«Я человек, который больше отдает. Сколько вкладывал в театр — это все мои кредиты, которые до сих пор плачу. Многие все тащат домой и думают, что я такой же. А я, наоборот, тащу в общий дом — район, театр», — говорит о себе Раиль Садриев, имя которого в республике на этой неделе стало известно даже людям, далеким от театра. Худрука Буинской драмы обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, два дня он провел в ИВС в Казани. Но не унывает, считает, что каждый в этой истории получит свои уроки. О собственной миссии Садриева, его двух семьях и нежелании уезжать в Казань, чтобы делать «театр мажора-артиста», а также совете от Салавата Фатхетдинова — в репортаже «БИЗНЕС Online» из Адав-Тулумбаево и Буинска.
Выяснить, как живется Раилю Садриеву после шоковой терапии, мы отправились в родовое гнездо народного артиста РТ. Наш герой как родился в деревне Адав-Тулумбаево, что в 4 км от райцентра Буинска, так там и живет по сей день
«Маски-шоу» в Адав-Тулумбаево
Раннее утро, деревенская тишина, не успели еще прокричать первые петухи, а в дом народного артиста РТ Раиля Садриева в деревне Адав-Тулумбаево уже постучались сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РТ, вооруженные автоматами. Дальше по классике — обыск, изъятие документов, флешек, банковских карт и пр. С этого «маски-шоу» началось 20 мая в семье Садриевых, где собирались отмечать 36 лет супружеской жизни хозяев дома. «Праздновали» муж с женой уже в кабинете следователя в Казани, откуда Садриев отправился прямиком в изолятор временного содержания (ИВС), а его супругу Эльмиру Садриеву отпустили только вечером без предъявления обвинения.
Напомним, что художественного руководителя – директора Буинского драмтеатра обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ) с ущербом в 450 тыс. рублей. По версии следствия, деньги от продажи билетов от трех гастрольных показов моноспектакля «Дервиш», в котором играет сам Садриев, якобы пошли не на счет театра, а на ИП его жены.
В камере руководитель Буинской драмы провел два дня. Затем состоялся суд, куда привели ранее не судимого народного артиста РТ, заковав в наручники и пристегнув к оперативнику, что произвело сильное впечатление на театральную общественность республики. Вахитовский суд избрал меру пресечения в виде запрета определенных действий до 2 июля, т. е. фигуранту дела нельзя посещать родной театр, общаться со свидетелями, пользоваться интернетом и покидать место проживания по ночам.
Выяснить, как живется артисту после этой шоковой терапии, «БИЗНЕС Online» отправился в родовое гнездо Садриевых. Наш герой как родился в деревне Адав-Тулумбаево, что в 4 км от райцентра Буинска, так там и живет по сей день. Правда, дом предков он переделал, расширил, тем не менее эти стены принадлежат семье 342 года.
Одежда и реквизиты, например кувшины, задействованные в спектакле «Дервиш», — собственность Раиля, которую он покупал в разных странах еще задолго до появления идеи нашумевшей во всех смыслах постановки
«Воровство — это против моей природы»
Раиль Ильдарович встретил нас возле дома, а сам разговор начался с философствований о воровстве.
«10 процентов населения никогда не воруют, 10 процентов будут воровать всегда — это клептомания, болезнь. Остальные 80 процентов зависят от того, на чью сторону они встанут, кто им будет примером, — отмечает собеседник газеты. — В детстве мы с дворовыми мальчишками пошли в школьный сад за яблоками. Заправили футболки в штаны, набили яблоками и пришли домой. Отец, увидев меня, спрашивает, откуда яблоки несу. Говорю: школьные. „Украл? А ты знаешь, что мы посадили эти яблоки? Сейчас же отнеси обратно“, — сказал он мне. Я плачу, несу обратно, причем никого из моих товарищей отцы не выгнали. Воровство — это против моей природы».
Садриев рассказывает, что его отец работал председателем колхоза, но дома не было никаких излишеств. «Моя семья никогда не стремилась к богатству, — продолжает он. — Да, деньги — это социальная энергия, даже ребенка не накормить мороженым, если нет денег. Но это не должно быть самоцелью. Я человек, который больше отдает. Сколько вкладывал в театр — это все мои кредиты, которые до сих пор плачу. Многие все тащат домой и думают, что я такой же. А я, наоборот, тащу в общий дом — в район, театр».
Беседу прерывают односельчане, которые, проезжая мимо, специально остановились, чтобы выразить поддержку земляку. Далее мы прошли во двор, худрук Буинского театра показал теплицу, где уже созрели огурцы и редис, озеро за палисадником, которое мечтает когда-нибудь очистить от мусора.
Затем Садриев вернулся к разговору о высоком, заметил, что живет по принципу метафизики, поэтому понимает свою миссию на этой земле. «Я должен создать в Буинске место силы. Я человек, который этим занимается день и ночь. И наш театр — это ковчег, — говорит наш собеседник. — Сейчас в мире происходит перезагрузка матрицы, процесс можно сравнить с баней. Сначала была пандемия — это холодный предбанник. 24 февраля 2022 года мы перешли в другую эру — это теплый предбанник. А сейчас подступает время войти в парилку. Есть люди, которые не любят жар, если даже войдут, то будут сидеть внизу, им будет не хватать воздуха. А есть люди, которые станут париться наверху, как я. Многие не выдержат, а те, кто выдержит, выйдут, прыгнут в прорубь и только после этого смогут выпить чай из самовара — будет покой, придет ясный ум, наступит время для созидания».
По словам народного артиста РТ, он «пришел создавать воронку», которая в свою орбиту включит миллионы людей и тысячи событий. «Буинск должен стать центром великих событий, светлых дел, и одна из опор — это наш театр. Я боец культурного фронта России! Таких, как я, будут тысячи, Россия станет другой духовно. Мы должны бороться за каждую душу, за молодое поколение», — уверен Садриев.
Пытаемся спустить разговор на нашу грешную землю: «К вам приезжают хорошие режиссеры, столичные. Но говорят, что жителям Буинска ваш театр не так сильно нужен, поэтому и вынуждены много разъезжать. А местные охотнее в мечеть пойдут, чем на спектакль. В ответ хозяин дома цитирует обращение распятого Иисуса к Богу из Евангелия от Луки (гл. 23, ст. 34) — не ведают, что творят. По его словам, культура всегда в авангарде, а в подобную нынешней эпоху перемен, как говорил и его дервиш, смысл существования не должен крутиться вокруг материального. Конечно, ему горько, что в театр, несмотря на большое количество проводимых мероприятий — фестивалей, лабораторий, те же актеры не спешат приезжать на работу. Но он уверен, что это временное явление.
В доме Садриевых больше всего пространства занимают книги, сувениры и картины авторства нашего собеседника
«Театр был бы у меня на другой стороне Булака, но театр самовлюбленного мажора-артиста»
Что касается материального, то в доме Садриевых больше всего пространства занимают книги, сувениры и картины авторства нашего собеседника. В домашней библиотеке буинского худрука можно найти как классическую мировую и татарскую литературу, так и издания о психологии, целая полка отведена под книги известного индийского религиозного и духовного лидера Ошо, а также Иосифа Сталина.
На рабочем столе блокноты с выписанными цитатами, карта России, глядя на которую, герой планирует свои гастроли, и даже карты таро, а на стене висит портрет, где он изображен с женой. На диване лежит подушка с изображением Садриева в образе все того же дервиша. Кстати, хозяин дома поделился, что автором спектакля «Дервиш», посвященного легендарному богослову и местному уроженцу Нургали Хасанову, является он сам и права на произведение тоже принадлежат Садриеву. Одежда и реквизиты, например кувшины, задействованные в спектакле, тоже его собственность, которую артист покупал в разных странах еще задолго до появления идеи нашумевшей во всех смыслах постановки.
На вопросы об уголовном деле, его деталях и обстоятельствах самый известный житель Адав-Тулумбаево отвечает неохотно, говорит, что нужно время для переосмысления. Оно и понятно — идет следствие, любое слово, по мнению адвоката (а это главный человек сейчас, к которому прислушивается наш собеседник), имеет вес… Мы выполняем одно из главных условий интервью — проявляем деликатность в тех моментах, где речь идет о деталях уголовного дела (оставляем до суда это топкое поле следователю и адвокату).
Однако все же удалось выяснить важную деталь: Садриев не знал, что у правоохранителей к нему есть вопросы. Т. е. никаких вызовов к следователям не было, взяли, что называется, без «предварительных ласк». В режиме спецоперации. Как опасного преступника. Тогда интересно: откуда дует ветер? Кто заказчик дела по 450 тыс. рублей? Садриев, видимо, вспомнив предостережение адвоката, опять уходит от прямого ответа.
Пришлось опираться на слова источника «БИЗНЕС Online», что среди высокопоставленных лиц в Буинском районе (да-да, всегда ищите того, кто рядом, — старая мудрость) есть те, кому не очень нравится худрук Буинской драмы и его деятельность, причем таковые имеются и среди правоохранителей. Садриев никак не комментирует эти слова…
Кроме того, за последние годы артист и театральный менеджер стал вхож в высокие кабинеты, укрепил связи с авторитетными московскими коллегами по цеху. А новое здание театра в конце прошлого года приехал открывать сам раис Татарстана Рустам Минниханов. Говорят, что последнее и стало своего рода «спусковым крючком». По данным источника, знакомого с ситуацией, была анонимная жалоба.
Возможно, роль сыграло и то, что Садриев порой бывает резковат, говорит обо всем прямо, неудобен… Это отмечают и в профессиональном сообществе. «Раиль в последнее время слишком поверил в себя», — сказал «БИЗНЕС Online» известный в театральном мире Татарстана человек.
Слушая все это, народный артист РТ только улыбается и приводит статистику: его театр по уровню зарплат занимает 2-е место в районе после Сетевой компании.
«В книге Льюиса Кэрролла „Алиса в Стране чудес“ говорится: чтобы стоять на месте, нужно бежать со всех ног, а чтобы двигаться вперед, нужно бежать в 2 раза быстрее. В маленьком городе, чтобы доказать свою правоту, что имеешь право содержать театр, я должен больше всех крутиться, работать, гастролировать, — констатирует Садриев. — Меня приглашали в Апастово, Тетюши и Зеленодольск, чтобы я создал там театр, предлагали квартиру, служебную машину (у меня нет ни служебной, ни личной). Но я никуда не уехал и не собираюсь. Где родился — там и пригодился. Хотя были невероятные возможности сделать карьеру в Казани. Я бы сейчас жил в центре города, ездил бы на крутой машине, а театр был бы у меня на другой стороне Булака, но театр самовлюбленного мажора-артиста. Это не мой путь, мой путь связан с Буинском».
Заехали мы и в Буинский театр, но уже без Садриева. Худрук отказался от идеи фотосессии на ступеньках возглавляемого им учреждения культуры, в которое ему запрещен вход по решению суда
«Говорю, Раиль, я даже не знала, что ты такой хороший»
Худрук шутит, что живет на две семьи. «Первая семья — моя любимая жена и сын, вторая — театр, где работают люди, которые пришли под мое честное слово, — констатирует собеседник „БИЗНЕС Online“. — Они знают, как я живу, на гастролях сплю вместе с ними в автобусе, ем на заправках, командировочные получаю; если меня на банкет приглашают, то обязательно иду с ними. Этому меня научил Салават Фатхетдинов. „Когда твой артист не накормлен, то как ты можешь есть?“ — говорил он мне».
Поскольку герой публикации, как и его дервиш, верит, что случайности неслучайны, то мы не могли не поинтересоваться, к какому экспириенсу ведет начавшееся уголовное преследование. По словам Садриева, случайность — это язык творца, посредством которого он общается с людьми, это есть нерасшифрованная и неосознанная закономерность.
«Судьба не дура — зря людей сводить не станет, — уверен руководитель Буинского театра. — И если судьба свела меня с этой ситуацией, значит, так было нужно. Мне как-то сказали: чтобы рассуждать со своей колокольни, сначала построй храм с этой колокольней в душе и уже рассуждай. Я человек осознанный, долгие годы строил свой храм души. Поэтому не обвиняю ни тех, кто за мной пришел, ни написавших на меня жалобу. У них свои уроки, у меня свои. Я очень благодарен людям, которые поддерживают. Они уверены во мне, а я — в них, в театральном братстве Татарстана и России», — подытожил он.
Садриев пока приходит в себя, пытается отоспаться, т. к. в ИВС, где он сидел с теми, кто попался с наркотиками и за разбой, поспать не удалось. Говорит, был рой мыслей, переживал не за себя, а за театр, семью. Безусловно, такие два дня заставили переосмыслить жизнь, но пока воздержался говорить об этих изменениях. Конечно, он сожалеет, что не сможет посетить церемонию вручения премии «Золотая маска» 24 июня в Москве, где «Дервиш» заявлен в двух номинациях. Но надеется, что осенью осуществит театральный тур по 70 городам страны.
А супруга Эльмира Фаритовна, чтобы отвлечь его от дурных мыслей, планирует загрузить домашней работой — конец мая, а некоторые овощи и растения еще не посеяны.
«Я не ожидала такой поддержки со всей России. Говорю, Раиль, я даже не знала, что ты такой хороший. Когда это случилось — жизнь остановилась для меня, театра. Мы перестали есть, спать, у нас пропал покой, — со слезами на глазах вспоминает супруга. — С другой стороны, он дома, мне спокойно. Ведь каждой женщине хочется, чтобы муж чаще был рядом. Когда он куда-то уезжает, всегда что-то случается — то котел сломается, то потоп, то у меня проблемы со здоровьем. Поэтому из-за этой ситуации Раиль хоть дома побудет, а то всегда в делах, разъездах. Алла бирса, лишь бы все закончилось хорошо». Хозяйка дома не теряет оптимизма и приободряет супруга, обнимая его.
Садриев сожалеет, что не сможет посетить церемонию вручения премии «Золотая маска» 24 июня в Москве, где «Дервиш» заявлен в двух номинациях. Но надеется, что осенью осуществит театральный тур по 70 городам страны
«Мы в таком состоянии, как в 1941 году, когда Гитлер войну объявил»
Заехали мы и в сам Буинский театр, но уже без Садриева. Худрук отказался от идеи фотосессии на ступеньках возглавляемого им учреждения культуры, в которое ему запрещен вход по решению суда.
Актеры, которых шеф с любовью называет «мой спецназ», как оказалось, мягко говоря, были шокированы, когда в здание с обыском заявились люди в балаклавах. «Это был как гром среди ясного неба. Без Раиля Ильдаровича нельзя даже представить театр. Он даже пожурит нас — и на душе тепло. Он наш локомотив, из ничего создавал конфетку. Без него вряд ли театр будет. Никто, как он, работать не сможет», — поделилась заслуженный работник культуры РТ Рима Хамидуллина.
Нынешняя театральная жизнь в Буинске началась 16 февраля 2002 года, когда труппа энтузиастов во главе с преподавателем Раилем Садриевым собралась в Доме культуры на первую репетицию спектакля «Гөргери кияүләре» («Женихи») по пьесе Туфана Миннуллина, который имел грандиозный успех у зрителей. Появление на буинской земле профессионального театра было горячо поддержано — общественностью, руководством Республики Татарстан и зрителями. 30 марта 2007 года указом президента РТ Минтимера Шаймиева был создан первый профессиональный Буинский государственный драматический театр.
Сегодня в коллективе Буинского государственного театра драмы работают около 70 человек (из них двое — народные артисты Республики Татарстан, один — заслуженный работник культуры, один — заслуженный артист Республики Татарстан), труппа состоит из 20 артистов. И это один из самых интегрированных в российское театральное пространство творческих коллективов РТ. Театр принимает на своей площадке гастроли коллективов из других регионов и городов республики, много гастролирует по Татарстану, регионам России, странам ближнего зарубежья, где компактно проживает татарское население, пропагандируя культуру театрального искусства народов РТ.
Особенное место занимает международный фестиваль национальных театров «Буа: пространство диалога», который проходит ежегодно. На фестивале свои лучшие спектакли последних лет показали театры из стран ближнего и дальнего зарубежья.
По инициативе директора театра Садриева в 2017 году в Буинске впервые проходила театральная лаборатория «Буинская Талия», которая уже является традицией и проводится ежегодно.
Буинский государственный драматический театр является участником многих международных и всероссийских фестивалей. Два спектакля («Концлагеристы» и «Иранская конференция») вошли в лонг-лист российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». В 2024 году буинцы впервые попали в шорт-лист «Золотой маски» со спектаклем «Дервиш» режиссера Тимура Кулова. Постановка представлена в двух номинациях — «Лучший спектакль малой формы в драме» и «Лучшая мужская роль в драме» (Садриев).
Как отметил заслуженный артист РТ Ильфир Султанов, если кто-то из актеров уйдет, то театр будет работать, а если не станет Садриева, то уже вряд ли. К тому же он не уверен, что в республике есть другие руководители, которые справятся с их театром. «Без него наше будущее безнадежно. Он знает, как должен развиваться театр, что нужно зрителю», — уверен ведущий актер буинской труппы. Его слова подтверждает актриса Айгуль Сагеева, которая считает, что кто-то другой не сможет обуздать коллектив. «Мы ему подходим, он нам подходит. Раилю Ильдаровичу же никто не запрещает творчеством заниматься — мы перейдем к нему, будем частным театром. Пусть закрывают Буинский театр тогда, если им это выгодно, или возвращают нам Садриева. Мы в таком состоянии, как в 1941 году, когда Гитлер войну объявил. Было столько планов, идей, фестивалей, впереди закрытие сезона, а эта ситуация буквально свалила нас с ног. Мы все в депрессии», — сказала наша собеседница.
Прогуливаясь по зданию театра, можно заметить интересные картины, статуэтки, многие из которых, по словам артистов, Садриев принес из личной коллекции, чтобы украсить их общий дом. И коллектив считает, что получение нового здания, которое до капремонта было местным Домом культуры, по большому счету его личная заслуга.
«Он не только мой руководитель, он мой учитель. Каждое собрание было уроком философии, психологии, это был бесконечный тренинг. Для меня он даже, наверное, как отец. Я на него равняюсь. И такого человека вырывают из твоей жизни… — плача, поделилась актриса Айгуль Хуснетдинова. — Мне очень больно от происходящего. „Вы все должны жить в будущем“, — повторял он нам. Мы хотим, чтобы в этом будущем мы все были вместе с ним. Я не представляю театр без него. Да, может всякое случиться. Но это будет другой театр. Каждый в этом театре на его стороне. Мы за него молимся, мы его никогда не оставим. То, что он делает ради татарской культуры и нации, неоценимо».
Актеры, которых шеф с любовью называет «мой спецназ», как оказалось, мягко говоря, были шокированы, когда в здание с обыском заявились люди в балаклавах
Коллектив Буинской драмы пытается держать строй, пока их гуру и сэнсэй не вернется. С момента задержания Садриева в театре еще не было показов, гастроли отменились, фестивали под вопросом. 31 мая должен состояться первый выход на сцену с премьерой «Три + кот», ее ставит главный режиссер Мичуринского драматического театра Николай Елесин. Новость об уголовном деле застала его в поезде по дороге в Татарстан из Тамбовской области. Со слов режиссера, они с актерами пытаются отвлечься от этой ситуации репетициями, но не получается.
«Буинск на театральной карте России очень известен, — говорит Елесин. — Раиль буквально был голосом Вахтанговского фестиваля, фестиваля „Золотой маски“, неимоверно яркая и запоминающаяся личность. Он грамотнейший театральный руководитель, создатель театра — его мозг, сердце и душа. Находясь здесь, понимаю, что театр обезглавлен. Здесь ставят многие именитые режиссеры, но это не поможет театру. Потому что он человек, который буквально все это создал — новое здание, идеологию театра, бесконечные гастроли (мы даже не успевали следить за тем, где они вообще в конкретный момент). Это не печально, это катастрофично для театра».
Николай Елесин: «Он человек, который буквально все это создал — новое здание, идеологию театра, бесконечные гастроли. Это не печально, это катастрофично для театра»
«Лучше бы все побыстрее закончилось»
Любопытно, но театр до сих пор не проведали из районной администрации. Застать главу Буинска Раниса Камартдинова на рабочем месте «БИЗНЕС Online» не удалось. А начальник управления культуры Ринат Гимранов перезвонил сам, когда мы уехали от здания администрации. Он сначала сообщил, что театр находится в подчинении минкульта РТ, но все же отметил, что задержание Садриева, безусловно, негативно отразится на культурной жизни района.
«Процесс останавливать нельзя. Хорошие спектакли нужно репетировать не один день. Если этот процесс остановится, то очень сложно потом войти в роль. Лучше бы все побыстрее закончилось, все стало, как прежде. Творчество должно продолжаться во благо наших граждан и гостей района», — резюмировал Гимранов.
Самого Садриева пока тоже не навещали из администрации. Впрочем, по словам артиста, ему хватает поддержки театрального сообщества, коллектива и семьи. Пока его мысли занимают думы о судьбе родного театра и района, а в голове крутится новый сюжет, основу которого могут составить события последних дней, возможно, из этого получатся «записки из мертвого дома», татарская версия.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.