Добавить к развлечениям все, чтобы людям было комфортно общаться, — такой простой рецепт креативных пространств озвучили на прошедшей IX архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги». Но есть нюансы: изделия ремесленников там не продаются, зато мастер-классы приносят прибыль, объект нужно «качать» арт-инсталляциями и событиями вроде театральных постановок, концертов. Обновленные казанские парки и скверы тоже вполне себе креативные пространства — вот только мест для арт-объектов там пока немного. Зато простор у «Том Сойер Феста», волонтеры которого в возрасте от 5 до 87 лет креативили еще до того, как это стало мейнстримом, а в 2023-м обрели свою резиденцию. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
На IX архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги» обсуждали новые, творческие виды городской экономики
Есть ли место ремесленникам в креативных кластерах? Оказалось, нет: не тянут аренду
В минувшую пятницу в креативном пространстве «Адонис» на IX архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги» обсуждали новые, творческие виды городской экономики. Днем ранее там рассказали об отставании Казани в сфере креативных индустрий, раскрыли, как заработает креативное пространство «Адонис» за миллиард рублей. Там же напомнили, что креативные индустрии теперь получили законодательную основу: 5 февраля 2025 года вступил в силу федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий».
«Наконец-то появилось определение креативного продукта, креативной индустрии в экономике», — отметила модератор сессии, управляющий партнер компании Perfect RED Елена Стрюкова, передавая слово дизайнеру среды, архитектору, соавтору проекта креативного пространства «Арт-квадрат» в Уфе Павлу Пономареву. Это успешный коммерческий проект, опыт которого ранее изучала и команда из Казани во главе с мэром города Ильсуром Метшиным.
Детали развития 3 га территории и 22 тыс. кв. м коммерческой недвижимости Пономарев описал ранее, а в этот раз акцентировал внимание на месте ремесленников в коммерческом креативном кластере.
Не все функции креативной экономики подходят под комплексный проект. Например, ремесленники, ремесленные мастерские — классно. Но они не умеют, еще не научились делать продукт — то, что хотят купить.
По словам Пономарева, ремесленники хорошо сохраняют наследие, делают уникальные вещи, но потребитель пока не готов рублем платить за их продукт.
«Пробовали заводить, но больше полугода никто не прожил, — продолжает Пономарев. — Были вынуждены съехать, потому что не выдерживают арендную плату. А держать их на территории нерентабельно, потому что мы сильно коммерческий проект. Отжимаем все. Когда зарабатывают ремесленники? На образовании. Когда творчество — это времяпровождение, досуг с эффектом включения обычного горожанина в творчество, в процесс. На этом можно зарабатывать. Проще брать помещения в аренду на короткий срок — тогда и они в плюсе, и мы как арендодатели».
В марте будущего года в Казани завершат реконструкцию ЦУМа — торговый центр превратят в центр уникальных мастеров. В Татарстане нашли 464 ремесленника, им предлагают трехлетние «арендные каникулы», но будет сервисный сбор
Тема ремесленников для столицы РТ актуальная. В марте будущего года в Казани завершат реконструкцию ЦУМа — торговый центр превратят в центр уникальных мастеров. В Татарстане нашли 464 ремесленника, им предлагают трехлетние «арендные каникулы», но будет сервисный сбор. У ЦУМа пока нет отдельного юрлица, офиса и службы. С августа объект находится в оперативном управлении заместителя гендиректора дирекции спортивных и социальных проектов Ранко Тепавчевича.
Стоимость центра ремесленников в Казани обойдется бюджету РТ в 5,3 млрд рублей. Сначала должны сдать историческое здание ЦУМа на ул. Московской, 2, а 23-метровый «пристрой» — во вторую очередь.
Пример переосмысленного торгового центра есть и в Казани — это многофункциональный «Арт Центр» площадью 40 тыс. кв. м на ул. Ершова
Главные составляющие креативных пространств
Если ремесленников в креативное пространство не поселишь, то как насыщать его, чтобы оно работало и приносило прибыль?
«Экономика меняется, а также схема продаж. Многие ушли на маркетплейсы, как раньше не ходят по магазинам, — говорил Пономарев. — Инструмент продаж меняется. Торговые центры, чтобы стать рентабельными, меняют пространства под более общественные: добавляют фуд-корты, театры. „МЕГА“ в Уфе построила рядом огромный парк, чтобы привлечь людей, заставить людей находиться на территории как можно дольше. Это не прямые продажи, а вторичные. Если человек в одном месте находится три-четыре часа, то все равно начинает что-то потреблять. Мы пошли по другому пути: оставили только развлекательную функцию и добавили к ней все, чтобы людям было комфортно находиться для удовлетворения потребности в общении. И мы на этом очень хорошо зарабатываем».
Пример переосмысленного торгового центра есть и в Казани — это многофункциональный «Арт Центр» площадью 40 тыс. кв. м на ул. Ершова. 15% его площадей — общественные пространства с бесплатным коворкингом, гастрономическое пространство с блюдами 16 кухонь мира, бизнес-центром, музеем артиллерийского училища, на месте которого построены ТЦ и жилой комплекс. «Концепция изначально создавалась как комьюнити-центр, — рассказывала руководитель проектов дивизиона многофункциональных комплексов UD Group Анна Гурьева. — Объект в целом стал вишенкой на торте проекта комплексного освоения территории ART City, притягивает не только жителей локации, но и всех горожан и гостей».
«Архитектура, из которой сформированы те или иные кластеры, является посредником между городской жизнью и городской культурой, процессами. Это первый мостик, а второй мостик — это искусство, креатив, все, что может быть привлекательной функцией, — говорила генеральный директор, основательница бюро ludi_architects, соосновательница дизайн-галереи ТЕТА Любовь Леонтьева. Она поделилась наполнением пространства на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге. — Кажется, что территория не нуждается в дополнительном представлении, привлечении новых посетителей, потому что есть ощущение, что они туда летят как мухи на мед. Но, внимание, мы в Петербурге: чек ресторана зависит от погоды, пошел дождь — все умерло. А если люди уже на острове и начался дождь, то чек взлетел, потому что все попрятались в рестораны и магазины. Далеко от центра, не самая лучшая транспортная доступность, проблема с парковкой, которая подорожала в 4 раза! Все в обмороке».
Дополнительный трафик в Новую Голландию привлекают временными мероприятиями, арт-инсталляциями — всем, что может изменить пространство и сделать его новым и снова привлекательным для тех, кто там бывал уже много раз. «Поэтому остров становится площадкой для регулярных временных событий: театральные постановки, инсталляции», — говорила Леонтьева.
«Стараемся популяризировать локальное современное искусство», — рассказала куратор лаборатории современного искусства арт-резиденции «Реактор», участница арт-группы «Замороженная конина» художница Катерина Конюхова (слева), куда входит и художница по керамике Настя Мороз (справа)
Как меняют и создают пространства в Казани
В Казани ремонтируют общественные пространства, дирекция парков и скверов насыщает их событиями, развлечениями, поддерживает и появление там арт-инсталляций. Чем не креативные пространства?
«Стараемся популяризировать локальное современное искусство, — рассказала куратор лаборатории современного искусства арт-резиденции „Реактор“, участница арт-группы „Замороженная конина“ художница Катерина Конюхова, куда входит и художница по керамике Настя Мороз. — Разработали свою методологию создания арт-объекта, делимся с ребятами художниками».
В этом году «Замороженная конина» с участниками лаборатории арт-резиденции «Реактор» вышли в город на диалог со зрителем, в парк «Черное озеро». До этого из 60 желающих отобрали 15 художников из разных городов, которые побывали в Казани и впитали ее энергетику, а затем разъехались творить по домам, держа связь онлайн. Сборку конструкций также проводили в столице РТ, в ДК химиков, а выставку открыли в сентябре.
«Художники понимали контекст, что парк исторический, поэтому все работы связаны с историей парка, города, мифами, — говорила Конюхова. — Выставка уже закрылась, но два объекта остались в парке: „Ходи-броди“ и „Шепот подземелья“. Надеемся, что они переживут зимовку, постарались сделать их устойчивыми к природным условиям и вандализму. Понимаем, что парки не предусмотрены для каких-то объектов, к сожалению. Надеемся, город привыкнет к разным инсталляциям, временным и постоянным. Будет возможность подсветить. Сталкиваемся с тем, что „здесь нельзя устанавливать“, „здесь — крепиться“, „тут темно“».
Креативной резиденцией, которая формирует культуру города, за 10 лет стало и некоммерческое движение «Том Сойер Фест» по восстановлению и сохранению исторической среды. Позади 18 спасенных горожанами частных деревянных домов в центре Казани, две беседки, дебаркадер в Свияжске и сквер «Казанские наличники» с мастерской фестиваля. Последние вполне укладываются в философию креативных пространств и их создания в формате государственно-частного партнерства. Меценаты вкладываются в проект только материалами, а не деньгами.
Анастасия Гизатова: «У нас запрещен подневольный труд студентов и школьников — только по собственному желанию, убеждению, любви к городу и историческому наследию»
«Это способ стать счастливым, признаться своему городу в любви не только на словах и спасти себя от цифрового одиночества. Все это „Том Сойер Фест“», — рассказывала координатор движения, руководитель компании «Счастливый дом» Анастасия Гизатова.
Стать частью и создателем креативного пространства можно, будучи волонтером «Том Сойер Феста», в возрасте от 5 до 87 лет.
«Это, конечно, не изможденный, изнуряющий труд, паспорта не отбираем — это осознанное желание, — шутила в завершение Гизатова. — У нас запрещен подневольный труд студентов и школьников — только по собственному желанию, убеждению, любви к городу и историческому наследию. Потому что мы отошли и не принимаем книжки волонтеров — к нам приходят действительно по большой любви, а не за часы, баллы для поступлений, соревнований „Волонтер года“».
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.