1. В галерее современного искусства «БИЗОN» открылась выставка «Выход в цвет» Рамина Нафикова и Альфии Саргин. Авторы начинали творческий путь на одном курсе Казанского художественного училища и объездили с выставочными проектами весь мир, прежде чем вновь встретиться в родном городе. Сегодня они среди главных амбассадоров казанского современного искусства на мировой арене.

  2. Первые гости новой выставки — почти 130 зрителей. Художники Нафиков и Саргин мыслят цветом, используют яркие и насыщенные оттенки, характерные для восточного искусства. При этом они сочетают пеструю палитру со свойственными западному модернизму абстрактными формами и композициями. В 2023 году издание «Сноб» включило художников в пятерку главных художников из национальных тюркоязычных республик.

  3. Открытие посетила гостья KazanSummit, галеристка из Касабланки (Марокко) Мурьем Химмич. «Когда мне сказали, что есть возможность посетить в Казани галерею современного искусства, я просто не могла отказаться, — рассказала она. — Здесь я чувствую себя как дома, потому что творчество авторов этой выставки по своему масштабу и мастерству сравнимо с художниками, которых я представляю в своей галерее и привожу на ярмарки в Париже, например. Одна из художниц, как и Альфия, тонко работает с темой первозданности… У нее иная техника, но чувствование мира и атмосфера схожи. У Рамина блестящие наитивные абстракции, они просто завораживают!»

  4. «Эта выставка во многом экспериментальная, смелая. В первом зале — яркие всполохи — работы Рамина Нафикова. Очень рекомендую вам вернуться в галерею и подольше побыть наедине с этими полотнами, дать волю воображению, почувствовать и ощутить их внутреннюю энергию. Здесь, в первом зале, словно формируется новый мир, который всплеском воплощается в конкретные образы уже во втором зале в сюжетах Альфии Саргин, в ее видео-арте», — советовал на открытии арт-директор и куратор выставки Александр Шагулин.

  5. Нафиков после Казанского художественного училища продолжил обучение в Латвийской академии художеств, где нашел себя в стиле «экспрессивный формализм». У него мощный художественный бэкграунд: принимал участие в знаменитой международной выставке Summer Exhibition в Королевской Академии художеств в Лондоне, в II Триеннале современного искусства России. Сейчас художник живет между Ригой и Казанью, новую серию абстрактных работ он подготовил в казанской мастерской.

  6. Нафиков не случайно оставил многие работы безымянными — не только чтобы подключить фантазию зрителя, но и потому что абстракцию невозможно выразить иными символами, кроме как художественными. «Мне очень нравится выставка. Новые работы Рамина, конечно, тоже впечатляют. Его живопись мне больше близка, потому что там можно в стратосферу улететь. Я помню, когда первый раз увидела его работу, у меня были мурашки и текли слезы, — так его абстракция меня покорила, — признается участница арт-группы «Замороженная конина» Настя Мороз.

  7. Больше всего Мороз понравилась работа Нафикова, открывающая экспозицию. «Хочется поставить стул, чтобы сидеть и разглядывать его работы. Рамин — художник без контекста, сначала его не понимают, потом ты смотришь, и тебе начинает нравится. А если тебе что-то непонятно и не близко, начинаешь изучать его историю, почему он пишет такие работы, и все складывается», — добавляет она.

  8. Открытие посетил и главный архитектор «Татинвестгражданпроекта» Герман Бакулин. «Хорошо, что нет названий, — каждый в зависимости от своего понимания мира может сам назвать работу, если у него есть фантазия. Я очень рад, что мир символизма и модерна путешествует из ХХ века и добежал до ХХI века. Эта условная символика изображений, пятен, ритмики цвета очень хорошо ложится на понимание архитектора, который работает в модерне. Он изменяет форму, конфигурацию в пользу какой-то мысли, и те идеи, которые на этой выставке символически высказаны, совпадают с миром архитектуры. Я знаю, как разместить эти картины в своих зданиях. Это называется синтез искусства», — заметил Бакулин.

  9. Творчество Саргин вдохновлено историей и культурой народов Великой Евразийской степи — художницу интересует, как климат, ландшафт и космические энергии влияют на формирование этносов на тысячелетнем пути миграций.

  10. Например, вот ее удивительная работа под названием «Гора жизни… И барс будет лежать рядом с козленком…»

  11. Саргин недавно вернулась из путешествия по Гонконгу, где изучала мультимедийные технологии. Художница активно участвует в арт-резиденциях по всему миру, а также состоит в легендарной арт-группе «Тамга». Она принимала активное участие в восстановлении Свияжска и Болгара, получила премию им. Урманче. Большое влияние на формирование ее уникального художественного языка оказал ее дядя — легендарный лидер казанского авангарда второй волны Рустем Кильдибеков. В экспозиции представлены ее новые работы и атмосферный видео-арт, который она создала специально для выставки в «БИЗОNe».

  12. «Первая статья, которую я написала, как искусствовед, была про Альфию, — говорит искусствовед Дина Ахметова. — Это была огромная статья, я больше таких не писала никогда. Поэтому я ее знаю практически всю свою искусствоведческую жизнь и видела ее во всех периодах творчества. Этот какой-то совершенно другой, и он мне очень нравится».

  13. «У Рамина больше абстракция, у Альфии тоже все яркое, но при этом есть много узнаваемого в картинах. Например, пантера, люди, фигуры — все это хорошо стилизованно. Чувствуется уверенность в подаче рисунков и сами цвета шикарные — смелые и уверенные. Эта работа (на фотоприм. ред.) напоминает работы Гогена», — размышляет казанский художник Альберт Закиров.

  14. Полотно «Родина» понравилось и помощнице раиса РТ Олесе Балтусовой. «Мне нравятся произведения Альфии, потому что в них есть внутренняя философия автора, над которой хочется задуматься. Очень интересно, почему работа „Родина“ так называется, какие смыслы Альфия туда вкладывает», — задается вопросом гостья.

  15. Художник Ленар Ахметов также проводит параллель с творчеством Гогена, но при этом обращает внимание на «татарскость» работ Альфии. «Обратите внимание на пластику линий — где фигура человека, растения, эти линии плавные. Такая плавность присуща татарскому орнаменту. Нет резких, колючих, угловатых элементов, которые есть в славянском орнаменте, к примеру, или финно-угорском, там эта тенденция прослеживается в каждой работе. Даже горы у Альфии не колючие, они мягкие, обволакивающие», — акцентирует он.

  16. Многие гости выразили мнение, что татарское мироощущение в полотнах объединяет двух авторов и, несмотря на то что даже на выставку они прилетели из разных уголков планеты, с Востока и Запада, обоим удалось сохранить национальную идентичность.

  17. Другой точкой соприкосновения стал, разумеется, цвет.

  18. «По кураторской мысли художников объединяет яркость цвета, но это внешнее формальное проявление, а содержательно они очень разные. Помимо того, что у Альфии фигуративная живопись, а у Рамина — абстрактная, у них разное видение цвета. У Альфии очень тонкая, „прозрачная“ живопись и многосоставной цвет. У Рамина по-другому сложность образуется за счет его индивидуального подхода к колористике. Наверное, их объединяет время, возраст и тот культурный пласт, в котором они начинали», — выразила мнение старший преподаватель КГАСУ, кандидат искусствоведения Гузель Файзрахманова.

  19. «Творчество героев сегодняшнего вернисажа — это соединение, с одной стороны, лучших классических, реалистических традиций казанской художественной школы. С другой стороны, это внедрение в творчество актуальных, совершенно современных тенденций мирового искусства, — отметила искусствовед, старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств, преподаватель КФУ Разиля Ильясова. — Мы довольно-таки часто слышим, что Казань — символ двух религий, двух культур, двух мировоззрений и, на мой взгляд, наиболее убедительно, показательно и объемно в изобразительном искусстве это показано в творчестве Альфии Саргин и Рамина Нафикова. Столь уникальных, самобытных, разных. При этом их объединяет жажда самопознания через творчество, искреннее желание творить, узнавая себя, свои корни, отвечая на вопросы всего мироздания»

  20. Сама Альфия назвала творческую коллаборацию с однокурсником потрясающей идеей. «Казалось бы, такие разные художники, но оказалось, что мы во многом мыслим одинаково. Кроме того, мы вместе учились, и я рада, что мы так встретились», — сказала она.

  21. Искусствовед Эльвира Колчева обратила внимание на гендерный аспект выставки и рассказала, что для нее Саргин — «очень женская художница». В качестве подарка она преподнесла книгу, через которую ей удалось найти ключи к картинам Альфии — «Бегущая с волками» Клариссы Пинколы Эстес.

  22. Колчева также обратила внимание на инсталляцию в виде деревьев, без которых полотна Саргин смотрелись бы по-другому. «Извилистые линии усиливают особое движение души. Сегодня мы говорим не просто о выставке картин, а об искусстве экспозиции. В другом зале уже другой контраст. Абстрактные работы по настроению какие-то более беспокойные, правда? Какой-то пытливости, стремления здесь больше. И здесь же инсталляции в виде элементов с рассыпанными цветами, совсем другой получается мир», — восхищалась она.

  23. Вот и художник Марк Берман любуется мистическим лесом Альфии.

  24. Художник Ильгизар Хасанов тоже отметил соответствующее работам пространство. «Здесь зал при всей красивости камерный. И я рад, что галерея теперь здесь, потому что сидеть с искусством в торговом центре — опасная вещь. Это очень важно, потому что художник — это тот, кто старается для того пространства, где он сам обитает, чтобы посылать некие месседжи и свои представления», — подчеркнул он.

  25. За музыку на открытии выставки отвечала диджей Schumanit.

  26. Гости не спешили уходить и долго разглядывали полотна Нафикова, любовались яркими образами Саргин…

  27. …или искали картину, наиболее подходящую их личному образу

  28. Выставка «Выход в цвет» работает до 29 июня включительно. Галерея «БИЗON» (ул. Пушкина, 20) работает ежедневно, кроме понедельника, с 12:00 до 20:00.