«Крупные экспортеры не заходили на наш рынок, потому что не хотели париться из-за 5–7 вагонов, которые будут загружены за 3–4 дня, им наш рынок был абсолютно неинтересен, зерно не вывозилось, это давило на наши цены», — объясняли участники круглого стола, который прошел на полях выставки «Агроволга-2024». Из-за слабо развитой инфраструктуры и дорогой доставки РТ вывозила втрое меньше зерна, чем Самарская и Ульяновская области, при этом на элеваторах к весне скапливались большие залежи «хлеба». О том, когда «зерно из Татарстана наконец-то поедет в азовско-черноморские порты, порты Финского залива» и что сделает его цену более привлекательной, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Так продавать зерно выгодно?» — этим вопросом задавались участники одноименного круглого стола, который прошел вчера полях на выставки «Агроволга»
«Запуск элеватора может полностью перевернуть рынок нашего региона»
В 20-х числах июля аграрии Татарстана приступят уборке нового урожая зерновых. Однако практика последних лет показывает, что в регионе остаются излишки зерна, которые сложно продать, из-за чего цена на хлебное «золото» в последние два года находится на очень низком уровне.
«Как продавать зерно выгодно?» — этим вопросом задавались участники одноименного круглого стола, который прошел вчера полях на выставки «Агроволга» в «Казань Экспо». Стоит сказать, что буквально за день до этого, 3 июля, официально был открыт крупнейший в Поволжье элеваторный комплекс «Свияжск-Зернопродукт», который был построен ГК «Август» на территории свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (СММЛЦ).
«По нашему мнению, это событие может полностью перевернуть рынок нашего региона», — заявил на круглом столе Амир Галяутдинов, начальник коммерческого отдела ООО «УК „Август-Агро“» (сын гендиректора УК «Август-Агро» Айдара Галяутдинова).
Из чего сложилось такое мнение? В среднем Татарстан даже при неблагоприятных погодных условиях, как, например, в прошлом году, стабильно получает не менее 3,5 млн т зерна. Однако для внутреннего потребления республике (хлебопечение, животноводство и птицеводство, производство спирта и др.) достаточно 2,5 миллиона. Вот этот излишек минимум в 1 млн т (в плохие годы) и до 2,5–3 млн т (в хорошие) «как снежный ком накапливается и давит на цены на рынке».
Из-за этого цены зерна в РТ традиционно ниже, чем, например, в южных регионах страны. Так, на 1 марта 2024 на элеваторах и хлебоприемных пунктах Татарстана скопилось 1,3 млн т зерна — и это при весьма скромном валовом урожае в минувшем году в 3,6 млн тонн. По данным «БИЗНЕС Online», большие объемы нераспроданного зерна весной осталось, в частности, и у самой компании «Август-Агро», а также у холдинга «Чистополье» Альберта Хуснуллина.
«Самарская и Ульяновские области отгружают в 3 раза больше зерна в Новороссийск, чем Татарстан»
Крупные зерновые трейдеры обходили республику стороной по ряду причин: слишком далеко от морских портов, логистика дорогая. Немаловажной причиной было и то, что инфраструктура элеваторов и ХПП в регионе (в значительной части своей устаревшая) была просто не заточена под быструю подработку и отгрузку зерна. Погрузка одной баржи растягивалась на недели, железнодорожные составы грузились по несколько дней, что усугублялось дефицитом подвижного состава РЖД и неторопливой, мягко говоря, работой главной ж/д компании страны. Все это съедало время, а главное, рентабельность производителей.
«Крупные экспортеры не заходили на наш рынок, потому что не хотели париться из-за 5–7 вагонов, которые будут загружены за 3–4 дня, им наш рынок был абсолютно неинтересен, зерно не вывозилось и это давило на наши цены», — подтверждал Галяутдинов.
Наверняка, это покажется странным, но грузоперевозки зерна из Татарстана в разы отставали от соседних областей. К примеру, с июля 2023-го по апрель 2024-го из РТ было вывезено по ж/д всего 85,9 тыс. т, тогда как из Самарской области — 256 тыс., из Ульяновской области — 264,3 тыс. тонн. И все это просто потому, что в РТ не хотели заходить зерновые трейдеры!
«Самарская и Ульяновские области отгружают в 3 раза больше зерна в Новороссийск, чем Татарстан», — удивил собравшихся Галяутдинов.
«Любую лодку мы можем погрузить за сутки, оформить все необходимые документы и отправить товар в порт»
Чтобы разрешить ситуацию, компания и открыла элеваторный комплекс в Свияжске. Территория СММЛЦ дает возможность транспортировать зерно как автомобильным, так и железнодорожным, и водным транспортом.
«Скорость погрузки у нас — 350 тонн в час на лодку — двух- и трехтысячник, а пятитысячник мы грузим со скоростью 700 тонн в час. Это позволяет нам любую лодку погрузить за сутки, оформить все необходимые документы экспортеру, мукомолам и отправить товар в необходимый порт, — делился Амир Айдарович. — В мае мы за пять дней отгрузили пять лодок, ни один элеватор в Поволжье не сможет это сделать». К слову, подобный элеваторный комплекс компания сейчас строит в Бугульме.
«Запуск двух проектов — в Свияжске и Бугульме — может поднять цены на зерно от 50 копеек до рубля», — заявил исполнительный директор «Август-Агро» Гумер Закиров. Секрет, опять же, в скорости погрузки. «Любой элеватор 8 вагонов отправляет, мы делаем 70 вагонов за сутки, лодки два дня грузятся, у нас — за 10 часов», — объяснял спикер.
При этом компания готова возить не только зерно свое, но и других производителей и реализовать его напрямую экспортерам, а не зерновым трейдерам (по факту — перекупщикам). «У нас есть контракты с крупнейшими экспортерами — „Родные просторы“ („Риф“), „Астон“, „Степь“, „Петрохлеб“», — перечислял Закиров.
Помимо своего зерна, «Август» готов отправлять зерновые, зернобобовые культуры и сторонних производителей, чтобы выйти в итоге на общую отгрузку в 1 млн т зерна в год
«Зерно из Татарстана наконец-то поедет в азовско-черноморские порты, порты Финского залива»
По какой цене элеватор готов будет принимать зерно «со стороны»? Закиров объяснил математику подсчета: «Это FOB (цена в порту — прим. ред.) минус доставка, минус услуги элеватора, минус наша фиксированная маржа». «Мы знаем маржинальность трейдеров и предполагаем, что вам должно быть интересно, потому что мы как минимум не такие жадные», — шутил Закиров. Дескать, вы знаете, что мы на вашей тонне зарабатываем, но это будет дороже, чем в рынке. В пример Галяутдинов привел стоимость недавней отправки гороха в Индию: при средней на рынке стоимости доставки до порта в Новороссийске в 7 тыс. рублей за 1 т компании она обошлась в 2,7 тыс. рублей.
«„Тюлячинский горох уехал в Мумбай“, — звучит, может быть, смешно, но факт этот был, — радовался Закиров. — Горох в машинах доехал до Новороссийска, в контейнеры перегрузился и уже доплыл до Мумбая». В итоге цена «индийского» гороха для местного производителя оказалась на 4 рубля за 1 кг выше, чем если бы его просто продали трейдерам. Были также отправки зерна в Бразилию и Западную Африку.
Помимо своего зерна (в перспективе 500 тыс. т в год, по итогу 2023 года было 319 тыс. т, первое место в РТ), «Август» готов отправлять зерновые, зернобобовые культуры и сторонних производителей, чтобы выйти в итоге на общую отгрузку в 1 млн т зерна в год. Благодаря такой синергии цена на него в теории должна будет расти — в целом для всей республики. «Это поможет увеличить цены, потому что зерно из Татарстана наконец-то поедет в азовско-черноморские порты, порты Финского залива — порт Высоцк и Усть-Луга, мы уже грузили туда, вагоны идут быстро», — верит Галяутдинов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 107
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.