«Результаты последних исследований показывают, что замужние женщины не получают в нашей стране значительных преимуществ перед одинокими», — рассуждали на научной конференции в Институте истории им. Марджани о роли женщин в тюркско-мусульманском мире. О том, зачем политики других государств женились на татарках и как татарские женщины повлияли на образование и театральное искусство в Азербайджане, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Радик Салихов: «Мы понимаем, какую огромную созидательную роль в истории народов нашей страны играли женщины. Женщины, создававшие семьи и хранившие наши традиционные духовно-нравственные ценности»
Татарки — жены, учителя и актрисы
«Тюркская женщина — это всегда по духу воин, защитница, хранительница домашнего очага, воспитательница воинов. И это женщина, стремящаяся к развитию. Потому мы именно с тюркизацией связываем модернизацию», — заявила профессор Бакинского инженерного университета Севиндж Алиева в разговоре с «БИЗНЕС Online» на полях всероссийской научно-практической конференции «Женщина в тюркско-мусульманском мире: от прошлого к настоящему. К вопросу духовно-нравственных ценностей и семейных традиций народов России».
Мероприятие прошло в Институте истории им. Марджани Академии наук РТ с участием более 60 исследователей из России, Узбекистана, Казахстана и Азербайджана. Как объяснил директор института Радик Салихов, посвящено оно Году семьи, а семья держится на представительницах прекрасной половины человечества. «Мы понимаем, какую огромную созидательную роль в истории народов нашей страны играли женщины. Женщины, создававшие семьи и хранившие наши традиционные духовно-нравственные ценности. И мы хотели, собрав представительное научное сообщество, поговорить, как это было в истории, как есть сейчас и как в будущем роль женщины станет оцениваться», — отметил доктор исторических наук.
В основном доклады на пленарном заседании оказались посвящены татарским женщинам, ставшим первопроходцами в сферах, в которые ранее им доступ был закрыт. Например, в Азербайджане одни из первых светских преподавателей — татарки. Это были так называемые новометодные школы, т. е. джадидистские и мусульманские начальные и средние образовательные учреждения, которые начали появляться в стране в конце XIX — начале XX века. Местных кадров не хватало, поэтому образованные татарки из глубин России стали для азербайджанских девушек настоящим примером для подражания. В начале прошлого столетия число учащихся женского пола достигло 20% — большой показатель для того консервативного мусульманского общества. Учебные заведения оказались для местных мусульманок возможностью не только получить образование, но и освоить новую культуру и языки. «Они стали образцом того, что женщина может занимать достойное место в обществе и что на нее можно положиться», — подчеркнула Алиева.
В общественном сознании по-прежнему присутствует немало стереотипов в отношении татарских женщин
«Наши видные деятели заключали браки с представителями татарского народа. Почему? Потому что это были очень образованные, очень культурные женщины», — заметила азербайджанская исследовательница. Она привела в пример государственного деятеля Насиб-бек Усуббекова, который «влюбился без памяти» и взял в жены лидера крымско-татарского женского движения «Исполнительный комитет мусульманок Крыма» Шефику Гаспринскую, дочь видного татарского просветителя Исмаила Гаспринского. Она была активисткой и приняла непосредственное участие в становлении Азербайджанской Демократической Республики.
Отдельное внимание Алиева заострила на театре как еще одной «завоеванной» женщинами сфере. Один из наиболее известных мусульман-нефтепромышленников Гаджи Зейналабдин Тагиев основал первый азербайджанский театр, где впервые вместо мужчин женские роли исполняли женщины, причем татарки, поскольку местных кадров опять же не хватало. Дело в том, что в Азербайджане в то время женщинам не разрешалось не то что играть на сцене, но даже сидеть в зрительном зале. А в пьесе «Севиль» татарка Марзия Давудова встала на одну сцену с мужчинами и исполнила роль девушки, которая в знак протеста снимает чадру и вступает в революционное движение.
«У нас до сих пор стоит памятник женщине, скидывающей чадру (памятник освобожденной женщине в Баку — прим. ред.), — заметила Алиева. — И этот символический облик имел показательное значение. Ее (Давудову — прим. ред.) и преследовали, ей и угрожали, скажем так, темные, отсталые мужчины. Пришлось очень несладко, потому что бойкотировали театр, не приходили в знак протеста, когда женщины играли там. Сейчас люди сидят в зале и думают, что это так легко. А какую борьбу в обществе, в сознании надо было преодолеть, чтобы сегодня в театре играли и сидели в зале женщины».
Комментатор из зала иронично заметил, что всем недовольным, возможно, просто нравилось смотреть на переодетых в женские одежды мужчин. «Это же гомофашизм, получается», — отреагировал другой.
Наталья Пушкарева заявила, что в настоящее время ушла экономическая необходимость совместного ведения хозяйства и жить одному гораздо дешевле. Также нежелание создавать семью связано с тем, что молодежь хочет посвятить себя друг другу, откладывает родительство, поскольку целыми днями пропадает на работе
«Женщины отвечают у нас и за себя, и за детей, все решают, а у мужчин мерцающее присутствие»
Президент российской ассоциации исследователей женской истории Наталья Пушкарева прошлась по всем этапам изменения положения женщины в России за последние 100 лет. Она рассказывала, как женщины получили право голоса, как государство возложило на хрупкие плечи «товарища» ответственность быть одновременно матерью, женой, хозяйкой, работницей и партийным активистом и как положение женщины в семье начало занимать более независимую позицию. Несмотря на обширную и сложную тему, затрагивающее противоречивое столетие, доклад московского спикера оживил зал, особенно когда доктор исторических наук затронула проблемы современности.
«Россия остается страной бытового матриархата, женщины отвечают у нас и за себя, и за детей, все решают, а у мужчин мерцающее присутствие»
«Идти вперед, оглядываясь назад, очень сложно, — заметила она. — Если Запад раньше воспринимался как образец для подражания, теперь его социальные эксперименты ощущаются как радикальные и даже опасные, поэтому в них видят угрозу распаду современных семей, не хотим мы больше ориентироваться на прошлое. Но и совершить обычный консервативный поворот тоже невозможно. Женщины не готовы так слушать государство, как они делали это в течение века. Благодаря большой открытости научной информации известно, что брак помогает с возрастом укрепить здоровье и благополучие мужчин, но не женщин. Результаты последних исследований показывают, что замужние женщины не получают в нашей стране значительных преимуществ перед одинокими».
В этот момент женская публика согласно закивала, а мужчины слегка напряглись и смущенно заулыбались. «При этом Россия остается страной бытового матриархата, женщины отвечают у нас и за себя, и за детей, все решают, а у мужчин мерцающее присутствие», — безапелляционно заявила спикер. «Попрошу не обзываться», — кротко раздался мужской голос из зала, но сразу же затих в громком смехе аудитории.
Пушкарева заявила, что в настоящее время ушла экономическая необходимость совместного ведения хозяйства и жить одному гораздо дешевле. Также нежелание создавать семью связано с тем, что молодежь хочет посвятить себя друг другу, откладывает родительство, поскольку целыми днями пропадает на работе. Московская исследовательница утверждает, что в этом плане Россия не уникальна, она не выпадает из общего западноевропейского и американского тренда.
Лилия Габдрафикова: «Образ заботливого отца с ребенком был представлен даже в татарских азбуках. Это связано с образами идеального будущего для нации. Тем не менее все-таки основные надежды на воспитание детей были связаны с женщиной»
Кто занимался воспитанием детей?
Углубились на конференции и в тему ведения домашнего быта татарскими женщинами на рубеже XIX–XX веков. По словам главного научного сотрудника Института истории им. Марджани Лилии Габдрафиковой, у татарок малыши без присмотра практически не оставались. Чтобы следить за ребенком, у них были мобильные приспособления, например детские коляски, переносные люльки и тележки на двух колесах (бала арбасы). Это в том числе увеличивало процент выживаемости среди детей. А у состоятельных людей было популярно нанимать нянь. К кормилице выдвигались определенные требования: должна обладать хорошим здоровьем, быть нравственной, доброй и приветливой женщиной 25–30 лет. Докладчица отметила, что такие «няни-сторожки», в отличие от «голубки» Александра Пушкина Арины Родионовны, оставались практически невидимыми фигурами, на снимках того периода кормилиц не найти.
Интересно наблюдать совершенно противоположные взгляды современников касательно отцовства. Земский врач Алексей Сухарев в 1904 году написал: «Дети татарского населения воспитываются очень недурно, причем в заботах о ребенке принимает участие и сам отец». А вот писатель Юсуф Акчурин в 1911-м возразил: «Это явление не из татарского мира, более того, татарские отцы даже не задумывались об этом!»
В эпоху модернизации люди стали размышлять о национальном сознании и стремились воспитать новое поколение детей. «Образ заботливого отца с ребенком был представлен даже в татарских азбуках. Это говорит о большом внимании к теме детства, отцовской роли, и она была инициирована самими мужчинами. Это все тоже связано с образами идеального будущего для нации. Тем не менее все-таки основные надежды на воспитание детей были связаны с женщиной», — заключила Габдрафикова.
Дамир Исхаков не первый год интересуется взаимоотношениями полов в научном контексте. Еще в 2012-м он начал работу над фундаментальным трудом под рабочим названием «Тюркско-мусульманская Камасутра», посвященным сексуальной жизни в татарском обществе
Среди участников форума присутствовал и главный редактор журнала «Туган җир» Дамир Исхаков. Именитый этнолог и историк был заявлен в одной из секций с докладом о возрасте вступления в брак татарок дореволюционной эпохи. По словам одного из главных современных татарских идеологов, в общественном сознании по-прежнему присутствует немало стереотипов, не подкрепленных фактами, — к примеру, о раннем замужестве мусульманских женщин. «Брачный возраст у татар был достаточно большой. Татарки на рубеже XIX–XX веков выходили замуж в основном между 20 и 24 годами», — рассказал он нашему корреспонденту. По словам Исхакова, одно из возможных объяснений этому — влияние соседских финно-угорских народов, у которых была традиция женить малолетних юношей на взрослых девушках.
К слову, Дамир Мавлявеевич не первый год интересуется взаимоотношениями полов в научном контексте. Еще в 2012-м он начал работу над фундаментальным трудом под рабочим названием «Тюркско-мусульманская Камасутра», посвященным сексуальной жизни в татарском обществе. Как уточнил Исхаков в разговоре с «БИЗНЕС Online», работа над ним продолжается.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.