Кабинет министров РТ согласовал строительство прямолинейного варианта платного дублера Оренбургского тракта на отрезке от бетонной дороги Казань — Боровое Матюшино с заездом в Казань в районе ул. Крутовской. Это следует из постановления кабмина РТ, которым вносятся изменения в схему территориального планирования республики. Дорога проходит через Матюшинский лес.

 Схема из федеральной государственной информационной системы территориального планирования

Вокруг трассировки платной дороги в середине года возник спор. Варианты трассировки демонстрируют различные подходы к роли дороги:

  • Дорога как вылетная магистраль, приводящая автомобильный поток напрямую в центр Казани, без въезда-выезда машин с прилегающих территорий по принципу Вознесенского тракта. Проект, разработанный Институтом пространственного планирования РТ, предполагает платный отрезок, ведущий напрямую через Матюшинское лесничество, по территории экосистемы Подувалье в Отарах к историческому центру Казани с отсечением города от Волги, далее по Горьковскому шоссе или его платному дублеру на М7.
  • Дорога как городское шоссе с учетом интересов прилегающих территорий внутри Казани и без ощутимого вмешательства в природу. В управлении архитектуры и градостроительства исполкома Казани, Институте развития Казани настаивают на строительстве дороги-дублера Оренбургского тракта, как это заложено в генплане Казани до 2040 года — вдоль железной дороги из аэропорта, по улицам Технической, Даурской с дальнейшим выходом на Вознесенский тракт и М7.

Количество жителей, которые попадут в ареал дороги: вариант республиканского института охватывает 4,7 тыс. человек, вариант городского института — 33,2 тысячи. «Мы же хотим строить дорогу для казанцев, а не для приезжих», — настаивали осенью в Институте развития Казани. Прямая вылетная магистраль лишь приведет поток машин из района в центр города, но никак не облегчит жизнь горожан внутри него.

Отличалась и ширина предложенных вариантов дорог: у ИПП — 6 полос, у ИРГ — две и петляющие. «Предлагать дублер Оренбургского тракта кривым и петляющим — сделать огромный шаг назад», — считает директор Института пространственного планирования РТ Олег Григорьев.

Он подтвердил газете «БИЗНЕС Online», что в пятницу республиканским руководством принято окончательное решение о строительстве по варианту ИПП.

К ускоренному появлению дублера Оренбургского тракта подтолкнул запуск отрезка трассы М12 «Восток» от Москвы до Казани. За два года М12 изменила транспортные потоки в столицу РТ и усилила роль Оренбургского тракта как второго въезда в Казань из Москвы и даже создала конкуренцию Горьковскому шоссе. В 2024 году стало очевидно, что активная застройка Лаишевского района и поток автомобилей с М12 закупорит вылетную магистраль, связывающую столицу РТ с аэропортом. К тому моменту в городе достраивали платный отрезок Вознесенского тракта как дублер Мамадышского, опробовали схему финансирования и подыскали следующий проект. Таким в 2025 году стал дублер Оренбургского тракта, который будет состоять из двух отрезков: платного и бесплатного.

Для первого бесплатного отрезка дублера от развязки М12 у села Сапуголи в Лаишевском районе до бетонной дороги Казань — Боровое Матюшино уже готовят проектно-сметную документацию, стартовала реконструкция развязки Казань — Оренбург — Боровое Матюшино за 1,3 млрд рублей. В планах расширить бетонку и реконструировать трассу Столбище — Атабаево длиной 6,5 км до развязки с М12, на которой «Автодор» в этом году открыл два новых съезда. О решении по строительству дублера в послании к Госсовету РТ упоминал раис РТ Рустам Минниханов, но без подробностей.