно. Сегодня — нет: заявки, согласования…» — рассказал Ханифов. Как оказалось, республика думает над созданием единого логистического оператора для контроля за движением железнодорожных составов: «Большая поддержка от Рустама Нургалиевича есть, справимся».

Не в пользу речному транспорту сыграло обмеление Волги Не на пользу речному транспорту сыграло обмеление Волги Фото: mindortrans.tatarstan.ru

Еще одна задача для логистического оператора — контроль за водным транспортом. Он придет на помощь летом, когда вагоны встанут на ремонт. «Рустам Нургалиевич дал поручение: по воде, особенно Челны, Нижнекамск, Зеленодольск, Казань — эти узлы, где у нас стояли мощные грузовые речные порты, обязательно посмотрим на них. Идея очень проста. Если летом „железка“ по каким-то причинам меньше начинает пропускать, отправляем водой», — пояснил Ханифов.

Не на пользу речному транспорту сыграло обмеление Волги. Но большая победа — это созданное в этом году АО «Флот Республики Татарстан». Компания скупает старые суда, чтобы сдать их по программе утилизации и получить субсидии на новые. Еще часть будет отремонтирована, как и дебаркадеры. Удивительным для Ханифова стало то, что сегодня суда «Метеор» не могут пристать в Челнах, пришлось уходить в Елабугу. Но новый причал для автограда уже есть в планах.

По специальному казначейскому кредиту 119 республика получит 119 автобусов, их отправят в 12 муниципалитетов. Первые 25 из них Татарстан уже получил. В их числе, 10 «LOTOS» и 15 «ГАЗель» По специальному казначейскому кредиту 119 республика получит 119 автобусов, их отправят в 12 муниципалитетов. Первые 25 из них Татарстан уже получил. В их числе — 10 LOTOS и 15 «ГАЗелей» Фото: «БИЗНЕС Online»

Общественный транспорт

Ну и на десерт — общественный транспорт. Татарстан в следующем году планирует закупить свыше 400 автобусов с помощью специальных казначейских кредитов и программы государственной транспортной лизинговой компании (АО «ГТЛК»). Такую цифру, напомним, называл еще президент РТ в ходе своего обращения к Госсовету республики. Львиную долю из них получит Казань. К слову, недавно в столицу РТ пригнали одну белорусскую «гармошку», ее планируют поставить на маршрут до ЖК «Салават Купере».

По специальному казначейскому кредиту 119 республика получит 119 автобусов, их отправят в 12 муниципалитетов. Первые 25 из них Татарстан уже получил. В их числе — 10 LOTOS и 15 «ГАЗелей». Как пояснил Ханифов, автобусы закупает миндортранс, передает их распоряжением минземимущества муниципалитету, а район уже заключает контракт с перевозчиком, обязательно указав маршруты, согласованные с «московскими и питерскими институтами».

«Вначале нужно было, чтобы вся маршрутная сеть (по каким маршрутам и по какому графику ходят автобусы) была утверждена специализированным институтом. Только после этого выделялись деньги на закупку этих автобусов, это 20-летний кредит под 3 процента годовых, очень выгодная история для нас. Теперь нам предстоит непростой процесс, особенно на юго-востоке нашей республики — возродить общественный транспорт», — указал Ханифов.

Рабочая лошадка Набережных Челнов и Нижнекамска — это трамваи. Эти города проектировали и выстраивались как раз под трамвайный транспорт. Но их главный минус — это стоимость трамвая в 90 млн рублей (для сравнения: автобус стоит 16 млн). По словам Ханифова, в республике «очень давно» не ремонтировались тяговые подстанции (предназначена для передачи электроэнергии от ЛЭП в контактную сеть трамвая). Это могла бы взять на себя Сетевая компания.

«В 2 с лишним раза дешевле трамвай отремонтировать, чем купить новый. Тогда у наших городов была бы возможность ремонтировать рейсовые дороги», — указал министр, добавив, что работа в этом направлении будет продолжена.