Наблюдательный совет ВТБ принял стратегию развития банка на ближайшие три года. Ключевыми задачами стратегии станут увеличение клиентской базы, обеспечение доступности банковских продуктов и развитие ИИ. За счет чего банкиры планируют это сделать, читайте в нашем материале.
ВТБ планирует расширить доступность банковских продуктов для 100 млн россиян
Доступ к финансовым продуктам и сервисам получат 100 млн россиян
В последние годы экономика России перестраивается, ориентируясь на потребности внутри страны. ВТБ, который зачастую ассоциировался как банк, работающий исключительно с корпоративным бизнесом, сейчас серьезно усиливает работу с розничными клиентами.
«Мы формулируем свою задачу очень просто: быть там, где клиент. И здесь видим серьезный потенциал роста. Ключевой приоритет на ближайшие три года — это увеличение клиентской базы с 19,3 до 35 млн человек, — отмечает заместитель президента – председателя правления банка ВТБ Георгий Горшков. — При этом в целом доступ к нашим финансовым продуктам и сервисам будет расширен до 100 млн россиян. Однако такой рост сам по себе не самоцель. Клиенты должны оставаться с нами ежедневно, чтобы они и их близкие доверяли банку ежедневные платежи и переводы, пособия и накопления, финансовые и нефинансовые услуги».
Отметим, что с 2019 года ВТБ в 1,5 раза увеличил число активных клиентов. Сегодня банк выбирают 19,3 млн клиентов и членов их семей — это четверть экономически активного населения России. В прошлом году банк в 1,5 раза увеличил объем финансовой поддержки населения — клиенты получили в банке 2,7 трлн рублей. Основным драйвером стала ипотека, на которую пришлось больше половины продаж. Также за последние 4 года ВТБ утроил число клиентов, которые доверяют ему свои сбережения, — сегодня это 6,3 млн человек. А общий объем портфеля средств физлиц достиг 7 трлн рублей.
«В ближайшие три года ВТБ планирует развивать три основных направления, — продолжил Горшков. — Во-первых, расширять доступность обслуживания за счет увеличения офисной сети и масштабирования курьерской доставки. В данный момент банк присутствует в 79 регионах и в планах серьезно расширить присутствие в течение трех лет».
Число офисов банка увеличится на 40% и достигнет 1,8 тысячи. Нашей курьерской доставкой на горизонте трех лет смогут воспользоваться 92% россиян в 23 тысячах населенных пунктов. В целом мы делаем банк доступным в любом формате: онлайн, по телефону, в офисе, банкомате или через курьера.
Во-вторых, это технологии и повседневное финансовое обслуживание. ВТБ обеспечит технологический суверенитет онлайн-сервисов. Основная цель — чтобы клиенты могли бесперебойно пользоваться привычными услугами прямо в смартфоне, на импортозамещающих платформах, совершали операции в один клик.
И третье — это привлечение средств. По прогнозам ВТБ, за три года рынок рублевых пассивов физлиц увеличится более чем на треть. «Мы планируем развиваться быстрее и нарастить наш рублевый портфель к концу 2026 года примерно вдвое. Таким образом, россияне будут хранить у нас каждый пятый рубль», — резюмировал заместитель президента – председателя правления банка ВТБ.
Помимо этого, ВТБ почти полностью адаптировал банкоматы и онлайн-сервисы для самостоятельного использования незрячими и слабовидящими клиентами. Недавно банк завершил тестирование технологии, которая с помощью видеоаватара помогает проконсультировать по банковским продуктам глухих и слабослышащих клиентов. Запуск сервиса состоится уже в этом году.
К концу 2026 года ВТБ намерен увеличить клиентскую базу в 1,5 раза
ВТБ намерен в 1,5 раза увеличить число клиентов среднего и малого бизнеса
Не менее амбициозные планы у ВТБ в сегменте СМБ — согласно новой стратегии, к концу 2026 года ВТБ намерен увеличить клиентскую базу в 1,5 раза. Это вполне достижимый результат, если учитывать, что за последние пять лет ВТБ увеличил число активных клиентов среднего и малого бизнеса в 2,5 раза. Услугами банка уже пользуются 1,3 миллиона клиентов-предпринимателей и компаний. По оценкам ВТБ, это каждый третий реально действующий бизнес в России.
Также ВТБ продолжит активную работу во всех клиентских сегментах — от самозанятых и ИП, доля которых составляет более 50% в числе клиентов, до крупнейших компаний среднего бизнеса. Банк нацелен на построение долгосрочных отношений с предпринимателями независимо от масштаба деятельности.
«Всесторонняя поддержка среднего и малого бизнеса остается неизменным приоритетом ВТБ, — отметил заместитель президента – председателя правления банка ВТБ Денис Бортников. — Наша стратегия работы с предпринимателями показала свою эффективность как в периоды стабильности, так и в условиях экономической турбулентности и неопределенности. В рамках нового стратегического цикла планируем предложить клиентам принципиально новые стандарты отношений и обслуживания».
К 2026 году планируем увеличить кредитный портфель клиентов СМБ в 1,4 раза, а также нарастить долю рынка финансирования предпринимателей и предприятий.
«Мы понимаем ключевую роль кредитования для развития бизнеса и экономики в целом и продолжаем поддерживать клиентов в реализации их планов. Госпрограммы, в которых ВТБ принимает активное участие, — выгодный инструмент для снижения ставки в текущих условиях. Они позволяют получить финансирование не только крупному бизнесу, но и небольшим предприятиям, в том числе в формате экспресс-кредитования», — резюмировал Денис Бортников.
Кредитный портфель ВТБ в сегменте СМБ по итогам 2023 года превысил 3,1 трлн рублей, рост составил 27%, что выше темпов роста рынка корпоративного кредитования. Клиенты активно пользовались как базовыми продуктовыми предложениями банка, так и льготным финансированием. ВТБ участвует во всех основных государственных программах поддержки бизнеса — сегодня клиентам доступно 20 льготных инструментов, с помощью которых можно получить ставку по бизнес-кредиту ниже рыночной.
Доля льготных программ в общем кредитном портфеле ВТБ в сегменте СМБ превышает 22%. Наибольший объем приходится на кредиты, выданные по программе Министерства сельского хозяйства №1528, — 235,6 млрд рублей. Кредитный портфель по Программе №1764 Минэкономразвития составляет 169 млрд рублей — это пятая часть в общем портфеле сделок по стране. В рамках совмещенной Программы №1764 Минэкономразвития и Программы стимулирования кредитования субъектов МСП на долю ВТБ приходится 46% сделок, кредитный портфель банка — около 58 млрд рублей.
За 10 лет кредитный портфель КИБ вырос почти в 3 раза и достиг 10 трлн рублей, объем депозитов — в 4 раза и достиг порядка 5 трлн рублей, прибыль выросла в 3 раза.
КИБ обслуживает крупных корпоративных клиентов с годовой выручкой свыше 25 млрд рублей всех секторов экономики. Наши клиенты, а это порядка 1 700 групп компаний, — крупнейшие стратегические государственные и частные компании. В трехлетней стратегии КИБ заложен средний рост прибыли на 16% в год.
Активно ВТБ помогает бизнесу и во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По итогам 2023 года оборот ВЭД в национальных валютах клиентов среднего и малого бизнеса в ВТБ увеличился в 5,7 раза по сравнению с 2022 годом. И банк планирует удвоить этот объем.
Отметим, что клиентам ВТБ доступны расчеты во всех основных валютах дружественных стран, в том числе китайских юанях, индийских рупиях, армянских драмах, белорусских рублях, вьетнамских донгах, казахстанских тенге, иранских риалах, а также трансграничные расчеты в рублях. В ВТБ можно открыть счета своим контрагентам в зарубежных филиалах и дочерних банках группы ВТБ для быстрых и надежных международных расчетов, а также обслуживания сделки под ключ, включая сквозной валютный контроль.
В прошлом году банк внедрил ряд новых полезных сервисов: «распродажа валют», умный календарь ВЭД и онлайн-досье по контракту, платежи и документы через чат, предодобренный валютный контроль и другие. Набор решений «Таможенные сервисы» пополнился сервисом «ВЭД-дизайн» для комплексной проработки всех этапов сделки: от поиска партнера и расчетов до логистических и таможенных решений под контролем банка.
Направлению искусственного интеллекта уделено отдельное внимание в стратегии развития ВТБ до 2026 года
ВТБ переходит на Linux и вооружается ИИ
Для достижения технологического суверенитета и миграции с зарубежных программных решений на отечественные разработки ВТБ до конца 2024 года планирует перевести своих сотрудников на российскую операционную систему (ОС) Astra Linux. 3,5 тысячи сотрудников банка различных подразделений уже используют отечественное ПО в качестве основной операционной системы.
Работа ВТБ имеет важное значение для всей экономики. Это банк с масштабной инфраструктурой, где задействовано множество мультивендорных решений, которые нужно взаимоувязать и добиться бесперебойной работы на новой платформе.
«Наша основная задача — обеспечить корректное и безотказное функционирование ИТ-сервисов клиента, поэтому мы прилагаем все усилия к тому, чтобы инфраструктура была в полной мере подготовлена к миграции», — подчеркнул генеральный директор ГК «Астра» Илья Сивцев.
Внедрение новых технологий для ВТБ — привычное дело. Банк активно расширяет применяемые решения. Например, недавно внутри компании был создан и масштабирован на всю Россию сервис аналитики для оценки новостроек. В основе — универсальная платформа геоаналитики, позволяющая сопоставлять более 1 000 слоев данных из банковской сферы, телекома и digital*-сервисов. В решении используется обезличенная информация о жителях аналогичных домов, а также районов со схожей транспортной инфраструктурой, имеющих похожие интересы, структуру доходов, расходов и так далее.
Оценка рыночной стоимости строящейся недвижимости играет для банка важную роль в принятии решения о финансировании проектов. Новая разработка помогает повысить оперативность на этапе рассмотрения заявки на финансирование застройщика и получить более объективные и точные данные. Для застройщиков очень важны скорость и сроки. Использование программы позволило сократить сроки от обращения клиента до подписания кредитного договора в 3 раза.
«Наша программа учитывает множество факторов и показывает независимую от экспертного мнения оценку, что играет важную роль в общем процессе согласования сделки всеми участвующими в процессе подразделениями, — рассказал руководитель департамента анализа данных и моделирования, старший вице-президент банка ВТБ Максим Коновалихин. — Наиболее значимые конкурентные преимущества сервис дает в ситуации, когда строящийся жилой объект не имеет рядом аналогов, и оценить его, используя только метод сравнения с похожими соседствующими объектами, невозможно».
Также ставку в ВТБ делают на продукты с искусственным интеллектом (ИИ). В частности, его будут использовать для расшифровки видео-конференц-связи (ВКС).
«Всю аудиторию сервисов ВКС мы оцениваем в 20 млн пользователей в РФ. Из них регулярно функцией преобразования речи в текст пользуется порядка 1% аудитории. Мы прогнозируем, что этот показатель к 2027 году вырастет до 10% всех пользователей сервисов видеоконференций. Он может вырасти и до 20% — но только в случае развития не только сервисов транскрибации, но в целом сегмента цифровых ассистентов», — отмечает старший вице-президент, заместитель руководителя технологического блока ПАО «Банк ВТБ» Сергей Безбогов.
По оценке аналитиков ВТБ, компания со штатом в 10 тысяч человек может сэкономить до 7,5 тысячи часов в год, если вместо расшифровки онлайн-совещаний вручную будут использоваться нейросетевые алгоритмы.
«Развитие алгоритмов генеративных моделей, их апробация в используемых в банке сервисах — то, на что мы в ВТБ сейчас активно смотрим. В целом направлению искусственного интеллекта уделено отдельное внимание в стратегии развития ВТБ до 2026 года. Кроме того, мы ведем большую работу по совершенствованию внутренних сервисов, которыми пользуются наши сотрудники. Это также является одним из элементов нашей стратегии», — отметил Безбогов.
Сегодня в ВТБ выстроена единая внутренняя платформа для безопасных коммуникаций, в ее основе — решение от российской UC-платформы DION. Один из ее ключевых компонентов — видеохостинг DION Видео. Именно для этого решения была реализована интеграция инструмента speech-to-text ⃰ ⃰.
«Мы видим большой потенциал в использовании генеративных моделей для развития вспомогательных сервисов: голосовых помощников, цифровых ассистентов и других. Планируем и дальше изучать возможности их внедрения в своей инфраструктуре, тем более что и сами генеративные модели будут работать все результативнее при меньшем объеме затрачиваемых ресурсов», — резюмировал Безбогов.
*digital — «цифровой»
**speech-to-text — «перевод речи в текст»