«Лазер — готовое устройство не только для текущих, но и еще для невозникших задач. Какое применение найти этой технологии, лучше всего договариваться сообща: научному сектору, бизнесу и властям. Именно так делают во всем мире и добиваются ошеломительного прогресса», — говорит амбассадор проекта Laserskills Николай Насонов. В интервью нашему изданию он рассказал, с какими заказами к нему обращался Merсedes, Московский метрополитен, промышленные предприятия, сколько миллиардов Intel, Apple и Samsung отдали за лазерные технологии и можно ли реализовать мечту Валентины Матвиенко сбивать сосульки лазером.
Николай Насонов: «Без лазера невозможно представить развитие электроники, здравоохранения, промышленности, автомобилестроения и других секторов экономики»
«Владеть лазерной технологией — дорого. Ради ее создания объединяются даже такие конкуренты, как Apple и Samsung»
— Николай Владимирович, в 2008 году вы открыли Лазерный центр РТ. Насколько за 15 лет работы вырос интерес к лазерным технологиям?
— Спрос на лазерные технологии очень высокий, поскольку во всех отраслях это одно из самых востребованных решений. Без лазера невозможно представить развитие электроники, здравоохранения, промышленности, автомобилестроения и других секторов экономики.
Успех всех крупнейших технологических гигантов мира, таких как Intel, Apple, Samsung, напрямую зависит от развития лазерных технологий. Ведь с помощью лазера производятся процессоры и другие элементы для всех их гаджетов.
Владелец и разработчик передовых технологий — голландская компания ASML, где директором по разработкам является выпускник физтеха и наш соотечественник Вадим Банин. Так вот, чтобы ASML построила установку для производства процессоров по EUV-литографии, Intel, TSMC, AMD, Qualcomm и Samsung инвестировали от 14 до 21 миллиарда долларов! Внутри системы установлен специальный углекислотный лазер. Его мощность — 30 киловатт, и он «стреляет» в каплю олова 2 раза. Первый выстрел идет в каплю олова и превращает каплю в блин — она становится легкой мишенью для второго залпа, который ее поджигает. И происходит это 50 тысяч раз в секунду! А образовавшаяся плазма и излучает этот свет в экстремальном УФ-спектре, который необходим для создания современных процессоров.
— Невероятные суммы…
— В этом и кроется загвоздка развития.
Владеть технологиями — дорого. Но ради ее создания и развития объединяются даже такие конкуренты, как Apple и Samsung.
Этот пример в очередной раз доказывает, что лазерные технологии — искусство коммуникаций. И нам в республике тоже стоит взять такой подход на вооружение. Мы отрабатываем данный подход с 2008 года. В какой-то мере у нас тоже договор с Татарстаном: мы предоставляем самые современные решения и услуги, занимаемся с детьми и молодежью, а все элементы системы эффективно взаимодействуют с нами.
— Что вы имеете в виду?
— Лазер — готовое решение даже для тех задач, которые еще не возникли. Но их можно определить. Для этого нужно проводить мозговой штурм с бизнесом, научным сообществом и властями. Я убежден, что республика созрела для создания лазерного кластера, где мы могли бы объединить накопленный опыт и компетенции всех участников. Таким образом, бизнес получит возможность взять в свой арсенал передовые технологии и сможет зарабатывать на их продаже по всему миру, власти получат дополнительный приток вливаний в бюджет в виде налогов, а научное сообщество и подрастающее поколение — возможность для непрерывного развития. К сожалению, сейчас разные игроки нашего рынка пытаются вести работу самостоятельно.
Встал вопрос о создании аналога «КАИ-Лазера», только в области лазерной наплавки и упрочнения. ИВФ РТ, наверное, видит успешные отчеты проектов, поддержанных «КАИ-Лазером», с литером «минэкономики РТ», они должны это видеть…
Сейчас, пожалуй, «КАИ-Лазер» — единственный инжиниринговый центр (созданный по программе Минэкономразвития РФ), проекты которого отчитались в институты развития о миллиардных продажах, им выделили дополнительное финансирование на получение европейских сертификатов и продажи в ЕС. Об успехах, перспективах разработок много рассказывал экс-ректор КАИ Альберт Гильмутдинов. Я, как специалист по инновационной инфраструктуре, много раз рассказывал о методах работы, видах заработка, но, к нашему сожалению, никто не слушает. Ежегодно вокруг инжинирингового центра крутится сотни миллионов рублей. Успех хотят повторить или поучаствовать многие!
Я вообще боюсь, что Альберт Харисович уедет из Татарстана со всеми наработками и через пару лет прилетит на своем частном самолете, как это уже было в истории развития лазерных технологий в России (смеется).
«В компетенции «Цифровая фабрика» блока FutureSkills на Мировом чемпионате WorldSkills Kazan 2019 показали оборудование, разработанное при поддержке «КАИ-Лазера». Это было единственное российское оборудование среди 7 японских фирм в этой компетенции»
— Вы уже вели с кем-то из других игроков рынка переговоры о создании кластера?
— В Татарстане пока нет. На мой взгляд, здесь не обойтись без помощи руководства республики. Дело в том, что в 2014–2015 годах тогдашний министр экономики РТ Артем Здунов заложил правила игры в Татарстане. Мы непрерывно развиваемся благодаря тесному и плодотворному сотрудничеству с министерством промышленности и торговли РТ, хорошо проявили себя на международной арене и ввели компетенцию в движение WorldSkills. В компетенции «Цифровая фабрика» блока FutureSkills на Мировом чемпионате WorldSkills Kazan 2019 показали оборудование, разработанное при поддержке «КАИ-Лазера». Это было единственное российское оборудование среди 7 японских фирм в этой компетенции. Вообще, чемпионат WorldSkills Kazan 2019 показал, что на площадках блока FutureSkills (компетенции будущего) было больше всего лазерного оборудования!
У нас есть соглашения с ведущими университетами России: ИТМО, МИФИ, МФТИ, НАМИ, например, в рамках трехстороннего Соглашения с Минпромом РТ, ИТМО мы подготовили программу для детских технопарков «Кванториум» по направлению «Лазерквантум», в кооперации с заводом «Элекон» и казанским квантовым центром вошли в топ-10 уроков технологии глазами ребенка АСИ, в ТОП-10 лучших методических практик в системе СПО по стандартам WorldSkills. У нас есть и свои учебные центры в Москве, где мы обучаем юные таланты от 6 и до 18 лет.
В нашем портфеле есть заказы от таких гигантов, как Mercedes и Schneider Electric. Имеются и уникальные решения. Например, мы наносим шкалу лазером на иголку толщиной 0,5 миллиметра. Представьте, какой уровень мастерства должен быть, чтобы справиться с такой сложной задачей. Помогли оснастить лазерными станками и обучить персонал более чем на 200 предприятиях ПФО.
Работали по проекту оснащения Московского метрополитена терминалами оплаты картой «Тройка». Я иногда шучу, что таким образом мы создали самый большой шоурум в мире наших работ.
«Главное наше достижение — мы оказываем услуги населению Татарстана, а качество не уступает тому, что можно видеть в автомобилях Mercedes и AURUS»
В период пандемии мы работали в непрерывном режиме вместе с компанией «Эвоток Мирай Геномикс», которая обеспечивала тестами на COVID-19 систему здравоохранения РФ.
У нас сформированы теплые отношения с одним из крупнейших производителей лазерных излучателей в РФ — НТО «ИРЭ-Полюс». Это дочерняя компания IPG Photonics Corporation, которая, в свою очередь, является мировым лидером в производстве лазерных излучателей, а весь топ-менеджмент компании — русскоговорящие люди и выходцы из нашей страны.
Главное наше достижение — мы оказываем услуги населению Татарстана, а качество не уступает тому, что можно видеть в автомобилях Mercedes и AURUS. В период параллельного импорта популярной услугой стала русификация ноутбуков: мы наносим русский алфавит в до 10 тысяч ноутбуков ежемесячно! Причем многие владельцы лазерного оборудования размещают заказы у нас.
— Но время идет и вы задумываетесь о создании кластера?
Да, проведена большая плодотворная работа. Мы бы могли объединиться и взять на себя креативные индустрии, прецизионную лазерную микрообработку. Наш лазерный центр — один из самых компетентных в этом направлении.
Также по заказу НАМИ мы принимали участие в масштабном проекте по созданию отечественных автомобилей на единой модульной платформе «Кортеж».
Второе направление «КАИ-Лазера» — мощные промышленные лазеры. Третье направление — ИФВ РТ — лазерная наплавка и упрочнение.
«На горизонте 2–3 лет можно выйти на оборот в миллиард рублей в год»
— Во многих отраслях сейчас сложно с кадрами. Как обстоят дела в вашем секторе?
— У нас очень сильная лазерная школа в России, но надо работать, чтобы школьники Татарстана поступали в ИТМО, МФТИ, МГУ, например, как это происходит в Мордовии у Здунова! Там мощный лазерквантум в Детском технопарке «Кванториум», а также есть кластер во взрослом… В Казани, к сожалению, вообще нет детского технопарка…
Детский технопарк — это когда для детей по приоритетным направлениям региона все бесплатно! Надо создавать аналогичный проект здесь! Мы сейчас работаем в проекте по созданию детского технопарка более 5 тысяч квадратных метров, там для детей делают современный виварий… Представляете, какие технологии дают регионы в пользование молодежи!
Самая большая проблема, которую сложно решить оперативно, — численность населения. Чтобы развивать такие высокие технологии, нужно высокое потребление — это рынок для 300 млн человек как минимум.
В текущих реалиях даже представить такое сложно, поэтому я считаю, что нам надо следовать в другой парадигме: консолидировать наши мощности тут, договариваться внутри рынка, чтобы разрабатывать технологии и осуществлять их трансфер за границу. Тогда это может дать хороший эффект для отрасли.
— Вы уже просчитывали экономический эффект от создания лазерного кластера?
— В горизонте 2–3 лет можно выйти на оборот в миллиард рублей в год.
А через 5–7 лет вполне достижима цифра в 10 миллиардов рублей.
«Мы участвуем в реконструкции Спасской башни Казанского кремля»
— Какие проекты сейчас в работе?
— Проектов очень много: мы постоянно открываем для себя новые направления, о многих проектах мы не можем говорить по соглашениям с партнерами. Спасибо нашему министерству промышленности и торговли РТ за системную работу! Одно из актуальных — макетная мастерская Laserskills. Сейчас мы участвуем в реконструкции Спасской башни Казанского кремля.
«Сейчас мы участвуем в реконструкции Спасской башни Казанского кремля»
Макет можно сделать разными способами, в том числе и напечатать его на 3D-принтере, но разница будет очень существенной, у последних качество ниже. Наш макет Спасской башни недавно представили на суд Раиса Татарстана Рустама Минниханова. Результат его впечатлил.
Сейчас мы обучаем в макетной мастерской детей — лазерные технологии очень хорошо развивают инженерное и пространственное мышление. Это наиболее доступный и прогрессивный способ обучения современного инженера. Опять же, фанера очень дешевая, а ЗD-принтеры — дорогая технология и не всегда надежная.
Мальчики при помощи лазера создают детали и механизмы квадрокоптеров, роботов. А девочки могут развивать навыки в моде: с помощью лазера можно создавать лекала для шитья.
— Какие у вас еще планы по развитию?
— В обозримом будущем хотим создать маркетплейс подарков, где любой желающий сможет выбрать основу (ежедневники, ручки, флешки и т. д.), выбрать и/или создать дизайн, способ нанесения гравировки. Предварительный результат можно будет скинуть на согласование руководству или членам семьи и после одобрения сделать заказ. Рынок подарков исчисляется десятками миллиардов рублей, и мы хотим занять свою нишу.
«Наш макет Спасской башни недавно представили на суд Раиса Татарстана Рустама Минниханова. Результат его впечатлил»
Мы участвуем с партнерами в создании программы «Цифровой завод», нас поддерживает минпром РФ. Программа нацелена на то, чтобы дать детям инженерную базу: ребенок должен уметь делать плату, корпус, детали, механизмы машин и так далее, а не только собирать части конструктора.
Участвуем в создании Национальной киберфизической платформы «Берлога». Уникальный продукт, который позволяет ребенку сначала в игре произвести манипуляции с лазером, а потом повторить это в реальном мире. Первые тестовые занятия в Башкирии показывают интерес у детей. Вообще, дети проявляют огромный интерес к лазерам. Поэтому мы планируем создать учебную программу для школ, учреждений ДПО Лазерные технологии 100+ уроков. 10 модулей по основным направлениям подготовки детей. И я думаю, что мы создадим кластер или технологический хаб.
— Несколько лет назад Валентина Матвиенко, будучи губернатором Санкт-Петербурга, предлагала сбивать лазером сосульки… Возможно ли реализовать подобную идею в жизнь?
— Есть переносные установки, позволяющие лазером рубить деревья, разбирать завалы. Лазером можно сбивать и летающие аппараты. Единственное ограничение — для такого выстрела требуется очень много энергии в моменте, и весь вопрос в ее источниках.
Так что мешает использовать эту технологию для того, чтобы сбить сосульки? Повторюсь, лазер — это многофункциональное устройство, способное решать любые задачи, даже те, что еще не стоят перед человечеством. И для Татарстана, как для передовой республики, критически важно быть первыми в этом направлении. Тогда мы сможем разрабатывать технологии и контролировать их внедрение в России, а может, и мире.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.