Джузеппе Спарта был самым любимым и известным итальянцем в республике, он не просто открыл первую в Казани пиццерию на Кремлевской, а построил мост дружбы между Татарстаном и Италией — так тепло вспоминают сегодня самого первого пиццайоло республики, ушедшего в мир иной два года назад. И живущие в Татарстане выходцы из Италии надеются на развитие итальяно-татарстанских отношений. Для этого они создали итальянское национально-культурное объединение им. Джузеппе Спарты. О том, почему они так и не покинули Россию и каково это — вести бизнес по-итальянски в эпоху санкций, когда анчоусы днем с огнем не сыскать, а оливки с корнишонами резко подскочили в цене, — в материале «БИЗНЕС Online».
Организацию назвали в честь известного ресторатора и отельера Джузеппе Спарты, умершего в конце 2021 года. Организаторы решили увековечить его имя, ведь он был первым итальянцем после распада СССР, который жил в Казани
Великий итальянец для Казани
Как выяснил «БИЗНЕС Online», в начале года в Татарстане открылась региональная общественная организация «Итальянское национально-культурное объединение имени Джузеппе Спарты». Председателем организации назначен Гуидо Гуэррини — итальянский автогонщик c российским гражданством.
Житель Казани итальянского происхождения Гуэррини с 2008-го участвует в чемпионатах FIA EcoRally Cup среди электрических и водородных автомобилей. В 2016 и 2017 годах Гуэррини выступил победителем Кубка FIA для автомобилей с альтернативными источниками энергии. В 2023-м гонщик занял второе место чемпионата мира FIA по экоралли. Всего за свою карьеру казанский спортсмен завоевал два титула среди штурманов, а также 7 вторых мест среди пилотов. В столице Татарстана Гуэррини проживает с 2016 года.
Председателем организации назначен Гуидо Гуэррини — итальянский автогонщик c российским гражданством
Организацию назвали в честь известного ресторатора и отельера Джузеппе Спарты, умершего в конце 2021 года. Организаторы решили увековечить его имя, ведь он был первым итальянцем после распада СССР, который жил в Казани, вел бизнес, а также был одним их первых, кто внес большой вклад в татарстанский туризм.
По словам председателя государственного комитета по туризму Сергея Иванова, Спарта являлся одним из первых, кто поверил в развитие туризма в Татарстане. «Это был самый любимый и известный итальянец в Татарстане. И я думаю, что он еще долго останется таким», — добавил Иванов.
Джованни Байамонте познакомился с Джузеппе Спартой сразу же, как прилетел в Татарстан
«Два года назад умер господин Джузеппе. Наше объединение продолжает его направление. Я так же, как и он, родился на юге Италии. Он жил в итальянской области Сицилия, в городе Мессине, а я в Палермо, буквально в 10–15 километрах от него. Когда я прилетел в Татарстан, в первую очередь познакомился с ним. Нас объединяла конкурентоспособная среда», — так вспоминает о нем Джованни Байамонте, шеф-повар в загородном клубе «Утрау», совладелец ресторана Limoncello и модного бутика итальянской одежды Boutique Del Corso.
Джузеппе Спарта приехал в Казань в 1993 году и стал одним из первых иностранцев, создавших свой бизнес в Татарстане. Он являлся владельцем и руководителем ООО «Отель Джузеппе»: гостиницы, ресторана и пиццерии на улице Кремлевской.
Пиццерия на Кремлевской была в те годы культовым местом. В стране тогда только отменили карточную систему и постепенно начала расцветать свободная торговля. В 2000 году Спарта открыл в выкупленном здании пиццерии отель, которому также дал свое имя.
В 1996-м Спарта женился на Наиле Спарта, тогда же у них родилась дочь Мария-Луиза.
В 2015-м Спарта получил медаль РТ «За доблестный труд» за большой вклад в обеспечение высокой культуры обслуживания населения и многолетнюю плодотворную работу.
Приключения итальянцев в Татарстане
Оказалось, что проживающие в Татарстане итальянцы задумали создать такую ассоциацию еще два года назад, когда узнали о существовании Дома дружбы народов Татарстана. Основная цель организации, чтобы итальянцы лучше знали о Татарстане, а спустя время появилась новая связь между Италией и Татарстаном. «Для нас очень важно построить мост между государствами, а не стену», — говорит Гуэррини.
Цель Гуэррини — сделать Татарстан и Италию «братскими»
В настоящее время организация проходит некоторые бюрократические процедуры для полноценного входа в ассамблею представителей народов, проживающих на территории Республики Татарстан. На сегодняшний день в состав ассамблеи народов Татарстана входят 40 национально-культурных объединений, представители разных национальностей, итальянская организация пока еще в нее не входит, пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель молодежной ассамблеи народов Татарстана Тимур Кадыров. После всех формальностей итальянское объединение начнет полноценно осуществлять свою деятельность в республике. По словам Кадырова, из-за санкций или СВО количество национально-культурных объединений не уменьшилось, ни одна из подобных организаций Татарстана не закрылась.
Гуэррини считает, что в течение года или двух лет ассоциация сможет сделать РТ и Италию «братскими», а саму Казань превратить в подобие Флоренции. «Спорт, культура, музыка, кино и кухня — это все то, что поможет объединить народы, — уверен спикер. — В Казани уже работают итальянские повара, есть представители и в спорте: в мужском волейболе аналитик-тренер Томазо Тотоло, за казанский УНИКС раньше играли два итальянца».
Гуидо Гуэррини (в центре) вместе с Томазо Тотоло и Эленой Пьетрини
Всего в Татарстане проживают 60 итальянцев, из которых 29 — дети. При этом в самой Казани диаспора мала — около 10 итальянцев, из которых на постоянной основе проживают в городе около 5–7 человек. «Внутри диаспоры дружеские отношения, всех нас объединяют общие интересы, например, мы ярые фанаты футбольного клуба „Интер“ из Милана. Регулярно общаюсь с создателем объединения — Гуидо Гуэррини», — добавил Байамонте.
С чего начнется строительство «моста»
На своих встречах земляки придумывают способы внедрения своей культуры в Татарстане, а также идеи, связанные с объединением с татарской культурой. Тем более у некоторых из них жены — татарки. Отсюда и желание не только объединить итальянцев, но и приобщить к итальянской культуре татарстанцев.
Джованни Байамонте: «Я люблю Россию, мне здесь нравится, тем более у меня жена — татарка»
«Мы знаем, что русские и татары любят нашу кухню. Мы сделаем мастер-классы для людей, которые хотят научиться делать пиццу, настоящую пасту. Здесь есть 20–30 итальянских ресторанов, но они ненастоящие. Только два настоящих, где есть итальянский повар», — поделился своими наблюдениями Гуэррини.
Байамонте планирует через две недели с коллегами из объединения запустить фуд-проект в Италии. После того как проект пройдет тест-драйв в этой стране и окажется успешным, его спроецируют в Казани. «Перспективы на развитие итальяно-татарстанских отношений в условиях санкций есть, но нужно отдельно рассматривать направления, так как не все можно», — добавил шеф-повар.
Например, в настоящее время в России для итальянцев актуальны две ниши, которые особо не пострадали от санкций, — это общественное питание и мода (пошив и продажа одежды), поясняют наши собеседники.
«Мы люди западные, и, к сожалению, наша страна сейчас не дружит с Россией. Несмотря на это, итальянцев здесь прибавилось, а не убивалось. Я люблю Россию, мне здесь нравится, тем более у меня жена — татарка, надеюсь прожить здесь свою старость. У нас даже семейные традиции одинаковые», — добавляет Байамонте.
Экспорт упал на 60%, импорт — на 19%
«Через развитие культуры надо восстановить то, что было разрушено геополитическими играми. После полноценного запуска в работу я приеду в Казань и буду помогать своими связями с другими итальянцами и предприятиями, чтобы повысить их интерес к Татарстану», — сообщил «БИЗНЕС Online» президент ассоциации итальянских предпринимателей в России Витторио Торрембини.
Он гордится тем, что его друзья (итальянцы в Татарстане) использовали имя Спарты и через это имя нашли повод открыть культурный центр. «Спарта был кусочком Италии в Татарстане. Все отношения между Италией и республикой выстроены в том числе благодаря Джузеппе», — добавил он.
Торрембини уже почти 35 лет представляет в России интересы итальянского бизнеса. В нашей стране он с 1989 года и признается, что уже наполовину ощущает себя русским. Глава итальянской ассоциации подчеркнул, что не только русские любят Италию, но и итальянцы любят Россию.
Всего в стране проживают 6 тыс. человек, некоторые трудятся на созданных ими совместных предприятиях. Антироссийские санкции создали очень много барьеров для открытия новых бизнес-направлений. Несмотря на это, действующие до февраля 2022 года итальяно-российские предприятия практически в полном составе продолжили свою деятельность на территории страны — закрылось только 5% предприятий. 95% — это компании, которые имеют производство в России.
По словам Торрембини, экспорт товаров из РФ в Италию в 2023 году составил 3,5 млрд евро, а импорт — 4 млрд евро. Если импорт упал по сравнению с 2022-м на 19%, то экспорт — на 60%. При этом, например, если учесть тот факт, что немецкая промышленность использует итальянские комплектующие, де-факто Италия в денежном выражении потеряла намного больше. Если же брать официальную статистику, то по итогам 2021 года товарооборот России с Италией составлял $31,3 млрд. Экспорт РФ в Италию в 2021-м составил $19,3 млрд, а импорт — $12 миллиардов.
«Анчоусы, похожие на русскую кильку, уже нигде не купить»
Маттео Белли — владелец кофейни Caffé Milano в Иннополисе:
— Мы решили объединиться, чтобы разрушить барьеры и стереотипы об итальянцах и Западе, а также для того, чтобы наладить доброжелательные отношения между Россией и Италией.
Маттео Белли хочет разрушить барьеры и стереотипы об итальянцах и Западе
В будущем планируется организация мастер-классов, лекториев, ярмарок. Итальянцы уже давно участвуют в различных сферах жизни россиян, например, спортсменка Элена Пьетрини играет за женский волейбольный клуб «Динамо», а Томазо Тотоло является тренером-аналитиком команды мужского волейбольного клуба «Зенит». Мы все тесно общаемся между собой. Я занимаюсь кофейным бизнесом, в принципе, санкции не влияют на мой бизнес. У меня в заведении в основном кофе и десерты, для которых нужен сыр, но эту продукцию можно купить и в Татарстане. Однако я надеюсь, что санкции когда-нибудь снимут и у меня появится возможность привезти деликатесы из Италии.
Джустино Канджано — шеф-повар и владелец ресторана-пиццерии Basilico в Казани:
— Basilico — это ресторан, где и шеф-повар и управляющий — итальянец. Раньше в Казани жил Джузеппе Спарта, мы с ним познакомились в день чемпионата мира. В честь него мы назвали нашу итальянскую ассоциацию с целью продолжить его направление. В республике много людей, которые любят итальянскую культуру, музыку, итальянский язык, поэтому мы должны построить «мост» между всеми народами Татарстана.
Джустино Канджано считает, что нужно построить «мост» между всеми народами Татарстана
Я занимаюсь ресторанным бизнесом почти 10 лет. Несмотря на санкционные отношения с Западом, перспектива развития итальянской кухни есть. Ввиду санкций были тяжелые моменты, за два года цены на томатную пасту, масло, оливки, корнишоны выросли на 35 процентов. Я всегда закупал продукцию с запасом, однако анчоусы, похожие на русскую кильку, уже нигде не купить. Многие рестораторы нашли замену, например, закупили шпроты, но мы стараемся находить оригинальные товары, даже через московских поставщиков.
Я очень люблю Татарстан за отношение гостей, есть постоянные посетители, которые ценят итальянскую кухню, и они готовы платить за качество продукта. На протяжении 10 лет к нам приходят гости из любых точек мира, это единственная причина, почему я до сих пор работаю в Татарстане. В Италии отношения посетителей-спортсменов с различными заведениями общепита строятся очень тяжело, они едят только там, где им скажет их клуб. В России таких проблем нет, за столько лет работы я принимал у себя в ресторане различных как и российских, так и иностранных спортсменов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.