Заявления президента США Дональда Трампа о присоединении Гренландии, Канады и присвоении Панамского канала отражают позицию человека, мыслящего категориями XIX — начала XX века. Главная из этих категорий — категория силы. Так для «БИЗНЕС Online» инаугурационную речь Трампа прокомментировал профессор Института философии РАН, политолог, соредактор портала Terra America Борис Межуев.
Дональд Трамп
Во время второго президентского срока Трампа так называемый американский гегемонизм проявится в полной мере, уверен эксперт. «В определенной степени Трамп — это возвращение к логике империализма XIX века, предшествующей Второй мировой войне. И все его высказывания о Панамском канале, Гренландии и другие, не касающиеся непосредственно России, отражают позицию человека, мыслящего категориями ХIX — начала XX века, считающего, что эти категории по-прежнему играют важную роль в мировой политике. Главная из данных категорий — категория силы», — считает политолог. Обещая сделать Америку сильной, новый президент США подразумевает, что хочет сделать страну, «способную навязывать свою волю другим», объяснил Межуев.
Подтверждением этому служат намерения республиканца присоединить Гренландию. «Трамп стимулирует независимость [острова от Дании]. А потом, когда Гренландия эту независимость обретет на референдуме, либо добровольно, либо с помощью воздействия со стороны США можно будет эту территорию как бы приобрести», — рассуждает Межуев. При этом фактически никто не интересуется мнением населения: «Они (гренландцы — прим. ред.) хотят независимости, но они не хотят присоединяться к США, а им говорят: „Давайте присоединяйтесь к Соединенным Штатам, вы не имеете права на самоопределение“». Кроме того, вероятно, что остров даже не станет новым штатом, а получит статус подмандатной территории.
«С точки зрения прав человека и прав самой нации на самоопределение это выглядит как неоколониализм, совершенно очевидно. Фактически как поместье покупали с крестьянами», — заявил эксперт. И в случае, когда такое заявляет страна-гегемон, это приведет к «пересмотру всей логики деколонизации Второй мировой войны». «Это серьезнейший слом парадигмы восприятия, что все страны формально равны, все народы равны, каждый имеет право на самоопределение», — убежден Межуев.
Напомним, 20 января Трамп вступил в должность президента США. В первой речи в качестве 47-го президента он коснулся тем своего спасения после покушения, мигрантов, полов, безопасности страны и «возвращения суверенитета». Сразу после инаугурации Трамп подписал десятки указов, выполняющих его предвыборные обещания и перечеркивающих наследие его предшественника Джо Байдена. Подробнее о главных из них — в материале «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.