Под конец года только и разговоров было, что о продуктах питания: то стоимость риса повысилась, то цены на кофе приготовились к стремительному взлету. А куриные яйца, ставшие нашими абсолютными чемпионами по подорожанию, в течение 2023-го были объектом пристального внимания не только антимонопольного ведомства, но и президента страны! Журналисты «БИЗНЕС Online» вооружились неизменным списком продуктов и прошлись по магазинам. В нашей предновогодней закупке в лидерах по росту цен, помимо яиц, оказались бананы, а также капуста и красное вино. А вот «царица круп» гречка за год потеряла треть от своей цены, за счет акций дешевле, чем год назад, можно урвать майонез и подсолнечное масло. Подробности — в нашем материале.
Спойлер — базовая корзинка экономного потребителя из «Магнита» за год подорожала почти на четверть, а премиальная от «Бахетле» — сразу на 19%
Желтые ценники продержались еще один год, «Бахетле» ушел в сторону импорта: с какими трендами ретейл завершает год?
«БИЗНЕС Online» продолжает проект «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“», в котором мы анализируем цены на продукты в двух торговых сетях Казани. Раз в квартал наши журналисты вооружаются списком покупок и идут в магазины, чтобы зафиксировать ценники. Новый поход мы предприняли в начале декабря, чтобы получить годовую статистику и посмотреть, как изменились магазинные полки. В конце года мы традиционно сравниваем ценники с прошлогодними цифрами (декабрь 2023-го с декабрем 2022-го), а также с ценниками минувшей осени, чтобы отследить подорожание за квартал. Спойлер — базовая корзинка экономного потребителя из «Магнита» за год подорожала почти на четверть, а премиальная от «Бахетле» — сразу на 19%. Но обо всем по порядку.
Чем отметился год? Выделим основные тренды:
1. Соццены. Еще в начале 2022 года крупнейшие игроки взяли на себя обязательства по ограничению 5-процентных наценок на молочные продукты, сахар, хлеб и овощи борщового набора. Соццена сохраняется второй год подряд, но сейчас желтые ценники со спецпометкой встречаются гораздо реже — на куриных яйцах, овощах, масле. По наблюдениям корреспондентов «БИЗНЕС Online», марки под соцценником регулярно меняются, однако эти товары стабильно остаются самыми дешевыми на полке.
2. Скачки валютных котировок, вызванные то ослаблением, то усилением курса рубля, приводили к такой же «скачкообразной» кривой цен на некоторые продукты (бананы, например).
Наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» начал вести в декабре 2014 года, после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно отслеживаем стоимость двух наборов продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю). Более доступный набор продуктов покупаем в казанских магазинах федеральной сети «Магнит», второй — подороже — в татарстанской сети «Бахетле».
Кроме того, последние несколько лет мы стали рассчитывать индекс «„Магнит“ базовый», в который вошли только продукты первой необходимости, без каких-либо излишеств. Такой набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, поскольку в простых, базовых, продуктах снижается возможность манипулировать ингредиентами, замещая их более дешевыми.
Отметим также, что, согласно методике, мы не используем карты лояльности торговых сетей, но покупаем товары по акциям.
3. Импортозамещение — еще один тренд. В «магнитовской» корзинке он коснулся только сладкой газировки: если в прошлом году полки постепенно замещались с иностранных Coca-Cola и Pepsi в пользу той же «Черноголовки», то в этом году ассортимент устоялся, появился и ценовой разброс. В «Бахетле» пошли по иному пути, предложив покупателям привычные вкусы, но импортированные из дружественных стран.
«Слава богу, импорт — это не только Европа, но и весь мир, который открыт. Доля импортной продукции в супермаркетах достигла 2,5 тысячи наименований, которые завозятся из 24 стран мира. На сегодня объем поставок импортной продукции, включая продукты питания, превысил 700 тонн, превзойдя показатели прошлого года почти в 2 раза. В числе импортных товаров — минеральная вода и сладкие газированные напитки, соки из фруктов и овощей, детское питание, чай, кофе, кондитерские изделия, макароны, оливковое масло, овощная консервация, чипсы, снеки, промтовары, детские игрушки и текстильная продукция», — рассказывала «БИЗНЕС Online» владелица «Бахетле» Муслима Латыпова.
За год самый выгодный десяток в «магнитовской» корзинке подорожал вдвое
Яичные разборки и «позолота» на бананах: лидеры годового подорожания
Абсолютный рекордсмен годового подорожания в декабре 2023-го — куриные яйца. За год самый выгодный десяток в «магнитовской» корзинке подорожал вдвое (с 60 почти до 120 рублей). Второй по доступности десяток подрос в цене на 50%, сейчас он стоит те же 120 рублей. В «Бахетле» яйца подорожали за год всего на 40%, но причина тому — высокая база: год назад десяток «кругленьких» стоил в магазинах данной торговой сети 93 рубля, в октябре его цена составила уже 116,90 рубля, а к декабрю доползла до 129,90 рубля.
Вообще, куриное яйцо несколько раз появлялось в повестке СМИ этой осенью и зимой и именно из-за стремительного роста отпускных цен: ФАС России пошла с проверкой в торговые сети и к производителям куриного яйца и мяса кур — на предмет картельного сговора, заинтересовались ситуацией в Генпрокуратуре и Госдуме, а национальный лидер страны Владимир Путин довольно шутейно спрашивал у главы минсельхоза РФ, «как у него с яйцами». Для спасения ситуации открыли импорт яйца из других стран.
Игроки рынка и эксперты объясняют: в случае и с куриным яйцом, и с мясом курицы речи о сговоре, вероятнее всего, не идет, удорожание объясняется сезонностью и слабым рублем. Учредитель отраслевого телеграм-портала «Продукт.Медиа» Михаил Лачугин напоминает, что птицефабрики сильно завязаны на импорте: иностранное оборудование, ветпрепараты, корма, иностранный биоматериал (почти все инкубационное яйцо) — по многим позициям российские птицефабрики зависимы от недружественных стран, которые хоть и не перестали все это поставлять, но продают по-прежнему за доллары и евро, которые росли в последнее время.
В марте 2022 года яйца в «Бахетле» стоили 118,3 рубля за десяток
Любителям поднимать «яичную» панику напомним, что в марте 2022 года яйца в том же «Бахетле» стоили 118,3 рубля за десяток. Цены на продукт, как мы видим, растут и падают периодически.
Что касается мяса кур, то упаковка бедрышек в «Магните» за год подорожала на 22%. В «Бахетле» на полках нашлось куриное филе от «Пестречинки» по 483 рубля за кило. Это на 6 рублей дешевле, чем в октябре, но по сравнению с прошлым декабрем цена выросла на 7,6%.
«Серебро» подорожания — у бананов: в «магнитовской» корзинке заморский фрукт прибавил в цене 73%, подорожав с 67 рублей до 116 за кило. Причем в октябре ценник был еще выше — 130 рублей за кило. В корзинке «Бахетле» бананы также на втором месте по росту цены: в декабре 2023-го килограмм стоил 179,9 рубля, тогда как в прошлом — на 63% дешевле. В октябре, напомним, бананы стоили 164,9 рубля. Зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов объяснял подорожание ослаблением курса рубля: южный фрукт приобретается за валюту и везется из-за рубежа за валюту.
Инфляционная «бронза» в «Бахетле» — у вина. Цены на алкогольный напиток резко взлетели, а вот ассортимент сильно сократился. Красного полусладкого почти не было на полках, в основном только белое сухое. Тем не менее бутылку по акции за 597 рублей найти удалось. Это на 60% дороже цены прошлого года.
Среди лидеров подорожания в «магнитовской» корзинке стоит отметить капусту, показавшую плюс 53% год к году. Здесь тоже сыграл эффект низкой базы: в декабре 2022-го ценники на капусту уронили до 13,6 рубля за килограмм, сегодня же в «Магните» овощ стоит 21 рубль. Но если сравнивать цены за последний квартал, то цена даже снизилась на 13%.
В «Бахетле» появились итальянские готовые наборы для приготовления ризотто: с сыром, грибами и трюфелями
Крупы, масло, майонез: рис стабильно дорожает, ценники на масло удерживают ассортиментом
«Царица круп» гречка, которая в прежние годы периодически оказывалась в центре ажиотажного спроса, в течение 2023-го только «сдувалась», потеряв за IV квартал 14% от своей цены, а за год — почти треть прошлогодней стоимости. Зато рис уверенно растет: самая доступная пачка крупы от СТМ «Магнит» так и держится в районе сотни рублей за 800 г, что сразу на 70% дороже, чем годом ранее. «Магнитовская» полка — маленькое отражение глобальной ситуации в мире: из-за экстремальной жары и засухи, а также запрета на экспорт и сокращения посевных площадей рядом стран цены на рис в Азии выросли до 15-летнего максимума.
Вероятно, именно этой ситуацией объясняется отсутствие риса для ризотто в «Бахетле». Зато появились итальянские готовые наборы для приготовления ризотто: с сыром, грибами и трюфелями. Их цена — от 358 рублей за упаковку. Что касается длиннозерного риса, то ассортимент сильно сократился: на полках татарстанской сети было только три марки, одна из которых — СТМ «Бахетле». Именно эта пачка и отправилась в корзину, как самая доступная: 900 г стоят 89 рублей, что на 40% дешевле других марок.
Кстати, о разнообразии. В «Бахетле», по нашим наблюдениям, существенно сократился ассортимент оливкового масла. От него осталась небольшая полка, зато завезли другие всевозможные виды растительных масел: льняное, конопляное, тыквенное — на любой вкус. Мы нашли баночку по цене 280 рублей за 250 миллилитров. Это самое дешевое предложение за весь год.
В «Магните» с подсолнечным маслом полный порядок: полки полны, самое доступное предложение — 89 рублей за 0,9 л (вновь — «Миладора») и литровая «Золотая семечка» за 110 рублей. За год самое доступное подсолнечное масло подорожало на треть (плюс 28%) — та же самая «Миладора» стоила в декабре 2022-го «социальные» 70 рублей. Что касается «Золотой семечки», то за год она подешевела на 11% из-за акции.
Майонез пока не показывает рекорды подорожания, несмотря на рост цен на подсолнечное масло: собственный майонез «Бахетле» все также 110 рублей (плюс 10% по сравнению с прошлым декабрем). «Магнит» порадовал акционной упаковкой за 144 рубля, что даже дешевле, чем год назад (минус 4%: мелочь, а приятно).
Майонез пока не показывает рекорды подорожания
Перейдем на «хлебные» полки. В «Бахетле» не осталось отечественных спагетти, кроме Barilla. От этого цена заметно выросла — до 132 рублей за упаковку при цене 69,9 в октябре (плюс 54%). Импортные марки приумножились, но самой выгодной осталась пачка Zaffiri (139 рублей), за год в цене она не выросла.
В «Магните» мы выбираем самые дешевые варианты. На этот раз, как и весь год, самым доступным предложением остаются «перья» от СТМ «Моя цена», которые за год «похудели» на 10%.
Зато хлеб постепенно растет в цене. «Бородинский» в «Бахетле» за год подорожал на почти 20%, в «Магните» хлеб «Новый» стал дороже на треть. Даже буханка социального хлеба — «Сельского», который постарались максимально удешевить за счет отсутствия упаковки или замены ее на пластиковый пакет, — подросла за год на скромные 2%.
Хлеб постепенно растет в цене
«Домик в деревне» пропал с радаров, салат из крабового мяса резко подорожал
Что еще отметили корреспонденты на прилавках? В «Бахетле», например, можно наконец повыбирать рыбку, причем даже собственного производства сети. Цена, правда, не радует: за килограмм красной слабосоленой рыбки от «Бахетле» просят 3 059 рублей (в октябре цена других марок была 2 999 рублей), за год рост составил 29,65%.
Некоторые товары собственного производства сети тоже подорожали. Салат с крабовым мясом за квартал подорожал на 49 рублей до 459 рублей за кило (плюс 14% к году). Губадья не осталась в стороне: плюс 16% от прошлогодней цены и плюс 7,5% от октября. Теперь она стоит 559 рублей за кило. Дороже на 17% стала поджарка из говядины: сейчас килограмм стоит 1 049 рублей по сравнению с 900 рублями, которые стабильно держались в течение года. Не так сильно «штормило» чак-чак — десерт подорожал на 10 рублей с октября (плюс 4%) до 259 рублей. Пельмени же поднялись в цене на 7% по сравнению с прошлым годом, сейчас они стоят 652 рубля за килограмм. Стабильным с октября остается эчпочмак: 60 рублей, но за год он подорожал на 22,5%.
В «Бахетле», например, можно наконец повыбирать рыбку, причем даже собственного производства сети
Брауншвейгская колбаса держится стабильно: все еще 1 440 рублей с октября, но за год подорожание составило 10,8%.
Меняется в «Бахетле» ассортимент молока. В этот раз самая выгодная пачка стоила 84 рубля, в октябре цена была 104 рубля (минус 19%.) Сливочное масло, наоборот, подорожало: самая выгодная пачка нашлась за 889 рублей при пересчете на килограмм, это на 46% дороже прошлого декабря и на 30% больше октябрьской цены. Неизменно в цене держится йогурт: 46 рублей за упаковку в 150 граммов.
Интересное происходит с шоколадными полками. Если в октябре все было забито разными видами «Аленки», то сейчас от нее осталось два вида плиток, да и то сильно подорожавших. На этот раз в «Бахетле» шоколад продавался в основном только импортный, причем самый выгодный — сербский, по 140 рублей за плитку. Это дороже прошлогоднего акционного Alpen Gold на 133%.
В «Магните» удивили молочные полки: ультрапак от СТМ «Моя цена» на месте, а вот «Домика в деревне» мы не нашли в двух магазинах «Магнита» в Казани, на торговых полках от молочного магната АО «Вимм-Билль-Данн» были только сливки. Поэтому для чистоты эксперимента в таблице указали стоимость бутылки пастеризованного «Домика в деревне» в «Магните Семейном» на Чистопольской, которая есть на официальном сайте торговой сети.
Как и в «Бахетле», в «магнитовской» корзинке прибавил веса шоколад. Знакомая плитка от «Россия — щедрая душа» в пересчете на 95 г стоит теперь почти 64 рубля — плюс 51% год к году (и это еще со скидкой в 40% что год назад, что сейчас).
В «Бахетле» шоколад продавался в основном только импортный, причем самый выгодный — сербский, по 140 рублей за плитку
Это уже не прогнозы: дистрибьюторы и производители предупреждают о росте цен
Подведем итог. Премиальная корзинка продуктов от «Бахетле» «вытянула» на 11,1 тыс. рублей. Это на 19,28% дороже прошлого декабря и почти на 5% выше октябрьского чека.
В «Магните» ситуация интереснее. «Большая» корзинка демонстрирует удивительную покорность валютным скачкам и всевозможным удорожаниям: она «вытянула» на 3 052 рубля, что всего на 1% выше, чем годом ранее, и на 4% дешевле, чем в октябре. Но в этом наборе продуктов многое решает кофе — дорогой товар, на который, однако, магазины часто объявляют крупные скидки. Например, в декабре 2022-го кофе Nescafe Gold ушел в нашу корзинку по полной стоимости, а в декабре 2023-го — по акции, вот и получилось, что за год кофе подешевел на 36%. Кофе Jacobs Monarch, как и год назад, снова удалось урвать по акционной цене, так что номинально кофе подорожал всего на 17%. Вместе с подешевевшими колой, гречкой и молоком они сумели уравновесить подорожание других товаров.
В базовую же корзинку «Магнита» «буржуйские» напитки не входят, в нее мы традиционно включаем самые простые продукты питания (картофель, курицу, рис). Так вот, в декабре 2023-го эта самая базовая корзина обошлась нам в 1 255 рублей, что на 17% больше, чем в октябре этого года, и на 24% выше прошлогоднего чека. На наш взгляд, это красноречиво характеризует ситуацию с ценами на продовольствие.
В 2024 году, увы, следует ждать дальнейшего роста цен на продукты, о чем говорят и сами производители, а также дистрибьюторы. Они уведомили ретейлеров о повышении с начала следующего года на 5–20% отпускных цен на широкий перечень товаров — от молочной продукции, кофе, соков, риса до кондитерских изделий. Компании аргументируют это ростом курса валют, что влияет на затраты на импортное сырье, и подорожанием более чем на треть услуг на перевозку грузов внутри страны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.