Число легковых автомобилей в республике выросло с 2015-го на 17,2%, на дороги Татарстана за эти годы дополнительно выкатилось 200 тыс. машин. Еще более остро обстоит ситуация в столице региона — Казани, где за отчетный период парк легковушек увеличился сразу на 30%. По росту автомобилизации РТ опережает общероссийскую динамику. О том, где в Татарстане самые пустые дороги, а где — жуткий трафик, — в материале «БИЗНЕС Online».
Число легковых автомобилей в Татарстане выросло за последние 10 лет на 17,2%
Автопарк Татарстана: плюс 17% за 10 лет
«БИЗНЕС Online» продолжает анализировать состояние автопарка Татарстана. Ранее мы на основе данных аналитического агентства «Автостат», которое собирает и обобщает сведения о регистрации авто в ГИБДД, подняли тему возраста авто татарстанцев. Теперь на очереди собственно количество легковых машин, которые зарегистрированы в РТ. И, забегая вперед, мы обнаружили здесь целый ряд любопытных и даже противоречивых цифр.
Отметим сразу, что рынок авто после введения санкций кардинальным образом изменился (китайский автопром рулит!), цены на машины резко выросли, но в Татарстане продолжается рост числа автомобилей. На начало 2024 года в «гараже» легковушек республики насчитывалось уже 1 млн 357 тыс. машин. По сравнению с 1 января 2020-го их количество выросло на 6,3% (плюс 80,3 тыс.). А если сравнивать с началом 2015 года, то рост составил 17,2% (плюс 200 тыс. авто).
Интересно, что общероссийские показатели за последние четыре года дают меньшую динамику: если на начало 2020-го в России было зарегистрировано 44,53 млн авто, то на начало 2024-го — 46,36 млн единиц (рост всего 4,1%). На Татарстан приходится около 2,9% всего легкового парка России — 7-я позиция в региональной структуре парка легковых автомобилей страны.
Что в «гараже» Казани?
По понятным причинам самый стремительный прирост автомобильного парка оказался в Казани. В конце 2023 года на регистрационном учете в столице РТ числилось 476,8 тыс. авто, что на 26% больше, чем на начало 2020-го (плюс 97 тыс.). Для сравнения: с 2015-го по 2020-й на учет было поставлено всего на 4% больше автомобилей. В целом за 10 лет «гараж» Казани раздулся почти на треть, а доля машин со столичной регистрацией увеличилась с 30 до 35%.
Помимо столицы РТ, рекордсменами по приросту автомобилей стали районы Казанской агломерации: Пестречинский, Лаишевский, Зеленодольский и Высокогорский. Самый большой показатель у Пестречинского района. Здесь с 2015-го по 2024-й количество автомобилей увеличилось на 66% (с 9,7 тыс. до 16 тыс.). В Лаишевском районе автопарк прирос на 44% (до 18,6 тыс. единиц), в Зеленодольском — на 26% (до 20,6 тыс. авто), в Высокогорском — на 25% (до 19,8 тыс. машин).
Столь бурный рост объясняется довольно просто — маятниковой миграцией. Как сообщил на KazanForum 2024 директор Института пространственного планирования РТ Олег Григорьев, в Казань из агломерации ежедневно въезжают порядка 80 тыс. человек.
По данным сотовых операторов, в столицу РТ больше всего ездят из Лаишевского района — около 26 тыс. человек, из Зеленодольска — 19,5 тыс., из Пестречинского района — 17,5 тыс., из Высокогорского — 17,4 тыс., из Верхнеуслонского — еще 8 тысяч. По словам главы Арского района Ильшата Нуриева, в столицу республики ежедневно ездят 4,5 тыс. арчан. К слову, в Верхнеуслонском и Арском районах количество автомобилей выросло на 20% до 6,6 тыс. и 18,8 тыс. соответственно.
Набережные Челны — второй город республики по количеству автомобилей
Сколько машин в автограде, столицах нефтехимии и нефтедобычи Татарстана?
Второй город республики по количеству автомобилей — Набережные Челны, там насчитывается 166 тыс. машин, что в 2,9 раза меньше, чем в Казани. При этом пополнение автопарка в автограде идет медленнее. Так, с 2015 по 2024 год количество автомобилей увеличилось на 5%, причем основной прирост произошел в диапазоне с 2015-го по 2020-й. За последние три года автопарк увеличился всего на 1%, или на 1,1 тыс. машин, что для полумиллионного города как капля в море.
3-е место как по численности населения, так и по количеству авто занимает химический центр Татарстана — Нижнекамск. Автопарк химграда за десятилетку вырос на 6% (с 68 тыс. до 71,9 тыс.). Как и в Набережных Челнах, автомобили в Нижнекамске усиленно покупали до 2020-го. За последние годы гаражи в городе СИБУРа, ТАИФа и ТАНЕКО несколько опустели: если на начало 2020-го было 72,2 тыс., то за три года количество авто сократилось на 0,4%, или на 300 машин.
Альметьевск с 52,4 тыс. авто занимают 4-ю строчку. С 2015 года «нефтяники» расширили свои права на движимое имущество на 12%, а с 2020-го — всего на 0,8%.
В Зеленодольске зафиксировано 25,4 тыс. авто
Вдвое меньше, чем в нефтяной столице РТ, зафиксировано автомобилей в Зеленодольске — 25,4 тыс., что соответствует 5-й позиции в Татарстане. Близость к Казани повлияла на автомобилизацию этого небольшого города: с 2015 года количество машин здесь выросло на 15%, или на 3,4 тысячи.
Почти 25 тыс. авто катается по Елабуге, рост числа машин за рассматриваемый период там составил 9% (плюс 2 тыс.), что объясняется развитием экономики района, в том числе за счет резидентов ОЭЗ «Алабуга».
Причины роста автомобильного парка в городах понятны — это и увеличивающееся население, и более высокие доходы, а также более длинные расстояния, которые приходится преодолевать жителям. Но есть и обратная сторона медали. За последнее десятилетие в пяти районах Татарстана сократилось количество автомобилей. Самую большую просадку показал Ютазинский район — и без этого малый автопарк там сократился на 11% (до 5,8 тыс. машин). 9% авто лишился Бавлинский район (сейчас там 3,4 тыс.); 5% потеряла Бугульма (25 тыс.), на 3% стало меньше в Бавлах и на 1% — во всем Бугульминском районе.
По итогам четырех лет картина еще более удручающая. Из 43 районов и 14 городов Татарстана — в 40 районах и 10 городах динамика по результатам 2020–2023 годов отрицательная. Суммарный автомобильный парк этих субъектов сократился на 4%, или на 21,8 тыс. авто. На это могли повлиять как экономические процессы, так и невозможность обновления или приобретения автомобиля, а также внутренняя миграция населения. Напомним, что количество машин в Казани за это же время увеличилось на 97 тысяч.
Уровень автомобилизации в Татарстане растет безостановочно
По автомобилизации Татарстан уступает Марий Эл и Чувашии?!
Интересно рассмотреть города и районы Татарстана с точки зрения автомобилизации (т. е. числа машин на 1 тыс. жителей). Личное авто сегодня имеется у каждого третьего жителя республики, включая детей и пенсионеров. Но если взять только Казань, то здесь картина иная: три авто приходится на 8 казанцев. Для сравнения: четыре года назад было три машины на 10 человек.
Уровень автомобилизации в Татарстане растет безостановочно. По расчетам «БИЗНЕС Online» (на основе данных о регистрации авто в ГИБДД, предоставленных «Автостатом»), на 1 января 2015 года этот показатель составлял 300 автомобилей на 1 тыс. человек. К 2020-му он подрос до 327 транспортных средств, а к 2024-му прибавил еще 12 пунктов — до 339 машин на тысячу татарстанцев. Таким образом с 2015-го по 2024-й уровень автомобилизации в республики вырос на 13%. К слову, в РФ в целом на 1 тыс. жителей приходится в среднем 322 легковые машины.
Однако наши расчеты разошлись с официальной статистикой Росстата. По самым свежим данным, которые приводятся на сайте ведомства, на конец 2022 года в Татарстане на 1 тыс. жителей приходилось 282,3 единицы личных легковых автомобилей. Этот показатель, однако, кажется нам явно заниженным, т. к. в таком случае республика по автомобилизации занимает только 12-е место среди регионов ПФО, уступая Марий Эл и Чувашии.
Совокупный пробег у нас в статистике вообще отсутствует, а это более важный показатель, потому что если автомобиль пробегает за год пару тысяч километров по трассе, то он у меня для пробок совершенно не заметен, а если пробег по городу составляет 20−30 тысяч километров, то это уже критично. И данный показатель гораздо более важный, чем номинальное количество.
В 2005 году уровень автомобилизации, по данным Росстата, в республике составлял 134,3 машины, в 2010-м — 197,4, в 2015-м — 266 (все — в расчете на 1 тыс. татарстанцев). К концу 2020-го показатель достиг 289, а к концу 2021-го — 291,7. Самый высокий уровень автомобилизации в Татарстане, по данным ведомства, был зарегистрирован в 2018 году, тогда на тысячу жителей приходилось 314,5 машины.
Научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин в разговоре с «БИЗНЕС Online» посоветовал ориентироваться на данные «Автостата», которые отражают фактическое количество автомобилей, тогда как Росстат в своих расчетах учитывает только те машины, которые имеют номера данного региона. «Да и вообще, никто не знает, как считает Росстат, потому что он считает только самые главные вещи», — комментирует Блинкин.
Где самые пустые дороги, а где жуткий трафик
Показатель автомобилизации в районах республики имеет большой разброс. Так, в 7 районах республики уровень автомобилизации не превышает 100 автомобилей на 1 тыс. человек. Самый минимальный показатель у Нижнекамского — всего 47 автомобилей, но если взять отдельно Нижнекамск, то на тысячу жителей «химического» города приходится 299 машин.
На 2-м месте — Елабужский район с 49 авто на 1 тыс. человек, при этом в самой Елабуге — 336 единиц. «Бронза» у Бугульминского района с показателем 69 авто на то же количество населения. Каждый третий бугульминец владеет своим автомобилем (336 единиц). Автопарк Чистопольского района занимает 4-ю позицию (73 авто), следом идут Лениногорский (83), Альметьевский (88) и Заинский (94) районы. В самом Чистополе уровень автомобилизации составляет 315 авто, в Альметьевске — 320 машин, в Заинске — 340 единиц. Все — в расчете на 1 тыс. человек.
В лидерах по количеству автомобилей на душу населения неожиданно Муслюмовский район. Здесь автомобилем владеет практически каждый второй. Оснащенность населения района «железными конями» составляет 447 штук на тысячу жителей. Следующие «богачи» живут в Новошешминском районе (429 авто), в Тюлячинском, Актанышском и Атнинском районах показатель автомобилизации составляет 403, 399 и 398 авто на 1 тыс. населения соответственно.
Численность населения как индикатор автомобилизации
Если говорить о динамике, с которой татарстанцы обзаводятся автомобилями, то уровень автомобилизации за 10 лет, как мы уже писали выше, вырос на 13% (до 339 авто на 1 тыс. жителей). Но это средняя «температура по больнице». Среди районов республики есть и те, которые выделяются как в лучшую, так и в худшую сторону.
Самый большой прирост числа авто на душу населения показала Казань. В столице РТ уровень автомобилизации вырос с 2015 года на 19,7% (до 362 авто). На 2-м месте по приросту расположился Дрожжановский район — плюс 6,2% (до 317 единиц). Следом идут Тетюшский — с ростом в 5,6% (334 авто), Кайбицкий (плюс 3,7%, 347 машин) и Аксубаевский районы (плюс 3,3%, 333 штуки).
В районах республики прирост уровня автомобилизации, как правило, не связан с приростом районных автопарков. А в некоторых даже наоборот, показатель вырос… за счет снижения численности населения районов (притом что число авто там осталось практически на неизменном уровне). Так, количество жителей Дрожжановского района снизилось на 6,9%, а число автомобилей — только на 1%. В Тетюшском районе выбыло 8,3% населения, в Кайбицком — 7,4% и в Аксубаевском районе — 6,5%. При этом количество автомобилей там упало на 3,1%, 4% и 3,5% соответственно.
В Казани с 2014 года население выросло всего на 10%, тогда как уровень автомобилизации — на 19,7%
И наоборот. Благодаря тому что численность некоторых районов росла быстрее, чем количество автомобилей, автомобилизация этих районов упала, причем очень весомо. Это опять-таки коснулось близлежащих к Казани районов. На 30% упал уровень обеспеченности автомобилями в Лаишевском районе, по этой же причине 23,9% потерял Пестречинский и 15,2% — Высокогорский районы.
В Казани же рост автомобилизации сильно опережает демографию — с 2014 года население столицы выросло всего на 10%, тогда как уровень автомобилизации — на 19,7%, а число авто в натуральном выражении — почти на треть. Объясняется это тем, что основная часть покупок машин пришлась на 2021 год, когда после пандемии, полупроводникового кризиса и из-за отложенного спроса резко выросли покупки автомобилей.
Блинкин считает, что рост уровня автомобилизации связан с несколькими причинами, которые идут еще из советских времен. «Во времена Советского Союза, до 1991 года, автомобилизация была минимальная. В Москве 80 авто приходилось на тысячу жителей, в крупных городах — 60. Это совсем маленькая цифра. В те времена для огромного количества людей автомобиль был некоторой мечтой», — вспоминает Блинкин. Он уверен, что сегодня рост автомобилизации отыгрывает тот «многолетний неудовлетворенный спрос».
Огромное количество людей мечтали, чтобы в семье был автомобиль. Сейчас такая возможность появилась. И тот неудовлетворенный спрос, который передался от родителей детям, внукам, удовлетворяется в настоящее время.
Представитель федерации автовладельцев России (ФАР) в РТ Дмитрий Золотов полагает, что рост автомобилизации в Казани даже выше 30%, ведь статистика показывает только тех, кто зарегистрирован в столице РТ. Но, кроме жителей, по городу перемещается масса туристов, а также студентов и тех, кто приезжает в столицу РТ временно, например на заработки. Еще одной причиной роста числа авто в Казани, по его мнению, является недостаточно хорошо работающий общественный транспорт.
Стоит добавить, что из-за разрастания Казанской агломерации и высокой стоимости жилья в центральных районах казанцы действительно стали перебираться жить на окраины («Салават Купере», Ферма-2, микрорайон М-14) и даже в соседние районы РТ (Куюки, Усады и пр.). Чтобы добираться из дома до места работы и учебы, им требуется личный транспорт, т. к. городским общественным транспортом такие поселки, как правило, обеспечены слабо.
Одной из причин роста числа авто в Казани, по мнению Дмитрия Золотова, является недостаточно хорошо работающий общественный транспорт
Когда Казани ждать 10-балльных пробок?
Рассмотрим ситуацию в столице РТ более подробно. На 1 января 2024 года жители Казани были вооружены личным автотранспортом лучше, чем татарстанцы в целом. В столице Татарстана обеспеченность машинами выросла с 2020 года почти на 20% — до 362 единиц на тысячу горожан. По сравнению с 2005-м данный показатель вырос в 3 раза — тогда он был равен лишь 137 авто на тысячу жителей.
На протяжении всех 14 лет (за исключением 2015 года) уровень автомобилизации неуклонно рос. Самые большие скачки наблюдались по итогам 2013-го, когда уровень автомобилизации увеличился сразу на 39 авто на тысячу жителей, а также по итогам 2017 года — 29 машин.
Очевидно, что для самого города и его инфраструктуры постоянный рост автомобилизации — плохо. Это признает и мэр Казани Ильсур Метшин. «Город не резиновый! Имея вливания в транспортную инфраструктуру, уже с трудом перевариваем количество машин», — констатировал градоначальник.
По данным Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ, Москва), уровень автомобилизации более 350 машин на тысячу жителей приводит к регулярным 8- и 9-балльным пробкам на дорогах мегаполисов. Уровень в 400 автомобилей может привести к 10-балльным пробкам, что означает практически остановку движения.
Блинкин согласен с тем, что для расчета возникновения пробок на дорогах необходимо знать уровень автомобилизации и плотность населения в том или ином регионе или населенном пункте. Например, если плотность населения маленькая, то уровень автомобилизации вообще не играет роли. Но есть еще один важный параметр, который называется LAS (Land Allocation to Street), — он показывает, какую часть территории города занимает асфальт.
Речь о 8–9 балльные пробках при уровне автомобилизации свыше 350 авто — это откровенная ахинея, потому что есть города с автомобилизацией 700–800 автомобилей на тысячу жителей, и они прекрасно себя чувствуют. На самом деле города в мире живут при очень высоких уровнях автомобилизации. Все зависит от планировки, плотности населения и организации движения.
Казань, по его словам, строилась еще по советским СНИПам, и в нашем городе заранее была заложена правильная организация движения. «Для Казани уровень в 330 автомобилей на 1 тысячу человек абсолютно некритичная цифра. Тем более не все машины выезжают одномоментно на дороги города», — комментирует специалист.
По данным Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ, Москва), уровень автомобилизации более 350 машин на тысячу жителей приводит к регулярным 8- и 9-балльным пробкам на дорогах мегаполисов
Экс-депутат Госдумы, автомобильный эксперт Вячеслав Лысаков также уверен, что уровень комфортности для автовладельцев обеспечивает не количество автомобилей на тысячу человек, а протяженность дорожной сети и ее состояние.
В Китае с их 1,5 миллиарда человек и бурной автомобилизацией в 2011 году полностью построили дорожную сеть, которая удовлетворяет и грузо-, и пассажироперевозчиков, и частных владельцев. В том числе у них было построено столько скоростных трасс, протяженность которых равна протяженности всех федеральных трасс в России.
В нашей же стране только порядка 4% федеральных трасс имеют более одной полосы движения в одном направлении, указывает эксперт, и это называется «федеральная дорога». Протяженность дорожной сети в России примерно 1,2 млн км, тогда как для нормального функционирования 60 млн транспортных средств в стране протяженность дорог должна составлять не менее 2 млн километров. Таким образом, в РФ протяженность дорожной сети фактически вдвое отстает от необходимой.
Дмитрий Золотов также отмечает, что в Казани, например, практически не строятся новые дороги — по крайней мере, в том объеме, которого требует город
«Нужно не абстрактно рассчитывать, сколько единиц транспортных средств должно быть на тысячу или 100 тысяч населения того или иного региона либо России в целом. Надо исходить из того, какова протяженность дорог и какое качество дорожной сети в каждом конкретном регионе и в целом по стране», — полагает Лысаков.
Представитель ФАР в РТ Золотов также отмечает, что в Казани, например, практически не строятся новые дороги — по крайней мере, в том объеме, которого требует город. Строят в основном подъездные пути к новым жилищным комплексам, а вот объездных дорог не хватает.
Центр Казани не предназначен для большого количества машин: улицы узкие, а город сконструирован так, что, чтобы добраться из одной точки города в другую, нужно ехать либо через центр, либо через один из четырех мостов. Загвоздка заключается в том, что в Казани невозможно увеличить пропускную способность за счет расширения дорог на две или три полосы.
Общественный транспорт, на его взгляд, также не справляется с поставленной перед ним задачей (пересадить людей с личных авто на автобусы-трамваи-троллейбусы). «Многие готовы отказаться от автомобилей и ездить на общественном транспорте, но в городе не хватает перехватывающих парковок, где люди могли бы просто оставить машину, а не кататься по городу, тем самым не создавая огромные пробки», — говорит Золотов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 95
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.