В июне на пока еще бесплатной дороге заметили информационный стенд о том, что участок магистрали будет передан в оперативное управление госкомпании «Автодор» для эксплуатации на платной основе В июне на пока еще бесплатной дороге заметили информационный стенд о том, что участок магистрали будет передан в оперативное управление госкомпании «Автодор» для эксплуатации на платной основе Фото: «БИЗНЕС Online»

Обход Челнов и Нижнекамска перейдет «Автодору» в «самое ближайшее время»

О том, что обход Набережных Челнов и Нижнекамска станет платным, обыватели случайно узнали летом. В июне на пока еще бесплатной дороге заметили информационный стенд о том, что участок магистрали М7 «Волга» будет передан в оперативное управление госкомпании «Автодор» для эксплуатации на платной основе. Тогда в «Автодоре» подтвердили, что примут дорогу на баланс до конца года, но других деталей не предоставили.

С тех пор тема ушла из повестки, и новостей о передаче дороги не было. Она находилась под оперативным управлением заказчика ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», а водители с удовольствием рассекали по новой дороге без «ущерба» для кошелька.

По данным заказчика, с декабря 2024 года по 1 ноября по обходу проехал 5 млн 841 тыс. 241 автомобиль, а средняя интенсивность движения была на уровне 13 тыс. автомобилей в сутки. Для сравнения: на платном участке Вознесенского тракта в Казани текущий ежедневный трафик составляет 16–17 тыс. машин, и это считается хорошим показателем, выше расчетного. Дорога успешно перераспределила транспортные потоки, минуя крупные населенные пункты, позволила снизить нагрузку на городские улицы, увеличить их пропускную способность и повысить безопасность для участников дорожного движения, подчеркивают в «Волго-Вятскуправтодоре».

Но покатались бесплатно — и хватит. Обход Челнов и Нижнекамска и обход пяти сел в Татарстане передадут «Автодору» в «самое ближайшее время», заявил сегодня глава госкомпании Вячеслав Петушенко. Впрочем, конкретной даты, когда передадут, вновь не прозвучало.

По состоянию на утро 8 декабря обход Челнов и Нижнекамска все еще находится в оперативном управлении заказчика трассы — ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», утверждает осведомленный источник нашего издания. По его словам, процедуру передачи от ФКУ к госкомпании планируется завершить в «ближайшее время». Заметим, что на эту «бюрократию» остается чуть больше трех недель. Срок передачи — до 31 декабря 2025 года — оговорен распоряжением правительства РФ. Нарушать его вряд ли будут.

«Процесс передачи участков федеральных трасс ведется в соответствии с распоряжением правительства РФ от 14.11.2023 №3184-р. Что касается вопроса организации платного проезда, то его целесообразно адресовать напрямую в пресс-службу госкомпании „Автодор“», — заявили сегодня «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Волго-Вятскуправтодора».

Обход Челнов и Нижнекамска и обход пяти сел в Татарстане передадут «Автодору» в «самое ближайшее время», заявил сегодня глава госкомпании Вячеслав Петушенко Обход Челнов и Нижнекамска и обход пяти сел в Татарстане передадут «Автодору» в «самое ближайшее время», заявил сегодня глава госкомпании Вячеслав Петушенко Фото: «БИЗНЕС Online»

Платим с 12 декабря или попозже?

Означает ли сегодняшнее заявление, что с 1 января 2026 года (или даже раньше) обход Челнов и Нижнекамска «поедет» в платном режиме? Пока так говорить нельзя.

«Мы эти дороги дооснастим элементами обустройства, в том числе сетками для защиты от животных, краевым барьерным ограждением вдоль опор освещения и так далее, и переведем в платный режим. Остальные участки от Казани до [города] Дюртюли [в Башкортостане] нам тоже передадут: там появятся аварийные комиссары, дополнительное освещение, при этом они продолжат работать в бесплатном режиме», — сообщил Петушенко.

Таким образом, обход в Татарстане еще предстоит подготовить, и уже после этого участок станет платным, следует из заявления Петушенко. Сроков не звучит, так что обычным водителям остается только гадать. «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в пресс-службу «Автодора», но ответа пока не получил.

Оператор на горячей линии «Автодора» сегодня утром сообщил нашему корреспонденту, что обход пяти сел в Башкортостане (участок с 1148-го по 1211-й километр М12), по предварительным данным, переведут в платный режим уже в ближайшую пятницу, 12 декабря. Однако информации по обходу Челнов и Нижнекамска нет. Ждем сюрприз?

Еще один источник «БИЗНЕС Online» утверждает, что плату могут ввести с января 2026 года.

Данных о том, сколько будет стоить проезд, также пока нет. Однако важно отметить, что «Автодор» ежегодно индексирует тарифы в рамках инфляции. В 2024-м повышение в среднем на 8% произошло в апреле, в 2025-м — уже в феврале также на 7–9%. О возможном увеличении стоимости проезда в 2026 году компания официально пока не сообщала. Тем временем СМИ со ссылкой на «Автодор» пишут, что тарифы на проезд по М12 планируют повысить в начале следующего года. Но сроки и масштаб индексации пока еще не определены. Не исключено, что ежегодную индексацию тарифов могут совместить с запуском платности на обходе в Татарстане.

Пока нет официальных данных, можно допустить, что стоимость проезда будет примерно той же, что на действующих участках М12. К примеру, проезд на отрезке Большие Кайбицы – Казань стоит 729 рублей (около 10 рублей за 1 км дороги протяженностью 72 км) для легковушки и 1,4 тыс. для фуры (20 рублей за 1 км). Обход Нижнекамска и Челнов длиннее — 81 километр. Если взять эти цифры, выходит, что цена пользования объездом будет около 810 рублей для легковушки и в пределах 2 тыс. для фур. Если допустить, что за сутки по обходу проезжает 13 тыс. легковушек, получаем сбор в размере 10,5 млн рублей в сутки. Немалая сумма. Оговоримся, что это очень грубый подсчет.

Данных о том, сколько будет стоить проезд, пока нет. Однако важно отметить, что «Автодор» ежегодно индексирует тарифы Данных о том, сколько будет стоить проезд, пока нет. Однако важно отметить, что «Автодор» ежегодно индексирует тарифы Фото: © Belkin Alexey / news.ru / www.globallookpress.com

Платно, потому что есть альтернатива

Обход Набережных Челнов и Нижнекамска в Татарстане построили за три года. Работы начались в декабре 2021 года, а в декабре 2024-го трассу протяженностью 81,4 км открыл президент России Владимир Путин, подключившись по видеосвязи. На церемонии президент России вспомнил о запуске участка дороги М12 от Москвы до Казани. «Как и планировали, будем и дальше развивать эту значимую магистраль в направлении Екатеринбурга, Тюмени и далее — на восток. Сегодня в ее составе в строй вводится 80-километровый обход Нижнекамска и Набережных Челнов…» — отметил Путин.

Таким образом, российский лидер тогда обозначил, что обход — это часть платной трассы. Объезды выведут транзитные потоки из городов и поселков и сделают движение более безопасным, улучшат качество жизни людей и позитивно скажутся на экологическом благополучии, расписывал Путин.

Задача обхода — улучшить транспортную доступность в республике и обеспечить возможность дальнейшего развития камского кластера, рассказывали в ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». Причем отмечалось, что в дальнейшем его включат в состав скоростного маршрута Казань – Екатеринбург – Тюмень. Появление дороги действительно облегчило жизнь автомобилистам. Например, время в пути от Нижнекамска до Казани сократилось на один час, а до Уфы — примерно на два.

Автодорога IБ-категории включает в себя 10 мостов, в том числе мост через Каму, 6 транспортных развязок, 11 путепроводов и пять пересечений в разных уровнях. Самый большой объем работ по строительству искусственных сооружений выполнили на мосту через реку Каму. Это самое протяженное искусственное сооружение всего транспортного коридора Казань – Екатеринбург. Протяженность русловой части моста — 792 м, а эстакадной — 510 м, всего 1,3 километра. Строительство велось в условиях обеспечения непрерывной судоходной навигации.

Задача обхода — улучшить транспортную доступность в республике и обеспечить возможность дальнейшего развития камского кластера, рассказывали в ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Задача обхода — улучшить транспортную доступность в республике и обеспечить возможность дальнейшего развития камского кластера, рассказывали в ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Фото: «БИЗНЕС Online»

В возведении объекта участвовало пять подрядчиков (ООО «Каздорстрой», АО «ДиМ», ООО «Волгадорстрой», ООО «Алексеевскдорстрой», ООО «Самаратрансстрой»), два бетонных завода и 1,5 тыс. человек. Как рассказывал начальник ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдар Мингазов, стоимость обхода составила 79 млрд рублей, средства выделил федеральный бюджет.

Тут стоит отметить. Если насчет участка М12 от Москвы до Казани все сразу понимали, что дорога будет платной, то в случае с обходом Челнов и Нижнекамска о платности разговоров поначалу не было. В ходе строительства ее называли участком бесплатной федеральной трассы М7 «Волга». Однако власти пусть и не прямо, но предупреждали, что дорога войдет в состав скоростного маршрута. Тем более что сделать данный участок коммерческим возможность есть. Законодательством установлено, что дорога может быть платной, если у нее есть бесплатная альтернатива. Например, бесплатный вариант для Вознесенского тракта — это Мамадышский тракт, а для М12 на участке от Москвы до Казани — М7 «Волга». В случае с обходом Челнов и Нижнекамска есть прежний, длинный путь.

«Для этого (введения платыприм. ред.) везде должен быть альтернативный бесплатный проезд — таково требование закона. Но не везде можно выполнить это условие. У обходов Набережных Челнов и пяти сел в Башкортостане альтернатива есть, на остальных участках — нет», — заявил сегодня Петушенко.

Логичный вопрос: станут ли водители платить или вернутся на старые «пути-дороги», пусть и с потерей времени и удобства? Логичный вопрос: станут ли водители платить или вернутся на старые «пути-дороги», пусть и с потерей времени и удобства? Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если уж совсем тяжело, то, конечно, выбираем платную трассу…»

Дорога помогла разгрузить Набережные Челны, через которые ранее проходил автомобильный поток, и серьезно экономит время в пути жителям Нижнекамска. Неслучайно мэр Челнов Наиль Магдеев ранее называл запуск обхода ни много ни мало историческим. Логичный вопрос: станут ли водители платить или вернутся на старые «пути-дороги», пусть и с потерей времени и удобства? По участку М7 «Волга», проходящему через Челны, ежедневно проезжают более 60 тыс. машин со «всеми вытекающими последствиями — нагрузкой на экологическое состояние, пробками, ДТП», указывал Магдеев.

Против введения платы за проезд по обходу Нижнекамска и Набережных Челнов в частности и в целом против платных трасс выступает директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников. По его мнению, появление платных трасс всегда создает неудобство как гражданам, так и бизнесу. Но для экономии времени иногда целесообразнее выбрать платную дорогу. По такому принципу, скорее всего, будут пользоваться и обходом Нижнекамска и Челнов.

«Каждый раз, когда необходимо какой-то маршрут выстраивать, всегда смотрим время, которое затратим на поездку, нет ли где-то пробок. Если уж совсем тяжело, то, конечно, выбираем платную трассу. То есть, когда стоит выбор либо стоять в пробке, либо чуть заплатить и объехать, естественно, платим и объезжаем», — объясняет Сотников в беседе с «БИЗНЕС Online».

Однако, по его словам, это приводит к дополнительным расходам, что в конечном итоге отражается на стоимости продукта. «У нас сегодня очень много говорится о том, что наша продукция неконкурентоспособна. То есть себестоимость продукции очень высокая. Так вот почему она неконкурентоспособна? Может быть, как раз именно вот эти платы за проезд по дорогам тоже вносят свою дополнительную лепту в себестоимость?» — задается вопросом эксперт.

«Кому надо, те поедут в любом случае по этой дороге [даже после введения платы]» — отмечает источник «БИЗНЕС Online» на рынке грузоперевозок. Вырастает ли при этом стоимость перевозки груза? Перевозчик сам определяет стоимость, указывает наш собеседник. «Наверное, ездят [по платным] те, кто изначально в стоимость перевозки заложил плату за проезд, — рассуждает он. — Ну и не надо забывать, что всегда есть альтернативная дорога».

«Не вернется ли часть потока на прежний, пусть и более долгий, маршрут? Это стандартный вопрос, который задают нашему институту, и мы подписываем соответствующий контракт и изучаем этот вопрос. Это называется эластичность спроса к тарифу. Вот у меня в бесплатном варианте едет, условно, 10 тысяч автомобилей, а если я сделаю какой-нибудь маленький тариф [за проезд по трассе], то там будет 9 тысяч. А если очень высокий тариф, то вообще будет ноль. И вот нас спрашивают: какой должен быть тариф, чтобы потери трафика были бы несущественными. В принципе, любую управляющую структуру платной дороги заботит прежде всего отношение трафика к тарифу. Это доход! Поэтому, если я сделаю очень крутой тариф, у меня будет маленький доход. А если я сделаю проезд бесплатным, то доход окажется нулевым. Истина лежит хоть и не точно посередине, но где-то между ними. Это стандартный вопрос, и я думаю, что „Автодор“ проведет такое исследование, закажет его», — сказал в беседе с «БИЗНЕС Online» директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

«Закладывают ли грузовые компании в стоимость перевозки проезд по платной трассе? Немедленно закладывают! Но на самом деле доля таких платежей на платных дорогах в себестоимости перевозки, в общем-то, невелика. Везет, предположим, фура 20 тонн сахара-песка в пачках. И сколько платная дорога добавит цены в один килограмм сахара или любого другого продукта? Это будут доли процента. То есть это не бог весть что. Но, конечно, любой перевозочный бизнес немедленно закладывает платежи на участках платных дорог в себестоимость перевозки. А как иначе?» — добавил Блинкин.