IMG_2251.jpg
Очередное заседание комитета Госсовета РТ по культуре, науке и образованию было посвящено течениям в исламе. К повышению знаний чиновников в этой области призвал президент РТ

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕМОКРАТИИ

Довольно сложную тему исламских течений обсуждали вчера на заседании комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам. С лекцией, посвященной исламу в центральной части России, перед депутатами выступил ректор российского исламского университета Рафик Мухаметшин. К повышению знаний чиновников в этой области призвал президент РТ Рустам Минниханов 3 августа. Напомним, в тот же день прошло внеочередное заседание Госсовета РТ, на котором обсуждались резонансные теракты в Казани, направленные против духовных лидеров ДУМ РТ. Парламентарии также не остаются в стороне от этого образовательного процесса – помимо ислама, их познакомят и с положением дел в других конфессиях.

Мухаметшин начал с того, что отделять ситуацию в Татарстане от развития ислама в центральной России было бы неправильно – на всей территории от Центральной Азии до Поволжья принят ханафитский мазхаб. И, углубившись в историю ислама, пояснил возникновение самого этого понятия: развиваясь как мировая религия, ислам не мог не адаптироваться к традициям и обычаям других народов. «Проблему сохранения единства ислам закончил созданием богословских школ - мазхабов. Это оказалось очень важным этапом – с одной стороны, было сохранено единство религии, с другой – возникли определенные рамки, - пояснил Мухаметшин. – Но есть проблема институционализации – нет жестко выстроенной вертикали, встроенной в саму религию. Вертикаль религии не прописана в догматических основах самой веры – ислам демократичен, есть верующий мусульманин, есть Всевышний, и он без посредников строит свои отношения с Всевышним».

Если в исламских странах (например, Саудовской Аравии) роль жесткой связующей вертикали, отслеживающей соблюдение основ веры, играет само государство, то в поликонфессиональной стране сама религия такой вертикали не дает. Отсюда – отсутствие в России единого мусульманского центра: сегодня в России может быть 80 духовных управлений, завтра – 90, или 3 - 4… Канонически это нигде не прописано. Поэтому для духовных лидеров нет никаких догматических ограничений – можно создать свой муфтият, объяснил депутатам ректор РИУ.

IMG_2268.jpg
Рафик Мухаметшин: понятия «традиционного» ислама и ислама «чистого» - довольно условны

Именно поэтому Валиулла хазрат, в память которого вчера прошли в Казани первые «Якуповские чтения», считал, что государство должно более внимательно относиться к проблемам ислама. «Нет ни одного мусульманского государства, где дела мусульман управлялись бы только через какие-то религиозные институты, - процитировал мысль Якупова лектор. – Государство принимает участие в формировании конфессиональной политики – и это большая проблема».

КЛЮЧ К УСПЕХУ «ТРАДИЦИОННОГО» ИСЛАМА – В ОБРАЗОВАНИИ

Пояснил Мухаметшин также понятия «традиционного» ислама и ислама «чистого» - оба они довольно условны. Но если приверженцы традиционного ислама, живущие по Корану и сунне, уважают еще и обычаи своего народа, то сторонники «чистого» ислама стремятся вернуться к чистоте ислама времен пророка Мухаммада. «Когда эта идея абсолютизируется, она доходит до запрета посещения могил предков, отрицания обычаев и традиций народа, - пояснил лектор. – Понятно, что в Саудовской Аравии, когда хоронят просто в пустыне, могил ты просто не найдешь. Но мы живем в других условиях… Возникает проблема нравственности – с одной стороны ты приверженец «чистого» ислама, и одновременно ты даже не знаешь, в каком состоянии могилы твоих предков… В наших условиях совместимость общечеловеческих ценностей и общерелигиозных понятий выходит на первый план».

IMG_2287.jpg
Депутаты решили, что практика публичных лекций и семинаров о деятельности конфессий будет продолжена

Опасность начального обучения в условиях исламских государств ректор РИУ видит в самой системе образования, которая там создана. Она приемлема лишь для моноконфессионального сообщества. Возвращаясь сюда, молодежь, не впитавшая местных традиций, на ровном месте испытывает настоящий культурный шок. «Оторвавшись от традиционных ценностей народа, они могут утешать себя, что живут по Корану и сунне, но вековых традиций они не знают - это и является серьезным подспорьем радикализации», - добавил Мухаметшин. Именно поэтому духовное образование за рубежом, по его мнению, допустимо уже после того, как человек получит здесь, в РТ, определенные основы религиозных знаний. А интерес к религии у молодежи огромный – 85% молодежи в РТ относит себя к той или иной религии.

Поэтому нельзя не учиться, и особенно это касается религиозных деятелей. Иначе традиционный ислам становится непривлекателен для молодежи. В результате появляется даже понятие «бабаизма» - такой «бабай», пусть и честный, сводит ислам к исполнению определенных обрядов.

IMG_2276.jpg
С этого учебного года в школах вводится предмет, который называется «Основы религиозных культур и светской этики». Ученики ознакомятся со всеми основным религиями, имеющие своих приверженцев в республике

Сколько же в Татарстане приверженцев нетрадиционного ислама? Да, звучат определенные оценки их численности – но как эти оценки сделаны, непонятно. Как пояснил ректор РИУ корреспонденту «БИЗНЕС Online», ситуация здесь довольно запутанная. «С традиционным исламом все понятно – есть духовное управление мусульман, - сказал он. – Но что касается нетрадиционных течений, грань провести невозможно. Многие уверенно определяют себя как представителей ханафитского мазхаба, хотя мировоззренческие установки их могут быть совершенно иными. И назвать какие-то цифры просто невозможно».

Также невозможно определить по внешним признакам приверженцев того или иного течения. Если в девяностые годы эти люди как-то стремились по-особому брить бороду и усы, как-то иначе одеваться, то теперь все это размылось. Радикализация в Татарстане возможна с учетом наличия социально-экономических факторов – пока в республике можно найти работу, пока общество в целом более-менее обеспечено, ситуация останется стабильной, заключил Мухаметшин.