ДЕЛИТСЯ НА ДВА

Напомним, что указ о праздновании Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2012 году президент РТ Рустам Минниханов подписал 28 июня этого года. Как говорилось в тексте указа, «в соответствии с лунным календарем и сложившимися традициями» 19 августа 2012 года был определен днем проведения праздника Ураза-байрам, а 25 октября 2012 года - днем начала проведения праздника Курбан-байрам.

В то же время в других регионах дату проведения Курбан-байрама называть заранее не стали и определились только накануне праздника. В итоге впервые в истории России получилось, что мусульмане этот праздник будут праздновать дважды. 25 октября Курбан-байрам отметят верующие из Татарстана, Башкортостана, Перми и в общинах, которые управляются Центральным духовным управлением мусульман. Штаб-квартира последнего находится в Уфе, и возглавляет его муфтий Талгат Таджутдин. Вторая половина верующих, включая мусульман Москвы (в последний момент столичный муфтиат, возглавляемый лояльным ЦДУМ Альбиром Кргановым, также определил дату праздника - 26 октября), Северного Кавказа и общин, контролируемых советом муфтиев России Равиля Гайнутдина, отметит праздник в пятницу.

Уточним, что дату начала и окончания месяца поста, а также двух священных праздников - Ураза-байрам и Курбан-байрам - мусульмане определяют по фазам луны. Известно, что сам Курбан-байрам приходится на 10-й день месяца Зуль-Хиджа, а начало месяца определяется по появлению луны. Большая часть арабского востока зафиксировала для себя появление нового месяца 17 октября, в то время как Турецкая Республика, опираясь на наблюдения Анкаринской обсерватории и правила ханафитской богословской школы, которых, кстати, придерживается и большая часть татарских мусульман, называет другую дату – 16 октября.

Отметим, что самым щепетильным моментом для верующих является то, что 25 октября в Мекке будет проходить день стояния на горе Арафат, который считается одним из самых важных моментов хаджа. Считается, что именно этот момент особенно ценен для верующего и является одним из важнейших.

«КАРМАН КОРОЛЯ И ЕГО ПЯТИ ТЫСЯЧ ПРИНЦЕВ ПОЛУЧИТ
ВО МНОГО КРАТ БОЛЬШЕ ПРИБЫЛИ»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» обратились за разъяснением ситуации к представителями крупнейших духовных управлений мусульман.

Так, в ДУМ РТ свою позицию нашему изданию решили изложить через сообщение на официальном сайте. Вот как оно звучит: «На основании научных исследований астрономических обсерваторий мусульманских стран, согласно мусульманско-богословской школы ханафитского мазхаба, которого придерживается ДУМ Татарстана, советом казыев ДУМ РТ были произведены расчеты, по которым первый день месяца Зуль-Хиджа по лунному календарю приходится на 16 октября 2012 года, а первый день Курбан-байрама – 25 октября. Также Курбан-байрам в этот день будет праздноваться в Башкортостане, в большинстве регионов России, Турции и многих мусульманских странах».

Мухаммедгали Хузин – муфтий, председатель ДУМ Пермского края:

- Объяснение очень простое. Изначально при составлении календарей мы основывались на мнении астрономов и богословов. В век техники, коммуникаций, распространения обсерваторий по всему миру расчет праздников ведется благодаря схемам. Так было и тысячу лет назад. Приведу пример для иллюстрации. Пермские археологи нашли город в Верхнекамье. Он назывался Аскула. И этому мусульманскому городу больше тысячи лет, то есть по возрасту он старше Казани. И там все захоронения указывают строго на Мекку, то есть еще тысячу лет назад люди владели техникой, определяя многое по звездам. Оказывается, каждый год из Болгар в Пермь для уточнения расчетов приезжал астроном.

В этом же году разночтения связаны с позицией властей Саудовской Аравии. Заранее было известно, что Курбан-байрам приходится на четверг, 25-е число, а есть такое понятие, когда пятничный день и Курбан-байрам совпадают, то хадж этого года приравнивается к 7 хаджам. Соответственно, приток мусульман становится большим. Можно не 7 раз ездить, а один раз и как бы получить семикратное удовольствие. Естественно, в карман короля и его пяти тысяч принцев во много крат больше прибыли. Саудиты и дали указание, а те, кто все эти годы смотрел им в рот, быстро его выполнили. А традиционные мусульмане в Поволжье, на Урале, центральной России как следовали многовековой традиции, так и следуют.

Праздник длится три дня, поэтому у верующих разночтений не должно возникнуть из-за разногласий такого толка. Например, в Екатеринбурге в течение двух дней, с утра до позднего вечера, в течение светлого дня многократно читаются праздничные намазы. Мечеть даже не умещает всех желающих, поэтому люди приходят по графику - в 10, 11, 12 и так далее. То есть верующие не пострадают и не ошибутся. Тем более сейчас есть научные доказательства, что наступление месяца Зуль-Хиджа было строго отслежено.

«ЭТИ РАЗНОЧТЕНИЯ РЕЛИГИЮ НЕ УКРАШАЮТ»

Рушан Аббясов - заместитель председателя совета муфтиев России, руководитель аппарата СМР (Москва):

- Определение времени празднования всегда было проблемной точкой исламского мира в целом. К сожалению, многие государства, принимая то или иное решение, не всегда учитывают ряд моментов, отсюда и разночтения. Сегодня в исламском мире начало месяца по лунному календарю, от которого уже рассчитываются праздники, определяют двумя способами. Первый способ, который в основном разделяют страны арабского мира, - это лицезрение зарождения новой луны. То есть наблюдение воочию. Второй способ - научный. То есть появление луны просто рассчитывается. Отсюда и споры.

В совете муфтиев России приняли решение отмечать праздник 26 числа. Да, изначально мы планировали отмечать праздник 25-го, но эта дата была рассчитана ведь заранее исключительно научным путем. В плане исследований мы работаем с Евроазиатским исламским советом, который располагается в Анкаре, они наблюдали, как научным путем исчисляется зарождение новой луны. Наши коллеги из Турции отметили, что не увидели новорожденного полумесяца. Они увидели, что просто появилась луна, а молодого месяца 16 октября, дату начала месяца Зуль-Хиджи, откуда берут отсчет все остальные праздничные дни, не увидели. Изучив опыты других стран, в частности Саудовской Аравии, мы пришли к мнению, что раз 16 числа новый месяц не был увиден, то первый день месяца Зуль-Хиджи наступил 17 октября. Получается, что и Курбан-байрам сдвинулся на день. Сейчас только Турция придерживается мнения, что луну нужно не воочию видеть, а рассчитывать ее появление научным путем.

Безусловно, для верующих эти разночтения очень нехороши. Но мы же должны стараться установить даты, максимально близкие к этому празднику. Да, конечно, каждый регион может принять свое решение, но в перспективе было бы хорошо разработать единый подход, может быть, комиссию, которая бы все сверяла. Мы, например, с координационным центром Кавказа так и делаем, сверяемся и принимаем это решение. Да, эти разночтения религию не украшают, но это нам прецедент на будущее. Когда надо садиться и договариваться. То есть люди должны садиться за стол переговоров и взвешенно решать. А не просто так, что нам типа позвонили из Саудовской Аравии или из Турции, и мы сделали так, как они сказали. Россия, на мой взгляд, уже не просто созрела для изучения этих вопросов, но и для того, чтобы стать в них активным игроком, чтобы что-то решать на международной арене.

Наиль Сахибуллин - заведующий кафедрой астрономии КФУ, директор астрономической обсерватории:

- Разночтения связаны с фазами луны, а луна в различных частях земного шара наблюдается в разной фазе. Понимаете, что если на луну вы смотрите с одной стороны, то видите одну ее фазу, а если с другой – другую. То есть это связано с так называемым явлением параллакса. Очень принципиально появление тонкого серпа на луне, а он, допустим, с Камчатки появится в одно время, из Москвы - в другое.