На 9 архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги» обсуждали новые, творческие виды городской экономики На IX архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги» обсуждали новые, творческие виды городской экономики Фото: «БИЗНЕС Online»

Есть ли место ремесленникам в креативных кластерах? Оказалось, нет: не тянут аренду

В минувшую пятницу в креативном пространстве «Адонис» на IX архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги» обсуждали новые, творческие виды городской экономики. Днем ранее там рассказали об отставании Казани в сфере креативных индустрий, раскрыли, как заработает креативное пространство «Адонис» за миллиард рублей. Там же напомнили, что креативные индустрии теперь получили законодательную основу: 5 февраля 2025 года вступил в силу федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий».

«Наконец-то появилось определение креативного продукта, креативной индустрии в экономике», — отметила модератор сессии, управляющий партнер компании Perfect RED Елена Стрюкова, передавая слово дизайнеру среды, архитектору, соавтору проекта креативного пространства «Арт-квадрат» в Уфе Павлу Пономареву. Это успешный коммерческий проект, опыт которого ранее изучала и команда из Казани во главе с мэром города Ильсуром Метшиным.

Детали развития 3 га территории и 22 тыс. кв. м коммерческой недвижимости Пономарев описал ранее, а в этот раз акцентировал внимание на месте ремесленников в коммерческом креативном кластере.

Не все функции креативной экономики подходят под комплексный проект. Например, ремесленники, ремесленные мастерские — классно. Но они не умеют, еще не научились делать продукт — то, что хотят купить.
Павел Пономарев Соавтор креативного пространства «Арт-квадрат», архитектор
Павел Пономарев соавтор креативного пространства «Арт-квадрат», архитектор

По словам Пономарева, ремесленники хорошо сохраняют наследие, делают уникальные вещи, но потребитель пока не готов рублем платить за их продукт.

«Пробовали заводить, но больше полугода никто не прожил, — продолжает Пономарев. — Были вынуждены съехать, потому что не выдерживают арендную плату. А держать их на территории нерентабельно, потому что мы сильно коммерческий проект. Отжимаем все. Когда зарабатывают ремесленники? На образовании. Когда творчество — это времяпровождение, досуг с эффектом включения обычного горожанина в творчество, в процесс. На этом можно зарабатывать. Проще брать помещения в аренду на короткий срок — тогда и они в плюсе, и мы как арендодатели».

В марте будущего года в Казани завершат реконструкцию ЦУМа — торговый центр превратят в центр уникальных мастеров. В Татарстане нашли 464 ремесленника, им предлагают трехлетние «арендные каникулы», но будет сервисный сбор В марте будущего года в Казани завершат реконструкцию ЦУМа — торговый центр превратят в центр уникальных мастеров. В Татарстане нашли 464 ремесленника, им предлагают трехлетние «арендные каникулы», но будет сервисный сбор Фото: «БИЗНЕС Online»

Тема ремесленников для столицы РТ актуальная. В марте будущего года в Казани завершат реконструкцию ЦУМа — торговый центр превратят в центр уникальных мастеров. В Татарстане нашли 464 ремесленника, им предлагают трехлетние «арендные каникулы», но будет сервисный сбор. У ЦУМа пока нет отдельного юрлица, офиса и службы. С августа объект находится в оперативном управлении заместителя гендиректора дирекции спортивных и социальных проектов Ранко Тепавчевича.

«Пока много людей, которые хотят на халяву»: чем будет наполнен ЦУМ 2.0 изнутри

Стоимость центра ремесленников в Казани обойдется бюджету РТ в 5,3 млрд рублей. Сначала должны сдать историческое здание ЦУМа на ул. Московской, 2, а 23-метровый «пристрой» — во вторую очередь.

Пример переосмысленного торгового центра есть и в Казани — это многофункциональный «Арт центр» площадью 40 тыс. кв. метров на ул. Ершова Пример переосмысленного торгового центра есть и в Казани — это многофункциональный «Арт Центр» площадью 40 тыс. кв. м на ул. Ершова Фото: «БИЗНЕС Online»

Главные составляющие креативных пространств

Если ремесленников в креативное пространство не поселишь, то как насыщать его, чтобы оно работало и приносило прибыль?

«Экономика меняется, а также схема продаж. Многие ушли на маркетплейсы, как раньше не ходят по магазинам, — говорил Пономарев. — Инструмент продаж меняется. Торговые центры, чтобы стать рентабельными, меняют пространства под более общественные: добавляют фуд-корты, театры. „МЕГА“ в Уфе построила рядом огромный парк, чтобы привлечь людей, заставить людей находиться на территории как можно дольше. Это не прямые продажи, а вторичные. Если человек в одном месте находится три-четыре часа, то все равно начинает что-то потреблять. Мы пошли по другому пути: оставили только развлекательную функцию и добавили к ней все, чтобы людям было комфортно находиться для удовлетворения потребности в общении. И мы на этом очень хорошо зарабатываем».

Пример переосмысленного торгового центра есть и в Казани — это многофункциональный «Арт Центр» площадью 40 тыс. кв. м на ул. Ершова. 15% его площадей — общественные пространства с бесплатным коворкингом, гастрономическое пространство с блюдами 16 кухонь мира, бизнес-центром, музеем артиллерийского училища, на месте которого построены ТЦ и жилой комплекс. «Концепция изначально создавалась как комьюнити-центр, — рассказывала руководитель проектов дивизиона многофункциональных комплексов UD Group Анна Гурьева. — Объект в целом стал вишенкой на торте проекта комплексного освоения территории ART City, притягивает не только жителей локации, но и всех горожан и гостей».

«Архитектура, из которой сформированы те или иные кластеры, является посредником между городской жизнью и городской культурой, процессами. Это первый мостик, а второй мостик — это искусство, креатив, все, что может быть привлекательной функцией, — говорила генеральный директор, основательница бюро ludi_architects, соосновательница дизайн-галереи ТЕТА Любовь Леонтьева. Она поделилась наполнением пространства на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге. — Кажется, что территория не нуждается в дополнительном представлении, привлечении новых посетителей, потому что есть ощущение, что они туда летят как мухи на мед. Но, внимание, мы в Петербурге: чек ресторана зависит от погоды, пошел дождь — все умерло. А если люди уже на острове и начался дождь, то чек взлетел, потому что все попрятались в рестораны и магазины. Далеко от центра, не самая лучшая транспортная доступность, проблема с парковкой, которая подорожала в 4 раза! Все в обмороке».

Дополнительный трафик в Новую Голландию привлекают временными мероприятиями, арт-инсталляциями — всем, что может изменить пространство и сделать его новым и снова привлекательным для тех, кто там бывал уже много раз. «Поэтому остров становится площадкой для регулярных временных событий: театральные постановки, инсталляции», — говорила Леонтьева.

«Стараемся популяризировать локальное современное искусство, — рассказала куратор лаборатории современного искусства арт-резиденции «Реактор», участница арт-группы «Замороженная конина» художница Катерина Конюхова (слева), куда входит и художница по керамике Настя Мороз (справа) «Стараемся популяризировать локальное современное искусство», — рассказала куратор лаборатории современного искусства арт-резиденции «Реактор», участница арт-группы «Замороженная конина» художница Катерина Конюхова (слева), куда входит и художница по керамике Настя Мороз (справа) Фото: «БИЗНЕС Online»

Как меняют и создают пространства в Казани

В Казани ремонтируют общественные пространства, дирекция парков и скверов насыщает их событиями, развлечениями, поддерживает и появление там арт-инсталляций. Чем не креативные пространства?

«Стараемся популяризировать локальное современное искусство, — рассказала куратор лаборатории современного искусства арт-резиденции „Реактор“, участница арт-группы „Замороженная конина“ художница Катерина Конюхова, куда входит и художница по керамике Настя Мороз. — Разработали свою методологию создания арт-объекта, делимся с ребятами художниками».

В этом году «Замороженная конина» с участниками лаборатории арт-резиденции «Реактор» вышли в город на диалог со зрителем, в парк «Черное озеро». До этого из 60 желающих отобрали 15 художников из разных городов, которые побывали в Казани и впитали ее энергетику, а затем разъехались творить по домам, держа связь онлайн. Сборку конструкций также проводили в столице РТ, в ДК химиков, а выставку открыли в сентябре.

«Художники понимали контекст, что парк исторический, поэтому все работы связаны с историей парка, города, мифами, — говорила Конюхова. — Выставка уже закрылась, но два объекта остались в парке: „Ходи-броди“ и „Шепот подземелья“. Надеемся, что они переживут зимовку, постарались сделать их устойчивыми к природным условиям и вандализму. Понимаем, что парки не предусмотрены для каких-то объектов, к сожалению. Надеемся, город привыкнет к разным инсталляциям, временным и постоянным. Будет возможность подсветить. Сталкиваемся с тем, что „здесь нельзя устанавливать“, „здесь — крепиться“, „тут темно“».

Креативной резиденцией, которая формирует культуру города, за 10 лет стало и некоммерческое движение «Том Сойер Фест» по восстановлению и сохранению исторической среды. Позади 18 спасенных горожанами частных деревянных домов в центре Казани, две беседки, дебаркадер в Свияжске и сквер «Казанские наличники» с мастерской фестиваля. Последние вполне укладываются в философию креативных пространств и их создания в формате государственно-частного партнерства. Меценаты вкладываются в проект только материалами, а не деньгами.

Анастасия Гизатова: «У нас запрещен подневольный труд студентов и школьников — только по собственному желанию, убеждению, любви к городу и историческому наследию» Анастасия Гизатова: «У нас запрещен подневольный труд студентов и школьников — только по собственному желанию, убеждению, любви к городу и историческому наследию» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это способ стать счастливым, признаться своему городу в любви не только на словах и спасти себя от цифрового одиночества. Все это „Том Сойер Фест“», — рассказывала координатор движения, руководитель компании «Счастливый дом» Анастасия Гизатова.

Стать частью и создателем креативного пространства можно, будучи волонтером «Том Сойер Феста», в возрасте от 5 до 87 лет.

«Это, конечно, не изможденный, изнуряющий труд, паспорта не отбираем — это осознанное желание, — шутила в завершение Гизатова. — У нас запрещен подневольный труд студентов и школьников — только по собственному желанию, убеждению, любви к городу и историческому наследию. Потому что мы отошли и не принимаем книжки волонтеров — к нам приходят действительно по большой любви, а не за часы, баллы для поступлений, соревнований „Волонтер года“».