Татарстанские православные решили нанести удар по Хэллоуину выставкой «Образ бесов в мировом искусстве», которая открылась накануне в музее истории Благовещенского собора Казанского кремля Татарстанские православные решили нанести удар по Хеллоуину выставкой «Образ бесов в мировом искусстве», которая открылась накануне в музее истории Благовещенского собора Казанского кремля Фото: Андрей Титов

«Для православного человека это однозначно является обращением к бесам»

Казалось бы, чем неугоден духовным лицам Хеллоуин, ставший теперь чуть ли не национальным праздником россиян? Да, празднество чуждое, восходит к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, но, по сути, безобидное. Отмечают его ежегодно 31 октября, в канун Дня всех святых, даже название произошло от выражения All Hallows' Eve (канун Дня всех святых). Между тем из года в год Церковь выступает категорически против этого «тыквенного» мероприятия. В начале года патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о необходимости «положить конец» празднованию в России Дня святого Валентина и Хеллоуина, которые он назвал «безобразной вакханалией, принесенной к нам из-за рубежа». Предстоятель РПЦ считает, что Хеллоуин противоречит историческим, нравственным и религиозным ценностям России.

Татарстанские православные в свою очередь решили нанести удар по Хеллоуину выставкой «Образ бесов в мировом искусстве», которая открылась накануне в музее истории Благовещенского собора Казанского кремля, расположенном в подклети Благовещенского собора. Ее куратор, руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин доверительно сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что мероприятие «приурочено к тому времени, когда многие наши суеверные люди по своему неведению празднуют так называемый Хеллоуин».

По словам Александра Ермолина, человек, участвующий в праздновании Хэллоуина, может и не быть православным (может и вовсе атеист), но бесы все-равно будут оказывать на него свое зловредное действо По словам Александра Ермолина, человек, участвующий в праздновании Хеллоуина, может и не быть православным (возможно, он и вовсе атеист), но бесы все равно будут оказывать на него свое зловредное действо Фото: Андрей Титов

«Мы хотели бы показать сегодня ту внутреннюю сущность, к которой они обращаются. Вот, например, человек считает, что Хеллоуин — это забавный праздник, когда можно немножко похулиганить, повеселиться, надеть на себя рога, подумать о чем-то страшном и ужасном, но вместе с тем для православного человека это однозначно является обращением к бесам. То есть в шутливой форме, а может быть, какой-то еще, но это обращение к бесовской сущности, — отмечает священник. — Мы помним прекрасный принцип — кого ты в свою жизнь зовешь, тот приходит и остается. Мы выставили здесь изображения бесов с рогами, без рогов, более страшные, менее страшные. Но тем не менее все эти образы вновь и вновь показывают ту падшую природу, к которой обращается человек».

«Мы помним прекрасный принцип — кого ты свою жизнь зовешь, тот приходит и остается» «Мы помним прекрасный принцип — кого ты в свою жизнь зовешь, тот приходит и остается» Фото: Андрей Титов

На выставке представлены иконописные изображения и картины с нечистой силой. К примеру, среди работ есть гравюра Мартина Шонгауэра «Муки святого Антония», образ иконы «Марина (Маргарита) Антиохийская „Побивающая беса“», «Святой Никита, побивающий беса» (за соблазнение его принять язычество), «Чудо св. Федора Тирона» и знаменитая «Лествица», где монахи поднимаются по лестнице в небеса, а не выдержавшие тернистого духовного пути низвергаются бесами в преисподнюю. Чуть дальше можно увидеть наказания проклятых (демон, пожирающий людей) из фрагмента византийской мозаики «Страшный суд» во Флорентийском баптистерии, как крылатый дьявол пытается искусить Христа в пустыне в мозаичной композиции конца XII века в соборе в Монреале, копию картины «Преподобный Сергий Радонежский изгоняет молитвой злых духов» и много других красноречивых образов (как нечисть карает грешников или как их настигает кара Божья), которые, по задумке, должны отвадить татарстанцев от тлетворного влияния Запада и наставить на истинный путь.

Красноречивые образы того, как нечисть карает грешников или как их настигает кара божья Красноречивые образы того, как нечисть карает грешников или как их настигает кара Божья Фото: Андрей Титов

По словам иерея, человек, участвующий в праздновании Хеллоуина, может и не быть православным (возможно, он и вовсе атеист), но бесы все равно будут оказывать на него свое зловредное действо. «Он их не воспринимает, а они его воспринимают. То есть хотели бы мы или нет, но есть духовные законы, которые действуют везде, независимо от того, верит человек в них или нет», — рассказывает собеседник. Как говорит Ермолин, если бес войдет в твое тело, то начнет разрушать душу, а физическая смерть не так страшна, ведь рано или поздно мы все должны уйти в мир иной.

Если бес войдет в твое тело, то начнет разрушать душу Если бес войдет в твое тело, то начнет разрушать душу Фото: Андрей Титов

«Украшаться и романтизироваться бесы стали после эпохи Возрождения»

На открытии выставки параллельно теолог, экскурсовод Музея казанской иконы Диана Вилкова вела лекцию, подробно рассказывая, кто, где, когда и как отображал в своих произведениях тех самых бесов. Слушателей собралось не так много, но зато они внимательно слушали спикера, задавали вопросы. Вилкова поведала о том, что романтизировать образ бесов любили больше западные живописцы.

Диана Вилкова: «Положение бесов в православной иконописи во многом маргинальное. Они всегда вот где-то на задворках, потому что зло бытие не естественное» Диана Вилкова: «Положение бесов в православной иконописи во многом маргинальное. Они всегда где-то на задворках, потому что зло — бытие неестественное» Фото: Андрей Титов

«Изначально бесов всегда изображали лишь на клеймах (в иконописи сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы обычно прямоугольной формы, изображающая сцены, развивающие или поясняющие сюжет центральной композиции, — прим. ред.), то есть в таких житийных иконах (икона, в центре которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития, — прим. ред.), а не в центре самой иконы. Изображение бесов на молельных иконах было самым, наверное, поздним явлением и вообще редко встречающимся. Хотя бывали исключения, — повествовала Вилкова. — Положение бесов в православной иконописи во многом маргинальное. Они всегда где-то на задворках, потому что зло — бытие неестественное».

Настоятель храма Николая Чудотворца в селе Константиновка в Казани Александр Данилов спросил, когда началась романтизация образа беса. «Украшаться и романтизироваться бесы стали после эпохи Возрождения потихонечку», — ответила лектор.

«Все эти образы вновь и вновь показывают ту падшую природу, к которой обращается человек» «Все эти образы вновь и вновь показывают ту падшую природу, к которой обращается человек» Фото: Андрей Титов

Жительница Казани Аэлита Шайхутдинова пришла на лекцию с практической целью — отвадить 19-летнего сына от всякой «чертовщины». К этой категории она отнесла татуировки. С ее слов, сын «забил» всю руку образами бесов, хотя семья является верующей.

«Он крещеный, православный. Мы молитвы читаем, хоть и не всегда, но в церковь мы ходим, и сын когда-то ходил, — сокрушается женщина. — Я за то, чтобы все-таки православие, христианское вероисповедание, истина больше популяризовались. При этом молодежь сейчас это (тату — прим. ред.) считает нормальным, у них идет какой-то протест. Придя домой, расскажу сыну о лекции. Я себе сделала заметки, что бесы были затворниками и не нужно их популяризировать».

Выставка «Образ бесов в мировом искусстве» дала старт благотворительной акции «Путь добра», в рамках которой гуманитарный центр «Милосердие — Казань» будет собирать продуктовые наборы для нуждающихся, Воскресенское Новоиерусалимское подворье будет плести маскировочные сети для участников СВО, оказывать социально-бытовую помощь одиноким пожилым людям на дому и пр. Организаторы проекта уверены, что нечисть им не сможет помешать, т. к. они находятся «на стороне добра», а рогатый — на противоположной.