«Такая великая страна, как Китай, поддерживает отношения с Россией, такая великая страна, как Индия, поддерживает отношения с Россией. Не хотят американцы с нами общаться, и не надо. На них свет клином не сошелся», — говорит руководитель центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала о том, почему Нарендра Моди после избрания на новый срок первый зарубежный визит совершил в Москву к Владимиру Путину, благодаря чему Индия стала самой быстроразвивающейся экономикой мира, правда ли, что она главный бенефициар от СВО, и зачем участвовала в конференции по Украине в Швейцарии.
Татьяна Шаумян: «Вообще, между Москвой и Нью-Дели давние дружественные связи. И сегодня Индия придает большое значение отношениям с Россией»
«Россия и Индия сегодня стратегические союзники»
— Татьяна Львовна, после переизбрания на новый срок премьер-министр Индии Нарендра Моди свой первый зарубежный визит совершил на этой неделе в Москву, к Владимиру Путину. Очевидно, что такой политический жест не носит случайного характера.
— Это свидетельство особых отношений между нашими странами. Нарендра Моди придает большое значение личным контактам с Владимиром Путиным и показывает приоритеты во внешней политике Индии. Показательно, что и наш президент с большим удовольствием, очень тепло, по-дружески принимал индийского коллегу в Москве и в своей резиденции. Домашний прием Нарендры Моди у Владимира Путина произвел благоприятное впечатление. Было заметно, что отношения между лидерами России и Индии действительно носят неофициальный характер. Они более сердечные. Очевидно, что Путин и Моди находят искреннее взаимопонимание.
Шаумян Татьяна Львовна — заведующая центром индийских исследований Института востоковедения РАН.
Окончила исторический факультет МГУ, аспирантуру Института востоковедения РАН в 1965 году. В 1966-м защитила кандидатскую диссертацию на тему «Российско-тибетские отношения в конце ХIХ – начале ХХ веков». Автор более 200 научных работ на русском и английском языках.
Доцент факультета мировой политики МГУ.
Заместитель председателя российско-индийской комиссии по сотрудничеству в области общественных наук, член редколлегии журнала «Азия и Африка сегодня». В течение 10 лет принимала участие в заседаниях комиссии ООН по правам человека, участвует в международном проекте «Россия – Индия – Китай». Принимала участие в международных конференциях и семинарах в Индии, Китае, Великобритании, Шри-Ланке, Германии, Дании, Португалии и др.
Специализируется по проблемам внешней политики Индии, международным отношениям в Южной и Центральной Азии и на Дальнем Востоке в ХХ – начале ХХI века, проблемам истории формирования границ в Южной и Центральной Азии, российской политики в регионе, деятельности региональных организаций (ШОС, СААРК и др.), работала над сбором и публикацией документов из архивов России и Индии по проблемам российской и британской политики в Центральной Азии.
Переговоры тоже прошли вполне плодотворно. Известно, что подписаны 9 документов в разных областях. 9 документов — это серьезно. Надеюсь, что мы в ближайшие дни получим подробности.
— Если говорить в целом, в чем особенности нынешних отношений между Индией и Россией?
— Россия и Индия сегодня стратегические союзники. Вообще, между Москвой и Нью-Дели давние дружественные связи. И сегодня Индия придает большое значение отношениям с Россией. У нас с индийцами по многим достаточно серьезным международным вопросам общая или близкая точка зрения. В целом очень схожие позиции и подходы к важным проблемам глобального уровня. Об этом говорит и то, что Россия и Индия являются членами таких организаций, как БРИКС и ШОС, которые набирают все больший политический вес на мировом уровне.
У России и Индии большие перспективы для расширения товарооборота. В частности, из Индии могут быть увеличены поставки сельскохозяйственной продукции, медикаментов и медицинского оборудования. РФ может использовать для развития своей экономики и современные технологии Индии, в которых она сегодня достаточно сильна.
— Как бы вы оценили текущие отношения Индии с другими странами? В частности, с США и Китаем?
— С Китаем у Индии отношения непростые, но они налаживаются. А с США отношения особые. Вашингтон и Нью-Дели — стратегические партнеры. Но в этом ничего удивительного нет. Во-первых, на территории США проживают около 2 миллионов индийцев. Руководство Индии не может с этим не считаться. Причем среди этих индийцев есть довольно крупные государственные деятели Америки.
Во-вторых, США заинтересованы в отношениях с Индией, в том числе потому, что она выходит в Индийский океан. Американцы придают большое значение стратегическому положению в Индийском океане. Другое дело, что США стремятся к тому, чтобы страны, с которыми они находятся в партнерских отношениях, шли в фарватере их политики. Но с Индией это уже не проходит. Индия сама великая держава. Она проводит собственную политику и занимает серьезное место в системе международных отношений.
«Продавая Индии наши энергоресурсы, мы оказываем ей серьезную помощь»
«Около 70 процентов населения Индии моложе 30 лет»
— А насколько большая диаспора индийцев в России?
— Честно говоря, у меня точных цифр нет. Но они, конечно, несопоставимы с американскими. Хотя на встрече Моди с индийцами в Москве собралось довольно много народу. Но тут есть некоторая разница. В США индийская диаспора — это люди, которые там живут постоянно. У многих еще в период колониализма туда переехали дедушки, бабушки, и они там создавали семьи. Их потомки стали американскими гражданами. А в России индийскую диаспору составляют в основном люди, работающие у нас. Это сотрудники посольства, журналисты, бизнесмены.
— Некоторые эксперты считают, что Индия — главный бенефициар от СВО в планетарном масштабе, поскольку в результате санкций в отношении России она стала, в частности, больше получать нашей нефти.
— Конечно, индийцы очень заинтересованы в российских энергоносителях. Потому что у них сегодня самая быстрорастущая страна в мире с активно развивающейся экономикой, промышленностью. Продавая Индии наши энергоресурсы, мы оказываем ей серьезную помощь. Но в данном случае интерес обоюдный. Россия тоже заинтересована в продажах своих энергоносителей, так как наши поставки в Европу были достаточно широкие, а из-за неблагоприятных событий они сегодня ограничены. Мы вынуждены были переориентироваться на другие рынки. Да и продавать сегодня надежнее не абы кому, а друзьям, которые не подведут.
В то же время я уверена, что, если бы в отношении России не были приняты такие жесткие санкции со стороны Запада, поставки наших энергоносителей в Индию все равно бы увеличивались. Потому что Индия очень активно развивается экономически.
— За счет чего Индия сегодня самая развивающаяся экономика мира?
— Главным образом за счет человеческого фактора. Около 70 процентов населения Индии моложе 30 лет. Индийская молодежь очень патриотична и стремится участвовать в процессах экономического развития собственной страны. Жители Индии настрадались в период колониализма. Еще живы старики, которые помнят это. Молодое поколение этот период не застало, но историческая память существует. Потому молодежь очень заинтересована в развитии своей страны.
Сегодня в Индии в разных отраслях промышленности очень высокий уровень научно-технических кадров, много высококвалифицированных, прекрасно обученных специалистов. Часть из них обучались на Западе — в Англии, США. Получив образование, они вернулись на родину. Эти люди создают основу промышленного развития Индии, развивают современные технологии, используют опыт других стран. Они знают, что работают для своей страны и собственного будущего. Этот психологический настрой очень важен.
К сожалению, в России некоторые поколения потеряли такое четкое ощущение. А индийцы это чувствуют. Они гордятся своей страной, своими успехами, тем, что производят. И с удовольствием это показывают. Я лично в этом убедилась. Однажды, будучи у друзей в Дели, хозяин дома водил по своим владениям и с гордостью рассказывал, что все произведено в Индии: мебель вся индийского производства, электронные предметы, холодильник… Для них это предмет большой гордости.
«Индийцы и вооружение делают. Конечно, они его по-прежнему покупают. Мы поставляем в Индию оружие. Но индийцы научились и оружие производить неплохое»
«Если хотите, у индийцев есть элемент национализма»
— Говорят, если Китай переориентируется на машиностроение, то именно Индия станет главной мировой фабрикой по изготовлению ширпотреба. Так ли это?
— Я бы так не сказала. Индия, как и Китай, сегодня развивает самый широкий круг промышленных отраслей. Индийцы производят прекрасные автомобили. Компьютеры индийцы тоже делают и не зависят от иностранных поставщиков. Может быть, какие-то критики, изысканные специалисты скажут, что компьютеры производства Индии немножко по качеству ниже. Я в этом не очень разбираюсь. Но то, что индийцы сегодня абсолютно все производят сами, — факт. Они делают и компьютеры, и мебель, и автомобили, и станки. Я уже не говорю о лекарствах. Поэтому индийцы могут обеспечивать себя сами.
Они, видимо, научены колониальным прошлым, когда были зависимы от всего. А сейчас стремятся самостоятельно удовлетворять все свои потребности. Индийцы и вооружение делают. Конечно, они его по-прежнему покупают. Мы поставляем в Индию оружие. Но индийцы научились и оружие производить неплохое. Индия выходит на мировую арену. То, что она сегодня занимается третье, четвертое, пятое место по разным направлениям, — это огромный успех страны.
— Почему индийцы, обучившись на Западе, все-таки возвращаются обратно? Допустим, из России в свое время уезжали специалисты и не возвращались.
— Это наша беда. Наверное, мы не могли создать благоприятные условия для того, чтобы высококвалифицированные специалисты могли вернуться в Россию. Думаю, что это вопрос не только заработка, но и применения опыта. Индия дорожит каждым специалистом, который может принести пользу своей стране.
Конечно, в Индии есть и нищета, и беднота, и малоквалифицированные специалисты. Но есть и ядро, которое стремится к тому, чтобы страна выступала в качестве современного, экономически и технологически развитого государства. Если хотите, у индийцев есть элемент национализма. Они хотят, чтобы их страна выглядела современной.
— Американцы предоставляют индийцам свои технологии?
— Я не думаю, что Америка просто так дает Индии свои технологии. Индийцы сами получают технологии за счет обучения в Соединенных Штатах, Великобритании. Просто так никто ничего не дает. А если те же американцы предоставляют какую-то помощь, то они выдвигают политические условия.
«С геополитической точки зрения Индия сегодня ближе всего к России. С Китаем противоречия на границе»
«Китай и Индия — великие, крупнейшие государства мира, и они никоим образом не зависимы от США»
— Это понятно. Но разве американцы не заинтересованы в том, чтобы сделать из Индии таран против Китая?
— Американцы заинтересованы в том, чтобы создавать благоприятные условия для самих себя. Если для этого нужно навредить китайцам, они это делают с большим удовольствием. Но в мире сегодня существуют объективные процессы. США могут тысячу раз пытаться помешать Китаю в его экономическом, технологическом развитии, они могут тысячу раз пытаться вмешиваться в его внутренние дела, они могут тысячу раз пытаться использовать индийцев в качестве тарана против китайцев, но у них ничего не получится.
Китай и Индия — великие, крупнейшие государства мира, и они никоим образом не зависимы от США. Эпоха зависимости для них уже миновала. Эти страны могут развиваться самостоятельно. А мировая конкуренция только подталкивает их к усовершенствованию своих технологий, заставляет строить новые предприятия, обучать специалистов, предпринимать дополнительные меры для развития экономики.
— Хотите сказать, что американцы никому не мешают?
— Нет. Американцы мешают всем подряд и в каких угодно формах. Они действуют в своих собственных интересах и своего не упустят. Скажем, они хотят укрепить позиции в Индийском океане. Но не в интересах Индии, Шри-Ланки, Мадагаскара и еще кого-то. Они это делают потому, что им там нужны военные базы.
Но это не значит, что намерения США обернутся в реальную действительность. И у Индии достаточно здравого смысла для того, чтобы не поддаваться на авантюры и провокации США. С другой стороны, существуют пределы. Есть вещи, которые американцы не в состоянии изменить. США не могут помешать развитию Индии, так же как они не могут помешать развитию Китая.
— С какой страной у Индии сегодня отношения все-таки наиболее близкие?
— С геополитической точки зрения Индия сегодня ближе всего к России. С Китаем противоречия на границе. С США отношения стратегические, но не близкие. А между Россией и Индией стратегическое сотрудничество на очень высоком уровне. Это наглядно показал и визит Нарендры Моди в Москву. Я не думаю, что Индия сегодня с кем-нибудь еще взаимодействует на столь же высоком уровне.
— Можно ли сказать, что визит Моди в Россию омрачил саммит НАТО в Вашингтоне? Он же продемонстрировал, что Западу не удается изолировать Россию.
— Как можно изолировать Россию? Пусть США попробуют. РФ никуда не денется. Такая великая страна, как Китай, поддерживает отношения с Россией, такая великая страна, как Индия, поддерживает отношения с Россией. Не хотят американцы с нами общаться, и не надо. На них свет клином не сошелся.
«Индия занимает весомое значение в БРИКС. Так же как и в ШОС»
«Консульство Индии еще больше повысит роль Казани»
— Как в Индии относятся к участию своей страны в БРИКС?
— В БРИКС все друг к другу хорошо относятся. Эта организация возникла все-таки на основе объединения России, Индии и Китая. То, что изначально называлось РИК. Потом подключились Бразилия и Южная Африка. Индия занимает весомое значение в БРИКС. Так же как и в ШОС. Индия заинтересована в том, чтобы участвовать в международных объединениях, которые способствуют укреплению мира и урегулированию спорных проблем.
— Как бы вы расценили участие Индии в конференции по Украине в Швейцарии, тогда как другие члены БРИКС от участия в этом саммите отказались?
— Моди неоднократно делал заявления о том, что сегодня эпоха не для войн, а поиска мирных путей урегулирования конфликтов. При этом Индия ни разу не осудила Россию за СВО. Индийцы исходят из того, что надо искать пути мирного урегулирования конфликта на Украине. Они об этом часто говорят, и пишут, и выступают за то, чтобы конфликт был решен с помощью дипломатии. Они призывают обе стороны — и Россию, и Украину — участвовать в переговорах. Здесь у Индии полный нейтралитет и стремление к тому, чтобы убедить стороны пойти на мирные переговоры. Думаю, этим объясняется участие Индии в конференции по Украине в Швейцарии.
— Но декларацию в Швейцарии, которую не поддерживают члены БРИКС, Индия поддержала.
— Видимо, тут есть свои какие-то соображения. Но официально известно, что индийцы поддерживают переговоры по мирному урегулированию конфликта на Украине. Они говорят, что сегодняшняя эпоха для мира. Такое заявление сделал Моди.
— Нет ли у вас ощущения, что Индии приходится лавировать между выгодами БРИКС, сложностями с Пекином, дружбой с Москвой, оглядкой на Вашингтон, мечтами европейцев превратить Индию в крупный рынок сбыта?
— Европейцы могут мечтать о чем угодно. Но Индия заинтересована прежде всего в том, чтобы иметь хорошие связи с глобальными державами, наладить добрососедские отношения со странами, которые ее окружают. Индия должна думать о том, как сохранять и укреплять отношения с Россией. Она должна одновременно думать о том, как урегулировать проблемы с Китаем. Она должна думать о том, как удерживать баланс в отношениях с Соединенными Штатами. Она должна думать о том, как решать вопросы с соседним Пакистаном, с которым есть серьезные проблемы. Это тоже непросто.
Но Индия — страна не регионального уровня, а глобального. По своему потенциалу, численности населения, вкладу в мировую экономику. Индия сегодня должна занимать достойное место в мировой политике.
— Почему для открытия двух дополнительных консульств Индии в России выбрана в том числе Казань?
— Казань для консульства Индии выбрана не просто так. Во-первых, она находится практически в центре России. Я не исключаю, что имеет значение и исламский фактор. Все-таки в Индии ислам является второй религией. А Татарстан — мусульманская республика. Неслучайно сегодня Казань используется для проведения важных мировых событий. В частности, саммита БРИКС.
Все это говорит о возросшем статусе столицы Татарстана на международном уровне. И, конечно, консульство Индии еще больше повысит роль Казани. Думаю, это позитивно отразится на развитии города. Наверняка будут больше строить, а между Индией и Татарстаном можно ждать увеличения торгового оборота и турпотока. Возможно, будут организовываться туристические поездки и мусульманской диаспоры из Индии. Казань в любом случае только выиграет от нового консульства на своей территории.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.