7 мая состоится инаугурация президента России Владимира Путина. Но главным политическим событием месяца станет не торжественная церемония, а формирование нового состава правительства страны. Согласно Конституции, действующий кабмин слагает полномочия перед вновь избранным главой государства. Ранее Путин называл работу правительства Михаила Мишустина эффективной и обещал, что власти подумают о заменах в «товарищеском режиме». А вы как оцениваете результаты работы кабинета Мишустина? Оставят ли его премьером? И каких бы вы министров поменяли и на кого? «БИЗНЕС Online» отвечают Анатолий Вассерман, Олег Морозов, Борис Межуев, Максим Шевченко и другие.
Максим Шевченко журналист— Я бы тоже очень высоко оценил результаты работы кабинета Мишустина. Если честно, это весьма высокопрофессиональный кабинет, который в тяжелейшей ситуации санкций, войны и бардака, который мы наблюдаем, умудряется сохранять логику управления и в общем справляться с возложенными на него задачами.
Оставят ли Мишустина премьером? Я не знаю. Потому что это связано не с квалификацией и профессионализмом человека, а с разного рода кулуарными играми. У нас человек остается (на посту — прим. ред.) не потому, что он хорошо справляется со своей задачей, а потому, что он принадлежит или не принадлежит к тому или иному клану. Я не знаю, какие там будут перетасовки и новая сдача карт: тузов, королей, дам и валетов.
Каких бы министров я поменял? Я бы поменял всю администрацию президента, которая превратила страну в подобие музея восковых фигур. Знаете, есть художник, который работает с трупами, залитыми формалином. Он из них организует такие выставки! Мне кажется, что уже хватит. Они это уже сделали, мы на все налюбовались. Можно дальше какие-то формы жизни искать, а не просто методологически продолжать этот страшный danse macabre (буквально переводится с французского как «пляска смерти» — аллегорический сюжет изобразительного искусства и словесности Средневековья — прим. ред.).
Анатолий Вассерман депутат Госдумы, публицист— В целом я оцениваю результаты работы правительства Мишустина, наверное, так же, как и президент. Насколько я могу судить, бо́льшая часть его команды трудится вполне эффективно. Правда, лично мне не нравится деятельность министерства финансов, поскольку я ориентируюсь на другую экономическую теорию, а также минкульта. На мой взгляд, нынешняя министр [культуры РФ Ольга Любимова] гораздо слабее, чем ее предшественник (Владимир Мединский, сейчас помощник президента РФ — прим. ред.), и его стоило бы, на мой взгляд, вернуть на прежнее место. Но это мало влияет на общую картину. То есть бо́льшая часть правительства, на мой взгляд, весьма эффективна и полезна.
Оставят ли Мишустина премьером? Понятно, что этого никто не знает точно, но лично я бы оставил.
Олег Матвейчев депутат Госдумы, политолог— У нас [в Госдуме] были все министры на отчетах, сам Мишустин тоже отчитался. Думаю, что фракция «Единая Россия», каждый депутат в отдельности и я в том числе дали хорошую, положительную оценку его работе, потому что в условиях чуть ли не 19 тысяч санкций, то есть такого количества, которого не вводили против ни одной страны в мире, мы добиваемся экономического роста выше, чем среднемировой. Это общеинтегральный показатель. Он показывает, что в правительстве у нас самая профессиональная команда, которая сейчас вообще в мире есть.
Оставят ли Мишустина премьером? Думаю, что оставят и что его команда не сильно изменится. Наверное, будут точечные изменения. Может быть, плюс-минус три человека. Но в основном команда останется без серьезных изменений.
Каких бы министров я поменял? О таких вещах стараюсь даже не задумываться. Просто потому, что считаю, что принципиально оценки министрам может дать лишь их руководитель. Только сверху видно, как на самом деле человек работает, как выполняет порученные задания. В каких условиях и с какой позиции он начинал, какой у него был ресурс, большой или маленький, для выполнения поставленных задач и прочее. То есть это видно только начальнику, и оценки может давать лишь он.
Сергей Черняховский политолог, профессор факультета истории, политологии и права РГГУ— Я спорно оцениваю результаты работы кабинета Мишустина. Есть вопросы, которые они смогли решить, но у меня вызывают сомнения некоторые заявления премьера о том, что у нас средняя зарплата в стране — 70 тысяч рублей (не знаю, из чего он ее считает) и что у нас на 14 процентов выросли реальные доходы. Это все наблюдениям действительности не соответствует. В то же время ясно, что объективно ряд экономических проблем они решили, экономический удар Запада выдержали, развитие промышленности, в частности в секторе ВВП, обеспечить смогли, так что «так на так». Думаю, его оставят премьером.
Я безусловно убрал бы [министра финансов РФ Антона] Силуанова… Может быть, [поменял бы] на [заместителя председателя Госдумы Александра] Бабакова. Я бы поменял министра труда [Антона] Котякова, непонятно, что в этой сфере делается. Мне не очень ясны действия министра экономического развития [Максима Решетникова]. Но это мои частные представления. Я бы, конечно, убрал, хотя это не в рамках процедуры, [председателя Центробанка РФ Эльвиру] Набиуллину, потому что она исходит из крайне далеких от жизни представлений об экономике и считает, что не нужно повышать уровень жизни в стране, потому что это приведет к инфляции, вместо того чтобы думать о том, как обеспечить рост производства товаров, чтобы инфляции не было.
Константин Калачев руководитель Политической экспертной группы— Результаты работы кабинета Мишустина оцениваю положительно. Я считаю, что правительство со своими обязанностями справляется. В пользу этого говорит показатель социально-экономического развития. Каждый гражданин России может убедиться в том, что сейчас все гораздо лучше, чем было ранее. Я считаю, что Михаила Мишустина премьером, безусловно, оставят, он вполне справляется. Коней на переправе не меняют, от добра добра не ищут, да и зачем ломать то, что работает.
По кадровому изменению министерств ответить не смогу. Понятно, что [министр иностранных дел РФ Сергей] Лавров и сам устал быть министром, но не факт, что его поменяют, ведь сразу возникает вопрос: на кого? [Министр обороны РФ Сергей] Шойгу, скорее всего, также останется на своем посту. Могу сказать, что в будущем улучшения требуются в части здравоохранения, культуры и образования — там есть над чем работать.
Дмитрий Журавлев генеральный директор Института региональных проблем, политолог— Результаты работы премьера и правительства я оцениваю высоко. Считаю, что кабинету Мишустина удалось достигнуть того, чего я ожидал.
Думаю, что Мишустина оставят председателем правительства, очевидных провалов в работе не наблюдалось. Были успехи, не такие громкие, как хотелось бы, но в условиях спецоперации (мы же фактически воюем со всем Западом) у нас это получается. С точки зрения экономической, финансовой и объема производства нужно иметь много оружия, чтобы все это сделать. Поэтому очень высоко оцениваю.
Из министров я бы поменял главу промышленности (речь о вице-премьере – министре промышленности и торговли РФ Денисе Мантурове — прим. ред.). Я не говорю, что он сделал что-то плохое. С учетом того что Мантуров является вице-премьером, на его месте должна быть фигура очень крупная, аналог Орджоникидзе (речь о первом народном комиссаре (министре) тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе — прим. ред.). Человек, который способен строить и эксплуатировать заводы. Без рывка в промышленности нам будет трудно.
Крупная фигура, по моему мнению, — это глава «Ростеха», он бы с этим справился. На сегодняшний день промышленность — ключевое. Может быть, именно министр промышленности должен стать первым вице-премьером — не по названию, а по реальным ролям в правительстве.
Олег Морозов депутат Госдумы от Татарстана— Работу правительства Михаила Владимировича Мишустина оцениваю высоко. Оно столкнулось с огромными вызовами: ковид, санкции, перестройка ВПК под задачи СВО. И со всеми вызовами справилось. Все остальное — это прерогатива президента. Он будет решать вопрос о конкретных персонах нового правительства.
Борис Межуев политолог, философ— Оцениваю результаты работы правительства очень высоко. Может, есть какие-то недостатки, например в импортозамещении. Но в целом экономический блок сработал хорошо. Удивительно то, что крупные города никак не почувствовали санкционной войны. Например, ассортимент товаров почти не изменился. Это заслуга и [первого зампреда правительства РФ Андрея] Белоусова, и Мишустина, а также Центробанка. Они точно рассчитали, что этот поначалу считавшийся катастрофическим развод с Европой приведет только к развитию отраслей производства и диверсификации рынка. Понятно, что свою роль сыграли и нефтяные доходы 2022 года, и то, что деньги начали оставаться в стране, а не уходить за границу.
Другое дело, этот опыт еще раз доказывает, что Россия, к сожалению, работает хорошо в экономической политике только в режиме кризис-менеджмента. Это просто идеальное для правительства состояние. Когда в РФ кризиса нет, начинаются всякие сложности.
Вопрос, оставят ли Мишустина, скорее политический. Сейчас есть необходимость продемонстрировать элитам новый вектор развития, страна стоит перед выбором. Поэтому я не исключаю, что он может уйти. Но это точно не связано с результатами экономической деятельности, которые весьма высоки.
Шамиль Агеев председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ— Думаю, что оставят [Мишустина на посту премьер-министра РФ]. Ситуация сейчас такая, что коней на переправе не меняют. Идет спецоперация, жизнь заставила уделять больше внимания промышленности. Еще бы создать больше условий для производства промышленной продукции. Лишь бы эти решения входили в жизнь. Медленно проходят они в жизнь, много бюрократии, а производствам тяжело с получением средств, кредитных ресурсов.
Я не президент, чтобы менять министров. Единственный критерий — министрами должны быть профессионалы, те, кто прошел производство, заводы, цеха. Слишком много там тех, кто со студенческой скамьи, финансистов, юристов и так далее. А должно быть больше производственников. Более четкие требования нужны к образованию, необходимо восстановить то образование, что было, особенно среднее и, конечно, подтянуть первичное звено здравоохранения, с которым люди сталкиваются в первую очередь. А так работают, считаются с бизнесом, вроде все неплохо.
Дамир Исхаков главный редактор журнала «Туган җир»— В современной ситуации всякое может быть. Я только пожелаю будущему российскому правительству успехов, но в успехах я очень сильно сомневаюсь. От того, что поменяют людей, ничего не будет зависеть. Менять министров — прерогатива господина Путина, пусть он этим и занимается. Не исключено, что Мишустин останется.
Алексей Мухин генеральный директор центра политической информации— Результаты работы правительства оцениваю позитивно, практически со всеми вызовами кабинет Мишустина справился. Недочеты, которые есть, касаются личности отдельных министров и вице-премьеров. В целом как механизм правительство работает очень хорошо.
Есть очень большая вероятность, что Мишустин продолжит исполнять обязанности премьер-министра Российской Федерации, по крайней мере до окончания спецоперации. По поводу смены министров информации я не даю. Есть те, кто в группе риска, но мне не хотелось бы раскачивать ситуацию.
Валентин Катасонов профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, русский экономист и руководитель Русского экономического общества им. Шарапова— Я слежу только за отдельными министрами, не могу говорить обо всех. Так, Антон Силуанов — человек малополезный и даже вредный. Не буду вдаваться в подробности. Что касается министра экономического развития Максима Решетникова, то он человек непонятный, как и его министерство. К Денису Мантурову и возглавляемому им минпрому тоже большие вопросы — оно явно не выполняет того, что требуется. Много случаев, когда не сходится то, что они там рапортуют, и то, как все на самом деле. Тот же Мантуров регулярно говорит об успехах в импортозамещении. Но многие эксперты, не я один, ловили его на том, что это не импортозамещение, а просто локализация производства. Ставят Made in Russia, а на самом деле объем импортных комплектующих превышает 50 процентов. Понятно, что мы сохраняем свою зависимость от внешних поставок со всеми отсюда вытекающими последствиями. Мне трудно назвать какое-либо ведомство удовлетворительно работающим.
Даже министерство иностранных дел занимается вредительством. Я вспоминаю слова чиновников МИДа о том, что нам не надо выходить из Международного валютного фонда и Всемирной торговой организации якобы потому, что там отстаиваем какие-то интересы. Я не знаю ни одного случая, чтобы мы там реально что-то отстаивали, но это членство наносит нам урон. Нахождение в ВТО обязывает нас держать импортные пошлины на уровне плинтуса, и в результате ни о какой реиндустриализации (восстановление промышленного потенциала страны — прим. ред.) речи быть не может. Для успешного восстановления потенциала нужно проводить политику протекционизма. А здесь получается диссонанс: с одной стороны, мы говорим о развитии промышленности, с другой — членство в ВТО. Я не знаю, как у них в головах совмещается одно с другим.
У меня есть претензии к Мишустину. Правительство отдало на каких-то непонятных основаниях свои полномочия ЦБ. Сейчас я зачитаю выдержку из Конституции РФ, чтобы стало понятно: статья 114 гласит, что правительство должно «обеспечивать проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики». Это значит, что оно должно контролировать работу Центрального банка. Это их основная задача. У нас же всем заведует ЦБ. Госпожа Эльвира Набиуллина захватила власть над тем, чем она командовать не должна, а господин Мишустин ее не одернул.
Роберт Нигматуллин научный руководитель Института океанологии РАН им. Ширшова— Ну как эффективно?.. У нас никогда такого не было, чтобы говорили, что кабмин работает неэффективно. Я бы им неуд поставил, и не потому, что я хочу кого-то свергнуть. Так значительное число [сотрудников] в академии наук считает. У нас по европейским стандартам 70 процентов населения — бедные, смертность самая высокая в Европе, один из наиболее низких уровней рождаемости. Во Франции, Швеции выше рождаемость. За четыре года у правительства России нет продвижения в этом вопросе. В стране смертность больше, чем при советской власти.
Оставят Мишустина или нет? Ну откуда я знаю? Менять министров — не мой вопрос, но многие министры непрофессиональные, например руководители министерства промышленности и торговли, минобрнауки, минпросвещения — ну нет там успехов никаких. Минпромторг должен возглавлять крупный специалист-инженер, там и среди заместителей министра нет профессионалов. Президент должен обратить внимание, что ему необходимо опираться на профессионалов.
Перед новым правительством главная задача — преодолевать бедность в течение ближайших лет! В начале, когда Путин пришел к власти, был успех, а после 2012 года успехов нет в преодолении бедности, высокой смертности, низкой рождаемости.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.