ЦЕНА ПОДПИСИ

Вчера судье Вахитовского районного суда потребовалось около четырех часов, чтобы вынести вердикт по иску о защите чести и достоинства бывшего директора ГБКЗ им. Сайдашева Ленара Айкаева, который он адресовал 98 музыкантам Государственного симфонического оркестра РТ и лично дирижеру Александру Сладковскому.

Напомним, причиной, которая заставила Айкаева подать иск о защите чести и достоинства, стало скандальное коллективное письмо от имени музыкантов оркестра, составленное в сентябре прошлого года. В нем они просили министра культуры Айрата Сибагатуллина принять кадровые решения относительно администрации ГБКЗ и лично Айкаева, который якобы вставлял оркестру палки в колеса и дискредитировал дирижера. Это письмо послужило поводом для ухода Айкаева с должности директора.

Айкаев во время перерыва в судебном заседании рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о своих требованиях в качестве истца. Бывший директор зала настаивал на размещении опровержения во всех СМИ, в которых было опубликовано письмо оркестра, и просил о компенсации морального вреда в размере 2 млн. рублей.

- Цена каждой подписи велика, - объяснил экс-директор. – Когда подписываются несколько человек, это одно, но когда подписи ставит весь оркестр – понятно, что каждый мог пойти на это по разным причинам, но все же…

Однако в итоге суд решил в удовлетворении иска Айкаеву отказать в полном объеме. Причем вчера судья не озвучил оснований, которые послужили поводом для отказа, и сообщил, что доводы суда будут прописаны в копии решения, которое участники получат через несколько дней.

- Я не знаю, какие могут быть основания для отказа, мне самому интересно будет получить на руки это решение суда, - объяснил сложившуюся ситуацию корреспонденту «БИЗНЕС Online» Айкаев. - К такому вердикту я был готов, хотя надежда на то, что иск удовлетворят хотя бы частично, была.

Экс-директор ГБКЗ рассказал, что будет думать, стоит ли обжаловать вчерашнее решение, только после того, как получит его копию на руки.

ЗАКРЫТЫЙ РЕЖИМ

Сторона Сладковского пока решила воздержаться от комментариев. Пресс-секретарь ГСО Наталья Лукина объяснила газете «БИЗНЕС Online», что прокомментировать исход дела они смогут после получения копии решения суда, то есть через несколько дней.

В Вахитовский суд сам Сладковский вчера не пришел, делегировав право представлять свои интересы юристу, который, как только началось заседание, ходатайствовал о проведении процесса в закрытом для прессы режиме. Судья, сославшись на то, что дело затрагивает интересы личности, ходатайство удовлетворила и попросила журналистов покинуть зал.

На слушание явились в качестве ответчиков пять музыкантов оркестра. Правда, все они уже не работают под началом дирижера Сладковского и недавно покинули ГСО. О причинах своего ухода артисты говорят неохотно, но самое интересное, что кое-кто из них пришел в оркестр из театра оперы и балета им. Джалиля и не менее значимых мест, успев поработать в ГСО всего лишь чуть больше года. На сегодня часть из них уже успела трудоустроиться в государственном камерном оркестре La Primavera Рустема Абязова. Другие же музыканты, среди которых есть настоящие звезды, стоят на бирже труда. Неожиданный уход таких музыкантов из ГСО, безусловно, вызывает вопросы.

В суде музыканты явно не в своей тарелке – вся история, приключившаяся с гневным письмом, по всей видимости, вызывала у них чувство неудобства. Тем не менее, они смогли рассказать о том, что ни один из музыкантов оркестра не был инициатором письма, они подписывали уже готовое обращение, составленное руководителем.

Юрист, представляющий Сладковского, по словам Айкаева, на судебном заседании отрицал факт распространения письма через СМИ. Однако у экс-директора имелись на руках письменные подтверждения от руководителей изданий, получивших прошлой осенью обращение музыкантов. В них главные редактора указывают – письмо действительно пришло от пресс-секретаря ГСО.

«СУД – НЕ ДЛЯ МУЗЫКАНТА!»

Коллеги истца и ответчиков по этому громкому делу предпочитают не комментировать исход дела и о своем отношении к скандалу говорят сдержанно.

- Там, конечно, ситуация была не простая, но сейчас возвращаться к этому было ни к чему, - полагает композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат государственной премии РФ Леонид Любовский. - Каждый из нас заинтересован в том, чтобы в городе и оркестр был хороший, и зал работал по своему графику, чтобы работали профессионалы, просвещая людей. Музыка должна воспитывать людей, и я хочу, чтобы музыканты объединились, а суд – не для музыканта. У нас есть другое сильное оружие – наше собственное творчество.

Заместитель директора Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля Юрий Ларионов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что склоняется к версии, согласно которой музыкантов оркестра письмо, обращенное к министру культуры, заставили подписать под давлением.

- Когда творческие работники подписывают коллективные письма, это всегда попахивает дурно, - считает Ларионов. - Обыкновенный творческий работник – человек не коллективный. Они индивидуалисты. А в таких случаях, когда происходит массовое единомыслие, инициатором становится руководитель. Творческие вопросы решаться должны в коллективе, а правовые - в суде. Все правильно. Но наши доблестные судебные органы и мне ведь в свое время отказали в иске о защите чести и достоинства к Филиппу Киркорову, хотя он меня оскорбил.

Справка

В конце сентября прошлого года скрытая полемика между руководством ГБКЗ им. Сайдашева и худруком государственного симфонического оркестра РТ перешла в фазу «войны на уничтожение». Музыканты написали коллективное письмо, в котором они просят министра культуры Айрата Сибагатуллина вмешаться в ситуацию. Буквально за неделю до этого Александр Сладковский в интервью «БИЗНЕС Online» в острожной форме рассказал о своем конфликте с директором ГБКЗ Ленаром Айкаевым. По словам Сладковского, в этом противостоянии он получил полную поддержку руководства республики, что выразилось и в беспрецедентном годовом гранте президента (120 млн. рублей) и автономии, которую получил оркестр, отделившись от ГБКЗ.

24 октября Айкаев ушел с поста директора, который он занимал с 2009 года. Сладковский, узнав о решении Айкаева от газеты «БИЗНЕС Online», был изрядно удивлен, но от комментариев отказался: «Ситуация с Айкаевым – без комментариев. Мне безразлично, где работают люди. Главное, чтобы они приносили пользу республике и стране. А конфликта у нас никакого не было».

В апреле Айкаев перевел свой конфликт в ведение судебной власти – он подал иск против Сладковского и в его лице всего ГСО. Позже иск был изменен: требования о защите чести и достоинства были выдвинуты к 98 подписантам письма в минкульт РТ.

Александр Сладковский — российский симфонический дирижер, заслуженный артист России. В августе 2010 года по личному приглашению директора ГБКЗ им. Сайдашева Айкаева возглавил государственный симфонический оркестр РТ. По инициативе и под руководством Сладковского в 2011 году учрежден международный оперный фестиваль «Казанская осень» на открытом воздухе. Сладковский стал первым художественным руководителем и организатором основанного в 2011 году международного фестиваля современной музыки «Конкордия» им. Губайдуллиной, а также международного фестиваля «Рахлинские сезоны» и международного фестиваля им. Рахманинова «Белая сирень».

Ленар Айкаев – бывший директор ГБКЗ им. Сайдашева, в настоящее время занимает должность заведующего научно-исследовательским отделом центра развития традиционной культуры при минкульте РТ. В 1991 году окончил нижнекамское музыкальное училище, поступил в уфимский государственный институт искусств. С 1994 года обучался в Казанской государственной консерватории по классу скрипки. В 2002 году стал доцентом казанской государственной консерватории им. Жиганова.

Государственный симфонический оркестр РТ был образован в 1966 году председателем союза композиторов РТ, ректором Казанской государственной консерватории Назибом Жигановым. Тогда по его инициативе в Казань был приглашен дирижер Натан Рахлин - народный артист СССР. В разные годы с ГСО РТ выступали исполнители с мировым именем - Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Ирина Архипова, Любовь Казарновская и многие другие.