«Многие наши суеверные люди по своему неведению празднуют так называемый Хеллоуин», — сокрушается руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин, призывая через искусство познать, что заигрывания с нечистой силой до добра не доведут. С помощью выставки «Образ бесов в мировом искусстве», открывшейся в музее истории Благовещенского собора Казанского кремля, церковь хочет донести, что, примеряя на себя образы всяких темных сущностей, человек может впустить в себя нечисть и последствия могут быть плачевными. О демоне, пожирающем людей, наказании грешников, побивании беса и о том, какие еще представлены иконописные изображения, которые должны отвадить от Хеллоуина, — в материале «БИЗНЕС Online».
Татарстанские православные решили нанести удар по Хеллоуину выставкой «Образ бесов в мировом искусстве», которая открылась накануне в музее истории Благовещенского собора Казанского кремля
«Для православного человека это однозначно является обращением к бесам»
Казалось бы, чем неугоден духовным лицам Хеллоуин, ставший теперь чуть ли не национальным праздником россиян? Да, празднество чуждое, восходит к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, но, по сути, безобидное. Отмечают его ежегодно 31 октября, в канун Дня всех святых, даже название произошло от выражения All Hallows' Eve (канун Дня всех святых). Между тем из года в год Церковь выступает категорически против этого «тыквенного» мероприятия. В начале года патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о необходимости «положить конец» празднованию в России Дня святого Валентина и Хеллоуина, которые он назвал «безобразной вакханалией, принесенной к нам из-за рубежа». Предстоятель РПЦ считает, что Хеллоуин противоречит историческим, нравственным и религиозным ценностям России.
Татарстанские православные в свою очередь решили нанести удар по Хеллоуину выставкой «Образ бесов в мировом искусстве», которая открылась накануне в музее истории Благовещенского собора Казанского кремля, расположенном в подклети Благовещенского собора. Ее куратор, руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин доверительно сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что мероприятие «приурочено к тому времени, когда многие наши суеверные люди по своему неведению празднуют так называемый Хеллоуин».
По словам Александра Ермолина, человек, участвующий в праздновании Хеллоуина, может и не быть православным (возможно, он и вовсе атеист), но бесы все равно будут оказывать на него свое зловредное действо
«Мы хотели бы показать сегодня ту внутреннюю сущность, к которой они обращаются. Вот, например, человек считает, что Хеллоуин — это забавный праздник, когда можно немножко похулиганить, повеселиться, надеть на себя рога, подумать о чем-то страшном и ужасном, но вместе с тем для православного человека это однозначно является обращением к бесам. То есть в шутливой форме, а может быть, какой-то еще, но это обращение к бесовской сущности, — отмечает священник. — Мы помним прекрасный принцип — кого ты в свою жизнь зовешь, тот приходит и остается. Мы выставили здесь изображения бесов с рогами, без рогов, более страшные, менее страшные. Но тем не менее все эти образы вновь и вновь показывают ту падшую природу, к которой обращается человек».
«Мы помним прекрасный принцип — кого ты в свою жизнь зовешь, тот приходит и остается»
На выставке представлены иконописные изображения и картины с нечистой силой. К примеру, среди работ есть гравюра Мартина Шонгауэра «Муки святого Антония», образ иконы «Марина (Маргарита) Антиохийская „Побивающая беса“», «Святой Никита, побивающий беса» (за соблазнение его принять язычество), «Чудо св. Федора Тирона» и знаменитая «Лествица», где монахи поднимаются по лестнице в небеса, а не выдержавшие тернистого духовного пути низвергаются бесами в преисподнюю. Чуть дальше можно увидеть наказания проклятых (демон, пожирающий людей) из фрагмента византийской мозаики «Страшный суд» во Флорентийском баптистерии, как крылатый дьявол пытается искусить Христа в пустыне в мозаичной композиции конца XII века в соборе в Монреале, копию картины «Преподобный Сергий Радонежский изгоняет молитвой злых духов» и много других красноречивых образов (как нечисть карает грешников или как их настигает кара Божья), которые, по задумке, должны отвадить татарстанцев от тлетворного влияния Запада и наставить на истинный путь.
Красноречивые образы того, как нечисть карает грешников или как их настигает кара Божья
По словам иерея, человек, участвующий в праздновании Хеллоуина, может и не быть православным (возможно, он и вовсе атеист), но бесы все равно будут оказывать на него свое зловредное действо. «Он их не воспринимает, а они его воспринимают. То есть хотели бы мы или нет, но есть духовные законы, которые действуют везде, независимо от того, верит человек в них или нет», — рассказывает собеседник. Как говорит Ермолин, если бес войдет в твое тело, то начнет разрушать душу, а физическая смерть не так страшна, ведь рано или поздно мы все должны уйти в мир иной.
Если бес войдет в твое тело, то начнет разрушать душу
«Украшаться и романтизироваться бесы стали после эпохи Возрождения»
На открытии выставки параллельно теолог, экскурсовод Музея казанской иконы Диана Вилкова вела лекцию, подробно рассказывая, кто, где, когда и как отображал в своих произведениях тех самых бесов. Слушателей собралось не так много, но зато они внимательно слушали спикера, задавали вопросы. Вилкова поведала о том, что романтизировать образ бесов любили больше западные живописцы.
Диана Вилкова: «Положение бесов в православной иконописи во многом маргинальное. Они всегда где-то на задворках, потому что зло — бытие неестественное»
«Изначально бесов всегда изображали лишь на клеймах (в иконописи сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы обычно прямоугольной формы, изображающая сцены, развивающие или поясняющие сюжет центральной композиции, — прим. ред.), то есть в таких житийных иконах (икона, в центре которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития, — прим. ред.), а не в центре самой иконы. Изображение бесов на молельных иконах было самым, наверное, поздним явлением и вообще редко встречающимся. Хотя бывали исключения, — повествовала Вилкова. — Положение бесов в православной иконописи во многом маргинальное. Они всегда где-то на задворках, потому что зло — бытие неестественное».
Настоятель храма Николая Чудотворца в селе Константиновка в Казани Александр Данилов спросил, когда началась романтизация образа беса. «Украшаться и романтизироваться бесы стали после эпохи Возрождения потихонечку», — ответила лектор.
«Все эти образы вновь и вновь показывают ту падшую природу, к которой обращается человек»
Жительница Казани Аэлита Шайхутдинова пришла на лекцию с практической целью — отвадить 19-летнего сына от всякой «чертовщины». К этой категории она отнесла татуировки. С ее слов, сын «забил» всю руку образами бесов, хотя семья является верующей.
«Он крещеный, православный. Мы молитвы читаем, хоть и не всегда, но в церковь мы ходим, и сын когда-то ходил, — сокрушается женщина. — Я за то, чтобы все-таки православие, христианское вероисповедание, истина больше популяризовались. При этом молодежь сейчас это (тату — прим. ред.) считает нормальным, у них идет какой-то протест. Придя домой, расскажу сыну о лекции. Я себе сделала заметки, что бесы были затворниками и не нужно их популяризировать».
Выставка «Образ бесов в мировом искусстве» дала старт благотворительной акции «Путь добра», в рамках которой гуманитарный центр «Милосердие — Казань» будет собирать продуктовые наборы для нуждающихся, Воскресенское Новоиерусалимское подворье будет плести маскировочные сети для участников СВО, оказывать социально-бытовую помощь одиноким пожилым людям на дому и пр. Организаторы проекта уверены, что нечисть им не сможет помешать, т. к. они находятся «на стороне добра», а рогатый — на противоположной.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 77
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.