Интервью с художницей из Казани Алиной Гибадуллиной Интервью с художницей из Казани Алиной Гибадуллиной Фото: предоставлено Алиной Гибадуллиной, ak-bars.ru

«Многие спрашивали, почему сайт «Ак Барса» на русском языке»

— Алина, недавно вы с «Ак Барсом» создали новую форму в татарском стиле. Какие отзывы получили?

— Было много всего прекрасного, притом не только из России, но и из-за границы. Я выложила пост в «Твиттере», и он собрал 3 миллиона просмотров и 100 тысяч лайков. После эта история появилась в российских спортивных СМИ. В отзывах кто-то хотел, чтобы игроки «Ак Барса» вышли в этой форме в плей-офф, другие просили, чтобы форма стала сувенирной. Мне тоже хотелось бы этого, но ничего страшного в том, что игроки надели форму только раз, нет. Все джерси были успешно проданы на аукционе.

— Ваши посты в «Твиттере» часто набирают миллионы просмотров?

— Да. Я нашла ту аудиторию, которой нравится моя деятельность.

— Писали ли вам, где и как можно приобрести форму?

— Таких вопросов было очень много. Часто у меня спрашивали, почему сайт на русском языке и как его можно перевести на их родной. «Ак Барс», кстати, в некоторых постах написал на английском, что это лимитированная коллекция, которая предназначена для команды.

«Кто-то хотел, чтобы игроки «Ак Барса» вышли в этой форме в плей-офф (на фото — Альберт Яруллин) «Кто-то хотел, чтобы игроки «Ак Барса» вышли в этой форме в плей-офф (на фото — Альберт Яруллин) Фото: ak-bars.ru

— Дизайн формы для спортивной команды — это у вас впервые?

— Да. Все узоры нарисованы от руки, но после нужно было поработать над ней в фотошопе. Там я много всего делаю, поэтому было не так сложно.

«Однажды Дрейк репостнул мою картину к себе в сторис»

— Насколько можно понять, вам близок мир баскетбола и вы сотрудничаете рядом игроков игроков…

— Да, со звездой «Миннесоты» Энтони Эдвардсом, Джорданом Пулом из «Вашингтона», Джайленом Саггсом из «Орландо», с Тайризом Халибёртоном из «Индианы», с Фрэнком Джексоном, который играл в «Детройте», но сейчас уехал в Китай. Есть парочка баскетболистов из Евролиги, которые сейчас выступают в чемпионатах Италии и Турции. Даже из России есть несколько ребят, с кем знакома.

— Как началось сотрудничество с Эдвардсом?

— В том году «Миннесота» играла с «Ютой». Эдвардс сделал сумасшедший данк, сразу же пошли разговоры, что это данк года. Спустя 12 часов по завершении матча я нарисовала этот данк и выложила его в соцсети. Вроде бы он всем понравился. Это моя фишка — нарисовать какой-то момент из игры в течение 24 часов. Моя картина получила большой охват, после чего ко мне обратились ребята из Adidas, которые делают именные кроссовки для Эдвардса. Я им сказала, что готова отдать им картину, а они бы уже передали ее Эдвардсу.

Картина с данком Эдвардса Картина с данком Эдвардса Фото предоставлено Алиной Гибадуллиной

В 2024 году мне написали ребята из Culture Jam (проект звезд НБА Пола Джорджа и Кавая Ленарда, главная цель которого — объединить баскетбол с музыкой, — прим. ред.) и сказали, что у них есть проект, к которому надо сделать обложку. Я нарисовала, показала им, они ответили, что им понравилось. Так что здесь все просто.

— Много ли в России еще таких людей, кто сотрудничает с НБА? В лиге нет ни одного российского игрока…

— Я никого не знаю. Хочется быть уникальной, но рано или поздно наши ребята будут в НБА. Знаю, что сейчас у нас много перспективных игроков в NCAA, которые в следующем году могут пробиться в НБА. Егор Демин на 9-м месте в прогнозах на драфт, Влад Голдин тоже может быть выбранным на драфте.

Плюс у меня есть знакомый, который работает с мировыми звездами в музыкальной индустрии. Сам он то ли из Саратова, то ли из Воронежа, а после переехал в Париж. Однажды мы с ним пересеклись и начали говорить на английском. Потом оказалось, что он тоже из России, как и я сама. В таких случаях быстро понимаешь, что говоришь с нашим человеком: тебя выдает либо говор, либо имя, подозрительно похожее на наше.

«Ко мне обратились ребята из Adidas, которые делают именные кроссовки для Эдвардса»(на фото — слева) «Ко мне обратились ребята из Adidas, которые делают именные кроссовки для Эдвардса» (на фото — слева) Фото: Ariana Ruiz, globallookpress.com

— Adidas и команда Энтони Эдвардса настроены на дальнейшее сотрудничество с вами?

— Надеюсь. У меня есть желание нарисовать на большом холсте все именные кроссовки Эдвардса, которые бы просто лежали в куче. Я согласовала этот момент с медиа Adidas — осталось только всt доделать.

Ее картину запостил Дрейк

— Еще у вас были коллаборации с известными западными исполнителями — Фарреллом Уильямсом, Дрейком и Tyler, the Creator…

— Не стала бы это называть коллаборациями, лучше сказать, что это были контакты с ними. Я нарисовала цепи Тайлера, он это заметил и показал своей команде. С Фарреллом примерно та же история: я нарисовала его украшения, которые он выставляет на сайт для продажи, и цепи, которые он однажды туда поместил, а он увидел это, репостнул к себе и показал друзьям. Что касается Дрейка, то я делала картину для одного артиста с его лейбла, а он запостил ее к себе в сторис. Поэтому, к сожалению, это не коллаборации, а просто внимание с их стороны.

Картина с цепями Tyler, the Creator Картина с цепями Tyler, the Creator Фото предоставлено Алиной Гибадуллиной

— Как открыли для себя музыкальное направление?

— Музыка играет в моей жизни большую роль. В детстве я ходила в музыкальную школу — спасибо моим родителям, которые всегда меня куда-то водили и отдавали. Мне нравился альбом *** the World рэпера Брента Файаза. На обложке сам исполнитель просто сидит на белом фоне. Я срисовала ее, что-то приделала степлером, что-то дорисовала карандашами, а после отсканировала и выложила. Он тоже это увидел и репостнул к себе. Для меня это было прямо вау, ведь я в тот момент училась в универе. Подумала, что могу еще порисовать, потом начали писать другие ребята — так и началась моя проектная деятельность.

«Один из первых заказов был от Sqwoz Bab»

— Как начинался ваш путь художника и дизайнера?

— Всю жизнь меня окружал спорт — плавание, баскетбол. Когда настал момент выбора университета, поговорили с родителями и решили, что мне был бы интересен вариант с КГАСУ. Но, чтобы поступить в архитектурный, нужно пройти подготовительные курсы, иметь навыки художественного образования. Где-то в 7–8-м классах я пошла в художественную школу, окончила ее, затем прошла подготовительные курсы в КГАСУ. Когда училась на четвертом-пятом курсах, начала собирать портфолио. Я делала фан-арты для артистов, а после получала фидбек. Так у меня появились первые заказы, я даже сделала обложку на трек Sqwoz Bab (автор хита «Татарский богатырь» — прим. ред.). Я делала шаги в этом направлении и по завершении учебы полностью сосредоточилась на спортивной и музыкальной индустрии.

«Делала фан-арты для артистов, а после получала фидбек» «Делала фан-арты для артистов, а после получала фидбек» Фото предоставлено Алиной Гибадуллиной

— Не страшно ли было идти в сферу дизайна и искусства? Мода быстротечна, плюс нет уверенности, что ваши работы могут кому-то понравиться.

— У меня всегда был план Б — архитектура. В университете я была увлечена ей, но так получилось, что сейчас занимаюсь немного другим, благо нашла свою аудиторию. Рада, что оказалась в миксе искусства и спорта, плюс добавила туда музыку. Оказалось, что в мире не так много людей, которые делают что-то подобное. У меня есть свое видение искусства, которого вроде бы у других людей нет. Надеюсь, аудитории нравятся мои работы.

— С чего вы начинали?

— Были работы на бумажке, где я просто что-то нарисовала, например, маленькие непонятные фигурки. Иногда друзья что-то просили нарисовать, им тоже помогала. Бывало, находила интересную картинку и просто ее срисовывала. Сначала весь процесс шел слишком долго: не понимала, как и что сделать и как это всё работает.

— Как вы изучали фотошоп и можно ли быть дизайнером без знания этой программы?

— Фотошоп — гениальная программа. Я изучила его сама, он мне нужен был еще по учебе в университете. Есть, кстати, трехмесячные курсы по дизайну. Мы в КГАСУ скептически к ним относились, потому что найти красивую картинку можно всегда. Но всегда нужно знать базу: как падает солнце, как отражаются лучи… Все это изучается в институте. Поэтому мое мнение таково: если хочешь быть в искусстве, то профессиональное обучение очень желательно. Но при этом всему в наше время можно обучиться самому: есть интернет, видео и другие дизайнеры, которые могут помочь.

«На 90 процентов у меня зарубежная аудитория»

— Когда решились выставить картину на продажу?

— Как таковой продажи у меня никогда и не было. Всегда находились люди, которые хотели приобрести мои картины. Я всегда удивлялась в такие моменты, ведь картина лежала на полу, а тут ее хотят купить.

Картина с обложкой альбома рэпера Брента Файаза Картина с обложкой альбома рэпера Брента Файаза Фото предоставлено Алиной Гибадуллиной

— Есть ли люди, работами которых вы вдохновлялись?

— Они есть, и я подписана на них в соцсетях. Они примерно моего возраста, но начинали раньше меня. Их стиль мне очень понравился, хоть он и немного далек от моего. Есть художник Брайант Джиллс, у которого стиль основан на скетчах. Да, он кажется очень простым, но если присмотреться, то там все проработано. Нравится художник Сай Твомбли, у которого самые простые рисунки карандашами, но они так динамично выглядят. Когда училась в КГАСУ, то обращала внимание на классических художников. Один из наиболее важных аспектов их картин — анатомия, то есть цвета кожи, колористика. Очень нравился Клод Мане, у которого очень легкая палитра, но картины при этом выглядят очень глубоко.

— Где публикуете свои картины?

— На 90 процентов моя аудитория зарубежная, поэтому использую «Инстаграм»*, «Твиттер» или TikTok.

— У вас есть страничка на сайте Inprnt…

— Да, это американский сайт, которому я отсылаю свои картины в хорошем качестве, а они отправляют покупателям принты и постеры. После мы делим процент с дохода. Дело в том, что отправлять картины из России очень дорого, из Штатов — гораздо дешевле. Мне очень хотелось бы высылать покупателям именно свои постеры, но пока что есть, то есть. У меня есть парочка клиентов из России, я связываюсь с ними напрямую, и мы договариваемся о доставке.

— Как часто рождаются новые картины?

— Сейчас я больше работаю над проектами, а чисто для себя раз в месяц стараюсь что-нибудь сделать. Суммарно 2–3 раза в месяц я что-то выпускаю.

— Где черпаете сюжеты?

— Здесь важен вопрос: о чем картина? Если баскетбол, то это постоянный просмотр соцсетей, плюс у меня есть много книг об этой игре, а также журналы. Сейчас работаю над серией картин об украшениях в хип-хоп культуре и поп-культуре. Есть книга IceCold, в которой рассказывается об истории этой культуры и ее влиянии на ювелирные изделия. Когда я рисую те же самые бриллианты, то всегда обращаю внимание, как и где преломляется свет. Многие этого не замечают, но выглядит очень красиво.

— Сколько создается картина?

— Минимум 100 часов. Все зависит от размера холста и степени детализации.

«Суммарно 2–3 раза в месяц я что-то выпускаю» «Суммарно 2–3 раза в месяц я что-то выпускаю» Фото предоставлено Алиной Гибадуллиной

«Если ты уникален, у тебя будет высокий заработок»

— Сколько в наше время может зарабатывать хороший дизайнер?

— Точно сказать не могу, но у меня много знакомых дизайнеров, которые работают в России. У них хороший доход, от 70 тысяч рублей в месяц. Однако тут нужно добавить, что все зависит от твоего видения. Нельзя делать ровно так, как скажут, или по какому-то шаблону. Нужно иметь свой стиль, и только тогда появится свой зритель. Если ты уникален, то у тебя будет большой спрос и высокий заработок.

— Если работать на европейский или американский рынок, заработок будет выше?

— Конечно. Курс рубля достаточно низок, поэтому за рубежом можно заработать больше.

— Сколько в среднем стоит заказать у вас проект?

— Это секрет, ведь все зависит от детализации, задумки, когда и кого надо нарисовать, сколько часов на это уйдёт.

— Как проходят переговоры с заказчиком?

— Если что-то связано с музыкой, то бывали запросы по типу, как ты чувствуешь, так и рисуй. Чаще всего связываются со мной и говорят, что в целом хотят и как они это видят. Я быстро делаю несколько набросков, отсылаю на одобрение и спрашиваю, что можно добавить.

— Вы сказали, что быстро выучили английский язык. Можете дать несколько советов, как это сделать?

— Первое — это изучение языка через музыку. То есть важно не просто слушать, а находить тексты песен и читать их. Второе — это фильмы и книги. Есть много сериалов, которые просты для понимания. Плюс ты будешь знать, как произносить слова, что тоже очень важно. Тот же американский сленг можно выучить по сериалам. Я смотрела «Офис», в котором очень простые слова, поэтому рекомендую… Вообще, английский — очень простой язык. Даже не знаю, в России есть проблемы с тем, чтобы выучить его.

— Можно ли выйти на европейский или американский рынок без знания языка?

— Думаю, нет. На этих рынках люди очень любят использовать сленг, поэтому ты просто не поймешь, что они говорят. Переводчик тебе переведет по первому значению слова, хотя использовано было третье-четвертое. Поэтому знать язык очень важно.

«Если ты будешь уникальным, то у тебя будет большой спрос и высокая прибыль» «Если ты будешь уникальным, то у тебя будет большой спрос и высокая прибыль» Фото предоставлено Алиной Гибадуллиной

«Каждый день прохожу мимо картины с Кобе и думаю, что ни за что бы ее не отдала»

— Бо́льшая часть ваших картин посвящена баскетболу. Почему?

— Я сама баскетболистка. Помню школьные соревнования. За одно лето я очень быстро выросла, и наш преподаватель сказал, чтобы я попробовала сыграть в баскетбол. Трехочковые я попадала с процентом 90. Первый год была на замене, потому что в старте были ребята из выпускных классов. После начала чаще играть.

Когда поступила в универ, тоже попала в команду — тренеры видели, что я хорошо попадаю из-под кольца, ведь мне позволяет рост. Но после первого курса надо было выбирать между спортом и учебой. Я сосредоточилась на науках и не прогадала.

— Кто ваш любимый баскетболист?

— Конечно же, Кобе Брайант. Из нынешних — Энтони Эдвардс, чья игра очень схожа с игрой Майкла Джордана, который в топ-3 моих любимых баскетболистов. Эдвардс — это прямо вау: как он играет, как он разговаривает с командой — все это одновременно и смешно, и профессионально.

— Ваша любимая картина, посвященная баскетбольной тематике?

— С Кобе Брайантом, где он сидит с кубком после победы в финале. Эта фотография с большой историей, но люди часто не знают ее. Каждый день я прохожу мимо картины с Кобе, смотрю на нее и думаю, что ни за что никому бы ее не отдала.

Кобе Брайант Кобе Брайант Фото предоставлено Алиной Гибадуллиной

— Можно ли написать вторую такую же и отдать?

— Конечно, но тоже важен вопрос денег. Есть несколько картин, которые я хотела бы перерисовать, чтобы посмотреть, как изменилась моя рука, как улучшился навык. Она настолько детализирована, что посидеть над ней точно нужно будет. Плюс эту картину я написала два-три года назад, то есть довольно давно.

«Есть много идей, как разнообразить форму УНИКСа»

— Ходите ли вы на матчи УНИКСа?

— Конечно. Если я в Казани, то 100 процентов.

— Есть ли любимый баскетболист из УНИКСа?

— Из нынешнего состава — Маркос Найт. Это просто легенда, ведь что он творит на площадке… Желаю ему крепкого здоровья, ведь если не он, то не знаю кто…

— Как вам игра Димитриевича, который провел в УНИКСе два сезона?

— Очень хорош. У Нено очень большой потенциал, рада, что он ушел в клуб Евролиги. Жаль, что УНИКС не нашел ему замену, ведь это скажется в плей-офф. Мне очень нравилась игра Димитриевича в УНИКСе: все плавно и красиво, все атаки строились вокруг него. Сейчас место Димитриевича занимают сразу несколько игроков, поэтому УНИКСу тяжеловато.

— Как вам игровая форма клуба?

— У меня много идей, как разнообразить форму УНИКСа: ярко-зеленый цвет, камуфляж, силуэт Казани, номера, — из всего этого можно сделать конфетку. Белая форма УНИКСа слишком белая, а ярко-зеленая режет глаз. Хотелось бы поработать с УНИКСом.

Игроки УНИКСа Дмитрий Кулагин, Артём Комолов и Михаил Беленицкий Игроки УНИКСа Дмитрий Кулагин, Артем Комолов и Михаил Беленицкий Фото: «БИЗНЕС Online»

— У какой команды самая красивая форма?

— Бесспорно, у «Ак Барса»! В баскетболе — у «Бешикташа»: красно-черного цвета, минималистичная и с полосками — выглядит очень детально и красиво. В НБА красивая ретроформа у «Мемфиса»: бирюзовые цвета на белом.

«Новый театр имени Камала выглядит очень симпатично»

— В каких странах вы успели побывать благодаря своей работе?

— Я почти не путешествовала по Европе, но довольно долго прожила во Франции. Была в Хорватии, Японии и Сербии.

— США?

— Нет, туда тяжело попасть.

— Из-за визы?

— Да, однажды мне даже отказали. Надеюсь, в ближайшие пару лет смогу там побывать.

«Очень симпатично выглядит новый театр имени Камала, притом как изнутри, так и снаружи» «Очень симпатично выглядит новый театр имени Камала, притом как изнутри, так и снаружи» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Как человек, который окончил КГАСУ, какие объекты Казани могли бы выделить?

— Очень нравится, как сделали набережную. Когда приезжают друзья из Москвы, всегда веду их туда. Нравится дизайн многих ресторанов. Много интересного в плане архитектуры. Например, Savin House — классный проект. Очень симпатично выглядит новый театр имени Камала — и внутри, и снаружи.

— Есть ли в Казани места, архитектуру которых вы не понимаете?

— На Университетской огромное количество вывесок, и все чуть ли не друг на друге и в разных стилях — это такой шум для глаз. И это улица, где большой поток туристов. Здание «Кольца» вообще ужас. Но я рада, что бо́льшая часть Казани — красивые здания, на которые приятно смотреть.