Госкомпания «Автодор» накануне подняла тарифы на платных трассах в связи с инфляцией. При этом пользователи М12 «Восток», в особенности те, что живут за пределами Москвы и близлежащих регионов, оказались в практически «привилегированном» положении. Общий ценник для легковых машин на маршруте Москва – Казань поднимать не стали, а на участке Арзамас – Иннополис тариф и вовсе снизили. Откуда взялась такая щедрость, компания не уточняет. Но совсем недавно президент России Владимир Путин поручал кабмину и «Автодору» дать предложения по определению оптимальных тарифов с учетом востребованности трассы жителями регионов и бизнесом. О том, как поменялся тариф и почему это могло произойти, — в материале «БИЗНЕС Online».
Для владельцев легковых транспортных средств стоимость проезда от Москвы до Казани не меняется
«Автодор» снизил ценник от Арзамаса до Казани на 84 рубля?
Об изменении тарифов на платных трассах «Автодор» предупредил водителей 22 апреля. Стоимость проезда изменилась с 23 апреля, это ежегодная индексация, связанная с «инфляционным процессом», пояснила госкомпания в своем релизе. Вдаваться в детали там не стали и лишь обозначили, что в среднем стоимость 1 км пути по дорогам «Автодора» вырастет на 8% в зависимости от конкретной трассы. При этом ценник остается на 25–50% ниже пределов, установленных законодательством, сказано в сообщении. Выглядит как намек: дескать, могли бы поднять стоимость и выше, но не стали.
Пожалуй, самое интересное в релизе касается трассы М12 «Восток». Во-первых, для владельцев легковых транспортных средств стоимость проезда от Москвы до Казани не меняется, подчеркнули в компании. Второй «подарок» для татарстанских водителей — сетка тарифов меняется так, что проезд от Арзамаса до первого съезда на Казань (Иннополис) станет дешевле. Третий презент — вдобавок к действующей программе лояльности, которая позволяет автомобилисту сэкономить до 15% при покупке транспондера, добавляется «акция» на 2024 год, и автолюбители получат двойные баллы и возможность обменять их на скидку. И даже это еще не все. В мае 2024-го планируется ввести на М12 абонементы. Правда, деталей пока нет, о них компания пообещала рассказать позже.
Объявление компании вызывает сразу несколько вопросов, ответов на которые пока нет. Например, компания пишет, что общая стоимость проезда не изменится для легковых авто. А что с тарифами для грузовых автомобилей? Они вырастут? И если да, то на сколько? Также непонятно, за счет чего снижается ценник на участке от Арзамаса до первого съезда на Казань, если общая стоимость останется той же. Получается, на других участках тариф несколько вырастет? И если понизился ценник на проезд от Арзамаса до Иннополиса, то на сколько? «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в пресс-службу «Автодора», но пока не получил ответа.
Вдобавок к действующей программе лояльности, которая позволяет автомобилисту сэкономить до 15% при покупке транспондера, добавляется «акция» на 2024 год, и автолюбители получат двойные баллы
Стоимость проезда от Арзамаса до Казани для легковушек составляет 1 660 рублей, или 5 рублей 9 копеек за 1 км, говорили в компании в середине марта. Правда, не уточнялось тогда, о каком маршруте идет речь — с заездом со стороны Иннополиса или со стороны аэропорта «Казань», по новому мосту через Волгу. Сейчас, согласно калькулятору на сайте «Автодора», стоимость проезда от Арзамаса до Казани составляет 1 911 рублей (если заезд в город со стороны аэропорта) и 1 576 рублей (если платный участок завершается на пересечении с М7 у Иннополиса). Если речь шла о маршруте через Иннополис, видим снижение стоимости на 84 рубля.
Текущие расценки с ранее действовавшими сравнил «Коммерсантъ». Как отмечает издание, нынешняя индексация меньше всего отразилась на М12. Цены выросли максимально на 7% на участке Москва – Электроугли (до 139 рублей за 1 км), на остальных — в пределах 1–5%. «На отрезках М12 от Мурома, Владимира, Арзамаса до съезда на Иннополис цены даже упали на 0,2–3,6%», — говорится в материале.
«Автодор» в релизе не объясняет, почему сохранил общий ценник на М12 и снизилась стоимость на маршруте Арзамас – Иннополис. Здесь стоит напомнить, что в середине февраля президент России Владимир Путин по итогам большой декабрьской пресс-конференции поручил правительству РФ и «Автодору» дать предложения по определению оптимальных тарифов на проезд по платной трассе М12 с учетом востребованности жителями регионов и бизнесом. Поручение последовало после жалобы одного из жителей Москвы на, по его мнению, высокую стоимость проезда. Причем исполнить его нужно было в течение месяца. В середине марта «Автодор» предоставил «БИЗНЕС Online» комментарий, из которого следовало, что действующий тариф экономически обоснован и необходимости менять его нет. Однако теперь тариф с учетом инфляции частично даже снизился.
По словам Сотникова, в настоящее время ездить на грузовиках по М12 «экономически невыгодно». Это однозначно, потому что сейчас есть и «просадка» по грузопотоку, грузов стало меньше
«Здесь никакой вам привилегии не оказали. Просто у вас возраст еще маленький»
«Если вы сейчас проедете по М12, то увидите, что она полупустая. То есть декламируемые ожидания, что туда пойдет большой поток, не оправдались. Изначально была поднята очень высокая ставка (речь о тарифах — прим. ред.). Я думаю, поэтому и не поднимают ее сейчас, смысла нет — и так машин мало», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников.
«Моя позиция достаточно проста. Инфраструктурные объекты — это не те объекты, где во главе угла должна стоять прибыль, потому что слишком много составляющих. Если там поставить на первое место получение прибыли, то это может отразиться негативно в других местах. То есть если мы планируем развивать какой-то регион, то он должен быть привлекательным. А если там обложить все какими-то платными услугами, то, соответственно, он становится непривлекательным», — отметил спикер.
По словам Сотникова, в настоящее время ездить на грузовиках по М12 «экономически невыгодно». Это однозначно, потому что сейчас есть и «просадка» по грузопотоку, грузов стало меньше. Тарифы упали за последний месяц где-то процентов на 10–15 на грузоперевозки из Москвы в Татарстан, а это очень существенно для нас. Поэтому экономить приходится везде. По М7 выгоднее ехать, на грузовых перевозках нет лишних 10 тысяч рублей», — указал спикер.
Отметим, что корреспондент «БИЗНЕС Online» в середине апреля оценил татарстанский участок трассы, проехав через новый волжский мост от Ташевки до Шалей. За 412 рублей на получасовом маршруте встретилось 106 автомобилей. Трасса была фактически пустой. При этом местами на ней продолжались какие-то дорожные работы, но это не мешало держать скорость под 130. Впрочем, пару раз мимо пролетели еще более крутые «гонщики».
«Все очень просто. Это связано с тем, что есть так называемые обкатанные маршруты, а есть новые. Вот М12 — это новая дорога. Это совсем еще младенец, год не прошел еще с момента запуска, — подчеркнул в разговоре с „БИЗНЕС Online“ директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — Когда уже обкатанный маршрут, уже привычные пользователи, тогда можно уже заниматься оптимизацией такого финансово-экономического свойства, которое не всегда симпатично пользователю. Для новой дороги так не делают, так что здесь никакой вам (пользователям М12 — прим. ред.) привилегии не оказали. Просто у вас возраст еще маленький».
«Вся М12 — это новая дорога, на которой происходит еще адаптация пользователей к самому факту существования платной дороги»
«Само обращение к президенту по поводу того, какой тариф на платных дорогах, — это просто свидетельствует о том, что народ еще не привык. Вот во Франции платных дорог — 9 тысяч километров, их строят с 70-х годов. Примеров, чтобы к президенту Франции кто-либо обращался по поводу тарифа на проезд по платным дорогам, не было, такого не бывает. Просто еще не привыкли к этому виду транспортной услуги, еще с этим связано. Понятно, что президент реагирует на политические какие-то сигналы от общества, от публики, но, с точки зрения смысла экономики платных дорог, это не очень естественно», — сказал Блинкин.
Значит ли, что если от Арзамаса до Иннополиса тариф снизили, то на другом его подняли? Блинкин считает, что такой однозначный вывод делать нельзя. «Вся М12 — это новая дорога, на которой происходит еще адаптация пользователей к самому факту существования платной дороги. Это быстро пройдет, не думайте, что это на 100 лет. Год-другой — и, когда народ освоится, тоже будут в соответствии с инфляцией и любыми колебаниями общеэкономического свойства тарифы повышаться или в некоторых счастливых случаях понижаться. Но это обычная корректировка, совершенно естественная. Это никакая не политика», — указал наш собеседник.
«В январе Delko совершила порядка 14 тысяч рейсов по трассе М7 и около 1 тысячи перевозок по участку Владимир – Москва дорожной магистрали М12. Этим участком пользуемся на регулярной основе при выполнении скоростных рейсов, чтобы не срывать сроки доставки заказов, когда на М7 возникают заторы. Чтобы оценить эффективность маршрута, мы провели эксперимент: из Казани в Москву одновременно выехали два парных экипажа, один из которых направился по М7, другой — по М12. В результате было выявлено, что экономия времени составила в среднем 3–3,5 часа», — поделился в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев. Что касается экономической части, Delko «продолжает проводить расчеты экономической выгоды использования М12». «Надеемся, что в скором времени она станет полноценным и удобным маршрутом с развитой инфраструктурой и наличием метановых заправок», — добавил Ашуралиев.
Уже после выхода материала на сайте «Автодора» появилась обновленная сетка тарифов, утвержденная 19 апреля 2024 года. Она подтверждает, что стоимость проезда на участке трассы от Арзамаса до Иннополиса для легковых автомобилей сократилась на 84 рубля — с 1 660 рублей до 1 576.
А вот как изменились другие тарифы от Арзамаса до точек назначения на территории Татарстана:
- Большие Кайбицы — было 1 436 рублей, стало 1 371 рубль;
- Иннополис — было 1 660 рублей, стало 1 576 рублей;
- Тетюши — было 1 765 рублей, стало 1 681 рубль;
- аэропорт «Казань» — было 1 979 рублей, стало 1 911 рублей;
- Казань (Р239) — было 2 114 рублей, стало 2 043 рубля;
- Шали — было 2 177 рублей, стало 2 093 рубля.
Для грузовых автомобилей (IV категория ТС) ценник остался неизменным. Подробнее с текущими тарифами можно ознакомиться по ссылке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.