Сегодня на фоне легкого снежка, вызвавшего каскад аварий и заторы на дорогах вокруг Казани, миндортранс РТ подвел дорожно-строительные итоги года. На строительство и ремонт дорог в Татарстане потратили 82 млрд рублей — примерно на 10% меньше, чем годом ранее. До конца 2024-го жителей республики ждет объезд Набережных Челнов и Нижнекамска с мостом через Каму, платный участок Вознесенского тракта в Казани, обновленное Горьковское шоссе и другие дороги. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
По словам Чукина, проведена проверка более 1,1 тыс. единиц техники, в том числе 300 комбинированных машин, которые будут задействованы в уборке снега в зимний период
Зима пришла: трассы будут чистить 1,1 тыс. машин, а контроль возложен на камеры и метеостанции
«Учитывая начавшиеся погодные условия, у нас уже сегодня осуществляются работы по содержанию автомобильных дорог регионального и муниципального значения», — начал с насущного свое выступление заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин.
Сегодня утром подъезды к Казани оказались парализованы пробками на аварийности после выпавшего снежка, хотя сама столица РТ отметилась всего лишь 7-балльной загруженностью дорог.
В целом же республика готова к зимнему обслуживанию магистралей. По словам Чукина, проведена проверка более 1,1 тыс. единиц техники, в том числе 300 комбинированных машин, которые будут задействованы на уборке снега в зимний период. Закуплено необходимое количество песко-соляной смеси: 363 тыс. т для дорог регионального значения и 153 тыс. т для федеральных дорог, отчитался замминистра. Для содержания М12 подготовили 10 тыс. т смеси и 4 т реагентов.
Для оперативного контроля за ситуацией на дорогах задействуют камеры и специальные метеостанции, напомнил Чукин. В общей сложности на территории республики на дорогах федерального и регионального значения действует 83 таких комплекса. Дополнительно определено 897 потенциально опасных участков региональных дорог, где установили дорожные знаки «Скользкая дорога». Разработан план «Буран», регламентирующий порядок взаимодействия между министерствами и ведомствами в сложных погодных условиях.
Все 45 муниципальных образований сегодня имеют государственные контракты на IV квартал 2024 года, напомнил Чукин. Муниципалитеты начинают соответствующие конкурсные процедуры по содержанию дорог с 1 января, исключения составляют районы, где заключены трехлетние контракты: Альметьевский, Азнакаевский, Высокогорский, Дрожжановский, Лениногорский, Сабинский, Сармановский, Тюлячинский, Пестречинский.
Всего на дорожные работы в Татарстане в 2024 году предусмотрено 82,9 млрд рублей, что на 9,1 млрд меньше, чем в прошлом
К концу года нормальными станут 320 км дорог в Татарстане
Ну а главным стало фактическое подведение промежуточных итогов реализации национальной программы «Безопасные качественные дороги» (БКД).
Всего на дорожные работы в Татарстане в 2024 году предусмотрено 82,9 млрд рублей, что на 9,1 млрд меньше, чем в прошлом. Но эта цифра не окончательная. Примечательно, что по сравнению с 2023-м сократилось и финансирование проекта «Безопасные качественные дороги»: 8,4 млрд рублей в 2024-м против 15,1 млрд в 2023-м. А вот на строительство, ремонт и содержание региональных дорог в текущем году потратили на 6,5 млрд больше. Среди других крупных статей расходов — ремонт улично-дорожной сети населенных пунктов (1,55 млрд), приведение в нормативное состояние дорог с переходным типом покрытия (1 млрд), ремонт асфальтобетонного покрытия населенных пунктов (1 млрд рублей).
К концу года в нормативное состояние планируется привести 320 км местных дорог, в том числе щебеночно-песчаной смесью — 110 км, осуществить ремонт дорог в населенных пунктах — 95 километров. В рамках программы по обустройству подъезда к садоводческим товариществам, фермерским хозяйствам и оздоровительным лагерям выполнено уже 20 км дорог, которые обеспечили подъезд к 40 объектам. Планируется соединить автомобильными дорогами с твердым покрытием 7 населенных пунктов в Актанышском, Агрызском, Арском, Кайбицком, Кукморском, Лаишевском, Аксубаевском районах.
Пока еще продолжаются работы по строительству Вознесенского тракта, но на 10 других объектах работы уже завершены
Что же до программы БКД, то в рамках проекта в текущем году работы завершены на 53 объектах региональных автодорог общей протяженностью более 70 километров. На них было выделено 2,2 млрд рублей. Всего с момента действия программы «Безопасные качественные дороги» с 2017 по 2024 год отремонтировано 802 км дорог. А доля дорог в нормативном состоянии увеличилась с 46,3 до 51,6%.
Наибольшее финансирование по проекту — 1,3 млрд рублей — получила Казанская агломерация. Здесь реализуется 11 объектов общей протяженностью 16,2 километра. Пока еще продолжаются работы по строительству Вознесенского тракта, но на 10 других объектах работы уже завершены:
- Ремонт дороги от улицы Центральной до остановки «Жилой массив Старое Победилово» в Отарах;
- Капитальный ремонт дороги Подъезд к райцентру Тюлячи (2 + 845 км, 3 + 299 км, 3 + 665 км, 5 + 395 км);
- Ремонт ул. Копылова от ул. Тэцевской до ул. Воровского;
- Ремонт пр. Ибрагимова от ул. Восстания до ул. Воровского;
- Ремонт Сибирского тракта от ул. Космонавтов до ул. Академика Арбузова;
- Ремонт ул. Гаврилова от ул. Маршала Чуйкова до проспекта Ямашева;
- Ремонт ул. Галимджана Баруди от ул. Краснококшайской до ул. Батыршина;
- Ремонт ул. Химиков от ул. Беломорской до ул. Моисеева;
- Ремонт ул. Моисеева от ул. Гудованцева до ул. Химиков;
- Ремонт ул. Лейтенанта Шмидта от ул. Вишневского до ул. Абжалилова.
Так, доля дорог в нормативном состоянии в агломерации с 2017-го увеличилась с 74,7 до 85%. За 7 лет — с 2017 по 2024 год — отремонтировано более 500 км дорог.
В другой крупной агломерации, Набережночелнинской, в этом году планировались работы на 12,44 км дорог. Завершены работы на объекте «Яшьлек» в городе Набережные Челны и капитальный ремонт дороги Малая Шильна – Большая Шильна. А работы по объекту «Набережные Челны Водозабор» будут продолжены в 2025 году. Финансирование в 2024-м составило 1281,3 млн рублей. Всего за 7 лет здесь отремонтировано более 330 км дорог, а доля дорог в нормативном состоянии увеличилась с 70,7 до 85%, удовлетворенно заметил Чукин.
В Нижнекамской агломерации завершили работу на трех объектах протяженностью 7,9 километра. Выполнен ремонт улицы Корабельной от кольца улицы Студенческой до кольца улиц Вокзальной и Корабельной в Нижнекамске, капитальный ремонт улицы Студенческой до проспекта Строителей. Кроме того, завершена работа на региональной дороге Набережные Челны – Заинск – Альметьевск с 4-го по 9-й километр. В общей сложности с момента включения Нижнекамской агломерации в БКД, с 2019 года, отремонтировано порядка 43 км дорог, также достигнут показатель дорог в нормативном состоянии 85%.
Отдельный проект — ремонт мостов. Объем капитальных вложений в 2024-м составил 2,7 млн рублей. В этом году к нормативному состоянию приведут 19 объектов из 27. Остальные перейдут на 2025-й. Всего на начало 2022 года в ненормативном состоянии находилось 12,2 тыс. погонных метров мостов, на сегодня отремонтировано 3,9 тыс. погонных метров, 745 из них — в текущем году.
В текущем году было обустроено 19 светофорных объектов с адаптивной системой управления дорожным движением (АСУДД), 13 из них — в Казани
Новейшие технологии и интеллектуальные транспортные системы
На 100% республика преуспела в выполнении обязательного требования проекта по применению новых и наилучших технологий (при требуемых 40%), похвастался Чукин. В частности, на дороге Алексеевск – Билярск применяли асфальтобетонные смеси по новым стандартам. При ремонте моста на автодороге Большие Кайбицы – Камылова была использована современная гидроизоляция. Всего в период с 2019 по 2024 год новейшие технологии были применены в 411 из 466 объектов.
Из 8,3 млрд рублей, выделенных для реализации программы, 141,5 млн рублей задействовали на внедрение интеллектуальных транспортных систем в Казанской и Набережночелнинской агломерациях. В текущем году было обустроено 19 светофорных объектов с адаптивной системой управления дорожным движением (АСУДД), 13 из них — в Казани (в том числе на пересечении улиц Карла Маркса – Миславского, Карла Маркса – Фукса, Островского – Суконная). В период с 2020 по 2024 год была разработана единая платформа управления транспортной системой, установлено 500 детекторов мониторинга транспортных потоков, 88 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, 99 светофорных объектов АСУДД и 200 камер наблюдения.
Открытие бесплатной дороги — еще один шаг на пути к появлению второго отрезка Вознесенского тракта, первой платной городской магистрали
Запуск Вознесенского тракта — «либо ноябрь, либо декабрь»
Впрочем, наибольший интерес у жителей вызывают крупные проекты. Несколько дней назад в Казани без шума и пыли открыли двухполосный бесплатный дублер Вознесенского тракта. Дорога протяженностью 1,9 км с мостом через реку Ноксу связывает с городом жителей Вознесенского и соседних поселков на улицах Академика Глушко и Закиева.
Открытие бесплатной дороги — еще один шаг на пути к появлению второго отрезка Вознесенского тракта, первой платной городской магистрали. По данным «БИЗНЕС Online», дорогу введут в декабре, ожидаемая цена проезда для легковых автомобилей — 150 рублей.
«Либо ноябрь, либо декабрь», — такие сроки запуска платного отрезка обозначил сегодня Чукин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Сказать точнее, когда Вознесенский тракт будет полностью сдан в эксплуатацию, он не смог, сославшись на то, что должен быть заключен договор концессии. «Любое концессионное соглашение заключается на основании требования 115-го федерального закона. Соглашение должно размещаться на официальном портале закупок. Сегодня это предложение висит на рассмотрении. Если будут иные возможные участники по данному конкурсу, то, естественно, срок реализации концессионного соглашения немножко передвинется [вправо]. Поэтому даты я бы не называл», — отметил Чукин.
При этом замминистра оговорился, что, если будет дополнительное федеральное финансирование, это ускорит процесс. «Определенная работа», призванная обосновать для Москвы, что нужны дополнительные деньги, «сегодня проводится», и, видимо, есть продвижение. «Финансирование мы ожидаем, но в каком объеме, не скажу», — заметил чиновник.
Также не обозначил он и точные сроки открытия Горьковского шоссе, которое после реконструкции ранее планировали открыть в ноябре. «Сегодня сроками не располагаю», — отметил Чукин.
Как изменится финансирование дорожного строительства в республике после того, как с 1 января на смену действующему нацпроекту «Безопасные качественные дороги» придет нацпроект «Инфраструктура для жизни»? Проекты в рамках региональной сети «остаются в реализации», финансирование по ним «будет таким же», заверил Чукин. Он отметил, что на данный момент предусмотрено выделение 6,7 млрд рублей из федерального бюджета, они будут «четко окрашены». Общие планируемые расходы — 35,8 млрд рублей. Плюс 1,1 млрд рублей потратят на дороги в рамках федеральной программы комплексного развития сельских территорий.
Однако новых крупных дорожных проектов, сопоставимых со строящимися сейчас, на следующий год не запланировано. В целом миндортранс рассчитывает на то, что сохранятся «важные социальные программы», в рамках которых приводятся в нормативное состояние республиканские и муниципальные дороги.
Можно ли будет в рамках нового нацпроекта обновлять общественный транспорт? Показатели проекта сейчас еще утверждаются, проходят согласование. Но один из них — к 2030 году добиться того, чтобы 85% общественного транспорта не было изношенным. «Под достижение этого показателя будет действовать ряд программ, в том числе приобретение техники через ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания, крупнейшая лизинговая компания в России, — прим. ред.)», — сказал замминистра.
Где качество дорог в Татарстане хуже всего, Чукин говорить не стал. По его словам, техническое состояние дорог «распределено равномерно». В нормативном состоянии 51% региональных дорог, а предстоит достичь уровня в 60% (в планах на 2027 год довести этот показатель до 61,3%, говорил ранее глава миндотранса РТ Фарит Ханифов в разговоре с «БИЗНЕС Online»). Среди региональных дорог, соединяющих райцентры, показатель 60%, но есть недоремонт по отдельным подъездам. «Это муниципальная, местная сеть», — пояснил Чукин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.